Технологическая карта урока физики по теме «Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации»
план-конспект урока по физике (8 класс)

Милюхина Марина Викторовна

Технологическая карта урока физики по теме «Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики по теме «Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации»

Класс: 8

Тема урока: Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель учебной деятельности: 

- деятельностная цель - формирование у учащихся умений решать задачи на расчет количество теплоты при парообразовании.

- содержательная цель – обеспечить усвоение  понятия кипение; формировать умения описывать и  объяснять особенности процесса кипения с точки зрения МКТ.

Планируемые результаты учебной деятельности (перечень умений):

метапредметные: исследовать процесс кипения; работать с учебником и другими источниками информации; проводить анализ информации; осуществлять действия, приводящие к выполнению поставленной цели; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

предметные: научатся приводить примеры использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара; рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы.

Дидактические средства:  учебник, карточки с заданиями.

Оборудование: спиртовка, штатив, пробирка.

 

Этапы учебного занятия с описанием: учебные задания для формирования УУД на предметном материале, формы организации учебной деятельности обучающихся; примеры индивидуализации учебных заданий 

Этапы учебного

занятия

Учебные задания для формирования УУД на предметном материале

Формы организации учебной деятельности обучающихся

Примеры индивидуализации учебных заданий

Формы оценивания

Примеры заданий для оценивания

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Ответить на вопрос: «О каких физических явлениях идет речь в этом стихотворении?»

 Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока,

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливают, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки

Индивидуальная

Каждый учащийся на листочке прописывает явления, о которых идет речь в стихотворении.

Устный ответ

Озвучивают свои ответы

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Слушают сказку

Сказка о чайнике.

Жил - был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая.

Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен.

Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж

получит пол – царства.

Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж,  и часто из-за

этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась.

Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь

предложил провести такое соревнование.

Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы,

как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый

чайник равное  количество воды из ведра.

-Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас

возьмет по чайнику, и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы

поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у

которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой.

Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел

чайник у младшей дочери.

Почему?

Фронтальный, парная

В тетради записывают свои предположения.

Устный ответ

В парах обсуждают свои предположения

3.Этап выявления места и причины затруднения

организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявление места и причины затруднения, осознание то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Задают себе вопрос: «Можно ли сказать, что у меня достаточно знаний о понятии «кипения»»?

 Читают тему урока. Отвечают на вопросы:

Какие незнакомые слова вы увидели?

Что необходимо узнать на уроке?

Чему нужно научится на уроке?

индивидуальный

Фронтальная

На листочка, разделенных на два столба записывают: первый - что знаю о процессе кипения, второй – что хочу узнать.

Выражают свои мысли. Развивают навыки самомотивации.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Пронаблюдать за процессом нагревания и кипения воды и объяснить процесс кипения воды.

Индивидуальная, фронтальная

Вопросы:

из чего состоят пузырьки?

почему они увеличиваются?

почему они поднимаются вверх?

почему пузырьки лопаются?

почему слышен шум?

устная

В ходе обсуждения убеждаются в правильности своих предположений.

5. Этап реализации построенного проекта

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Знакомятся с понятие удельная теплота парообразования.

Записывают формулу расчета количество теплоты, необходимое для парообразования и выделяемое при конденсации.

индивидуальное

Учащиеся имеют права выборы, как изучать материал. Первый - работа с учебником, второй – самостоятельно сформулировать понятия, основываясь на ранее изученных процесса нагревания и плавления.

устная

В ходе обсуждения учебного материала проверяют самостоятельно правильность содержания своего конспекта.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Вопросы: Что такое удельная теплота парообразования?

фронтальная

Учащийся в зависимости от своего уровня сам выбирает номер задания.

письменная

Как надо понимать, что удельная теплота парообразования воды равна 2,3*106 Дж\кг?

. В таблице найти значение Lэфира. Вставить пропуски: при превращении __ кг эфирного пара при температуре ___0С в жидкость  то же температуры ____0,4*106 ___энергии.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях

Познакомиться с примером решения задач в учебнике

индивидуально

Оформление задачи в тетради.

Оформить алгоритм решения задач в тетради.

письменная

На выбор упр 16 № 4 или 5

8.Этап включения в систему знаний и повторения

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

Проверяют ответы друг друга

парная

Каждый получает свое предложение для продолжения.

устная

Закончить предложения:

Кипение – это…

Температура кипения зависит…

Удельная теплота парообразования…

Чтобы рассчитать энергию необходимую для того, чтобы превратить вещество в пар при температуре кипения надо…

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, заполнив анкету.

индивидуальная

Закончи предложение.

Сегодня я узнал …

Было интересно …

Было трудно …

Я выполнял задания …

Я понял, что …

Теперь я могу …

Мне захотелось …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по физике на тему "Кипение. Удельная теплота парообразования", 8 класс

Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В. Рассмотрены вопросы: 1. Внешние признаки кипения. 2. Механизм кипения. 3. Определение кипения. 4. Определение температуры кипен...

Конспект урока физики в 8 классе и презентация по теме "Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации"

Статья содержит конспект урока изучения нового материала по учебнику А.В. Перышкина.Урок включает основные этапы: мотивацию, активизацию знаний, изучение нового материала, закрепление и рефлекси...

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации...

Тема урока: "Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации"

Урок в 8 классе по теме "Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации",На уроке организуется продуктивная деятельность школьников, направленная на достижение ими результатов. Имеется ...

Презентация к уроку: "Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации"

Презентация- дополнение к уроку в 8 классе по теме"Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации". План- конспект помещён ранее....

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Познакомить учащихся с явлением кипения. Научить объяснять процесс кипения на основании молекулярно – кинетической теории. Рассмотреть физические особенности кипения. Определить способ расчета тепла п...

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Познакомиться с процессом кипения на опыте и основными понятиями удельная теплота парообразования, конденсация, температура кипения....