Физика и здоровье человека
методическая разработка по физике
Здоровьесбережение – это не только охрана здоровья, но и укрепление здоровья, воспитание культуры здорового образа жизни обучающихся.
Физика – относится к категории «сложных» учебных предметов, поэтому проблема перегрузки на уроках физики актуальна. При планировании учебного материала учитываю индивидуальные особенности учащихся, от этого зависит устойчивость внимания, усидчивость; тип восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizikai_zdorove_cheloveka.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Физика и здоровье человека.
Здоровьесбережение – это не только охрана здоровья, но и укрепление здоровья, воспитание культуры здорового образа жизни обучающихся.
Физика – относится к категории «сложных» учебных предметов, поэтому проблема перегрузки на уроках физики актуальна. При планировании учебного материала учитываю индивидуальные особенности учащихся, от этого зависит устойчивость внимания, усидчивость; тип восприятия.
Здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды:
I вид. Урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, для тем, входящих в программу физики:
Тема | Вопросы здоровьесбережения |
Механическое движение. Скорость. | Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя |
Инерция. | Переход улицы, тормозной путь автомобиля. Правила безопасного спуска на лыжах с горы. |
Трение. | Безопасность дорожного движения, увеличение тормозного пути автомобиля на сырой дороге и во время гололёда. |
Сила. | Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для человека в разном возрасте. |
Диффузия. | Диффузия в живой природе, её роль в питании и дыхании человека и живых организмов. Искусственное дыхание |
Масса. | Правильное измерение массы тела на весах. Ожирение – угроза здоровью. |
Давление. | Безопасная работа с колющими и режущими инструментами |
Давление внутри жидкости. | Дайвинг. Кессонная болезнь |
Атмосферное давление. | Влияние изменения атмосферного давления на самочувствие человека (Метеозависимость людей). Применение в медицине шприца, пипетки, присоски, ЭКГ, медицинских банок. |
Архимедова сила. | Безопасность поведения на воде. Профилактика первой помощи. |
Влажность воздуха. | Влияние влажности воздуха на самочувствие человека. Влияние банных процедур на организм человека. Роль влажности и её регулирование в промышленных и домашних условиях. |
Внутренняя энергия. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. | Проветривание помещения. Требование к воздухообмену в классе. |
Электростатика. | Применение статического электричества. Электротерапия, физиопроцедуры. Вред электростатического явления |
Электрический ток. | Правила безопасной работы с электроприборами в школе и дома. Значения безопасного напряжения и силы тока. Оказание помощи при поражении током. |
Короткое замыкание. | Последствия короткого замыкания. Предохранители и вред «жучков». Заземление. Правила поведения во время грозы. Правила безопасной работы с электроприборами в школе и дома. |
Напряжение. | Правила поведения возле опор высокого напряжения, трансформаторных будок. Биоэлектропотенциалы. Правила поведения около проводов высокого напряжения, если провод соприкасается с землёй или повис над землёй. |
Магнитные взаимодействия. | Влияние магнитных бурь на самочувствие человека. Применение магнитов в медицине. |
Электромагнитное поле. | Влияние компьютера, сотового телефона и других электроприборов на здоровье человека. |
Электромагнитные явления. | Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования. Электричество в медицине, информационной службе. |
Телевидение. | Телевидение и человек |
Биологическое действие радиоактивных излучений. | Влияние радиации на биологические организмы. |
Физика атома и атомного ядра. | Последствия аварий на атомных предприятиях (на ЧАЭС). Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, пути их преодоления. Дозиметры. Допустимая доза облучения. |
Световые явления. Глаз. Зрение. | Светочувствительность глаза. Правила освещения рабочего места. Признаки утомляемости органов зрения, способы его снятия. Дефекты зрения и их коррекция при помощи очков. Гимнастика для глаз. |
Звуковые явления. | Влияние шума на организм человека. Утомление органов слуха, способы их снятия. Голосовой и слуховой аппарат человека. Ультразвук и инфразвук, их влияние на человека. Внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин, поездов и др. видов транспорта, особенно во время дождя. |
II вид. Это может быть стандартный урок. Это урок максимального умственного, психического, физического и нравственного комфорта.
При проведении таких уроков использую опорные конспекты, алгоритмы решения задач, тесты, где учащиеся видят весь план работы на уроке, использую критерии оценивания всех видов деятельности учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания.
III вид. Это запланированный урок здоровья. « Влажность воздуха и ее значение для здоровья». 10класс, «Радиоизотопы. Их применение и влияние на человека и окружающую среду». 11 класс. «Влияние мобильных телефонов на здоровье человека», 10 класс. «Развитие атомной энергетики и влияние на среду» ,11класс.
Проводятся беседы «Электричество, и угроза поражения электрическим током».
При прохождение электрического тока через тело человека вызывает судорожное сокращение мышц, в том числе осуществляющих дыхание и работу сердца.
Паралич дыхания человека наступает при силе тока 0,1А при длительности 3с – смертельное поражение, которое определяется не только напряжением, но и сопротивлением человеческого тела в момент соприкосновения с электрической цепью.
Обучающие должны знать, что при поражении электрическим током могут быть применены два метода оживления организма:
искусственное дыхание путем ритмического вдувания воздуха из своего рта в рот или нос пострадавшего (10—12 раз в 1 мин);
поддержание искусственного кровообращения закрытым массажем сердца путем сжатия его мышц ритмическими надавливаниями на переднюю стенку грудной клетки в ее нижней трети (60—70 р. в 1 мин).
Но главное — не допускать поражения, неукоснительно выполняя правила пользования электроприборами (рассматриваем эти правила).
В теме «Механические колебания. Звук» важно сообщить обучающимся о том, как воздействуют на человека музыкальные звуки и шум, об основных источниках шума на производстве и в быту, о допустимых нормах шума, методах его уменьшения.
На уроках включаю в процесс обучения не только рациональную, но и эмоциональную сферу.
На уроке используются эмоционально-смысловые разрядки: юмористические или поучительные картинки, используются поговорки, афоризмы по теме. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач:
обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Использую отрывки из литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление, что служит не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Гармоничный человек - здоровый человек» для учащихся 11 класса
Возраст участников17, 18 лет. Мероприятие продолжается 40 минут, используется интерактивная доска. Подготовлена выставка «Лучшие люди мира». Тема классного часа «Гармоничный человек...
ПРОЕКТ по экологии человека на тему: «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
ПРОЕКТ по экологии человекана тему: «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»...
Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»
Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».
Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для...
Здоровый человек - счастливый человек
Здоровьесберегающий подход представляет собой рассмотрение основных фундаментальных вопросов, связанных со здоровьем человека. ...
Факторы, разрушающие здоровье человека. Компьютер друг и враг человека.
Урок - конспект...