Конспект урока "Масса тела"
план-конспект урока по физике (5 класс)

Манько Марина Владиславовна

Урок физики в 5 классе по програме Гуревича «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» . Можно использовать  в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk_urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Масса тела

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для развития логического мышления, коммуникативных умений учащихся, умений наблюдать, высказывать гипотезы, предположения, формулировать выводы.

Задачи: а) Формулирование понятия массы, перевод единиц измерения в СИ. Нахождение массы через решение задач.

Объяснение правил взвешивания массы тела на рычажных весах (предметный результат);

б) развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы; способствовать расширению кругозора (метапредметный результат);

 в) развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения; развивать умение работать в паре (личностный результат).

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: комбинированный урок с использованием игровых и ИКТ технологий

Постановка темы

Сегодня у нас необычный урок, урок –путешествие. Мы будем летать на самолете по разным странам и одновременно изучать физику. В путешествие отправятся только те кто преодолеют все преграды которые встретятся нам на пути и ответят на все вопросы.

На столах у вас есть бортовой журнал, в котором мы будем отмечать все что важное встретиться нам во время путешествия. Итак. займите свои места в самолете. Мы отправляемся .

И первая остановка-  далекая Индия. И что бы преодолеть первую остановку нужно открыть конверт «Индия»

Учитель: Открываем конверт и смотрим, что там находится.

Ученики: Задачи.

Учитель: Но задачи, необычные, в них рассказывает о жизни индийских слонов. Давайте прочитаем задачи и выясним, о каких единицах измерения идет речь в каждой из задач.

1. Индийский слон весит 5 тонн, а новорожденный слоненок 90 кг.

На сколько килограммов вес новорожденного слоненка меньше веса его отца?

о каких единицах измерения идет речь

2. Взрослый индийский слон съедает в день до 300 кг разнообразной растительности.

Сколько центнеров он съест за неделю?

о каких единицах измерения идет речь

3. Корней Чуковский:

«У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон…

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять. Или шесть:

Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!»  

Сколько килограммов шоколада попросил отец для сына своего?

о каких единицах измерения идет речь

4. Взрослый индийский слон выпивает в день 200 литров воды. Сколько это см ³?    

о каких единицах измерения идет речь

Учитель: Какая задача лишняя и почему?

Ученики: Четвертая. В ней речь идет о единицах объема.

Учитель: Правильно, а что объединяет другие три задачи?

Ученики: В каждой задаче речь идет о единицах массы.

Учитель:  Как вы думаете, какова тема урока? О какой физической величине мы сегодня будем вести речь?

Ученики: МАССА»

Мотивация

Что же мы должны узнать о новой физической величине?

Ученики: -единицы измерения, обозначение, способы измерения

Учитель:  Прекрасно. отметьте в бортовом журнале тему урока. И если вы смогли ее сформулировать тему и цель поставьте 1 бал в бортовом журнале

Учитель: Прежде чем вы приступите к решению задач, давайте проведем мозговой штурм. необходимо отметить в бортовом журнале перевод единиц массы . сколько же получиться, а затем будет взаимопроверка.

1 кг = 1000г

1 т = 1000кг

1 ц = 100кг

5 т = 5000кг

300 кг = 3ц

16 кг*5 =80кг

16 кг*6 = 96кг

Проверяем. Напротив каждого правильного ответа поставьте 1 балл. Молодцы. У кого все верно. Отмечаем количество баллов балл в бортовом журнале

Учитель: Теперь вы приступаете  к решению первых двух задач.

Каждая группа должна обсудить решение одной из задачи,  записать их в бортовой журнал. Как только группа получила ответ и готова его обосновать, лидер поднимает руку. Группа, верно решившая первой задачу, получает дополнительный бонус за  задачу.

Проверяем ответ и решение первой задачи

1. Индийский слон весит 5 тонн, а новорожденный слоненок 90 кг.

На сколько килограммов вес новорожденного слоненка меньше веса его отца?

Ответ: 4910 кг. Комментируем решение.

2. Взрослый индийский слон съедает в день до 300 кг разнообразной растительности.

Сколько центнеров он съест за неделю?

Ответ:21 центнер. Обсуждаем способы решения.

Если вы решили правильно задачу поставьте в бортовом журнале + 1 балл

Проблема. Новый материал

Учитель: «В третьей задаче мы знакомимся с тем фактом, что слоны любят различные лакомства. Но можем ли мы решить задачу?»

Ученики: «Нет. Мы не знаем, чему равен пуд».

Учитель: «Конверт, с какой надписью нам может помочь?»

Ученики:  «Русский фольклор».

Значит наш самолет отправляется в Россию

Открывают и читают: Старинные меры масс.

1 пуд =16 кг

Пуд применялся в 12 веке для взвешивания металлов и продукции сельского хозяйства.

1 фунт=409 г

Русский фунт был принял при царе Алексее Михайловиче в 18 веке. Служил для взвешивания сахара в торговле.

1 золотник=4г

Золотник происходит от слова «златник». Так называли монету во времена правления киевского царя Владимира Святославовича в 10 веке. С конца 16 века является единицей веса драгоценных металлов и камней.

Учитель: «Давайте решим 3 задачу. Пожалуйста, запишите решение и прокомментируйте его.

3. Корней Чуковский:

«У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон…

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять. Или шесть:

Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!»  

Сколько килограммов шоколада попросил отец для сына своего?

Ответ: 80 кг и96 кг.

Если вы решили эту задачу ставим еще балл в бортовом журнале.

Учитель: В какой стране мы оказались?

Ученик: Во Франции.

Учитель:  во Франции мы оказались не случайно. Именно тут были введены знакомые нам единицы массы - Это было1795г

А Давайте посмотрим на эталон массы- 1 кг.

С 1889г эталон массы хранится в виде цилиндра  высотой 39 мм, диаметром 39мм состоящим из 90 частей платины и 10 частей иридия в Международном институте мер и весов близ Парижа. В России прототип эталона массы хранится в Санкт-Петербурге в институте «Мер и весов» имени Д.И.Менделеева.

Скажите, пожалуйста, а где используются гири?

Ученик: В спорте, в часовых механизмах. Весы

Физминутка.

- Встаньте из-за парт и представьте себя чашечными весами. Левая рука  - левая чашка весов, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам.

- весы находятся в равновесии;
- левая чаша весов опустилась;
- правая чаша весов опустилась;
- весы находятся в равновесии;
- масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
- весы находятся в равновесии;
- груз на левой чаше легче;
- весы находятся в равновесии.

Практическая работа

А теперь  мы отправляемся в Швецию, где нас встречает Карлсон, который живет на крыше. Как вы знаете он великий сладкоежка. И нам нужно его накормить праздничным тортом.

В рецепт которого входит:

500 г грецких орехов, 500 гр мармелада, 500 гр конфет,

Но у каждого из вас на столе только одна конфетка. Орех или мармелад  как мы узнаем сколько конфет, орехов или мармеладок нужно карлсону.

Нужно взвесить 1 конфетку и тогда 500г мы разделим на массу одной конфеты.

Давайте посмотрим на весы. как же нужно измерять рычажными весами? если кто то затрудняется на столе лежит подсказка-правила взвешивания

Свои результаты мы занесем в бортовой журнал…

И так сколько же нужно конфет, орехов, мармеладок для торта карлсона.

Кто справился ставит +1 балл в журнале

Рефлексивно-оценочный этап

И так пора нам отправляться домой. Мы преодолели все препятствия. а что же мы сделали? Что узнали нового? Чему научились. Достигли ли цели путешествия.?

Запишите в бортовом журнале..

Я ЗНАЛ…

Я УЗНАЛ…

Я ХОЧУ УЗНАТЬ…

Ученик: существовали ли другие единицы массы, где они применялись, в каких пословицах использовались.

Учитель: Это и будет вашим домашним заданием.

Теперь подсчитайте количество баллов у себя в бортовом журнале и поставьте себе оценку.

Но я  тоже хочу с вами попрощаться также.                                                                                                                   Я ЗНАЛА, что сегодня к вам приду на урок.                                                                                                               Я УЗНАЛА, что вы  очень внимательные, любознательные.                                                                             Я ХОТЕЛА БЫ УЗНАТЬ, о каждом из вас, что вы являетесь гордостью нашей великой страны – РОССИЯ.

Бортовой журнал

Тема:_____________________________________________________________

 __балл

1.Индийские слоны

__балл

2. Мозговой штурм

1 кг =        г

1 т =          кг

1 ц =          кг

1 т=            ц

5 т =                 кг

300 кг =            ц

16 кг*5 =          кг

16 кг*6 =          кг

___балл

3. Фольклор

____балл

4.Торт для карлсона

1 штука -      гр

__штук -       500 гр

___балл

5.Итоги

Я ЗНАЛ……………………………………..

Я УЗНАЛ…………………………………………

Я ХОЧУ УЗНАТЬ………………………………………………………

ИТОГО________баллов

1. Индийский слон весит 5 тонн, а новорожденный слоненок 90 кг.

На сколько килограммов вес новорожденного слоненка меньше веса его отца?

2. Взрослый индийский слон съедает в день до 300 кг разнообразной растительности.

Сколько центнеров он съест за неделю?

3. Корней Чуковский:

«У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон…

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять. Или шесть:

Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!»  

Сколько килограммов шоколада попросил отец для сына своего?

4. Взрослый индийский слон выпивает в день 200 литров воды. Сколько это см ³?    

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Старинные меры масс.

1 пуд =16 кг

Пуд применялся в 12 веке для взвешивания металлов и продукции сельского хозяйства.

1 фунт=409 г

Русский фунт был принял при царе Алексее Михайловиче в 18 веке. Служил для взвешивания сахара в торговле.

1 золотник=4г

Золотник происходит от слова «златник». Так называли монету во времена правления киевского царя Владимира Святославовича в 10 веке. С конца 16 века является единицей веса драгоценных металлов и камней.

ПРАВИЛА ВЗВЕШИВАНИЯ

  1. Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
  2. Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
  3. Во избежание  порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
  4. Мелкие гири и разновесы надо брать пинцетом.
  • Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, приближенную к массе тела (на глаз).
  • Если гиря перетянет чашку, то её ставят обратно в футляр, если нет – оставляют на чашке. Затем подбирают таким же образом гири меньшей массы, пока не будет достигнуто равновесие.
  • Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири в футляр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"

Конспект урока  физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...

Конспект занятия по валеологии "Знакомься твое тело"

Занятие из цикла "Здоровым быть здорово" для воситанников начальных классов VIII вида....

“Туган телем-татар теле” (татар теле һәм әдәбиятыннан сыйныфтан тыш чара)

Укытучы һөнәренә хөрмәт, туган телгә, иҗатка мәхәббәт; туган авылыбыз, мәктәбебез, аның сәләтле укучылары белән горурлану, кызыксыну хисләре, әхлак сыйфатлары тәрбияләү....

Интеграциялы дәрес "Үҙләштерелгән һүҙҙәр" ( рус теле, башҡорт теле, инглиз теле).

Республика кимәлендә уҙғарылған фәнни-практик конференцияла рус теле, инглиз теле уҡытыусылары менән берлектә "Үҙләштерелгән һүҙҙәр" тигән темаға асыҡ дәрес күрһәттек. Был дәрестә уҡыусылар ...

Конспект "Строение тела человека"

Конспект внеурочного занятия по ОБЖ...