Сила
план-конспект занятия по физике (7 класс)
Ознакомиться с понятием «сила»; опытным путем выяснить, от чего зависит сила, какое применение имеет в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sila.pptx | 1.52 МБ |
plan_-_konspekt_uroka_fiziki_v_7_klasse_po_teme_sila.docx | 158.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Народные пословицы Силен медведь, да в болоте лежит. Капля камень долбит не силой, а частым падением. Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. (Эзоп) Сознание своих сил увеличивает их. (Люк де Клапье Вовенарг ) Сила в разуме. Голова без ума, что фонарь без свечи. (Лев Николаевич Толстой) Сила есть ума не надо. Сила руки не зло и не добро, зло же или добро в ее применении.
Если на тело не действуют другие тела, то … Тело покоится или движется равномерно и прямолинейно ( с постоянной скоростью ). Чтобы изменить скорость тела, надо … Подействовать на него другим телом . Если одно тело действует на второе, то … Второе действует на первое (это называется взаимодействие ). Что происходит с телами при взаимодействии ? - У них меняется скорость (численно и по направлению). - Изменяется форма тел. - Изменяются размеры тела . От чего зависит изменение скорости тела ? - От массы тел. - От времени. - От того, как сильно взаимодействовали тела . Копилка знаний
Работа по карточкам. №1 Взаимодействие тел – это действие одного тела на другое тело Действие одного тела на другое тело не может быть односторонним В результате взаимодействия тел изменяется направление и быстрота движения тела, форма тела №2 1, 3 2, 5 4, 6
Система оценивания. Очень хорошо – Могло быть лучше – В следующий раз постарайся –
Наблюдение силы, действующей на шарик со стороны Земли. Оборудование: шарик с нитью . Ход выполнения работы: Поднимите шарик за нить и успокойте его колебания. Почему шарик натягивает нить? По какому направлению натягивается нить? Отпустите шарик и наблюдайте за падением шарика. Что происходит со скоростью шарика? По какому направлению падает шарик? Сделайте соответствующий вывод о действии Земли на шарик. Вывод : под действием Земли шарик движется вертикально вниз.
Наблюдение силы, действующей со стороны тела. Оборудование : лист картона, мешочек с песком. Ход выполнения работы: Положите лист картона на две книги На середину листа картона положите мешочек с песком. Обратите внимание на изменение формы картона и мешочка с песком (деформация). Ответьте на вопрос: Что произошло в результате взаимодействия мешочка с картоном? По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами? Вывод: картон и мешочек с песком деформировались. Скорость тел сначала менялась, а потом нет.
Наблюдение действия сил . Оборудование : штатив, пружина, груз. Ход выполнения работы: Повесьте груз на пружину; Что произошло с грузом? Почему? Что произошло с пружиной? Почему? Что произошло в результате взаимодействия груза с Землей и груза с пружиной? По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами? Вывод: груз стал двигаться к Земле и растягивать пружину. Скорость тел при взаимодействии изменялась по числовому значению и направлению.
Общий вывод: При взаимодействии тел у них может меняться скорость (численно и по направлению) или тела деформируются (меняют форму или объем). Причиной этих изменений является сила .
Исследование зависимости результата действия силы от ее значения, точки приложения и направления . Оборудование : брусок с нитью. Ход выполнения работы: Положите брусок на стол наибольшей гранью и толкните его пальцем сначала слабо, затем сильнее. В каком случае брусок передвинется на большее расстояние? Зависит ли результат действия силы на брусок от ее значения? Положите брусок на стол наименьшей гранью и попытайтесь переместить его. Приложив силу сначала к нижней, затем к верхней части бруска. Как будет вести себя брусок в первом и во втором случае? Зависит ли результат действия силы от точки ее приложения? Продолжение исследования
Положите брусок на стол наибольшей гранью и потяните за нить сначала вдоль бруска, затем поперек бруска и, наконец, вверх. Как ведет себя брусок в каждом случае? Зависит ли результат действия силы от ее направления? Сделайте соответствующий вывод о зависимости результата действия силы от ее значения, точки приложения и направления. Вывод: чем больше действие силы на брусок, тем он быстрее движется. Результат зависит от того, куда действовала сила и в каком направлении.
Результат действия силы зависит от: численного значения; направления; точки приложения.
Сила Действие одного тела на другое, приводящее к изменению скорости или формы тела Направление Точка приложения Числовое значение
F (H)
4 Н 2H 2Н
Веселые задачи Григория Остера 1 . Прогуливаясь по берегу озера, Миша пригласил Лялю посидеть в лодке без весел. Вдруг Ляля передумала сидеть с Мишей в лодке и выпрыгнула на берег. Как сложилась дальнейшая Мишина жизнь? Ответ: в результате взаимодействия тел Ляли и лодки Миша уплыл на середину озера. А что с ним было потом - физике неизвестно.
2 . Коля и Толя нашли сжатую пружину в пакетике, перевязанном веревочками, и стали эти веревочки развязывать. Тут-то пружина и распрямилась. В результате взаимодействия Толя с хорошей скоростью улетел в одну сторону, а Коля с вдвое большей в прямо противоположную. Укажите, как отличается Толина масса от Колиной? Ответ: поскольку пружина послала Толю хоть и с хорошей, но вдвое меньшей скоростью, чем Колю, Толина масса в два раза больше Колиной, тоже хорошей.
3. В каком месте нужно толкнуть дверь, чтобы она быстро распахнулась перед Дедом Морозом с мешком подарков: у ручки или у петель ? Ответ: у ручки и побыстрее, чтобы другие не опередили.
Предварительный просмотр:
Конспект урока физики в 7 классе по теме «Сила»
Методические цели:
Образовательные: ознакомиться с понятием «сила»; опытным путем выяснить, от чего зависит сила, какое применение имеет в жизни.
Развивающие: развитие учебно-познавательной и исследовательской компетенции учащихся, аналитических навыков, познавательного интереса к предмету, к литературе, окружающему миру, развитие культуры мышления, коммуникативной компетенции, формирование учебно-информационных универсальных учебных действий.
Воспитательные: воспитание дисциплинированности, культуры общения, уважительного отношения к чужому мнению, ценностного отношения к слову.
Тип урока: Урок изучения нового материала
План урока.
|
Ход урока:
- Организационный этап.
Учитель: Приветствие, готовность к уроку. Создание условий для подготовки положительного настроя на уроке и подготовки учеников к продуктивной работе.
- Этап постановки целей и задач урока.
Учитель: Сегодня мы будем говорить об одном очень важном физическом понятии, которое вошло в науку из жизни, но применяется нами часто и в совершенно разных жизненных ситуациях. О чем будет идти речь, вы поймете, прочитав несколько примеров. Приложение 1.
- Силен медведь, да в болоте лежит.
- Капля камень долбит не силой, а частым падением.
- Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. (Эзоп)
- Сознание своих сил увеличивает их. (Люк де Клапье Вовенарг)
- Сила в разуме. Голова без ума, что фонарь без свечи. (Лев Николаевич Толстой)
- Сила есть ума не надо.
- Сила руки не зло и не добро, зло же или добро в ее применении.
Учитель: Какое физическое понятие присутствует во всех примерах?
Конечно, СИЛА. Итак, тема нашего урока «сила». Нам не хватает знаний о силе, с точки зрения физики. Наша цель состоит в том, чтобы устранить этот пробел знаний. Но для этого нам придется решить ряд задач.
Ученики: что такое сила, чем характеризуется, ее единицы измерения, от чего зависит.
Учитель: А в каком из приведенных примеров есть физический смысл этого слова?
Ученики: 1,2 и 7.
- Этап актуализации опорных знаний.
Учитель: Ребята, чтобы разобраться с тем, что же такое сила, с точки зрения физики, нам необходимо восстановить в памяти знания, приобретенные на предыдущих уроках. Предлагаю это сделать в форме «Копилка знаний». Каждый желающий должен вынуть из «корзины» начало фразы и продолжить ее или ответить на вопрос. Приложение 1.
«Копилка знаний»:
1. Если на тело не действуют другие тела, то… | Тело покоится или движется равномерно и прямолинейно (с постоянной скоростью). |
2. Чтобы изменить скорость тела, надо… | Подействовать на него другим телом. |
3.Если одно тело действует на второе, то… | Второе действует на первое (это называется взаимодействие). |
4.Что происходит с телами при взаимодействии? | - У них меняется скорость (численно и по направлению). - Изменяется форма тел. - Изменяются размеры тела. |
5.От чего зависит изменение скорости тела? | - От массы тел. - От времени. - От того, как сильно взаимодействовали тела. |
2.Индивидуальная работа по карточкам.
Подпишите карточку, выполните задания.
Поменяйтесь карточками, сверьтесь с ответами на доске, поставьте оценку, сдайте работы учителю.
- Вставьте пропущенные слова
- Взаимодействие……..– это …………. одного……. на…………..
- Действие одного тела на другое тело ……….. односторонним.
- В результате взаимодействия тел ………………………. и ………… движения тела, ………. тела
- Используя приведенные примеры, разделите их на группы, при которых изменяется:
- Направление движения тела;
- Быстрота движения тела;
- Форма тела.
- Мяч отскакивает от стены
- Поезд останавливается
- Игрок отбивает мяч
- Ваза разбивается о пол
- Лыжник скатывается с горы
- Гончар лепит чашу из глины
- Взаимодействие тел – это действие одного тела на другое тело
- Действие одного тела на другое тело не может быть односторонним
- В результате взаимодействия тел изменяется направление и быстрота движения тела, форма тела
- 1, 3
- 2, 5
- 4, 6
4. Этап усвоения новых знаний
Так что же такое сила? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте займемся немного исследовательской деятельностью.
Приложение 2.
Работа №1.
Наблюдение силы, действующей на шарик со стороны Земли.
Оборудование: шарик с нитью.
Ход выполнения работы:
- Поднимите шарик за нить и успокойте его колебания.
- Почему шарик натягивает нить?
- По какому направлению натягивается нить?
- Отпустите шарик и наблюдайте за падением шарика.
- Что происходит со скоростью шарика?
- По какому направлению падает шарик?
- Сделайте соответствующий вывод о действии Земли на шарик.
Вывод: под действием Земли шарик стал двигаться вертикально вниз.
Работа №2.
Наблюдение силы, действующей со стороны тела.
Оборудование: лист картона, мешочек с песком.
Ход выполнения работы:
- Положите лист картона на две коробочки.
- На середину листа картона положите мешочек с песком. Обратите внимание на изменение формы картона и мешочка с песком (деформация).
- Ответьте на вопрос: Что произошло в результате взаимодействия мешочка с картоном?
- По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами?
Вывод: картон и мешочек с песком деформировались. Скорость тел сначала менялась, а потом нет.
Работа № 3.
Наблюдение действия сил.
Оборудование: штатив, пружина, груз.
Ход выполнения работы:
- Повесьте груз на пружину;
- Что произошло с грузом? Почему?
- Что произошло с пружиной? Почему?
- Что произошло в результате взаимодействия груза с Землей и груза с пружиной?
- По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами?
Вывод: груз стал двигаться к Земле и растягивать пружину. Скорость тел при взаимодействии изменилась.
Общий вывод: При взаимодействии тел у них может меняться скорость (численно и по направлению) или тела деформируются (меняют форму или объем). Причиной этих изменений является сила.
Учитель: Давайте выясним, от чего зависит результат действия силы на тело
Работа № 4
Исследование зависимости результата действия силы от ее значения, точки приложения и направления.
Оборудование: брусок с нитью.
Ход выполнения работы:
- Положите брусок на стол наибольшей гранью и толкните его пальцем сначала слабо, затем сильнее. В каком случае брусок передвинется на большее расстояние? Зависит ли результат действия силы на брусок от ее значения?
- Положите брусок на стол наименьшей гранью и попытайтесь переместить его,приложив силу сначала к нижней, затем к верхней части бруска. Как будет вести себя брусок в первом и во втором случае? Зависит ли результат действия силы от точки ее приложения?
- Положите брусок на стол наибольшей гранью и потяните за нить сначала вдоль бруска, затем поперек бруска и, наконец, вверх. Как ведет себя брусок в каждом случае? Зависит ли результат действия силы от ее направления?
- Сделайте соответствующий вывод о зависимости результата действия силы от ее значения, точки приложения и направления.
Вывод: чем больше действие силы на брусок, тем он быстрее движется. Результат зависит от того, куда действовала сила и в каком направлении.
Результат действия силы зависит от:
- численного значения;
- направления;
- точки приложения.
Как изобразить силу? Приложение 1.
Изобразить силу в 2 Н и направленную вниз, а вторую равную 4 Н и направленную вверх. Изобразите это на чертеже. Чем отличаются эти силы? Как показать на рисунке что одна сила больше другой?
4. Этап первичной проверки понимания изученного.
Учитель: Переходим к следующему этапу нашего занятия - научимся применять полученные знания.
- Этап закрепления нового материала.
Задача. Изобразите две силы, равные по величине по 2Н, так, чтобы они исходили из одной точки и составляли между собой угол 90 градусов. Первая сила направлена вертикально.
А теперь, давайте рассмотрим несколько веселых задач Григория Остера.
Приложение 1.
1.Прогуливаясь по берегу озера, Миша пригласил Лялю посидеть в лодке без весел. Вдруг Ляля передумала сидеть с Мишей в лодке и выпрыгнула на берег. Как сложилась дальнейшая Мишина жизнь?
Ответ: в результате взаимодействия тел Ляли и лодки Миша уплыл на середину озера. А что с ним было потом - физике неизвестно.
2.Коля и Толя нашли сжатую пружину в пакетике, перевязанном веревочками, и стали эти веревочки развязывать. Тут-то пружина и распрямилась. В результате взаимодействия Толя с хорошей скоростью улетел в одну сторону, а Коля с вдвое большей в прямо противоположную. Укажите, как отличается Толина масса от Колиной?
Ответ: поскольку пружина послала Толю хоть и с хорошей, но вдвое меньшей скоростью, чем Колю. Толина масса в два раза больше Колиной, тоже хорошей.
3. В каком месте нужно толкнуть дверь, чтобы она быстро распахнулась перед Дедом Морозом с мешком подарков: у ручки или у петель?
Ответ: у ручки и побыстрее, чтобы другие не опередили.
- Рефлексивный этап.
Наш урок подходит к концу. Ребята, чем вам запомнился этот урок? Какое значение он для вас имеет?
Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания, умения и навыки, полученные сегодня, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем вас мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными.
Ребята, давайте, заканчивая урок, оценим работу групп.
Информация о домашнем задании.
§ 24. Учебник и рабочая тетрадь.
- Сообщения по теме «Влияние силы тяжести на живую и неживую природу», «Притяжение Луны».
Приложение 1.
Примеры:
1. Силен медведь, да в болоте лежит.
2. Капля камень долбит не силой, а частым падением.
3. Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. (Эзоп)
4. Сознание своих сил увеличивает их. (Люк де Клапье Вовенарг)
5. Сила в разуме. Голова без ума, что фонарь без свечи. (Лев Николаевич Толстой)
6. Сила есть ума не надо.
7. Сила руки не зло и не добро, зло же или добро в ее применении.
«Копилка знаний»:
1. Если на тело не действуют другие тела, то… | |
2. Чтобы изменить скорость тела, надо… | |
3.Если одно тело действует на второе, то… | |
4.Что происходит с телами при взаимодействии? | |
5.От чего зависит изменение скорости тела? |
Задача 1.Изобразить силу в 2 Н и направленную вниз, а вторую равную 4 Н и направленную вверх. Изобразите это на чертеже. Чем отличаются эти силы? Как показать на рисунке что одна сила больше другой?
Задача2. Изобразите две силы, равные по величине по 2Н, так, чтобы они исходили из одной точки и составляли между собой угол 90 градусов. Первая сила направлена вертикально.
Веселые задачи:
1.Прогуливаясь по берегу озера, Миша пригласил Лялю посидеть в лодке без весел. Вдруг Ляля передумала сидеть с Мишей в лодке и выпрыгнула на берег. Как сложилась дальнейшая Мишина жизнь?
2.Коля и Толя нашли сжатую пружину в пакетике, перевязанном веревочками, и стали эти веревочки развязывать. Тут-то пружина и распрямилась. В результате взаимодействия Толя с хорошей скоростью улетел в одну сторону, а Коля с вдвое большей в прямо противоположную. Укажите, как отличается Толина масса от Колиной?
3. В каком месте нужно толкнуть дверь, чтобы она быстро распахнулась перед Дедом Морозом с мешком подарков: у ручки или у петель?
Приложение №2
Работа №1.
Наблюдение силы, действующей на шарик со стороны Земли.
Оборудование: шарик с нитью.
Ход выполнения работы:
- Поднимите шарик за нить и успокойте его колебания.
- Почему шарик натягивает нить?
- По какому направлению натягивается нить?
- Отпустите шарик и наблюдайте за падением шарика.
- Что происходит со скоростью шарика?
- По какому направлению падает шарик?
- Сделайте соответствующий вывод о действии Земли на шарик.
Вывод:
Работа №2.
Наблюдение силы, действующей со стороны тела.
Оборудование: лист картона, мешочек с песком.
Ход выполнения работы:
- Положите лист картона на две коробочки.
- На середину листа картона положите мешочек с песком. Обратите внимание на изменение формы картона и мешочка с песком (деформация).
- Ответьте на вопрос: Что произошло в результате взаимодействия мешочка с картоном?
- По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами?
Вывод:
Работа № 3.
Наблюдение действия сил.
Оборудование: штатив, пружина, груз.
Ход выполнения работы:
- Повесьте груз на пружину;
- Что произошло с грузом? Почему?
- Что произошло с пружиной? Почему?
- Что произошло в результате взаимодействия груза с Землей и груза с пружиной?
- По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами?
- Вывод:
Работа № 4
Исследование зависимости результата действия силы от ее значения, точки приложения и направления.
Оборудование: брусок с нитью.
Ход выполнения работы:
- Положите брусок на стол наибольшей гранью и толкните его пальцем сначала слабо, затем сильнее. В каком случае брусок передвинется на большее расстояние? Зависит ли результат действия силы на брусок от ее значения?
- Положите брусок на стол наименьшей гранью и попытайтесь переместить его,приложив силу сначала к нижней, затем к верхней части бруска. Как будет вести себя брусок в первом и во втором случае? Зависит ли результат действия силы от точки ее приложения?
- Положите брусок на стол наибольшей гранью и потяните за нить сначала вдоль бруска, затем поперек бруска и, наконец, вверх. Как ведет себя брусок в каждом случае? Зависит ли результат действия силы от ее направления?
- Сделайте соответствующий вывод о зависимости результата действия силы от ее значения, точки приложения и направления.
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 10 классе на тему "Сила тяжести. Двиижение в поле силы тяжести"
Конспект урока физики в 10 классеТема урока:«Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести»....
Силы в механике: сила упругости, сила сухого и вязкого трения.
Лекция по физике 10 класс "Силы в механике: сила упругости, сила сухого и вязкого трения"...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
7 кл- Самостоятельная работа по теме «Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости»
Самостоятельная работа по теме «Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости» содержит 6 вариантов по 3 задания....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».
Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....
Сила упругости. Закон Гука Урок физики в 7 классе Тема: Сила упругости. Закон Гука Цели: 1.Ввести понятие силы упругости, выяснить зависимость силы упругости от деформации, объяснить устройство и принцип действия динамометра. 2.Продолжить формирование
Урок физики в 7 классеТема: Сила упругости. Закон Гука Цели:1.Ввести понятие силы упругости, выяснить зависимость силы упругости от деформации, объяснить устройство и принцип действия динамометра...