Статья "Способы работы с задачами на уроках физики".
статья по физике (8, 9 класс)
В статье предлагается несколько подборок задач для учащихся 8, 9 классов. В этих подборках рассматривается несколько способов представления условия одной задачи и обоснование важности проведения уроков решения одной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Решение задач 8, 9 класс | 353.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы работы с задачами на уроках физики
В современной образовательной системе одним из самых сложных предметов для обучающихся является физика. Не смотря на технологический прогресс, уроки физики часто смещаются в теоретическую направленность. Однако функциональные компетенции, которые на данный момент должны формироваться у каждого обучающегося, направлены больше на практические умения и навыки, возможные к применению в жизненных ситуациях. Оптимальным вариантом для объединения теоретической и практической деятельности на уроке является задача. Решение задач на уроках физики выступает необходимым условием для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с целями и задачами обучения.
В практике методик преподавания физики есть даже такой вид урока, на котором дети самостоятельно решают задачи по определенной теме. Цели проведения уроков самостоятельного решения задач отвечают требованиям ФГОС ООО и позволяют оценить уровень предметных знаний и умений, а также уровень развития общеучебных умений и навыков.
ПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ |
решать задачи, используя физические законы |
|
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ |
создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач |
|
Главным требованием к списку компетенций, формируемых при решении задач различных типов является умение работать с информацией. Информация может быть представлена разными формами и способами. При интерпретации данных задачи и выбора способа научного доказательства, важными познавательными действиями являются умение преобразовывать одну форму представления данных в другую и умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
В связи с акцентом на ЕНГ типология заданий уже меняется. За последние несколько лет существенные изменения претерпели задания, предлагаемые учащимся на ВПР и ГИА. Но умение работать с информацией, представленной различными способами, можно развивать и при решении задач «старого» типа.
Анализ результатов работ (самостоятельные, контрольные, диагностические) показывает, что одна и та же задача, представленная разными способами, решается учащимися с разным успехом. Наибольшее затруднение, по моим наблюдениям, вызывают задачи, в которых условие задано в виде текста и таблицы или текста и рисунка. Поэтому, я включаю такие задания при решении задач по каждой теме.
Предлагаю вашему вниманию несколько подборок задач для учащихся 8 – 9 классов из моих методических разработок: в этих подборках одна задача представлена разными способами. Более сложный вариант можно предложить для решения сильным ученикам, а задачи, где условие задано текстом – тем, кто послабее. Также можно их использовать для решения задач в группе и дальнейшем представлением решения на доске.
9 класс | |||||||||||||
МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ | |||||||||||||
1. | Шарик скатывается с наклонной плоскости без начальной скорости и за 4 с проходит путь 80 см. Определите ускорение и среднюю скорость движения шарика на всем пути. | ||||||||||||
2. |
| ||||||||||||
3. | На рисунке представлен график зависимости модуля скорости шарика, скатывающегося с наклонной плоскости, от времени. Определите ускорение и среднюю скорость движения шарика за первые 4 с. | ||||||||||||
4. | Учитель на уроке провёл опыт по изучению движения тела по наклонной плоскости: шарик скатывался по наклонной плоскости из состояния покоя, причём фиксировались начальное положение шарика и его положения через каждую секунду после начала движения (см. таблицу).
Определите ускорение и среднюю скорость движения шарика на всем пути. |
)* по моему опыту, затруднения вызывают варианты задачи 2, 3 и 4
8 класс | |
ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ. | |
1. | В электрической цепи, представленной на схеме, сопротивления проводников Второй вольтметр показывает напряжение 8 В. Чему равно показание первого вольтметра? Вольтметры считать идеальными. )* при выполнении этой задачи учащиеся 8 класса, как правило, затрудняются из-за непривычного для них вида схемы |
2. | Два резистора соединили последовательно и подключили к батарейке. Сопротивления резисторов равны 10 Ом и 5 Ом соответственно. Вольтметр, подключенный ко второму резистору показывает напряжение 8 В. Какое напряжение покажет вольтметр, если его подключить к участку из двух резисторов? |
3. | На рисунке представлены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников № 1 и № 2. Эти проводники соединили последовательно и подключили к источнику постоянного напряжения. Вольтметр, подключенный ко второму проводнику, показывает напряжение 8 В. Какое напряжение покажет вольтметр, если его подключить к участку из двух последовательно соединенных проводников №1 и №2? |
4. | Два резистора соединили последовательно и подключили к батарейке. Вольтметр вначале подключили так, как показано на схеме 1. Какое напряжение покажет вольтметр, если его подключить по схеме 2? |
Схема 1 Схема 2 | |
|
Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы. Задачи позволяют объединить теоретические познания по конкретной теме и способность практически применять полученные знания при решении. Задачи являются оптимальной формой работы с теоретическим и практическим материалом, что и требуется в соответствии с компетенциями по функциональной грамотности современного школьника. Как описано выше, любую задачу можно представить в разных формах, в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия информации конкретным школьником. Такая форма работы повышает уровень осознанности действий при изучении физики, а также уровень усвоения материала по предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование понятия "задача" на уроках физики.
Многие учащиеся испытывают трудности при решении задач. По опыту работы могу сказать, что у большинства из них не сформировано понятие «задача», чаще всего они не знают её структуру или знакомы ...
Использование ЭОР для решения задач на уроках физики в 7-9 классах.
Подборка ЭОР для решения задач на уроках физики в 7-9 классах....
Формирование ключевых компетенций при решении творческих задач на уроках физики
Данный материал представляет краткое описание опыта работы....
статья на тему: "Решение экспериментальных задач на уроках физики".
Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...
Сообщение. Тема: «Работа с графическими задачами на уроках физики»
Роль графических задач.Связь физики с математикой.Первые уроки решения графических задач.Основные графические зависимости, изучаемые в 7, 8, 9 классах на уроках физики.Графические задачи при пов...