Применение алгоритмического подхода к решению задач по физике
методическая разработка по физике (9 класс)
Физические задачи классифицируют по различным признакам:
По способу выражения условия физические задачи делятся на четыре основных вида: текстовые, экспериментальные, графические и задачи рисунки.
Каждый из них, в свою очередь, разделяется на количественные (или расчетные) и качественные (или задачи вопросы).
В то же время основные виды задач можно разделить по степени трудности на легкие и трудные, тренировочные и творческие задачи и другие типы.
Польза алгоритма:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Физические задачи классифицируют по различным признакам. По способу выражения условия физические задачи делятся на четыре основных вида: текстовые, экспериментальные, графические и задачи рисунки. Каждый из них, в свою очередь, разделяется на количественные (или расчетные) и качественные (или задачи вопросы). В то же время основные виды задач можно разделить по степени трудности на легкие и трудные, тренировочные и творческие задачи и другие типы.
Современная классификация задач. - Информационные задачи обеспечивают получение дополнительной информации. Межпредметные задачи требуют для своего решения знания других предметов школьной программы – химии, географии и т.д. Эвристические задачи - это те, решение которых происходит в познании, интуитивно. Редуцированные или типовые задачи решаются по алгоритму. Интегративные задачи – нестандартные творческие задачи с необозначенными явно путями решения. Ядром задачи служит какая-либо ситуация. По содержанию интегративная задача – межпредметная , ее текст позволяет получить ученикам новые знания
Три основных способа решения задач: -традиционный; -самостоятельный; -алгоритмический. Традиционный а) краткая запись условия; б) графический материал, необходимый для решения задачи; в) уравнения (формулы), описывающие физические явления с необходимыми комментариями; г) алгебраические преобразования, приводящие к ответу в буквенном (общем) виде; д) проверка размерности ответа; г) получение численного ответа в системе СИ.
Польза алгоритма требует конкретизации знаний, перенося знания на сходную или новую ситуацию, а это учит ребенка думать; для формирования творческого мышления надо начинать с простейших мыслительных действий и умений, которые затем, с автоматизмом навыка, будет выполнять учащийся; облегчает процесс овладения умениями решать задачи и позволяет научить всех учащихся, а не избранных; создает у учащихся уверенность в своих силах и способностях. в алгоритме указывается общее направление поиска решения задачи, тем самым предоставляет большие возможности для самостоятельной мыслительной работы и задает метод решения в общем виде; алгоритм выполняет функцию модели учебной деятельности.
Общий план решения задач а ) краткая запись условия; б) графический материал, необходимый для решения задачи; в) уравнения (формулы), описывающие физические явления с необходимыми комментариями; г) алгебраические преобразования, приводящие к ответу в буквенном (общем) виде; д) проверка размерности ответа; г) получение численного ответа в системе СИ.
Алгоритмы решения задач по физике
Алгоритм решения задач по кинематике 1. Необходимо выбрать систему отсчёта с указанием начала отсчёта времени и обозначить на схематическом чертеже все кинематические характеристики движения (перемещение, скорость, ускорение и время). 2. Записать кинематические законы движения для каждого из движущихся тел в векторной форме. 3. Спроецировать векторные величины на оси х и у и проверить, является ли полученная система уравнений полной. 4. Используя кинематические связи, геометрические соотношения и специальные условия, данные в задаче, составить недостающие уравнения. 5. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестных. 6. Перевести все величины в одну систему единиц и вычислить искомые величины. 7. Проанализировать результат и проверить его размерность.
Алгоритм решения задач по динамике 1. Внимательно прочитать условие задачи и выяснить характер движения 2. Записать условие задачи, выразив все величины в единицах «СИ» 3. Сделать чертеж с указанием все сил, действующих на тело (нескольких тел), векторы ускорений и системы координат 4 . Записать уравнение второго закона Ньютона в векторном виде 5. Записать основное уравнение динамики (уравнение второго закона Ньютона) в проекциях на оси координат с учетом направления осей координат и векторов 6. Найти все величины, входящие в эти уравнения; подставить в уравнения 7. Решить задачу в общем виде, т. е. решить уравнение или систему уравнений относительно неизвестной величины 8. Проверить размерность 9. Получить численный результат и соотнести его с реальными значениями величин.
Алгоритм решения задач на применение закона сохранения импульса. 1. Необходимо проверить систему взаимодействующих тел на замкнутость. 2. Изобразить на чертеже векторы импульсов тел системы непосредственно перед и после взаимодействия. 3. Записать закон сохранения импульса в векторной форме. 4. Спроецировать векторные величины на оси х и у (выбираются произвольно, но так, чтобы было удобно проецировать). 5. Решить полученную систему скалярных уравнений относительно неизвестных в общем виде. 6. Проверить размерность и сделать числовой расчёт.
Алгоритм решения задач на вычисление работы постоянной силы 1. Выяснить, работу какой силы требуется определить в задаче, и записать исходную формулу: А = Fsсоs α. 2. Сделать схематический чертёж и определить угол между силой и перемещением. 3. Если в условии задачи сила неизвестна, её следует найти из 2 закона Ньютона. 4. Определить величину модуля перемещения из законов кинематики. 5. Подставить значения модулей силы и перемещения в формулу работы и, проверив размерность, сделать числовой расчёт.
Алгоритм решения задач на определение мощности 1. Выяснить, какую мощность надо определить, среднюю или мгновенную. 2. Указать на чертеже силы, действующие на тело, и все кинематические характеристики движения. 3. Из 2 закона Ньютона определить силу тяги. 4. Из законов кинематики определить среднюю или мгновенную скорость. 5. Подставить полученные значения силы тяги и скорости в формулу мощности и, проверив размерность, сделать числовой расчёт.
Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращения энергии. 1. Сделать схематический чертёж. Обозначить на нём кинематические характеристики начального и конечного состояний системы. 2. Проверить систему на замкнутость. Если система тел замкнута, решение проводится по закону сохранения механической энергии. Если система тел не замкнута, то изменение механической энергии равно работе внешних сил. 3. Выбрать нулевой уровень потенциальной энергии (произвольно). 4. Выяснить, какие внешние силы действуют на тело в произвольной точке траектории . 5. Записать формулы механической энергии в начальном и конечном положениях. 6. Установить связь между начальными и конечными скоростями тел системы. 7. Подставить полученные значения энергий и работы в формулу работы и сделать числовой расчёт.
Алгоритм решения задач на статику твёрдых тел, жидкостей и газов. 1. Изобразить на чертеже все силы, действующие на тело, находящееся в положении равновесия. 2. Записать первое условие равновесия. 3. Спроецировать векторные величины на оси х и у (выбираются произвольно). 4. Если для решения задачи первого условия недостаточно, записать уравнение моментов относительно любой точки тела. 5. Решить систему уравнений относительно неизвестных, проверить размерность и сделать числовой расчёт. Если ось вращения закреплена, для решения задачи достаточно второго условия; если тело не имеет оси вращения – первого.
Алгоритм решения задач на расчёт колебательного движения . 1 . Записать уравнение гармонических колебаний. 2. Определить начальную фазу колебаний, используя условие задачи, и выразить, если это необходимо, циклическую частоту колебаний ω через частоту ν или период колебаний Т. 3. Определить мгновенные значения скорости и ускорения точки, совершающей гармонические колебания. 4. Если необходимо, использовать закон сохранения механической энергии. 5. Решить полученные уравнения относительно неизвестных. 6. Сделать числовой расчёт и проверить размерность искомой величины.
Алгоритм решения задач на «Первое начало термодинамики» Задачи об изменении внутренней энергии тел можно разделить на группы : В задачах первой группы рассматривают такие явления, где в изолированной системе при взаимодействии тел изменяется лишь их внутренняя энергия без совершения работы над внешней средой. 1. Установить у каких тел внутренняя энергия уменьшается, а у каких – возрастает. 2. Составить уравнение теплового баланса (ΔU = 0), при записи которого в выражении Q = cm (t2 – t1), для изменения внутренней энергии, нужно вычитать из конечной температуры тела начальную и суммировать члены с учетом получающегося знака. 3. Полученное уравнение решить относительно искомой величины. 4. Решение проверить и оценить критически .
В задачах второй группы рассматриваются явления, связанные с превращением одного вида энергии в другой при взаимодействии двух тел. Результат такого взаимодействия: изменение внутренней энергии одного тела в следствие совершенной им или над ним работы. 1. Убедиться, что в процессе взаимодействия тел теплота извне к ним не подводится, т. е. действительно ли Q = 0. 2. Установить у какого из двух взаимодействующих тел изменяется внутренняя энергия и что является причиной этого изменения – работа, совершенная самим телом, или работа, совершенная над телом. 3. Записать уравнение Q = ΔU + A для тела, у которого изменяется внутренняя энергия, учитывая знак перед А и к. п.д . рассматриваемого процесса. 4. Если работа совершается за счет уменьшения внутренней энергии одного из тел, то А= -ΔU, а если внутренняя энергия тела увеличивается за счет работы, совершенной над телом, то А = ΔU. 5. Найти выражения для ΔU и A. 6. Подставляя в исходное уравнение вместо ΔU и A их выражения, получим окончательное соотношение для определения искомой величины. 7. Полученное уравнение решить относительно искомой величины. 8. Решение проверить и оценить критически.
Алгоритм решения задач на «Газовые законы» По условию задачи даны два или несколько состояний газа и при переходе газа из одного состояния в другое его масса не меняется. 1. Представить какой газ участвует в том или ином процессе. 2. Определить параметры p, V и T, характеризующие каждое состояние газа. 3. Записать уравнение объединенного газового закона Клапейрона для данных состояний. Если один из трех параметров остается неизменным, уравнение Клапейрона автоматически переходит в одно из трех уравнений: закон Бойля – Мариотта, Гей-Люссака или Шарля. 4. Записать математически все вспомогательные условия. 5. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины. 6. Решение проверить и оценить критически. По условию задачи дано только одно состояние газа, и требуется определить какой либо параметр этого состояния или же даны два состояния с разной массой газа. 1. Установить, какие газы участвуют в рассматриваемых процессах. 2. Определить параметры p, V и T, характеризующие каждое состояние газа. 3. Для каждого состояния каждого газа (если их несколько) составить уравнение Менделеева – Клапейрона . Если дана смесь газов, то это уравнение записывается для каждого компонента. Связь между значениями давлений отдельных газов и результирующим давлением смеси устанавливается законом Дальтона. 4. Записать математически дополнительные условия задачи 5. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины. 6. Решение проверить и оценить критически.
Алгоритм решения задач на тему «Электростатика » Решение задачи о точечных зарядах и системах, сводящихся к ним, основано на применении законов механики с учетом закона Кулона и вытекающих из него следствий. 1. Расставить силы, действующие на точечный заряд, помещенный в электрическое поле, и записать для него уравнение равновесия или основное уравнение динамики материальной точки. 2. Выразить силы электрического взаимодействия через заряды и поля и подставить эти выражения в исходное уравнение. 3. Если при взаимодействии заряженных тел между ними происходит перераспределение зарядов, к составленному уравнению добавляют уравнение закона сохранения зарядов. 4. Записать математически все вспомогательные условия 5. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины. 6. Решение проверить и оценить критически.
Алгоритм решения задач на тему «Постоянный ток» Задачи на определение силы тока, напряжения или сопротивления на участке цепи. 1. Начертить схему и указать на ней все элементы. 2. Установить, какие элементы цепи включены последовательно, какие – параллельно. 3. Расставить токи и напряжения на каждом участке цепи и записать для каждой точки разветвления (если они есть) уравнения токов и уравнения, связывающие напряжения на участках цепи. 4. Используя закон Ома, установить связь между токами, напряжениями и э. д.с (ε). 5. Если в схеме делают какие-либо переключения сопротивлений или источников, уравнения составляют для каждого режима работы цепи. 6. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины. 7. Решение проверить и оценить критически.
Алгоритм решения задач на тему «Электромагнетизм » Задачи о силовом действии магнитного поля на проводники с током Сделать схематический чертеж, на котором указать контур с током и направление силовых линий поля. 2. Отметить углы между направлением поля и отдельными элементами контура. 3. Используя правило левой руки, определить направление сил поля (сила Ампера), действующих на каждый элемент контура, и проставить векторы этих сил на чертеже. 4. Указать все остальные силы, действующие на контур. 5. Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят. 6. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины. 7. Решение проверить и оценить критически . Задачи о силовом действии магнитного поля на заряженные частицы 1. Сделать чертеж, указать на нем силовые линии магнитного и электрического полей, проставить вектор начальной скорости частицы и отметить знак ее заряда. 2. Изобразить силы, действующие на заряженную частицу. 3. Определить вид траектории частицы. 4. Разложить силы, действующие на заряженную частицу, вдоль направления магнитного поля и по направлению, ему перпендикулярному. 5. Составить основное уравнение динамики материальной точки по каждому из направлений разложения сил. 6. Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят. 7. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины. 8. Решение проверить и оценить критически.
Алгоритм решения задач на тему «Закон электромагнитной индукции» 1.Установить причины изменения магнитного потока, связанного с контуром, и определить какая из величин В, S или, входящих в выражение для Ф, изменяется с течением времени. 2. Записать формулу закона электромагнитной индукции: 3. Выражение для ΔФ представить в развернутом виде (Ф) и подставить в исходную формулу закона электромагнитной индукции. 4. Записать математически все вспомогательные условия. 5. Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины. 6. Решение проверить и оценить критически.
Алгоритм решения задач на тему «Преломление света » 1. Установить переходит ли луч из оптически менее плотной среды в более плотную или наоборот. 2. Сделать чертеж, где указать ход лучей, идущих из одной среды в другую. 3. В точке падения луча на границу раздела сред провести нормаль и отметить углы падения и преломления. 4. Записать формулу закона преломления для каждого перехода луча из одной среды в другую. 5. Составить вспомогательные уравнения, связывающие углы и расстояния, используемые в задаче. 6. Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины. 7. Решение проверить и оценить критически.
Вывод: Описанный алгоритмический метод решения задач доказывает актуальность межпредметных связей физики и информатики, улучшает усвоение и понимание предмета , повышает заинтересованность учащихся
Спасибо за внимание! Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...
Дифференцированный подход к решению задач по физике 7 класс. Работа и Мощность
Урок по физике 7 класс Работа и Мощность...
Интегрированный урок по геометрии и физике : Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Тема урока: Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике. Учитель математики: Кусей Любовь Александровна.Учитель физики: Колесникова Тать...
Применение математического моделирования в решении задач по физике.
Создание графических и математических моделей при решении задач по физике поможет приобрести более глубокое понимание физических законов и устройства окружающего мира. Станет отличным подспорьем для п...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: "Применение компетентностного подхода к решению задач стереометрии"
Данный проект направлен на поиск ответов на вопросы:1.Какие ключевые компетенции можно формировать в ходе решения стереометрических задач2.Какие подходы к организации решения стереометриче...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ (методическая разработка)
Данное пособие содержит методические рекомендации по решению физических задач с использованием эвристического подхода. В пособии рассмотрен возможный путь к решению некоторых типов творческих зада...
применение определенного интеграла при решении задач по физике
Интегрированный урок по математике и физике. Форма работы - групповая. Рассматриваются задачи по физике, для решения которых можно применить определенный интеграл. Отрабатываются навыки выч...