Линзы. Оптическая сила линзы.
план-конспект урока по физике (8, 9 класс)
Конспект урока в 9 классе по теме «Линзы. Оптическая сила линзы.»
Автор: Лазукова Наталия Сергеевна.
Учебный предмет: физика
Класс: 9
УМК: Грачев А. В., Погожев В. А
Тема урока: Линза. Оптическая сила линзы.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: получат первичные знания о линзах, их физических свойствах и характеристиках, познакомятся с понятием оптическая сила линзы.
Задачи урока:
а) учащиеся сформируют представление о линзах, усвоят основные понятия по данной теме, получат возможность формировать научное мировоззрение (предметный результат).
б) получат возможность развивать и генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использовать умения и навыки различных видов познавательной деятельности, применять основные методы познания (системно-информационный анализ, моделирование), использовать различные источники для получения информации (метапредметный результат).
в) сформируют умения управлять своей учебной деятельностью, сформируют интерес к физике при анализе физических явлений, получат возможность развивать внимание, памятиь, логическое и творческое мышления; сформируют умение управлять своей познавательной деятельностью (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, демонстрационное оборудование по разделу «Геометрическая оптика», набор линз на подставке, экран, , компьютер, проектор, Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
linzy.zip | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 9 классе по теме «Линзы. Оптическая сила линзы.»
Автор: Лазукова Наталия Сергеевна.
Учебный предмет: физика
Класс: 9
УМК: Грачев А. В., Погожев В. А
Тема урока: Линза. Оптическая сила линзы.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: получат первичные знания о линзах, их физических свойствах и характеристиках, познакомятся с понятием оптическая сила линзы.
Задачи урока:
а) учащиеся сформируют представление о линзах, усвоят основные понятия по данной теме, получат возможность формировать научное мировоззрение (предметный результат).
б) получат возможность развивать и генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использовать умения и навыки различных видов познавательной деятельности, применять основные методы познания (системно-информационный анализ, моделирование), использовать различные источники для получения информации (метапредметный результат).
в) сформируют умения управлять своей учебной деятельностью, сформируют интерес к физике при анализе физических явлений, получат возможность развивать внимание, памятиь, логическое и творческое мышления; сформируют умение управлять своей познавательной деятельностью (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, демонстрационное оборудование по разделу «Геометрическая оптика», набор линз на подставке, экран, , компьютер, проектор, Интернет.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | ||
1. Организационный момент | |||||||
Здравствуйте. ребята. Улыбнемся друг другу и с прекрасным настроением начнём работать. В древнегреческой пьесе Аристофана «Облака», описывается фрагмент, где с помощью выпуклого стекла и солнечного света добывали огонь. Из произведений Плиния Старшего следует, что такой способ разжигания огня был известен и в Римской империи. Известно, что Нерон смотрел гладиаторские бои через вогнутый изумруд для исправления близорукости. Сенека описал увеличительный эффект, который даёт стеклянный шар, заполненный водой. Вопрос: Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? | Приветствие. Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса | Ответ на приветствие учителя. Ответ на вопрос учителя. Выдвижение предположения о теме урока «Линзы» | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Самостоятельное выделение и формулирование познавательное цели. | Взаимодействие с учителем Взаимодействие с учителем
| Слушание учителя Слушание учителя и одноклассников, построение высказываний.
| Целеполагание Контроль правильности ответов обучающихся | Умение настраиваться на занятие Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
2. Актуализация знаний | |||||||
Вспомним основные законы преломления и отражения света. Остальные учащиеся отвечают устно на вопросы:
| Задаёт вопросы. | Обучающиеся отвечают на вопросы карточек. 1.Угол падения равен углу отражения. 2.Луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр, проведенный в точку касания лучей, лежат в одной плоскости. 1.Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред. 2.Луч падающий, преломленный и перпендикуляр, проведенный к границе раздела двух сред в точке падения луча, лежат в одной плоскости. | Компетенция обучающихся в области физики. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности Взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Регуляция учебной деятельности. |
3. Изучение новых знаний и способов деятельности | |||||||
Вопрос: что такое линзы? На столах линзы. Обучающиеся внимательно смотрят и вводят понятие линзы с помощью учебника. Определения: Линзой называют прозрачное тело, хотя бы одна из поверхностей которого не является плоской. А значит другую поверхность будет называть сферической. Вопрос: линзы на столах у вас одинаковые или чем-то отличаются? Ребята разглядывают линзы и делают вывод: линзы отличаются формой сферических поверхностей. Линзы, которые посредине тоньше, чем у краёв называются вогнутыми. Соответственно: двояковогнутая, плосковогнутая, выпукло-вогнутая, они являются рассеивающими. Таким образом, линзы по своим оптическим свойствам делятся на собирающие и рассеивающие. Основные точки и линии в линзе: Прямая, проходящая через центры сферических поверхностей, которые ограничивают линзу, называют главной оптической осью. Точку О на этой оси называют оптическим центром. Любую другую прямую, проходящую через оптический центр, называют побочной оптической осью. Точка, в которой пересекаются после преломления в собирающей линзе лучи, падающие на неё параллельно главной оптической оси, называют главным фокусом линзы. У линзы два главных фокуса. Они располагаются по обе стороны линзы на одинаковых расстояниях от неё. Эти расстояния называют фокусным расстоянием линзы. Рассмотрите линзы и ответьте на следующие вопросы: Вопрос: от чего зависит фокусное расстояние линзы? Вопрос: Какая линза преломляет лучи сильнее? Характеристики линз Фокусное расстояние линзы обозначают буквой F. Величину, обратную фокусному расстоянию называют оптической силой линзы и обозначают буквой D: D = 1\ F. [D]=[1/м]=[дптр] Т.е. 1 дптр — это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием F = 1 м. Оптическая сила выпуклой линзы выражается числом положительным, а вогнутой – отрицательным. (Слайд 9, 10) Вопрос: как зависит оптическая сила линзы от фокусного расстояния? Обобщая ответы, делаем вывод: чем меньше фокусное расстояние, тем линза сильнее преломляет лучи, т.е. оптическая сила линзы будет больше. Оптическая сила собирающих линз D>О, т.к. F > 0. Для рассеивающих линз D <О, т.к. F<0. В случае плотно прижатых друг к другу тонких линз оптическая сила системы линз равна сумме (обязательно с учетом знака) оптических сил отдельных линз:
Практическая работа «Измерение фокусного расстояния и е оптической силы собирающей линзы» | Объясняет новый материал, демонстрирует физический эксперимент: Демонстрация ЭОР. Демонстрация рассеивающей и собирающей линз. Демонстрация фокусов линзы. Выполняют практическую работу. Учитель индивидуально консультирует работу обучающихся. | Слушание учителя. Читают параграф, выделяют существенную информацию. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. Наблюдение за материалом ЭОР. Ответ: Фокусное расстояние зависит от кривизны ее поверхностей Ответ: Линзы с более выпуклыми поверхностями Отвечают на вопрос учителя. | Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. Выделение существенной информации из слов учителя. Умение строить речевое высказывание. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Обсуждают выводы. В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. | Слушание. Умение слушать и вступать в диалог. Чтение. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности | Контроль правильности ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
4. Первичное закрепление | |||||||
Решение качественных и количественных задач
| Формулировка условий задач и контроль за правильным решением этих задач. | Решение задач. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Участие в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме | Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
6. Домашнее задание | |||||||
§46-§47 , подготовить сообщение или презентацию (по желанию) по теме «Применение линз». | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействие с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
7. Подведение итогов занятия | |||||||
| Формулирует вопрос | Отвечают на вопрос учителя: с понятием линзы, основными характеристиками линз, построением изображения в линзах. Потому что капельки воды являются маленькими линзами и могут повредить растение. | Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. | Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
8. Рефлексия | |||||||
Лестница успеха Обучающиеся оценивают результаты своей работы: ставят смайлик на ступеньку. | Проводит рефлексию, анализирует выбранные ответы | Рефлексируют. | Умение делать выводы. Рефлексия способов и условий действий. | Взаимодействие с учителем. | Умение формулировать собственное мнение. | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция. Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "линзы.Оптическая сила линзы"
урок с использованием Образовательного комплекса "Физика 8" "1С:Образование 4. Дом"...
Урок физики в 8 классе "Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения даваемые линзой"
ФИО (полностью): Беденко Сергей Владимирович Место работы: МОУ «Харьковская СОШ» Ровеньского района Белгородской области Должность: учитель...
Линзы. Оптическая сила линзы.
Урок в 8 классе...
План-конспект цикла уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.
План-конспект уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Карты заданий к каждой теме....
Линзы. Оптическая сила линзы
презентация по физике на тему "Линзы. Оптическая сила линзы" дляучащихся класса....
Геометрическая оптика. Линзы,оптическая сила линзы.
Линзы. Формула тонкой линзы....
Линзы. Оптическая сила линз. 8 класс
Урок изучения нового материала по теме: "Линзы. Оптическая сила линз"...