Статья "Использование ИКТ в дополнительном образовании"
статья по физике (8 класс)

Методика использования ИКТ на занятиях кружка по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ispolzovanie_ikt_v_dopolnitelnom_obrazovanii2.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в дополнительном образовании

Шмелева Гульджихан Равильевна, педагог дополнительного образования, лицей №384 г. Санкт-Петербург

Использование ИКТ в дополнительном образовании является актуальной проблемой современного школьного образования. При проведении занятий кружка по физике я обратила внимание, что снижается интерес к физике. Это связано с недостатком наглядного материала, отсутствием оборудования. сложностью предмета. Возникшие проблемы связаны и с бурно растущим объёмом человеческих знаний. И в то же время растёт число детей, которые активно пользуются компьютером для получения новой информации. Передо мной встал вопрос: почему бы не использовать ИКТ как средство обучения? Использование ИКТ позволяет увеличить плотность занятия в 1,5 – 2 раза; активизирует познавательный интерес; ускоряет процессы демонстрации. Наиболее эффективны занятия, на которых предусматривается смена форм деятельности детей.  Качество обучения возрастает, если на занятиях используются фронтальные беседы, работа с мультимедийной обучающей системой индивидуально и в группах, демонстрации презентаций и видеофрагментов всему классу, обсуждение материала и последующее индивидуальное выполнение теоретических и практических заданий. Конструирование занятия требует соблюдения определенных дидактических принципов, сформулированных в традиционной дидактике, которые наполняются новым содержанием при использовании ИКТ.

Дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к учению в целом и к физике в частности.

Работу детей можно организовать: фронтально (просмотр видеофрагментов, наблюдение за изменениями объектов); индивидуально (выполнение практических работ, решение задач); малыми группами (выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.)

В структуре занятия могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения:

 актуализация знаний; первичное усвоение материала;

 формирование знаний, умений, навыков; применение знаний.

Занятие кружка с использованием  информационных технологий, сконструированный с учётом перечисленных дидактических принципов проведён  на занятии кружка в 7 классе по теме « Архимедова сила». Оборудование: презентация, интерактивная доска, демонстрационные опыты, фронтальные эксперименты, рабочие листы.

Первый компонент «Актуализация знаний»: легенда об Архимеде, обозначение проблемы: каким образом Архимед решил поставленную перед ним задачу.

Второй компонент «Первичное усвоение материала»

- формулировка закона Архимеда (презентация)  ;

- опыт, подтверждающий закон Архимеда  - видеофрагмент;

- вывод формулы для архимедовой силы (презентация).

Третий компонент «Формирование знаний, умений, навыков»

- анализ формулы архимедовой силы;

- обсуждение вопросов:

а) от каких факторов зависит архимедова сила;

б) как можно измерить архимедову силу? - видеофрагмент

Четвёртый компонент « Применение учебного материала »

1.Исследовательская работа. Проблемный вопрос: предположите, какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы. Возможные предположения: объём тела, форма тела, глубина погружения тела, плотность тела, плотность жидкости. Цель исследования: обнаружить выталкивающее действие жидкости; выяснить, от каких факторов зависит архимедова сила.

2.Работа по группам. Задание одной из групп «Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела» Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной  бруски одинакового объема, нить.

3. Сведение всех результатов в таблице на интерактивной доске, заполняется с помощью электронной клавиатуры. Формулировка вывода.

4. Ответ на вопрос: как Архимед решил поставленную задачу.

Таким образом можно выстроить занятие, соблюдая все дидактические принципы и использовать ИКТ в различном виде: текст, графика и звук. ИКТ целесообразно применять на всех звеньях системы дополнительного образования Системы мультимедиа являются открытыми, в смысле организации процесса, они не содержат встроенной технологии обучения, что позволяет педагогу наиболее оптимально их использовать при решении дидактических задач.

Список литературы:

1.Газета издательского дома «Первое сентября. Физика» №10.2018г.

2. Коротков А.М. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода- Педагогика,2004, №2

3.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для педагога. М.,Просвещение . 1983.-96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...