Статья "Использование ИКТ в дополнительном образовании"
статья по физике (8 класс)
Методика использования ИКТ на занятиях кружка по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_ikt_v_dopolnitelnom_obrazovanii2.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в дополнительном образовании
Шмелева Гульджихан Равильевна, педагог дополнительного образования, лицей №384 г. Санкт-Петербург
Использование ИКТ в дополнительном образовании является актуальной проблемой современного школьного образования. При проведении занятий кружка по физике я обратила внимание, что снижается интерес к физике. Это связано с недостатком наглядного материала, отсутствием оборудования. сложностью предмета. Возникшие проблемы связаны и с бурно растущим объёмом человеческих знаний. И в то же время растёт число детей, которые активно пользуются компьютером для получения новой информации. Передо мной встал вопрос: почему бы не использовать ИКТ как средство обучения? Использование ИКТ позволяет увеличить плотность занятия в 1,5 – 2 раза; активизирует познавательный интерес; ускоряет процессы демонстрации. Наиболее эффективны занятия, на которых предусматривается смена форм деятельности детей. Качество обучения возрастает, если на занятиях используются фронтальные беседы, работа с мультимедийной обучающей системой индивидуально и в группах, демонстрации презентаций и видеофрагментов всему классу, обсуждение материала и последующее индивидуальное выполнение теоретических и практических заданий. Конструирование занятия требует соблюдения определенных дидактических принципов, сформулированных в традиционной дидактике, которые наполняются новым содержанием при использовании ИКТ.
Дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к учению в целом и к физике в частности.
Работу детей можно организовать: фронтально (просмотр видеофрагментов, наблюдение за изменениями объектов); индивидуально (выполнение практических работ, решение задач); малыми группами (выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.)
В структуре занятия могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения:
актуализация знаний; первичное усвоение материала;
формирование знаний, умений, навыков; применение знаний.
Занятие кружка с использованием информационных технологий, сконструированный с учётом перечисленных дидактических принципов проведён на занятии кружка в 7 классе по теме « Архимедова сила». Оборудование: презентация, интерактивная доска, демонстрационные опыты, фронтальные эксперименты, рабочие листы.
Первый компонент «Актуализация знаний»: легенда об Архимеде, обозначение проблемы: каким образом Архимед решил поставленную перед ним задачу.
Второй компонент «Первичное усвоение материала»
- формулировка закона Архимеда (презентация) ;
- опыт, подтверждающий закон Архимеда - видеофрагмент;
- вывод формулы для архимедовой силы (презентация).
Третий компонент «Формирование знаний, умений, навыков»
- анализ формулы архимедовой силы;
- обсуждение вопросов:
а) от каких факторов зависит архимедова сила;
б) как можно измерить архимедову силу? - видеофрагмент
Четвёртый компонент « Применение учебного материала »
1.Исследовательская работа. Проблемный вопрос: предположите, какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы. Возможные предположения: объём тела, форма тела, глубина погружения тела, плотность тела, плотность жидкости. Цель исследования: обнаружить выталкивающее действие жидкости; выяснить, от каких факторов зависит архимедова сила.
2.Работа по группам. Задание одной из групп «Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела» Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной бруски одинакового объема, нить.
3. Сведение всех результатов в таблице на интерактивной доске, заполняется с помощью электронной клавиатуры. Формулировка вывода.
4. Ответ на вопрос: как Архимед решил поставленную задачу.
Таким образом можно выстроить занятие, соблюдая все дидактические принципы и использовать ИКТ в различном виде: текст, графика и звук. ИКТ целесообразно применять на всех звеньях системы дополнительного образования Системы мультимедиа являются открытыми, в смысле организации процесса, они не содержат встроенной технологии обучения, что позволяет педагогу наиболее оптимально их использовать при решении дидактических задач.
Список литературы:
1.Газета издательского дома «Первое сентября. Физика» №10.2018г.
2. Коротков А.М. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода- Педагогика,2004, №2
3.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для педагога. М.,Просвещение . 1983.-96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...