Физика и здоровье человека
методическая разработка по физике
Здоровьесбережение – это не только охрана здоровья, но и укрепление здоровья, воспитание культуры здорового образа жизни обучающихся.
Физика – относится к категории «сложных» учебных предметов, поэтому проблема перегрузки на уроках физики актуальна. При планировании учебного материала учитываю индивидуальные особенности учащихся, от этого зависит устойчивость внимания, усидчивость; тип восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Физика и здоровье человека.
Здоровьесбережение – это не только охрана здоровья, но и укрепление здоровья, воспитание культуры здорового образа жизни обучающихся.
Физика – относится к категории «сложных» учебных предметов, поэтому проблема перегрузки на уроках физики актуальна. При планировании учебного материала учитываю индивидуальные особенности учащихся, от этого зависит устойчивость внимания, усидчивость; тип восприятия.
Здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды:
I вид. Урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, для тем, входящих в программу физики:
Тема | Вопросы здоровьесбережения |
Механическое движение. Скорость. | Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя |
Инерция. | Переход улицы, тормозной путь автомобиля. Правила безопасного спуска на лыжах с горы. |
Трение. | Безопасность дорожного движения, увеличение тормозного пути автомобиля на сырой дороге и во время гололёда. |
Сила. | Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для человека в разном возрасте. |
Диффузия. | Диффузия в живой природе, её роль в питании и дыхании человека и живых организмов. Искусственное дыхание |
Масса. | Правильное измерение массы тела на весах. Ожирение – угроза здоровью. |
Давление. | Безопасная работа с колющими и режущими инструментами |
Давление внутри жидкости. | Дайвинг. Кессонная болезнь |
Атмосферное давление. | Влияние изменения атмосферного давления на самочувствие человека (Метеозависимость людей). Применение в медицине шприца, пипетки, присоски, ЭКГ, медицинских банок. |
Архимедова сила. | Безопасность поведения на воде. Профилактика первой помощи. |
Влажность воздуха. | Влияние влажности воздуха на самочувствие человека. Влияние банных процедур на организм человека. Роль влажности и её регулирование в промышленных и домашних условиях. |
Внутренняя энергия. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. | Проветривание помещения. Требование к воздухообмену в классе. |
Электростатика. | Применение статического электричества. Электротерапия, физиопроцедуры. Вред электростатического явления |
Электрический ток. | Правила безопасной работы с электроприборами в школе и дома. Значения безопасного напряжения и силы тока. Оказание помощи при поражении током. |
Короткое замыкание. | Последствия короткого замыкания. Предохранители и вред «жучков». Заземление. Правила поведения во время грозы. Правила безопасной работы с электроприборами в школе и дома. |
Напряжение. | Правила поведения возле опор высокого напряжения, трансформаторных будок. Биоэлектропотенциалы. Правила поведения около проводов высокого напряжения, если провод соприкасается с землёй или повис над землёй. |
Магнитные взаимодействия. | Влияние магнитных бурь на самочувствие человека. Применение магнитов в медицине. |
Электромагнитное поле. | Влияние компьютера, сотового телефона и других электроприборов на здоровье человека. |
Электромагнитные явления. | Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования. Электричество в медицине, информационной службе. |
Телевидение. | Телевидение и человек |
Биологическое действие радиоактивных излучений. | Влияние радиации на биологические организмы. |
Физика атома и атомного ядра. | Последствия аварий на атомных предприятиях (на ЧАЭС). Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, пути их преодоления. Дозиметры. Допустимая доза облучения. |
Световые явления. Глаз. Зрение. | Светочувствительность глаза. Правила освещения рабочего места. Признаки утомляемости органов зрения, способы его снятия. Дефекты зрения и их коррекция при помощи очков. Гимнастика для глаз. |
Звуковые явления. | Влияние шума на организм человека. Утомление органов слуха, способы их снятия. Голосовой и слуховой аппарат человека. Ультразвук и инфразвук, их влияние на человека. Внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин, поездов и др. видов транспорта, особенно во время дождя. |
II вид. Это может быть стандартный урок. Это урок максимального умственного, психического, физического и нравственного комфорта.
При проведении таких уроков использую опорные конспекты, алгоритмы решения задач, тесты, где учащиеся видят весь план работы на уроке, использую критерии оценивания всех видов деятельности учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания.
III вид. Это запланированный урок здоровья. « Влажность воздуха и ее значение для здоровья». 10класс, «Радиоизотопы. Их применение и влияние на человека и окружающую среду». 11 класс. «Влияние мобильных телефонов на здоровье человека», 10 класс. «Развитие атомной энергетики и влияние на среду» ,11класс.
Проводятся беседы «Электричество, и угроза поражения электрическим током».
При прохождение электрического тока через тело человека вызывает судорожное сокращение мышц, в том числе осуществляющих дыхание и работу сердца.
Паралич дыхания человека наступает при силе тока 0,1А при длительности 3с – смертельное поражение, которое определяется не только напряжением, но и сопротивлением человеческого тела в момент соприкосновения с электрической цепью.
Обучающие должны знать, что при поражении электрическим током могут быть применены два метода оживления организма:
искусственное дыхание путем ритмического вдувания воздуха из своего рта в рот или нос пострадавшего (10—12 раз в 1 мин);
поддержание искусственного кровообращения закрытым массажем сердца путем сжатия его мышц ритмическими надавливаниями на переднюю стенку грудной клетки в ее нижней трети (60—70 р. в 1 мин).
Но главное — не допускать поражения, неукоснительно выполняя правила пользования электроприборами (рассматриваем эти правила).
В теме «Механические колебания. Звук» важно сообщить обучающимся о том, как воздействуют на человека музыкальные звуки и шум, об основных источниках шума на производстве и в быту, о допустимых нормах шума, методах его уменьшения.
На уроках включаю в процесс обучения не только рациональную, но и эмоциональную сферу.
На уроке используются эмоционально-смысловые разрядки: юмористические или поучительные картинки, используются поговорки, афоризмы по теме. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач:
обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Использую отрывки из литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление, что служит не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/29/picture-61979-1569766319.jpg)
Классный час «Гармоничный человек - здоровый человек» для учащихся 11 класса
Возраст участников17, 18 лет. Мероприятие продолжается 40 минут, используется интерактивная доска. Подготовлена выставка «Лучшие люди мира». Тема классного часа «Гармоничный человек...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-122909-1350134213.jpg)
ПРОЕКТ по экологии человека на тему: «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
ПРОЕКТ по экологии человекана тему: «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»...
Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»
Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-233438-1364747692.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194818-1359894336.jpg)
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».
Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для...
Здоровый человек - счастливый человек
Здоровьесберегающий подход представляет собой рассмотрение основных фундаментальных вопросов, связанных со здоровьем человека. ...