Программа "Физика в задачах и экспериментах"
рабочая программа по физике (9 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности
«Физика в задачах и экспериментах»
Программа реализуется в Центре образования естественно-научного и технологического профилей «Точка роста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_v_zadachah_i_eksperimentah.odt | 44.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стодолищенская средняя школа
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания Директор школы ______ В.А Скобляков
педагогического совета №1 от Приказ № 323а от 31.08.2022
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности
«Физика в задачах и экспериментах»
Программа реализуется в Центре образования естественно-научного и технологического профилей «Точка роста»
Возраст обучающихся: 14 – 15 лет Автор-составитель:
Срок реализации: 1 год Филимонова Елена Владимировна,
учитель физики
п. Стодолище
2022год Пояснительная записка.
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Физика в задачах и экспериментах» естественно-научной направленности разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Учебный план МБОУ Стодолищенская СШ на 2022/2023 учебный год.
Программа составлена на основе:
1. Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 кл. /сост. В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, - М., «Просвещение», 2014 г.);
2. Авторской программы основного общего образования по физике для 7-9 классов (А. В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник. -М., «Дрофа», 2014);
3. Программы основного общего образования МБОУ Стодолищенская СШ Починковского района Смоленской области.
Уровень освоения – общеинтеллектуальный.
Объем программы: 102 часа
Форма организации образовательного процесса: очная.
Срок освоения: 1 год обучения (34 недели).
Режим занятий: 3 занятия в неделю по 1 часу.
Адресат программы: обучающиеся 14 – 15 лет.
Цель и задачи программы
Цель: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.
Задачи:
- способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики,
- развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки,
- знакомить обучающихся с последними достижениями науки и техники,
- научить решать задачи нестандартными методами,
- развивать познавательный интерес при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Актуальность программы. Дидактический смысл деятельности помогает обучающимся связать обучение с жизнью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации и планирования жизнедеятельности.
Новизна и отличительные особенности. Реализация программного материала способствует ознакомлению обучающихся с организацией коллективного и индивидуального исследования, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Так же существенную роль играет овладение детьми навыков работы с научной литературой: поиск и подбор необходимых литературных источников, их анализ, сопоставление с результатами, полученными самостоятельно. У обучающихся формируется логическое мышление, память, навыки публичного выступления перед аудиторией, ораторское мастерство.
Планируемые результаты
Ожидается, что к концу обучения у учащихся программы «Физика в задачах и экспериментах» будут развиты:
- Навыки выполнения работ исследовательского характера;
- Навыки решения разных типов задач;
- Навыки постановки эксперимента;
- Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет;
- Профессиональное самоопределение.
Личностные результаты:
- формирование положительного отношения к исследовательской деятельности;
- формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентирование понимания причин успеха в исследовательской деятельности.
- формирование ответственности, самокритичности, самоконтроля;
- умение рационально строить самостоятельную деятельность;
- умение грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- умение доводить работу до логического завершения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- умение рационально строить самостоятельную деятельность;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких результатов.
- уметь выделять ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с педагогом;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Предметные результаты:
- умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
- научиться пользоваться измерительными приборами, собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;
- развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинноследственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
- развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы;
- уметь осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием дополнительной литературы в информационном пространстве Интернет;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям.
Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся
Реализация программы внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических задач, анализ и оценку полученных результатов, изготовление пособий и моделей. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие цели, еѐ реализация способствует воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Высоких результатов могут достичь в данном случае не только ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и целеустремлѐнные активные ребята. Обучение осуществляется при поддержке Центра образования естественно-научной направленности «Точка роста», который создан для развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Физика».
Содержание программы
- Введение (1 ч.). Организационное занятие. Правила техники безопасности при работе в кабинете физики.
- Физический метод изучения природы: теоретический и экспериментальный (3 ч.). Определение цены деления приборов, снятие показаний. Определение погрешностей измерений.
- Взаимодействие тел (8 ч.). Сложение сил, направленных по одной прямой. Измерение жесткости пружины. Измерение коэффициента силы трения скольжения. Решение нестандартных задач.
- Давление. Давление жидкостей и газов (10 ч.). Определение давления твердого тела и жидкости. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола. Занимательные опыты. Решение нестандартных задач.
- Работа, мощность, энергия (12 ч.). Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на 2 этаж. Определение выигрыша в силе. Вычисление КПД наклонной плоскости. Измерение кинетической энергии. Измерение потенциальной энергии. Решение нестандартных задач.
- Тепловые явления и методы их исследования (14 ч.). Определение удлинения тела в процессе изменения температуры. Применение теплового расширения для регистрации температуры. Определение количества теплоты при нагревании и охлаждении. Исследование процессов кипения, плавления и отвердевания. Решение задач на определение количества теплоты. Приборы для измерения влажности воздуха.
- Электрические явления и методы их исследования (15 ч.). Определение удельного сопротивления проводника. Измерение сопротивления проводника. Закон Ома для участка цепи. Реостат. Управление силой тока в цепи. Расчет потребляемой электроэнергии. Изучение законов смешанного соединения проводников, закона Джоуля-Ленца. Измерение работы и мощности тока. Исследование и использование свойств электрических конденсаторов. Решение задач.
- Электромагнитные явления (10 ч.). Получение и фиксированное изображение магнитных полей. Исследование магнитного поля проводника с током. Изучение свойств электромагнита. Изучение модели электродвигателя. Магнитное поле Земли. Изготовление магнита. Решение качественных задач.
- Оптика (18 ч.). Изучение законов отражения. Зеркала. Наблюдение отражения и преломления света. Изображения в линзах. Наблюдение полного отражения света. Радуга в природе. Лунные и Солнечные затмения. «Театр теней». Решение задач на преломление света. Дисперсия. Занимательные опыты.
- Разработка и защита индивидуальных проектов (10 ч.)
- Обобщающее занятие (1 ч.).
Календарный учебный график.
№ | Содержание | Количество часов | Форма занятия | Дата |
Введение (1 ч.). | ||||
1 | Организационное занятие. Правила техники безопасности при работе в кабинете физики. | 1 | беседа | 03.09 |
Физический метод изучения природы: теоретический и экспериментальный (3 ч). | ||||
2 | Экспериментальная работа № 1 «Определение цены деления приборов, снятие показаний». | 1 | эксперимент | 05.09 |
3 | Определение погрешностей измерений. Решение качественных задач. | 2 | решение задач | 07.09 10.09 |
Взаимодействие тел (8 ч.). | ||||
4 | Сложение сил, направленных по одной прямой. | 1 | эксперимент | 12.09 |
5 | Сложение сил, направленных по одной прямой. | 2 | решение задач | 14.09 17.09 |
6 | Экспериментальная работа «Измерение жесткости пружины». | 1 | эксперимент | 19.09 |
7 | Экспериментальная работа «Измерение коэффициента силы трения скольжения». | 1 | эксперимент | 21.09 |
8 | Решение нестандартных задач. | 3 | решение задач | 24.09 26.09 28.09 |
Давление. Давление жидкостей и газов (10 ч.). | ||||
9 | Экспериментальная работа «Определение давления твердого тела». | 1 | эксперимент | 01.10 |
10 | Экспериментальная работа «Определение давления жидкости». | 2 | эксперимент | 03.10 05.10 |
11 | Экспериментальная работа «Атмосферное и барометрическое давление». | 1 | эксперимент | 08.10 |
12 | Экспериментальная работа «Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола». | 1 | эксперимент | 10.10 |
13 | Занимательные опыты. | 2 | опыты | 12.10 15.10 |
14 | Решение нестандартных задач. | 3 | решение задач | 17.10 19.10 22.10 |
Работа, мощность, энергия (12 ч.). | ||||
Экспериментальная работа «Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1 на 2 этаж». | 1 | эксперимент | 24.10 | |
15 | Экспериментальная работа «Определение выигрыша в силе». | 1 | эксперимент | 26.10 |
16 | Экспериментальная работа «Вычисление КПД наклонной плоскости». | 1 | эксперимент | 07.11 |
17 | Экспериментальная работа «Измерение кинетической энергии». | 1 | эксперимент | 09.11 |
18 | Экспериментальная работа «Измерение потенциальной энергии». | 1 | эксперимент | 12.11 |
19 | Экспериментальная работа «Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блок». | 1 | эксперимент | 14.11 |
20 | Решение качественных задач. | 2 | решение задач | 16.11 19.11 |
21 | Решение нестандартных задач. | 4 | решение задач | 21.11 23.11 26.11 28.11 |
Тепловые явления и методы их исследования (14 ч.). | ||||
22 | Экспериментальная работа «Определение удлинения тела в процессе изменения температуры». | 1 | 30.11 | |
23 | Применение теплового расширения для регистрации температуры. | 1 | 03.12 | |
24 | Экспериментальная работа «Определение количества теплоты при нагревании и охлаждении». | 2 | 05.12 07.12 | |
25 | Решение задач на определение количества теплоты. | 2 | 1012 12.12 | |
26 | Экспериментальная работа «Исследование процесса кипения». | 1 | 14.12 | |
27 | Экспериментальная работа «Изучение процессов плавления и отвердевания». | 1 | 17.12 | |
28 | Приборы для измерения влажности воздуха. Экспериментальная работа «Измерение влажности воздуха». | 1 | 19.12 | |
29 | Решение олимпиадных задач на уравнение теплового баланса. | 5 | 21.12 24.12 26.12 28.12 30.12 | |
Электрические явления и методы их исследования (15 ч.). | ||||
30 | Экспериментальная работа «Измерение сопротивления проводника». | 1 | 11.01 | |
31 | Экспериментальная работа «Определение удельного сопротивления проводника». | 1 | 14.01 | |
32 | Экспериментальная работа «Закон Ома для участка цепи». | 1 | 16.01 | |
33 | Экспериментальная работа «Измерение работы и мощности тока». | 1 | 18.01 | |
34 | Занимательные опыты. | 2 | 21.01 23.01 | |
35 | Реостат. Экспериментальная работа «Управление силой тока в цепи». | 1 | 25.01 | |
36 | Практическая работа «Расчет потребляемой электроэнергии». | 1 | 28.01 | |
37 | Практическая работа «Изучение законов смешанного соединения проводников». | 2 | 30.01 01.02 | |
38 | Практическая работа «Изучение закона Джоуля-Ленца». | 1 | 04.02 | |
39 | Экспериментальная работа «Исследование и использование свойств электрических конденсаторов». | 1 | 06.02 | |
40 | Решение нестандартных задач. | 3 | 08.02 11.02 18.02 | |
Электромагнитные явления (10 ч.). | ||||
41 | Экспериментальная работа «Получение и фиксированное изображение магнитных полей». | 1 | 20.02 | |
42 | Экспериментальная работа «Исследование магнитного поля проводника с током». | 1 | 22.02 | |
43 | Экспериментальная работа «Изучение свойств электромагнита». | 1 | 25.02 | |
44 | Практическая работа «Изучение модели электродвигателя». | 1 | 27.02 | |
45 | Магнитное поле Земли. | 1 | ||
46 | Экспериментальная работа «Изготовление магнита». | 1 | ||
47 | Решение качественных задач. | 4 | ||
Оптика (18 ч.). | ||||
48 | Экспериментальная работа «Изучение законов отражения». | 1 | ||
49 | Зеркала. | 1 | ||
50 | Экспериментальная работа «Наблюдение отражения и преломления света». | 1 | ||
51 | Изображения в линзах. Решение задач. | 2 | ||
52 | Радуга в природе. | 1 | ||
53 | Экспериментальная работа «Наблюдение полного отражения света». | 1 | ||
54 | Лунные и Солнечные затмения. | 1 | ||
55 | Экспериментальная работа «Театр теней». | 2 | ||
56 | Решение задач на отражение света. | 2 | ||
57 | Решение задач на преломление света. | 3 | ||
58 | Занимательные опыты. | 2 | ||
59 | Дисперсия. Мыльный раствор. | 1 | ||
60 | Разработка и защита итоговых проектов. | 10 | ||
61 | Обобщающее занятие. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
- Журнал «Физика в школе».
- Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
- Билимович Б.Ф. Физические викторины. – М.: Просвещение, 1968.
- Буров В.А. и др. Фронтальные лабораторные занятия по физике. – М.: Просвещение, 1970.
- Горев Л.А. “Занимательные опыты по физике”. – М.: Просвещение, 1977.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Гос. изд-во технико-теоретической литературы, 1979.
- Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. – М.: изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1963.
- Демкович В.П. Физические задачи с экологическим содержанием // Физика в школе № 3, 1991.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
- А.П. Рыженков «Физика. Человек. Окружающая среда». Книга для учащихся 7 класса. М.: Просвещение,1991 год.
- Л.В. Тарасов «Физика в природе». М.: Просвещение, 1988 год.
- Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
- Интерактивный курс физики для 7-11 классов (диск)
- «Книга для чтения по физике». Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. Составитель И.Г. Кириллова. М.: Просвещение, 1986 год.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- Электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Электронные образовательные ресурсы каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
- http://www.fizika.ru/ Сайт для учащихся и преподавателей физики.
- http://metodist.i1.ru/ Методика физики
- http://www.phys-campus.bspu.secna.ru/ Кампус
- http://www.uroki.ru/ Образовательный портал
- http://physics.ioso.iip.net/ Лаборатория обучения физике и астрономии
- http://www.gomulina.orc.ru Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ 7 класс (1 ч в неделю)
Программа элективного курса Физика в задачах и экспериментах 7 класс (1 ч в неделю)...
Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса «Физика в задачах и экспериментах»
Рабочая учебная программа элективного курса по физике для обучающихся в 7 классе основной школы...
Элективный курс «Фундаментальные основы физики в задачах и экспериментах»
Цель данного элективного курса – подготовить учащихся, расширенно изучающих данный предмет, к сдаче ЕГЭ по физике. Основные задачи курса: -подготовить учащихся к сдаче итоговой аттестации в форме...
"Физика в задачах и экспериментах"
Элективный курс "Физика в задачах и экспериментах" может быть использован для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по физике. Курс совместим с прохождением программы 9 класс. В нем учитываются все ла...
Элективный курс "Физика в задачах и экспериментах"
Элективный курс "Физика в задачах и экспериментах" рассчитан на учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по физике, н...
Рабочая программа элективного курса ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ
Предлагаемый элективный курс в 7 классе рассчитан на 34 часа (1 ч в неделю) для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по...
Рабочая программа по учебному курсу "Физика в задачах и экспериментах", 7 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентированная на учебник А.В. Перышкин. Физика 7 класс и В.И. Лукашик. С...