РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
статья
Поставив перед собой цель, развивать творческие способности детей, я выделила ряд задач: поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое мышление, воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет); показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya_na_urokah_fiziki.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
Поставив перед собой цель, развивать творческие способности детей, я выделила ряд задач: поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое мышление, воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет); показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.
Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя. Этим задачам я стараюсь подчинить каждый урок физики, какая бы тема на нем не рассматривалась, учитываю специфику класса, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением; практические (лабораторные работы, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая. Творческую деятельность рассматриваю как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное. Значит, творческая личность – это человек, овладевший подобной деятельностью.
Далее приведу примеры некоторых педагогических методов, которые я использую в своей педагогической деятельности в основной школе.
- Эксперименты.
Физика является экспериментальной наукой, поэтому развитие практического направления является одним из методов, позволяющих учащимся лучше понять изучаемые темы. Основными формами занятий являются практические работы в физической лаборатории, на которых учащиеся приобретают навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, учатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение таких заданий позволяет применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах, подготавливают основу для практического применения полученных знаний, развивают интерес к предмету.
Проявить свои творческие способности можно при выполнении домашнего задания по изготовлению приборов, принципы, действия которых были изучены на уроках. Большое значение имеют проведение домашних наблюдений и простых экспериментов, так как в этом случае к выполнению работ привлекаются и родители.
- Сказки, рассказы, кроссворды.
Одним из видов заданий, задаваемых на дом, является написание небольшой сказки или рассказа, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении. При сочинении сказок и рассказов происходит развитие творческого воображения, образного видения физических явлений. Получив задание, учащиеся анализируют и синтезируют знания по физике, накопленные ими ранее, и в результате возникают образы, отображающие физические явления. ( Примеры тем: «Путешествие электрона (протона) в электрическом (магнитном) поле», «Что увидит человек-невидимка?», «Что такое космос?», «Я – исследователь морских глубин», «Жизнь без силы трения», «Исчезла сила тяжести. Что дальше?» и т.д.).
Кроссворды из 10-12 слов учащимися составляются дома после прохождения темы. На уроке учащиеся защищают свои кроссворды: я им задаю 50% вопросов из их кроссворда и по результатам защиты выставляю оценки.
- Литературные фрагменты, пословицы.
Средствами развития творческих способностей могут служить отрывки из литературных произведений. Зачитываю литературный фрагмент и предлагаю дать объяснение физических явлений, о которых идет речь в тексте. Литературные фрагменты способствуют видению физических явлений, а это углубляет восприятие и понимание физики.
Часто на уроках зачитываю пословицы и поговорки, смысл которых ребята должны объяснить на основе полученных на уроках физики знаний. Пример: Иногда и такое случается, что и камень потом обливается (конденсация).
- Кластеры.
Из разнообразных графических способов учеников больше привлекают кластеры. Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала, чем при изучении текста с использованием других приёмов, например, составления плана, тезисов, конспекта или схемы. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность. Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт психологический комфорт в учебном процессе. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.
- Внеклассная деятельность.
Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Это разовые мероприятия, проводимые в рамках предметного дня или недели: физические вечера, викторины, различные игры: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и другие. В подготовке к этим мероприятиям принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их способности, развиваются смекалка, логическое мышление.
- Олимпиады.
Особое место во внеклассной работе по физике занимает подготовка к физической олимпиаде и ее проведение. Ей предшествует длительная и кропотливая работа. Участие в олимпиаде требует от ученика знания таких разделов физики, которые в школе не изучаются. Эти знания ученик может получить как на индивидуальных консультациях, так и при самостоятельном изучении специальной литературы, рекомендованной учителем.
- Задачи.
Самую большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках физики я отвожу решению задач. При этом подбираю для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это могут быть, например, задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Стараюсь придерживаться принципа: на каждый урок – интересную задачу. Уже начиная с седьмого класса, я привлекаю самих учеников к их составлению. Составляем книжки рисунков-задач как индивидуально, так и коллективно. Для развития творческих способностей предлагаю систему качественных задач исследовательского типа. Суть каждой задачи заключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать физическое явление и ответить на вопрос: почему так произошло? Например: В летний тёплый день ребята купались на озере. Накупавшись, они решили выйти из воды. Скажите, что они почувствуют в момент выхода из воды и объясните явление, используя теорию? В процессе решения таких задач прививается навык наблюдательности и умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в кабинете физики. В задачах такого типа на обыденных жизненных примерах хорошо показано применение изучаемого материала.
Уроки творческого развития, которые у школьников идут просто «на ура», провожу после изучения раздела. Ученики, ожидая их, осознают необходимость уверенных знаний по разделу, чтобы быть успешными в решении задач на таком уроке. Задачи и их количество выбираются учителем в зависимости от уровня подготовленности класса и времени, отводимого для данного типа урока. Для повышения мотивации задачи выбираю разнотипные: качественные, практико-ориентированные, изобретательские, экспериментальные и т.д., но не типичные, расчётные (часто нелюбимые учениками). Главное требование к задачам – быть привлекательными для учащихся, творческими, позволяющими применить знания в новых условиях. На таком уроке дети работают на высоком эмоциональном подъёме, с азартом, увлечением, нет равнодушных, нет принуждения. Атмосфера творчества, групповая деятельность создают комфортную психологическую обстановку для каждого ученика. Часто можно слышать их пожелания: «Вот бы каждый день такие уроки!»
- Презентации-проекты.
Часто учащиеся сами приносят электронные презентации об истории развития физики, о жизни и творчестве великих ученых, о великих экспериментах, опытах, о внедрении достижений физики в промышленность. Это мини-проекты. Они формируют умение публичного выступления, целеполагание, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументированно доказывать свою точку зрения и т.д. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Защита проектов проводится в форме конференций, лекций или презентаций. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
9. Рефераты и доклады.
В ходе подготовки реферата или доклада учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками информации, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.
10. Нестандартные уроки.
Они, с одной стороны, позволяют вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Я использую различные формы нетрадиционных уроков. Это урок-соревнование, пресс-конференция, устный журнал, ученый совет, урок-путешествие уроки-суды (заочная экскурсия, прогулки в прошлое) и т.д. Примеры уроков-конференций: «Физики – нобелевские лауреаты» (9 класс), «История развития тепловых двигателей» (8 класс), «История освоения космоса» (7 класс). В седьмом классе провожу уроки-путешествия, уроки-соревнования. Например, итоговый урок в 7 классе – «Путешествие по физическому океану». В 8 классе в ходе изучения темы «Виды соединения проводников» уместным оказался урок «Брейн-ринг». В 9 классе формы нетрадиционных уроков могут быть еще более разнообразными. Так, на обобщающем уроке в конце учебного года в 9 классе провожу урок-деловую игру, на котором учащиеся доказывают, что полученные на уроках физики знания, умения и навыки пригодятся им в дальнейшей жизни, в профессиональной деятельности.
Для учащихся нестандартный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и активно воспитывает ребенка. При подборе заданий для нестандартного урока я стараюсь, чтобы они отвечали следующим требованиям: задания должны развивать логику, сообразительность, смекалку; иметь практическую направленность, быть поучительными, расширять кругозор учащихся; быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или по способу решения; задачи должны быть по возможности просты, доступны для большей части учащихся.
Я представила лишь некоторые методы, используемые в своей педагогической работе для развития творческих способностей учащихся, изложила основные принципы, в соответствии с которыми строится моя работа. Но главное: если учитель ставит своей целью развивать творческие возможности ребенка, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Учитель должен быть личностью, интересной для учеников, тонким психологом, способным понять каждого ребенка. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и развивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дистанционных технологий для развития творческих способностей учащихся к изучению физики и астрономии
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4958901","attributes":{"class":"media-image","height":"100px","width":"100px"}}]]Мои публикации по естествознаниюИнтернет можно использовать не то...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики
Доклад на ШМО ЕМЦ. Основные задачи статьи:поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать ло...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Важнейший аспект повседневной работы учителя – развитие способностей учащихся......
Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся на уроках физики на основе личностно ориентированного подхода
диссеминация педагогического опыта по использованию современных технологий в обучении и развитии интеллектуальных способностей учащихся на основе личностно -ориентированного подхода....
Доклад "Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики"
В докладе указаны некоторые педагогические методы ( эксперименты, решение задач, проекты-презентации, нетрадиционные уроки и др.), которые можно использовать для развития творческих способностей учащи...
"Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся на уроках физики"
выступление на методобъединении по теме...
Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках физики и во внеурочное время
Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности школьников в подростковом возрасте как на уроках, так и во внеурочной деятел...