Лабораторные работы по физике
опыты и эксперименты по физике
Перечень лабораторных по курсу Физика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 992.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Измерение ускорения тела при
равноускоренном движении
Цель работы: | Определить ускорение шарика, свободно скатывающегося по наклонному желобу |
Оборудование: | Желоб, шарик, штатив с муфтой и лапкой, металлический цилиндр, измерительная лента, секундомер |
Ход работы: |
- Собираем установку по рисунку
- Измеряем расстояние s с помощью измерительной ленты.
- Без начальной скорости опустим шарик в верхней точке желоба.
- С помощью секундомера определим время движения до удара о цилиндр.
- Численные данные занесем в таблицу
1ый опыт | 2ой опыт | 3ий опыт | 4ый опыт | 5ый опыт | среднее значение | |
s, м | ||||||
t, с |
- Рассчитаем ускорение по формуле
т.к. v0=0, то s = | at2 | => |
2 | ||
a = | 2s | |
t2 |
Вывод: ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Измерение коэффициента трения скольжения
Цель работы: | измерить коэффициент трения деревянного бруска по деревянной линейке |
Оборудование: | деревянная линейка, деревянный брусок, динамометр |
Ход работы: |
1. Брусок равномерно тащат по поверхности с коэффициентом μ.
Динамометр, прикрепленный к бруску, показывает силу упругости Fупр.
2. Измерим массу бруска
m =
3. Численные данные занесем в таблицу
1ый опыт | 2ой опыт | 3ий опыт | 4ый опыт | 5ый опыт | среднее значение | |
m, кг | ||||||
Fупр, Н |
4. Рассчитаем коэффициент трения по формуле
Fтр= μmg т.к. | Fтр| = | Fупр| , то
μ = | Fупр |
mg |
Вывод: __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Опытная проверка закона Гей-Люссака
Цель работы: | экспериментальная проверка газового закона |
Оборудование: | термометр; линейка, узкая стеклянная трубка, запаянная с одной стороны; стаканы с горячей и холодной водой; пластилин. |
Ход работы: |
1. Измеряем длину стеклянной трубки l1
2. Наливаем в стакан от калориметра горячую воду. Опускаем в сосуд стеклянную трубку открытым концом вверх на 3 – 5 мин. Открытый конец стеклянной трубки замазываем пластилином. Измеряем температуру горячей воды Т1
3. Вынимаем трубку из сосуда и быстро опускаем в стакан с холодной водой замазанным концом вниз и под водой убираем пластилин. По мере охлаждения воздуха в трубке, вода в ней будет подниматься. Измеряем длину столба воды, вошедшей в трубку l.
4.Измеряем температуру холодной воды Т2.
5. Результаты измерений заносим в таблицу
Длина трубки l1, м | Температура горячей воды | Длина столба воды l , м | Длин столба воздуха l2 = l1 - l, м | Температура холодной воды | ||
t1, 0С | T1, 0К | t2, 0С | T2, 0К | |||
Для изобарного процесса:
| V1 | = | V2 |
T1 | T2 |
или
V1 | = | T1 |
V2 | T2 |
|
т.к. площадь сечения трубки постоянна, то
V1 = S l1, V2 = S l2, =>
|
ε – относительная погрешность
Вывод: ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Определение относительной влажности воздуха
Цель работы: | научиться определять влажность воздуха |
Оборудование: | психрометр (два термометра), сосуд с водой, психометрическая таблица. |
Ход работы: |
1. Наливаем воду в резервуар термометра, обмотанного марлей (рис.)
2. Выждав 20 – 25 минут (пока показания влажного термометра перестанут изменяться) записываем показания сухого и влажного термометров.
tсух.,0С | tвл.,0С | Δt ,0С | φ, % |
3. С помощью психометрической таблицы определяем относительную
влажность воздуха
Вывод: ______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Определение относительной влажности воздуха
Цель работы: | научиться определять влажность воздуха |
Оборудование: | психрометр (два термометра), сосуд с водой, психометрическая таблица. |
Ход работы: |
1. Наливаем воду в резервуар термометра, обмотанного марлей (рис.)
2. Выждав 20 – 25 минут (пока показания влажного термометра перестанут изменяться) записываем показания сухого и влажного термометров.
tсух.,0С | tвл.,0С | Δt ,0С | φ, % |
3. С помощью психометрической таблицы определяем относительную
влажность воздуха
Вывод: ______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Определение относительной влажности воздуха
Цель работы: | научиться определять влажность воздуха |
Оборудование: | психрометр (два термометра), сосуд с водой, психометрическая таблица. |
Ход работы: |
1. Наливаем воду в резервуар термометра, обмотанного марлей (рис.)
2. Выждав 20 – 25 минут (пока показания влажного термометра перестанут изменяться) записываем показания сухого и влажного термометров.
tсух.,0С | tвл.,0С | Δt ,0С | φ, % |
3. С помощью психометрической таблицы определяем относительную
влажность воздуха
Вывод: ______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
Определение модуля упругости
Цель работы: | измерить модуль упругости резины |
Оборудование: | резиновый образец, линейка, набор грузов, штатив. |
Ход работы: |
Вносим данные измерений в таблицу:
l0 , м | Размер образца | S = d h, м2 | l, м | Δl = l – l0 , м | m , кг | |
ширина d, м | Толщина h , м | |||||
По закону Гука: ᴕ = Е ε
Вывод: ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
Определение удельного сопротивления проводника
Цель работы: | определить удельное сопротивление проводника, используя закон Ома для участка цепи |
Оборудование: | проволока из материала с неизвестным удельным сопротивлением, источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, измерительная лента |
Ход работы: |
1. Измеряем длину и диаметр проводника
S = | πd2 |
4 |
2. Собираем цепь по схеме:
Измеряем силу тока и напряжение в цепи.
3. Полученные измерения занесем в таблицу
l,м | S,мм2 | J,A | U,B |
4. Рассчитаем удельное сопротивление проводника по формуле:
R= ρ | l | = 4ρ | l | ||
S | πd2 | ||||
R = | U | ||||
I |
=> 4ρ | l | = | U |
πd2 | I |
ρ = | U πd2 |
4 l I |
Вывод: ______________________________________________________ __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Цель работы: | определить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, используя закон Ома для полной цепи |
Оборудование: | источник тока (батарейка), амперметр, вольтметр, резистор, соединительные провода |
Ход работы: |
1. Собираем цепь по схеме:
2. Измеряем ЭДС источника тока при разомкнутой цепи, считая, что напряжение на полюсах мало отличается от ЭДС
Е =
3.Замыкаем цепь и измеряем напряжение и силу тока в цепи с помощью вольтметра и амперметра
U =
I =
4. Рассчитаем внутреннее сопротивление источника тока используя закон Ома для полной цепи
I = | Е |
R+r |
I(R+r) = Е
IR+ Ir = Е
U+Ir = Е
r = | Е - U |
I |
Вывод: ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8
Определение электрохимического эквивалента
Цель работы: | экспериментально определить заряд электрона, используя закон электролиза |
Оборудование: | раствор медного купороса (CuSO4), весы и разновес, источник тока, амперметр, соединительные провода, часы |
Ход работы: |
1. Собираем установку для электролиза.
2. Измеряем силу тока в цепи и засекаем время, в течение которого длиться электролиз
I =
∆t =
3. Измеряем массу выделившейся меди с помощью весов
m =
4. Рассчитаем заряд электрона по формуле:
е = | Μ(Сu) | ·I∆t |
m·n(Cu) ·NA |
Μ(Сu)=64 ·10-3 кг/моль
n = 2
Вывод: ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9
Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника
Цель работы: | измерить ускорение свободного падения, используя имеющееся оборудование |
Оборудование: | шарик, нить, штатив с муфтой и кольцом, измерительная лента, часы |
Ход работы: |
1. Соберем установку по рисунку
Измеряем длину нити маятника l
2. Отклоним шарик от положения равновесия на 5-8 см.
При этом sin α = α (если α <10°).
Измеряем с помощью часов время 40 колебаний.
3. Численные данные занесем в таблицу
1ый опыт | 2ой опыт | 3ий опыт | 4ый опыт | 5ый опыт | среднее значение | |
l, м | ||||||
t, c | ||||||
N | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
4. Рассчитаем ускорение свободного падения по формуле
T= | t | => | =2 π√ | ||
n | t | l | |||
T=2 π√ | l | n | g | ||
g |
g = | 4π2ln2 |
t2 |
Вывод: ______________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10
Определение показателя преломления стекла
Цель работы: | используя закон преломления света, определить показатель преломления стекла |
Оборудование: | стеклянная призма, лампа на подставке, экран, транспортир, циркуль, карандаш, линейка. |
Ход работы: |
- Собрать эл.цепь, присоединив лампочку к источнику тока.
- Установить перед лампочкой экран со щелью, а затем положить лист бумаги.
- Замкнуть цепь и получить яркую тонкую полосу света.
- Направить луч света на верхнюю грань стеклянной призмы.
- Зафиксировать ход лучей.
- Выполнить построения в соответствии с рисунком.
- Измерить отрезки AE и CD и определить показатель преломления по формуле
n = | AE |
CD |
- Измерить транспортиром углы α и β, определить показатель преломления по формуле
n = | sin α |
sin β |
- Сравнить полученные результаты и сделать вывод.
Вывод: ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №11
Изучение треков заряженных частиц
Цель работы: | определить какой частице принадлежит трек, приведенный на фотографии |
Оборудование: | фотография треков, прямоугольный треугольник, карандаш |
Ход работы: |
1. Наложить на фотографию лист и провести на ней I и II и правый край фотографии; трек I – принадлежит протону.
2. Измерить радиусы кривизны трека на начальном участке. Для этого вычерчивают две хорды и восстанавливают к этим хордам перпендикуляры в их центре.
3. Сравним удельные заряды неизвестной частицы и протона, пользуясь формулами:
q1 | - удельный заряд протона |
m1 |
q2 | - удельный заряд неизвестной частицы |
m2 |
т.к. начальные скорости обеих частиц одинаковы и находятся они в магнитном поле с индукцией В, то
q1 | = | v | ; | q2 | = | v |
m1 | BR1 | m2 | BR2 |
=> | q1 | = | R2 | ||
m1 | |||||
q2 | R1 | ||||
m2 |
т.к. | q1=1 | для протона, то | |
m1=1 |
m2 | = | R2 | ||
q2 | R1 |
4. Идентифицируем частицу по результатам измерений.
Вывод: ______________________________________________________
Психометрическая таблица
Относительная влажность воздуха (%)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
домашние лабораторные работы по физике
Домашние лабораторные работы существенно экономят время на уроке....

Дополнительная образовательная программа по физике «Цифровые образовательные технологии проведения лабораторных работ по физике»
Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащего...
Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Бойля-Мариотта". Учитель физики Ефименко Ю.В.
В данной работе представлена инструкция для учащихся по проведению лабораторной работы.Лабораторная работа выполняется на основе демонстрационного оборудования....
Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Шарля". Учитель физики Ефименко Ю.В.
В работе представлена инструкция для учащихся 10 классов при выполнении данной лабораторной работы. Работа выполняется на демонстрационном оборудовании....
Лабораторные работы по физике для 8 класса к учебнику А.В.Перышкина "Физика 8"
В материале представлены презентации некоторых лабораторных работ по физике №1,2,4,7,8, соответствующих учебнику "Физика. 8 кл. :/Перышкин А.В..- Дрофа, 2012."...

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ и учетом требований ГИА по физике
Отличительной особенностью итоговой аттестации в 9 классе, по сравнению с 11 классом, является наличие не только теоретических вопросов и задач, но и практического эксперим...