Рабочая программа для 7 класса с использованием оборудования ТР
методическая разработка по физике (7 класс)
Рабочая программа для 7 класса с использованием оборудования "Точка роста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа для 7 класса "Точка роста" | 144.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «Физика» МБОУСОШ №1
с.Средняя Елюзань основного общего образования для 7х классов
в соответствии с ФГОС ООО и использованием оборудования «Точка роста».
Рабочая программа учебного предмета «Физика» составлена на основе образовательной программы по физике МБОУСОШ №1 с.Средняя Елюзань основного общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по физике с использованием оборудования центра «ТОЧКА РОСТА»7-11 классы/Министерство просвещения Российской Федерации/, 2021г.
Учебный план МБОУСОШ №1 с.Средняя Елюзань отводит для изучения физики в 7х классах 2 часа в неделю (всего 68 часов в год).
Для изучения учебного предмета «Физика» в 7х классах используется учебник основного общего образования: Физика.7 кл.: учебник /А.В. Перышкин.-6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2017.
Содержание учебника соответствует требованиям ФГОС ООО. Рабочая программа разработана с учётом "Точка роста".
Раздел 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика» .
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Более детально планируемые результаты обучения представлены в тематическом планировании.
Раздел 2. Содержание курса физики в 7 классе
Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.
Введение (5 ч.)
Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физика и техника.
Демонстрации и опыты:
- Измерение размеров тел.
- Измерение расстояний.
- Измерение времени между ударами пульса
Фронтальная лабораторная работа:
№ 1. Определение цены деления измерительного прибора
Внеурочная деятельность
- внесистемные величины ( проект)
- измерение времени между ударами пульса.
Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Демонстрации и опыты:
- Диффузия в растворах и газах.
- Модель хаотического движения молекул в газе.
- Модель броуновского движения.
- Сцепление твердых тел.
- Демонстрация образцов кристаллических тел.
- Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
- Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 2. Определение размеров малых тел.
Внеурочная деятельность
- в домашних условиях опыт по определению размеров молекул масла
- вместе с одноклассником проделать опыт: взять часы с секундной стрелкой,кусок шпагата, линейку, флакон духов и встать в разные углы класса. Пусть ваш товарищ заметит время и откроет флакон, а вы отметите время, когда почувствуете запах. Объяснить данное явление, измерив расстояние.
- выращивание кристаллов соли или сахара( проект)
Взаимодействие тел (22 ч.)
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (траектория, путь, скорость, время движения). Равномерное и неравномерное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Демонстрации и опыты:
- Равномерное прямолинейное движение.
- Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета.
- Измерение скорости равномерного движения.
- Явление инерции.
- Измерение силы.
- Определение коэффициента трения скольжения.
- Определение жесткости пружины.
- Сложение сил, направленных по одной прямой.
- Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления (с представлением результатов в виде графика или таблицы).
- Исследование зависимости массы от объема (с представлением результатов в виде графика или таблицы).
- Исследование зависимости деформации пружины от приложенной силы (с представлением результатов в виде графика или таблицы).
Фронтальная лабораторная работа:
№ 3. Измерение массы тела на рычажных весах.
№ 4. Измерение объема тела.
№ 5. Определение плотности твердого тела, измерение плотности жидкости.
№ 6. Градуировка пружины и измерение сил динамометром.
№ 7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.
Внеурочная деятельность
- определение средней длины шага и определение средней скорости движения в школу ;
- сравнение собственного пути и перемещения за сутки;
- сравнение результатов между одноклассниками;
- наблюдение инертности монеты на листе бумаги
- определение массы воздуха в классе и дома, сравнение;
- домашнее наблюдение невесомости;
- домашний опыт с катушкой ниток и написание сочинений о роли силы трения в жизни быту спорте и т.п (мини – проект).
Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 ч.)
Давление. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Манометр. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.
Демонстрации и опыты:
- Барометр.
- Измерение атмосферного давления.
- Опыт с шаром Паскаля.
- Гидравлический пресс.
- Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
№ 9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Внеурочная деятельность
- определить во сколько раз давление табурета на пол больше ножками, чем сидением и давление сидящего ученика каждого класса на стул, сравнение;
- получение мыльных пузырей и объяснение, почему они имеют шарообразную форму;
- дома на боковой стороне высокой банки из -под кофе пробить гвоздем отверстия на высотах 3 6 и 9 см. поместите банку в раковину под кран и откройте так чтобы объем поступающей воды и вытекающей были одинаковы проследите за струйками объясните;
- изготовление фонтана;
- зажженную свечку или бумагу внутри стакана подержи вверх дном, затем быстро поставить стакан вверх дном на воздушный шарик. Опишите наблюдаемое явление;
- сконструировать и изготовить дозатор жидкости;
- сконструировать автоматическую поилку для кур;
- определение плотности собственного тела;
- написание инструкций к физическому оборудованию( бытовые весы, динамометр).
Работа и мощность. Энергия (15 ч.)
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Коэффициент полезного действия механизма.
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Демонстрации и опыты:
- Равновесие тела, имеющего ось вращения.
- Определение момента силы.
- Нахождение центра тяжести плоского тела
Фронтальная лабораторная работа:
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Внеурочная деятельность
- конструирование рычажных весов с использованием монет ( мини проект);
- измерение мощности учеников класса при подъеме портфеля и ее сравнение( мини проект);
- измерение с помощью мм линейки плеча рычагов ножниц и ключа дверного замка и определить выигрыша в силе .
Возможные экскурсии: ферма, строительные площадки, мельница, пожарная станция, диагностические кабинеты поликлиники или больницы.
Подготовка биографических справок: Г.Галилей, И.Ньютон, Р.Гук, Б. Паскаль, э, Торичелли, Архимед.
Подготовка сообщений по заданной теме:
Броуновское движение, Роль явления диффузии в жизни растений и животных, Три состояния воды в природе, Закон всемирного тяготения, Сила тяжести на других планетах, Пассажирские лайнеры, Танкеры и сухогрузы, Промысловые суда, Военные корабли, Подводные лодки, Ледоколы, Суда на воздушной подушке и подводных крыльях
Возможные исследовательские проекты:
- Роль силы трения в моей жизни, сила трения и велосипед, сила трения на кухне.
- Использование дирижаблей во время 1 и 2 Мировой войны и в наши дни.
- Перспектива использования или обреченность.( изготовление модели дирижабля).
-Изготовление автоматической поилки для скота, проект - изготовление фонтана для школы
Обобщающее повторение (1 ч.)
Тематическое планирование
Название разделов, тем | Кол-во часов | Планируемые результаты | Контроль | ||
личностные | предметные | метапредметные | |||
Введение | 5 |
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| Проверка выполнения домашних заданий, лабораторная работа №1, опыты, презентации и доклады, контрольная работа № 1. |
Первоначальные сведения о строении вещества | 5 |
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторная работа № 2, опыты, презентации и доклады, зачет № 1. |
Взаимодействие тел | 22 |
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторные работы № 3,4,5,6,7, опыты, презентации и доклады, контрольная работа № 2, зачет № 2. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 20 |
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторные работы № 8,9, опыты, презентации и доклады, зачет № 3. |
Работа и мощность. Энергия | 15 |
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторные работы № 10,11, опыты, презентации и доклады, зачет № 4. |
Обобщающее повторение | 1 |
| Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| Итоговая контрольная работа, презентации |
Поурочное планирование
№, п/п | дата | Тема урока | Основное содержание темы, термины и понятия. Демонстрации. Лабораторный опыт (эксперимент). Лабораторные, практические работы | Характеристика основных видов деятельности (предметный результат) | Виды контроля | Использование ЦОР, оборудования «Точка роста» |
1. Физика и физические методы изучения природы (5 ч.) | ||||||
1/1 | § 1-2. Что изучает физика. Некоторые физические термины.
| Роль науки в жизни человека. Предмет физики. Физическое тело. Вещество. Материя. Физические явления: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые. Демонстрации:
|
| Беседа по изученному материалу | Оборудование: коробок спичек, свеча, весы, барометр, секундомер, термометр, шарик, желоб, электрическая спираль, маятник, линза, экран, компас, набор магнитов, компьютер, проектор, мультидатчик | |
2/2 | § 3-4. Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин | Основные методы изучения физики[1] (наблюдения, опыты, измерения, гипотеза, вывод), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц СИ. Простейшие измерительные приборы. Демонстрации:
Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы | Физические величины и действия над ними Оборудование: измерительная линейка, секундомер демонстрационный, термометр, амперметр демонстрационный и лабораторный, транспортир. линейка, мензурка, секундомер, термометр, другие измерительные приборы, компьютер, мультидатчик, проектор. | |
3/3 | § 5. Точность и погрешность измерений. Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора» | Цена деления шкалы прибора. Нахождение погрешности измерения. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Измерение и точность измерения Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, небольшая колба и другие сосуды, компьютер, мультидатчик, проектор. | |
4/4 | § 6. Физика и техника | Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние технологических процессов на окружающую среду. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос. Беседа. Презентации учащихся. | Тематическая таблица «Космический корабль «Восток» Комплект портретов. Оборудование: компьютер, проектор. | |
5/5 | Обобщающий урок по теме «Физика и физические методы изучения природы». Контрольная работа № 1 по теме «Физика и физические методы изучения природы» | Физика и физические методы изучения природы. Контрольная работа № 1 по теме «Физика и физические методы изучения природы» |
| Контрольная работа № 1 | ||
2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.) | ||||||
6/1 | §7-9. Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение | Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула – мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы | Таблица Менделеева Модели молекул воды и кислорода. Модель хаотического движения молекул в газе. Образцы кристаллических тел. Модель строения кристаллических тел Оборудование: модели молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, воздушный шарик, мензурки, вода, марганец., горох, манная крупа, компьютер, проектор. | |
7/2 | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Оборудование: линейка, горох, иголка. | |
8/3 | § 10-11. Движение молекул. Взаимодействие молекул. | Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела. Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел. Демонстрации:
Опыты:
|
| Физический диктант. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах Взаимное притяжение и отталкивание молекул Взаимодействие молекул (электронное приложение) Таблица «Поверхностное натяжение» Видеофильм «Диффузия в газах». Видеофильм «Молекулярное притяжение». Оборудование: образцы кристаллических тел, духи, аромалампа, модель строения кристаллических тел, емкость с водой, стеклянные пластинки, динамометр, птичье перо, компьютер, проектор. | |
9/4 | § 12-13. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. | Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения. Демонстрации.
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Задания на соответствие. | Оборудование: модель кристаллической решетки, стакан с водой, сосуды различной формы, полиэтиленовый мешок, компьютер, проектор. | |
10/5 | Зачет № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | Зачет № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | Применять полученные знания при решении физических задач, исследовательском эксперименте и на практике. | Зачет № 1: теоретический, практический, экспериментальный этапы. | ||
3. Взаимодействие тел (22 ч.) | ||||||
11/1 | § 14-15. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Механическое движение - самый простой вид движения. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос. Задания на соответствие. | Равномерное и неравномерное движение, Равномерное движение поплавка в трубке с водой (электронное приложение) Видеофильм «Скатывание тележки» Оборудование: лабораторный комплект по механике, заводной автомобиль, компьютер, мультидатчик, проектор. | |
12/2 | § 16. Скорость. Единицы скорости. | Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости. Решение задач. Демонстрации:
Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Скорость равномерного прямолинейного движения Скорость неравномерного прямолинейного движения Видеофильм «Средняя скорость тела» Оборудование: лабораторный комплект по механике, заводной автомобиль, компьютер, мультидатчик, проектор. | |
13/3 | § 17. Расчет пути и времени движения. | Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тел. Решение задач. Демонстрации:
|
| Физический диктант. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Скорость неравномерного прямолинейного движения Расчет пути и времени движения (электронное приложение) Оборудование: компьютер, мультидатчик, проектор. | |
14/4 | § 18. Инерция. | Явление инерции. Проявление явления инерции в быту и технике. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Видеофильм «Закон инерции» Оборудование: лабораторный комплект по механике, комплект тележек легкоподвижных, компьютер, проектор. | |
15/5 | § 19. Взаимодействие тел | Изменение скорости тел при взаимодействии. Демонстрации:
|
| Самостоятельная работа по теме «Скорость, путь, инерция». Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Оборудование: лабораторный комплект по механике, комплект тележек легкоподвижных, компьютер, проектор. | |
16/6 | § 20-21. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | Масса. Масса - мера инертности тела. Инертность - свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Взаимодействие тележек разной массы (электронное приложение) Оборудование: гири различной массы, монеты различного достоинства, весы рычажные с разновесами, мультидатчик, компьютер, проектор. | |
17/7 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Оборудование: весы рычажные с разновесами, мультидатчик, лабораторный комплект по механике., компьютер, проектор. | |
18/8 | § 22. Плотность вещества | Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Анализ таблиц учебника. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. Демонстрации:
Опыты:
|
| Тест. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Оборудование: набор тел равной массы, набор тел равного объема, компьютер, проектор. | |
19/9 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела» Лабораторная работа № 5 «Определение плотности тела» | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела» Лабораторная работа № 5 «Определение плотности тела» |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Оборудование: измерительный цилиндр, тела неправильной формы, весы рычажные с разновесами, мультидатчик, компьютер, проектор. | |
20/10 | § 23. Расчет массы и объема тела по его плотности | Определение массы тела по его объему и плотности. Определение объема тела по его массе и плотности. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Работа с текстом и оформление конспекта | Расчет массы и объема тела по его плотности (электронное приложение) Оборудование: измерительный цилиндр, весы рычажные с разновесами, деревянный брусок. | |
21/11 | Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» |
| Тест. Домашняя работа. Решение задач различного типа и уровня сложности. | ||
22/12 | Контрольная работа № 2 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества». | Контрольная работа № 2 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» |
| Контрольная работа № 2 | ||
23/13 | § 24-25. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила - причина изменения скорости движения. Сила - векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила - мера взаимодействия тел. Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела Технологические таблицы «Виды деформации» Оборудование: трубка Ньютона, лабораторный комплект по механике, магнит, сосуд с песком, компьютер, проектор, мультидатчик. | |
24/14 | § 26. Сила упругости. Закон Гука. | Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Формулировка закона Гука. Точка приложения силы упругости и направление ее действия. Демонстрации:
Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Работа с текстом и оформление конспекта | Оборудование: лабораторный комплект по механике, мультидатчик, компьютер, проектор. | |
25/15 | § 27-28. Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Вес тела. Вес тела - векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса тела и направление ее действия. Единица силы. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Работа с текстом и оформление конспекта. | Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела Связь между силой тяжести и массой тела (электронное приложение) Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, мультидатчик, проектор. | |
26/16 | § 29. Сила тяжести на других планетах. | Сила тяжести на других планетах. Решение задач |
| Физический диктант. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Презентации учащихся. | Сила тяжести на других планетах Тематические таблицы: «Звезды», «Солнечная система», «Земля - планета Солнечной системы», «Луна, планеты земной группы, планеты-гиганты, малые тела Солнечной системы» Видеофильм «Наша Вселенная» Оборудование: компьютер, проектор. | |
27/17 | § 30. Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | Изучение устройства динамометра. Измерения сил с помощью динамометра. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» Демонстрации:
|
| Лабораторная работа: наличие рисунка, правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор, мультидатчик. | |
28/18 | § 31. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. | Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение равнодействующей двух сил. Решение задач. Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | |
29/19 | § 32-33. Сила трения. Трение покоя. | Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. Демонстрации:
Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Работа с текстом и оформление конспекта. | Сила трения. Трение в природе и технике Видеофильм «Сила трения» Подшипники (электронное приложение) Оборудование: лабораторный комплект по механике, подшипники, компьютер, проектор, мультидатчик. | |
30/20 | § 34. Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы». | Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения. Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы». |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Сила трения. Трение в природе и технике Видеофильм «Сила трения в природе и технике» Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор, мультидатчик. | |
31/21 | Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил». | Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил». |
| Решение задач различного типа и уровня сложности. Самостоятельная работа по темам: «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил». | ||
32/22 | Зачет № 2 по теме «Взаимодействие тел» | Зачет № 2 по теме «Взаимодействие тел» | Применять полученные знания при решении физических задач, исследовательском эксперименте и на практике. | Зачет № 2: теоретический, практический, экспериментальный этапы. | ||
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 ч.) | ||||||
33/1 | § 35-36. Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | Давление. Формула для нахождения давления. Единицы давления. Выяснение способов изменения давления в быту и технике. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Работа с текстом и оформление конспекта. | Способы уменьшения и увеличения давления Зависимость давления от площади опоры (электронное приложение) Оборудование: приборы и инструменты с различной площадью поверхности, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | |
34/2 | § 37. Давление газа. | Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение качественных задач. | Видеофильм «Разница давления или воздушный шар» Оборудование: колокол, насос, воздушный шарик, компьютер, проектор. | |
35/3 | § 38. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | Различия между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Презентации учащихся | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля Видеофильм «Закон Паскаля» Оборудование: шар Паскаля, сосуд с водой, компьютер, проектор. | |
36/4 | § 39-40. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач. Презентации учащихся. | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда Исторический эпизод: опыт Паскаля и гидростатический парадокс Оборудование: пробирки с резиновым дном, стакан с водой, стеклянная трубка, диск, компьютер, проектор, мультидатчик. | |
37/5 | Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» | Решение задач. Самостоятельна работа по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» |
| Решение задач различного типа и уровня сложности. Презентации учащихся. Самостоятельна работа по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» | ||
38/6 | § 41. Сообщающиеся сосуды | Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью - на разных уровнях. Устройство и действие шлюза. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Видеофильм «Шлюзы» Оборудование: сообщающиеся сосуды, компьютер, проектор. | |
39/7 | § 42-43. Вес воздуха. Атмосферное давление. | Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Вес воздуха. Атмосферное давление Видеофильм «Атмосферное давление» Зависимость плотности воздуха около поверхности Земли от высоты над уровнем моря (электронное приложение) Оборудование: сосуд с водой, стеклянная трубка с поршнем, компьютер, проектор. | |
40/8 | § 44. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Презентации учащихся. Решение задач. | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли История открытия атмосферного давления Таблица «Атмосферное давление» Оборудование: магдебургские тарелки, насос, компьютер, проектор, мультидатчик. | |
41/9 | § 45-46. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Знакомство с работой и устройством барометра-анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Решение задач. Демонстрации:
|
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Приборы для измерения давления Таблица «Барометр-анероид» Атмосферное давление на различных высотах (электронное приложение) Оборудование: барометр, воздушный насос, колокол, компьютер, проектор, мультидатчик. | |
42/10 | § 47. Манометры. | Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров. Демонстрации:
|
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Приборы для измерения давления Таблица «Манометр» Оборудование: манометр, компьютер, проектор. | |
43/11 | § 48-49. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | Принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса. Решение качественных задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Самостоятельная работа по теме «Атмосферное давление» | Использование давления в технических устройствах Видеофильм «Гидравлический пресс в быту и технике» Оборудование: модель гидравлического пресса, компьютер, проектор. | |
44/12 | § 50. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. Демонстрации:
|
| Презентации учащихся. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело Оборудование: сосуд с водой, пробка, металлический цилиндр, деревянный брусок, компьютер, проектор, мультидатчик. | |
45/13 | § 51. Закон Архимеда. | Закон Архимеда. Плавание тел. Решение задач. Демонстрации:
Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Презентации учащихся | История открытия закона Архимеда Оборудование: сосуд с водой, набор «Ведерко Архимеда», стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | |
46/14 | Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Оборудование: лабораторный комплект по механике, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде, компьютер, проектор, мультидатчик. | |
47/15 | § 52. Плавание тел. | Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Решение задач Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Принцип плавания судов (электронное приложение) Оборудование: тела различной плотности, сосуды с водой, компьютер, проектор. | |
48/16 | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел». | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел». |
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач различного типа и уровня сложности | ||
49/17 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Оборудование: весы с разновесами, измерительный цилиндр, пробирка-поплавок с пробкой, сухой песок. | |
50/18 | § 53-54. Плавание судов. Воздухоплавание. | Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт. Решение задач. Демонстрации:
|
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Видеофильм «Воздухоплавание» Оборудование: сосуд с водой, кораблик из фольги, мелкие грузы, компьютер, проектор. | |
51/19 | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание». | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание». |
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач различного типа и уровня сложности | Оборудование: компьютер, проектор. | |
52/20 | Зачет № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Зачет № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». |
| Зачет № 3: теоретический, практический, экспериментальный этапы. | ||
5. Работа и мощность. Энергия (15 ч.) | ||||||
53/1 | § 55. Механическая работа. Единицы работы. | Механическая работа, ее физический смысл. Единица работы. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Механическая работа. Единицы работы Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | |
54/2 | § 56. Мощность. Единицы мощности. | Мощность - характеристика скорости выполнения работы. Единицы мощности. Анализ табличных данных. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Оборудование: компьютер, проектор. | |
55/3 | § 57-58. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | Простые механизмы. Рычаг. Основные понятия рычага: точка опоры, точка приложения сил, плечо силы. Условия равновесия рычага. Решение задач. Демонстрации:
|
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Простые механизмы. Наклонная плоскость Оборудование: рычаг, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор, мультидатчик. | |
56/4 | § 59. Момент силы. | Момент силы - физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Единица момента силы. Решение качественных задач. Демонстрации:
|
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Применение правила моментов к рычагу (электронное приложение) Оборудование: рычаг, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | |
57/5 | § 60. Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага». | Демонстрации: Устройство и действие рычажных весов. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага». |
| Презентации учащихся. Лабораторная работа: наличие рисунка, правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Видеофильм «Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту» Оборудование: рычаг, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор, мультидатчик. | |
58/6 | § 61-62. Блоки. «Золотое правило» механики. | Подвижный и неподвижный блоки - простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики. Решение задач. Демонстрации:
|
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | |
59/7 | Решение задач по теме «Условия равновесия рычага». | Решение задач по теме «Условия равновесия рычага». |
| Решение задач | ||
60/8 | § 63. Центр тяжести тела. | Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел. Решение задач. Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Видеофильм «Центр тяжести тела. Условия равновесия тел» Оборудование: картон, иголка, отвес, компьютер, проектор | |
61/9 | § 64. Условия равновесия тел. | Статика - раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Демонстрации:
|
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Видеофильм «Центр тяжести тела. Условия равновесия тел» Оборудование: призма наклоняющаяся с отвесом, компьютер, проектор. | |
62/10 | § 65. Коэффициент полезного действия механизмов. | Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД. |
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Коэффициент полезного действия механизма Оборудование: лабораторный комплект по механике, трибометр, компьютер, проектор. | |
63/11 | . Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». |
| Лабораторная работа: наличие рисунка, правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Оборудование: лабораторный комплект по механике, трибометр, мультидатчик. | |
64/12 | § 66-67. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. | Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задач. Демонстрации:
Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | |
65/13 | § 68. Превращение одного вида механической энергии в другой. | Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Презентации учащихся. Решение задач | Закон сохранения механической энергии Источники энергии. Вечные двигатели Демонстрация закона сохранения энергии на примере пружинного маятника (электронное приложение) Демонстрация закона сохранения энергии на примере движения мяча в поле тяжести (электронное приложение) Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | |
66/14 | Решение задач по темам «Работа и мощность. Энергия». | Решение задач по теме «Работа и мощность. Энергия». |
| Решение задач | ||
67/15 | Зачет № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия». | Зачет № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия». |
| Зачет № 4: теоретический, практический, экспериментальный этапы. | ||
6. Обобщающее повторение (3 ч.) | ||||||
68/1 | Повторение пройденного материала | Обобщение курса физики 7 класса. |
| Решение задач различного типа и уровня сложности. |
[1] Жирным шрифтом выделен материал, выносящийся на ГИА или ЕГЭ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5-9 классы с использованием оборудования образовательного центра естественно-научной и технологической направленности "Точка роста"
Рабочая программа учебного курса биологии 5-9 класса составлена на основе программы по биологии для 5–9 классов автора: Сивоглазов В. И. Биология. Рабочие про...
Рабочая программа по химии 8-9 классы с использованием оборудования образовательного центра естественно-научной и технологической направленности "Точка роста"
Рабочая программа курса химии для основной школы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В ней также учитываются основные иде...
Рабочая программа для 8 класса с использованием оборудования ТР
Рабочая программа для 8 класса с использованием оборудования "Точка Роста"...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Мир физики» 10-11 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир физики» реализует основную образовательную программу среднего образования .В программе предусмотрены возможности для раз...
Рабочая программа по химии 9 класс с использованием оборудования "Точки роста"
Использование оборудование " Точки роста" в процессе изучения химии 9 класса...
Рабочая программа учебного курса «Биология» 5 класс с использованием оборудования центра «Точка роста»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология» 5 класс с использованием оборудования центра «Точка роста»...
Рабочая программа учебного курса «Биология» 6 класс с использованием оборудования центра «Точка роста»
Рабочая программа учебного курса «Биология» 6 класс с использованием оборудования центра «Точка роста»...