«Метапредметный подход при изучении физики»
методическая разработка по физике (9 класс)
Материал для учителя - предметника во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Метапредметный подход при изучении физики»
Занятие рассчитано на 40 мин, и его наиболее целесообразно проводить во внеурочное время. Это объясняется тем, что мероприятие носит скорее развлекательный характер, хотя и познавательного в нём немало. Необходимо продумать паузы между конкурсами. Перед проведением урока весь класс делится на 4 команды. Задание командам: выбрать капитанов и подобрать по две пословицы с физическим смыслом и уметь их объяснять (домашнее задание). Ведущие должны продумать так же о поздравлении победителей.
План занятия:
• Вступительное слово учителя;
• Конкурс «объясни явление»;
• Проверка домашнего задания;
• Конкурс «физика в народных приметах погоды»;
• Проведение итогов, поздравлений победителей, утешительные призы для побежденных.
Вступительное слово учителя;
Мы попробуем сегодня совершить неслыханное чудо: совместить физику и лирику. В наши дни много говорят о влиянии искусства на творческие возможности человека. Действительно, занятия искусством часто помогали многим ученым в их работе. В науке так же, как и в искусстве существует понятие красоты. Истинное значение обладает эстетическими ценностями, заключает в себе совершенство, изящество. Подобные наблюдения обобщил Платон таким афоризмом: «Красота – сияние истины».
В технике красота машин и механизмов часто бывает связана с их надежностью, устойчивостью в работе. Существует своего рода постулат: наиболее целесообразные и функционально совершенные изделия являются и наиболее красивыми. Известный авиаконструктор О. Антонов сказал: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый – плохо, а то и вообще не будет летать... Конструктор может идти от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим».
Известно, что в научном творчестве особую роль играют два вида мыслительной деятельности: логическая и интуитивная. Как говорил французский ученый А. Пуанкаре: «Логика доказывает, а интуиция - творит». Исследования показывают, что принципиально новые технические, научные результаты часто вспыхивают интуитивно, в форме образов. Таким образом, искусство будит фантазию, питает воображение. Нередки случаи, когда художники предвосхищали выводы науки, а произведения искусства подсказывали исследователю новую тему.
Конкурс «Объясни явление».
Этот конкурс состоит из двух частей: 1-ая часть вопросов – надо выделить явление и рассказать об этом явлении, о котором идет речь в отрывке; 2-ая часть вопросов – надо ответить на вопросы, которые зачитываются после прослушивания отрывков из художественной литературы.
1.1 Чехов А. «Степь» ...Егорушка разбежался и полетел с полутора саженной высоты. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал, какая-то сила холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно наверх... (речь идет о выталкивающей силе, силе Архимеда; зависит от рода жидкости и объёма, погружаемой в воду части тела; легенда об Архимеде).
1.2 Катаев В. «Белеет парус одинокий» ...Ладони у Гаврика приятно горели. Весло опущенное в воду, казалось сломанным... (явление преломления – изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред; законы преломления света).
1.3 Серафимович А. «Лесная жизнь» ...Торопливо и обрадовано мальчик послюнил палец и, подняв стал медленно поворачивать. С той стороны, откуда неумолимо тянул ветерок, в пальце почувствовалось ощущение холода...(явление испарения – превращение жидкости в пар, происходящее с поверхности жидкости; зависит от рода жидкости, от температуры, от площади поверхности, с которой происходит испарение).
1.4 Толстой Л. «Черёмуха» ...Черемуха эта росла не кустом, а деревом, кудрявая и вся обсыпанная белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах... (явление диффузии – явление самопроизвольного смешивания веществ; зависит от рода вещества, агрегатного состояния, от температуры).
2.1 Шолохов М. «Поднятая целина» ...Дед Щукарь объелся телятины и у него разболелся живот. Чтобы его вылечить, лекарка поставила ему на живот разогретую махотку. «Ой, живот мне порвет! Ой, родненькие ослабните!» - закричал дед. Но попытки оторвать край махотки оказались тщетными. Тогда Давыдов взял скалку и стукнул ею по дну махотки. Она рассыпалась, и воздух со свистом рванулся из-под черепков... Почему не удалось снять горшок и пришлось его расколотить? Правда ли, что воздух будет двигаться из-под черепков? (когда горшок остыл, воздух внутри горшка охладился, давление воздуха внутри него стало меньше атмосферного давления; воздух будет двигаться не из-под черепков, а в противоположном направлении).
2.2 Катаев В. «Белеет парус одинокий» ...Гаврик встал, сладко потянулся, закатал штаны и, зевая, вошел по щиколотку в воду. С ума он сошел что ли? Ноги и так озябли до синевы, а тут еще лезть в море, один вид которого вызывает озноб. Однако, мальчик хорошо знал, что делает. Вода только на вид казалась холодной. На самом деле она была очень теплой, гораздо теплее воздуха. Мальчик просто-напросто грел в ней ноги... Почему вода казалась теплее воздуха? В какое время: утром или вечером происходило то, о чем написано в отрывке? (у воды теплоемкость больше, чем у воздуха, чтобы ее нагреть надо большее количество тепла, поэтому, вода нагревается медленнее, но и также медленно остывает; дело происходило утром).
Пауза: «А вот, был такой случай».
В этой паузе, рассказываются интересные случаи, связанные с великими физиками. Например:
- Когда немецкий физик Рентген открыл Х-лучи, страну наполнили самые невероятные слухи об их могуществе. И вот ученый получил письмо с просьбой прислать ... несколько Х-лучей и инструкцию по их использованию. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к ученому у него не нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил так: «К сожалению, в настоящее время у меня нет Х-лучей к тому же посылка их дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне вашу грудную клетку».
Проверка домашнего задания.
Команды задают по очереди друг другу пословицы, которые другая команда должна объяснить. Примеры: как камень в воду; большому кораблю – большое плавание; гвоздем море не нагреешь; коси коса пока роса, роса – долой и мы – домой; от грома и воде не уйдешь; как ни прыгает антилопа, а всё опускается на землю; клин клином вышибается.
Пауза: «А вот, был такой случай».
Альберт Эйнштейн любил фильмы с участием Чарли Чаплина и относился к большей симпатией к созданному им герою. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и вы непременно станете великим человеком. Эйнштейн». На это Чаплин ответил: «Я вами восхищаюсь ещё больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а вы все-таки стали великим человеком. Чаплин».
Конкурс: «Физика в народных приметах погоды».
В этом конкурсе надо объяснить примету с физической точки зрения.
1. Соль мокнет – к дождю (перед дождем влажность повышается, поэтому многие вещества, впитывающие в себя влагу из воздуха - сыреют).
2. Лучина трещит и мечет искры – к ненастью (при повышенной влажности деревянные предметы отсыревают, при горении влага из древесины интенсивно испаряется, при этом, увеличиваясь в объёме, пар с треском разрывает древесные волокна).
3. Если в поле далеко раздается голос – будет дождь. (с повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звук).
Конкурс "Проверь при помощи эксперимента".
Существуют старинные практические правила, которыми люди пользовались в старину, не подозревая об их физическом смысле. Итак, решите 2 экспериментальные задачи:
1. Длина среднего шага взрослого человека равна половине расстояния от его глаз до ступней. Определите длину среднего шага одного из членов жюри.
2. Человек проходит в час столько километров, сколько шагов он делает в 3 секунды. С какой скоростью движется ученик 8-ого класса, если он идет шагом, а не бежит бегом.
В ходе мероприятия дети также активно, как и на физико-географической викторине участвовали в игре, отвечая на вопросы. По некоторым конкретным задачам возникали даже споры о правильности ответа команды противника. В целом мероприятие прошло успешно и подтолкнуло детей изучать физику не только в классе за партой, решая задачи и выводя формулы, но и просто, читая художественную литературу и выделяя в написанном физическое явление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный подход к изучению информатики
Работа описывает Метапредметный подход к изучению информатики...
Метапредметный подход в преподавании физики
Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицирует на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач....
Использование метапредметного подхода при изучении ряда тем курса «Информатика и ИКТ»
В представленном материале даны фрагменты трех метапредметных уроков кутса информатики : "Символы и знаки", "Схемы", "Задача"....
Метапредметный подход при изучении информатики в условиях внедрения ФГОС
Статья "Метапредметный подход при изучении информатики в условиях внедрения ФГОС"...
Метапредметный подход в изучении географии.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и корр...
Метапредметный подход в изучении химии.
Данная статья помогает учителю понять как использовать знания учащихся по различным дисциплинам на своем уроке....
ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ".
laquo;Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учи...