Презентация. УРОК ПО ТЕМЕ «ИМПУЛЬС ТЕЛА. ИМПУЛЬС СИЛЫ»
презентация к уроку по физике (10 класс)

Чередниченко Евгений Юрьевич

       Предлагаемая презентация может быть использована для проведения урока по теме:  « Импульс тела. Импульс силы.» (Физика, 10 класс средних общеобразовательных учебных заведений,  первый курс учебных заведений, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена).

        Тип урока – комбинированный.

      Изучению темы предшествовало  окончание изучения основных разделов механики – кинематики и динамики. Поэтому первая часть урока направлена на обобщение и систематизацию знаний по изученным разделам, а также способствует актуализации  опорных знаний, умений и навыков учащихся и студентов. После демонстрации на первом слайде движений различных тел, учащимся предлагается  вспомнить, что изучает механика и ее пройденные разделы, на какие основные вопросы  они научились отвечать в кинематике и динамике. А демонстрация слайдов 5 и 6 с основными кинематическими уравнениями прямолинейного равномерного, равноускоренного и криволинейного движений, а также с законами Ньютона и формулами сил в механике, позволяет моментально «освежить» в памяти и систематизировать основу изученного теоретического материала. Слайды 11-14  уже более детально заставляют углубиться в повторение и обобщение динамики – последнего пройденного раздела. Слайд 9 можно использовать для словарной работы – осуществить путешествие по основным понятиям кинематики и динамики.  На слайдах отражены не только вопросы, но и ответы, которые демонстрируются при показе слайдов после ответов учащихся, чтобы прокомментировать этот ответ и еще раз акцентировать внимание на его сути. В плане актуализации  опорных знаний перед изучением новой темы, полезным будет использование межпредметных связей (связь с математикой): слайды 8 и 10 напоминают о скалярных и векторных величинах, позволяют сравнить проекцию вектора на координатную ось и модуль вектора, а содержание слайда 15 напоминает правила сложения векторов, чтобы применить их при решении  простеньких задач по сказке «Репка», по басне «Лебедь, щука и рак» и о перетягивании каната (слайды 16-19). Ведь новые  величины, о которых пойдет речь при изучении новой темы, импульс тела и импульс силы, -  тоже векторные. И при решении задач, как и раньше, придется проектировать вектора на оси координат, записывать формулы и законы сначала в векторной, а потом в скалярной форме. Слайд 20 «Учимся делать выводы»(устанавливать причинно-следственные связи) завершает первую часть урока и отображает роль всей проделанной работы(как и всего курса физики) для развития мышления учащихся. Содержание слайда 21 позволяет выполнить мотивацию учебной деятельности учащихся, после чего сообщается тема, цели и задачи  второй части урока(слайд 22). Слайды 23-25 демонстрируются в процессе объяснения материала новой темы и отражают ее содержание. А по  задачам, условия которых представлены на слайдах  26-28  можно  закрепить полученные знания. Последние слайды презентации (29-31)  знакомят с планом последующего изучения раздела «Законы сохранения в механике», помогают подвести итоги урока и сообщить домашнее задание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ПО ТЕМ Е: « ИМПУЛЬС ТЕЛА. ИМПУЛЬС СИЛЫ.»

Слайд 2

ВНИМАНИЕ! ВОПРОСЫ: Что продемонстрировалось на предыдущем слайде презениации? На предыдущем слайде показаны движения разных тел. Как вы считаете: почему именно с этой демонстрации мы начинаем сегодняшний урок? Какой раздел физики мы изучаем с вами? Механику, изучили кинематику и динамику.

Слайд 3

ВНИМАНИЕ! ВСПОМНИМ…

Слайд 4

Механика – раздел физики, изучающий ЧТО? (механические явления, т. е. механическое движение). Кинематика –раздел механики, изучающий механическое движение КАК? (без причин, которые его вызывают). Динамика –раздел механики, изучающий механическое движение КАК? (с причинами, которые его вызывают). Основной вопрос в кинематике и динамике КАКОЙ? («Как?» -в кинематике, «Почему?” - в динамике.) ПОЗАДИ – ИЗУЧЕНИЕ КИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ

Слайд 7

ВСПОМНИМ изученное ранее …

Слайд 8

Как называют ф/в, которые имеют только числовое значение и не имеют направления ? ( скалярные ) А имеющие еще и направление ? (векторные)

Слайд 9

«БЛИЦ- ОПРОС» путешествие по основным понятиям словарь терминов путь, перемещение, скорость, ускорение, сила, масса

Слайд 10

ПОВТОРЯЕМ МАТЕМАТИКУ… Чем отличаются модуль вектора от его проекции на ось? ( модуль не может быть отрицательным , а проекция – может )

Слайд 11

Какие законы лежат в основе динамики ? (В основе динамики лежат три закона Ньютона.). Для каких движений применяют І и ІІ законы Ньютона? (І- покой и ПРД; ІІ –для движений с ускорением ) А о чем говорит ІІІ закон Ньютона? (Тела всегда взаимно действуют друг на друга и силы появляются парами)

Слайд 12

Законы динамики Ньютона

Слайд 13

вспомним … виды сил в механике

Слайд 14

Установите соответствие между видом силы и формулой или законом для её расчета : 1 - сила тяжести ; 2 - сила всемирного тяготения ; 3 - сила трения ; 4 - сила упругости ; 5 - вес ; 6 - архимедова сила. А. ; Б. ; В. ; Г. ; Д. ; ; Е. Ответ : 1 – В; 2 – А; 3 – Г ; 4 – Б; 5 – Д; 6 - Е Выполняем задание задание на установление соответствия

Слайд 15

вспомним … правила сложения векторов (сил) 2 2 - -

Слайд 16

РЕШАЕМ ЗАДАЧИ По литературным произведениям

Слайд 17

Дед, взявшись за репку, розвивает силу тяги до 600 Н, бабка - до 100 Н, внучка - до 50 Н, Жучка - до 30 Н, кошка - до 10 Н и мышка - до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех сил( направленных в одну сторону)? Справилась ли бы с репкой эта компания без мышки, если сила, которая удерживает репку в земле, равна791 Н? Решите задачу

Слайд 18

Доп. вопросы А чему равна равнодействующая противоположных сил , изображенных на рисунк е ?

Слайд 19

А какова равнодействующая сил , действующих в басне Крылова на воз , который лебедь тянет в облака , рак пятися назад, а щука тянет в воду, если воз остается в покое ?

Слайд 20

Учимся делать выводы а) К чему же приводит нескомпенсированность действия сил ? б) Какое направление имеет ускорение , если оно есть у тела ? в) Сделать вывод – установить причинно- следственную связь : ? Равнодействующая ; равнодействующая

Слайд 21

ПОКА НЕ ЗНАЕМ: как прояснить ситуации… как спрогнозировать и осуществить их …

Слайд 22

ПРИСТУПАЕМ К ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА «ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ». ТЕМ А УРОКА : « ИМПУЛЬС ТЕЛА. ИМПУЛЬС СИЛЫ.»

Слайд 23

ЗНАКОМИМСЯ С НОВОЙ ТЕМОЙ История понятия импульса : В XІV в. французский философ и механик Жан Буридан (1300–1358) применил известное в философии понятие іmpetus ( толчок к чему-нибудь , побуждение ) для объяснения причины движения тел .

Слайд 24

ЗНАКОМИМСЯ С НОВОЙ ТЕМОЙ • Импульсом тела наз. векторную ф/в, равную произведению массы тела на его скорость: В СИ , . • Импульсом силы наз. векторную ф/в, равную произведению силы на время ее действия: или . В СИ . • II закон Ньютона в импульсной форме : т.к. ,по ІІ з.Н. или ( ) - изменение импульса тела равно импульсу силы

Слайд 25

ЗНАКОМИМСЯ С НОВОЙ ТЕМОЙ Замкнутой системой наз . группу тел, взаимодействующих только между собой . П олный импульс тел , образующих замкнутую систему – уникальная ф/в, имеет способность сохраняться !!! П олный импульс тел – это ВЕКТОРНАЯ СУММА ИМПУЛЬСОВ тел.

Слайд 26

РЕШАЕМ ЗАДАЧИ Задача. Какова масса мопеда, если его импульс равен 1200 кг м /с при скорости движения 15м/с ? Ответ . 80 кг.

Слайд 27

РЕШАЕМ ЗАДАЧИ Задача. Найти изменение скорости тела массой 60 кг, если на него в течение 10с действовала сила 120 Н . Ответ . 20 м/с

Слайд 28

РЕШАЕМ ЗАДАЧИ Задача. С какой скоростью должен двигаться легковой автомобиль , масса которого 1,5 т, чтобы у него был такой же импульс, как у грузовика массой 9 т, движущегося со скоростью 54 км/ч ? Ответ . 90 м/с

Слайд 29

С ЗАКОНОМ СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА В ЗАМКНУТОЙ СИСТЕМЕ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯМИ (реактивное дв-е, отдача при стрельбе, кратковременные удары тел)МЫ ПОЗНАКОМИМСЯ В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ

Слайд 30

ВНИМАНИЕ! ВОПРОСЫ: С какими величинами мы сегодня познакомились? ( и мпульс тела, импульс силы ) Это величины векторные или скалярные ? ( векторные ) В чем уникальность такой величины как импульс тела? (сохраняется в замкнутых системах)

Слайд 31

Подведение итогов … Домашнее задание: Выучить теоретический материал темы в соответствии с опорным конспектом в тетради; Решить задачи, подобные разобранным: С какой силой действует молоток массой 0,5 кг на гвоздь во время удара, если скорость молотка перед ударом 2 м/с? Считайте, что удар длится 0,01 с. С какой скоростью должна лететь хоккейная шайба массой 160 г, чтобы ее импульс был равен импульсу пули массой 8 г, летящей со скоростью 600 м/с? Желающим решить более сложную задачу: ВУ) Движение тела описывается уравнением: . Найти импульс тела через 2с и через 4с после начала отсчета времени, если масса тела 2 кг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса"

Рзработка урока по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса", 9 класс...

Урок на тему: "Импульс тела".

Конспект урока на тему: "Импульс тела"....

урок физики в 8 классе по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса"

Цель урока: -сформировать понятие об импульсе тела; -научить определять и вычислять импульс тела; -ознакомить учащихся с законом сохранения импульса; -развивать умение наблюдать и анализировать явл...

урок по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса"

урок + презентация по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса" для 9 класса....

КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 10-м классе по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

Цель урока: закрепление теоретических знаний и выработка навыков решения задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»Задачи урока:1.     Обобщить знания учащихся по теме...

Конспект урока на тему «Импульс тела» 9 класс.

Конспект урока   на тему «Импульс тела» 9 класс....

Урок по теме "Импульс тела"

Урок по теме "Импульс тела"...