Рефлексия на уроке физики
учебно-методический материал по физике (8 класс)
Рефлексия на уроке физики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рефлексия в формате 3 – 2 – 1
3 вещи, которые я не знал раньше:
1. Не знал раньше таких формул
2. Не знал, что это могут считать не только экономисты, но и обычный школьник
3. Даже в простых ситуациях дома, надо быть внимательным и не использовать приборы, у которых есть повреждение провода
2 вещи, которые оказались для меня неожиданными:
1. Я не знал, что то, что мы делаем на уроках, может быть использовано в реальной жизни нами же
2. Я вдруг поняла, что на электроэнергию влияет работа каждого прибора у меня дома, поэтому и сумма, которую платят потом родители, складывается из этих составляющих
1 вещь, которую я бы хотел начать делать после изученного на уроке:
Было бы интересно посчитать всю стоимость электроэнергии, которая используется в моем доме, но я боюсь ошибиться, поэтому хотелось бы, чтобы это не оценивалось в журнал
Пояснительная записка
Техники применялись в 8 классе на трех уроках при изучении тем: «Работа, мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца» - техника «Мини-обзор»; «Расчет стоимости электроэнергии. Поражающее действие электрического тока» - техника «Конструктор задач»; «Правила безопасности при работе с электрическим током» - техника «Мини-обзор».
В классе 33 человека, 50% обучающихся учатся на «4» и «5», 30% - на «4» и «3», 20% - на «3». По результатам первого полугодия качество знаний составляет 48%. Большинство детей способны воспроизводить учебную информацию по итогам изученной темы, проявляют интерес к предмету и обладают хорошей мотивацией. Но некоторые испытывают трудности при необходимости применения знаний в практической деятельности, что и выявилось при анализе «Мини – обзора»
Пример применения техники «Мини-обзор» на уроке по теме «Работа, мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца».
Описание техники: способ организации рефлексии обучающихся после изучения нового материала (в одно предложение записать «важный момент» и «неясный момент»).
Цели применения техники:
- проверить степень и качество усвоения нового материала по теме;
- выделить неясные, плохо понимаемые обучающимися понятия для корректировки планирования следующих уроков по данной теме;
В технике участвовало 28 человек.
Анализ результатов «Важное»:
Узнали новый закон, формулы – 16 человек,
Научились решать задачи – 8 человек
Узнали, что Джоуль и Ленц открыли один закон – 4 человека.
Анализ результатов «Неясное»:
Что же открыли Джоуль и Ленц – 2 человека,
Как выражать в законе Джоуля- Ленца одну величину через другие – 4 человек,
Как решать задачи на параллельное соединение – 1 человек,
Где на практике мне это пригодится – 4 человек,
Все ясно – 17 человек.
Выводы.
- большинство учащихся считают, что поняли всё, что изучали на уроке (17 человек);
- решение задач с выводом одной величины через другие;
- спланировать и провести уроки практической направленности;
- продолжить использовать на уроках данную форму работы.
Так как при анализе мини – обзора было выявлено, что 14% учащихся (4 чел) не знают, где можно применить полученные знания на практике, мною были внесены коррективы и последующие уроки имели практическую направленность. Следующий урок был посвящен решению задач: вычисление потребления электроэнергии по счетчику с разными показателями, в разный период, по разному тарифу.
Пример применения техники «Конструктор заданий» на уроке по теме «Расчет стоимости электроэнергии. Поражающее действие электрического тока».
Описание техники: способ организации работы с неадаптивным текстом с помощью таблицы с разноуровневыми заданиями.
Цели применения техник:
- развивать логических мыслительных операций при смысловом чтении текста учебного материала;
- определить уровень знаний и умений класса в целом;
- определить продвижение учащихся в умении самостоятельного получения знаний и представлении полученной информации в различных формах;
- провести коррекцию знаний.
В технике участвовало 26 человек (13 пар).
В начале урока я предложила учащимся апробировать новую форму работы и указала цель, которую преследую. Получив инструкции, дети распределились по парам, мы обсудили регламент подготовки и представления ответов, обсудили критериях выставления оценки. Для ответа отводилось не более 3 минут.
При составлении конструктора задач для этого урока я взяла за основу номера 1,3,4,8,10,14,15,16,21,22,26,30,41,42 из конструктора, разработанного Л.С. Илюшиным. Для ответов учащиеся выбрали следующие номера: 4 – на ознакомление, 1 пара; 10,14 – на понимание, по 1 паре на каждый; 15 – на применение, 1 пара; 16 – на применение – 3 пары; 26 - на анализ, 4 пары; 30 –на синтез, 1 пара; 42 – на оценку,1 пара.
Выводы:
- при работе с конструктором задач учащиеся выбрали задания применение и анализ (практическая направленность входила в цель данного урока);
- у учащихся развивается умение осмысленно читать текст, анализировать, систематизировать информацию и представлять ее в различных формах;
- от учителя требуется достаточно серьезная подготовка и временные ресурсы
Пример применения техники «Мини-обзор» на уроке по теме «Правила безопасности при работе с электрическим током».
Описание техники: способ организации рефлексии учащихся после изучения нового материала (в одно предложение записать «важный момент» и «неясный момент»).
Цели применения техники:
- проверить степень и качество усвоения нового материала по теме;
- выделить неясные, плохо понимаемые учащимися понятия для корректировки планирования следующих уроков по данной теме;
В технике участвовало 28 человек. Данная техника применялась в конце урока, после работы в группах. Класс был поделен на 7 групп (2 группы отвечали на один вопрос) и группам предлагалось осветить вопросы:
1,4 группы – правила поведения при работе с электроприборами;
2,6 группы – основные поражающиеся факторы действия электрического тока;
3,5 группы – правила поведения во время грозы;
7 группа – оказание первой медицинской помощи при поражающем действии электрического тока.
Все вопросы имеют практическую направленность и предполагают знания, полученные на уроках физики, ОБЖ, из жизни – источники информации были неограниченны. На подготовку отводилось 15 минут, 4 мин на ответ каждой группе. В конце урока проводился мини-обзор (ответ на вопрос -что важного узнали за последние три урока, и что осталось неясным)
Анализ результатов «Важное»:
Узнали, о действии электрического тока на человека и как можно обезопасить себя –
15 человек,
Мне пригодятся полученные знания – 8 человек
Смогу рассчитать, сколько заплатить по счетчику–5 человека.
Анализ результатов «Неясное»:
Все понятно – 20 человека,
Хотелось бы больше решать задач – 5 человек
Пошутили – 2 человека,
Не ответили – 1 человек.
Выводы.
- большинство обучающихся считают, что поняли всё, что изучали на уроке (20 человек) и оценили практическую направленность уроков;
- решать задачи с выводом одной величины через другие;
- продолжить использовать на уроках данную форму работы.
Проанализировав деятельность учащихся в течение трех уроков, на которых проводился эксперимент, я пришла к выводу, что значительно возрос интерес к самому предмету через ту работу, которая была проведена. Они выразили желание продолжить работу с «Мини – обзором» чаще, а с текстами с применением конструктора задач в конце больших тем, что совпало и с моим мнением.
Для учителя применение «Конструктора задач» является непростой задачей, необходимо продумать, когда и как будет возможно и целесообразно применить этот метод.
Общие выводы по результатам проведения методического эксперимента:
- Новый вид оценивания заметно улучшил обратную связь между учителем и обучающимися, сделав процесс обучения более гибким.
- Новые техники вызвала одобрительные отзывы со стороны обучающихся.
- С обеих сторон есть желание продолжать использовать данные техники на уроках, а со стороны учителя – попробовать применять и другие техники формирующего оценивания в процессе дальнейшего обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках физики.
Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными д...
Дидактический разбор урока физики в 7 классе по теме: «Золотое правило» механики» методом рефлексии профессиональной деятельности педагога
Разработка урока по физике в 7 классе...
Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в рамках реализации ФГОС. Копилка примеров рефлексии на уроках.
Цель данной работы повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся....
Выступление на РМО по теме: Формы рефлексии на уроке математики. Основные этапы урока рефлексии.
В данной работе рассмотрены основные этапы урока рефлексии....
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке физики.
Материал для учителя физики....
Педагогическая рефлексия как условие эффективности педагогической деятельностиМетодические рекомендации по организации рефлексии на уроках химии.
Методические рекомендации по организции рефлексии на уроках химии....
Рефлексия на уроках физики
Рефлексия может выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);отражать вну...