Методическая разработка урока "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды"
методическая разработка по физике
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
(Методическая разработка открытого занятия по физике)
Разработчик: преподаватель ГБПОУ ВО «ЛАТТ»
Ремизова О. И.
Тема урока: Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Эпиграф: «Человек становится геологической силой,
способной изменить лик Земли».
В. И. Вернадский.
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.) - блестящий минералог, кристаллограф, геолог, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии, учения о живом веществе и биосфере, о переходе биосферы в ноосферу, ученый-энциклопедист, глубоко интересовавшийся философией, историей религий и общественными науками.
Цели урока:
обучающая: познакомить учащихся с важнейшими направлениями теплотехники, сформировать у учащихся представления о принципе действия, устройстве, видах и применении тепловых двигателей; рассмотреть экологическую проблему создания тепловых двигателей;
развивающая: развивать познавательную активность учащихся с помощью проблемных вопросов и исторического материала; способствовать развитию навыков работы с дополнительной литературой;
воспитательная: показать сложность и перспективы развития теплотехники, способствовать формированию научного мировоззрения и любознательности обучающихся.
Форма проведения урока: урок – конференция.
Активные и интерактивные формы обучения: тематическая дискуссия.
Межпредметные связи: экология, электротехника, история, литература, медицина, информатика.
Оборудование:
1) макет двигателя внутреннего сгорания;
2) изображение паровой турбины;
3) изображение паровой машины;
4) таблица – опорный конспект урока.
5) раздаточный материал - опорный конспект урока.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Урок разработан для студентов 1 курса в соответствии с программой по физике и с учетом требований стандарта образования. Урок является обобщающим по теме «Термодинамика», способствует развитию познавательной активности студентов путем привлечение дополнительных источников информации.
Урок в основном направлен на развитие любознательности, на формирование научного мировоззрения и на осознание существующих проблем экологии и теплотехники.
На уроке рассмотрены вопросы профессиональной направленности:
1) виды источников энергии;
2) виды электростанций;
3) принцип работы паровой турбины;
4) применение паровой турбины.
Урок способствует формированию глубоких знаний, как по физике, так и по предметам профессионально – технического цикла.
Урок предусматривает использование наглядного материала и оборудования, что способствует развитию познавательного интереса.
Обучающиеся должны знать:
Виды тепловых двигателей.
Принцип работы тепловой машины.
Преимущества и недостатки развития теплотехники.
Существующие проблемы экологии.
Способы решения проблем.
Обучающиеся должны уметь:
Объяснять принцип работы тепловой машины, на основе процессов проходящих с газом.
Делать выводы о целесообразности использования той или другой машины с учетом КПД.
Отбирать необходимый материал для подготовки докладов по данным темам.
Опорный конспект (выдается каждому).
ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Виды тепловых двигателей. (КПД, год создания, создатель)
- паровая машина < 9% 1766 – 1784 И. Ползунов и Д. Уатт.
- паровая турбина 25% 1889 Густав Лаваль.
- газовая турбина 25 – 30%
- карбюраторный двигатель 22 -35% 1860 Э. Ленуар, 1862 Бо де Роша.
- дизельный двигатель 40 -42% 1892 Рудольф Дизель.
Преимущества использования. Проблемы теплотехники.
- загрязнение окружающей среды.
- развитие науки, энергетики, среды транспорта.
- сокращение количества кислорода в воздухе
- «парниковый эффект»
- нехватка топлива.
Возможные пути решения проблем теплотехники:
- использование очистных сооружений
- использование альтернативных видов топлива.
ЭТАПЫ УРОКА:
- Организационный момент (2 мин.).
Цель: Подготовить обучающихся к восприятию материала.
- Введение (сообщение учителя). (5 мин.).
Цель: постановка проблемного вопроса на уроке, активизация обучающихся.
- Выступления учащихся с докладами. (20 мин.).
Цель: донести до обучающихся исторические сведения о развитии теплотехники.
- Преимущества и недостатки тепловых машин (Выступления обучающихся). (10 мин.).
Цель: донести до обучающихся существующие проблемы экологии.
- Подведение итогов (слово преподавателя). (5 мин.).
Цель: обобщение знаний полученных на уроке, решение поставленной проблемы.
- Домашнее задание. (2 мин.).
Цель: закрепление полученных знаний, путем высказывания своего мнения по данному вопросу и эпиграфу к уроку.
7. Выставление оценок. (1 мин.).
Итого 45 мин.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Подготовка учащихся к восприятию материала.
- Введение. Слово преподавателя.
- Постановка проблемного вопроса на уроке:
Сегодня на уроке мы должны проследить историю развития тепловых машин, принцип их действия, преимущества и недостатки тепловых двигателей.
Все физические законы находят применение в повседневной жизни человека, жизнь людей невозможна без использования различных видов энергии. Для удовлетворения потребностей современного человека необходимо применение разного вида тепловых машин: турбины для получения электрического тока, механизмы; приводимые в движение станки на заводах и фабриках, автомобильный, железнодорожный, водный, движение космических ракет, авиатранспорт.
Для работы тепловых машин используют такие виды энергии как: энергия Солнца, ветра, приливов и отливов, геотермальная энергия и энергия сгоревшего топлива (нефть, газ).
Тепловой энергией Солнца человечество пользовалось с древнейших времен. Затем люди начали пользоваться для нужд тепловой энергией, выделяемой при сгорании топлива.
Следующий шаг в применении тепловой энергии сделан, когда Герон создал специальный механизм, приводимый в движение паром. Но этот механизм был несовершенен и остался без внимания со стороны науки и техники. Лишь в
16 – 18 веках изобретатели Леонардо да Винчи, Панин, Ньюкомен и др. создали установки, в которых использовалась тепловая энергия для получения работы. Правда и эти установки были несовершенными и оказались непригодными для применения на заводе.
Первая паровая машина, пригодная для промышленных целей создана И. И. Ползуновым в 1766 году на Алтае; им построена первая машина непрерывного действия. Д. Уатт в 1784 году усовершенствовал паровую машину, которая нашла применение на заводах и фабриках, в сухопутном и водном транспорте.
3) Выступления учащихся с докладами.
Сейчас мы заслушаем доклады учащихся по видам тепловых двигателей, а на местах необходимо оформить конспект в виде:
ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Виды тепловых двигателей. (КПД, год создания, создатель)
- паровая машина < 9%, 1766 – 1784 И. Ползунов и Д. Уатт.
- паровая турбина 25% 1889, Густав Лаваль.
- газовая турбина 25 – 30%, Павел Дмитриевич Кузьминский в 1887 году
- карбюраторный двигатель, 22 -35% 1860 Э. Ленуар,1862 Бо де Роша.
- дизельный двигатель 40 -42%, 1892 Рудольф Дизель.
Преимущества использования. Проблемы теплотехники.
и развития теплотехники.
– загрязнение окружающей
- развитие науки, энергетики, среды транспорта.
– сокращение количества кислорода в воздухе
- «парниковый эффект»
- нехватка топлива.
Возможные пути решения проблем теплотехники:
- использование очистных сооружений
- использование альтернативных видов топлива.
- Недостатки тепловых машин.
Если проследить историю развития тепловых машин, то следует заметить, что постоянное усовершенствование машин в конструкции, в создании новых видов топлива привело к тому, что современные машины имеют высокое значение КПД по сравнению с первоначальными моделями. Разнообразие видов машин указывает на разные типы конструкций и принцип преобразования энергии.
Большое количество тепловых машин, используемых человеком, отрицательно влияет на окружающую среду. Еще полвека назад академик Вернадский писал: «Человек становится геологической силой, способной изменить облик Земли».
Отрицательное влияние тепловых машин на окружающую среду связано с действием разных факторов:
- При сгорании топлива используется кислород из атмосферы, поэтому количество кислорода в воздухе сокращается.
- Сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу
углекислого и угарного газа. Увеличение концентрации газов приводит к повышению температуры - «парниковому эффекту», что вызывает таяние ледников и повышение уровня Мирового океана.
3. При сгорании топлива атмосфера загрязняется азотными и
серными соединениями, вредными для здоровья человека
приводит к отравлению и гибели живых организмов.
4.Более половины всех загрязнений атмосферы создает
транспорт, кроме оксида углерода и соединений азота,
автомобильные двигатели ежегодно выбрасывают в атмосферу 2 -3 млн. т. свинца, который содержится в бензине,
для предотвращения детонации – быстрого сгорания топлива.
Проанализировав эти факторы можно сделать вывод, что слова Вернадского оказались пророческими, если проследить за тем как изменилась жизнь человека на Земле:
1) истощены запасы природных ресурсов, такие виды топлива как нефть, природный газ, уголь являются невосполнимыми источниками энергии. В ближайшие 50 – 100 лет человечество столкнется с проблемой нехватки традиционных видов топлива;
2) повысилась средняя температура на планете.
Для решения экологической проблемы используют очистные сооружения, нетрадиционные виды энергии, альтернативное топливо.
5. Подведение итогов урока.
Можно много говорить о недостатках тепловых машин, но с другой стороны прогресс нашей цивилизации напрямую связан с применением разных видов тепловых машин: нет ни одной области человеческой деятельности, где бы не применялись машины. Именно применение машин позволило человечеству познать космос, раскрыть тайны морских глубин и очень сильно изменить содержание человеческого труда.
6. Домашнее задание:
Написать сочинение – рассуждение на слова Вернадского.
Литература:
- Волков В. А. Поурочные разработки по физике. М.: «ВАКО» 2005.
- Дуков В. М. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. М.: «Просвещение», 1983.
- Кабардин О. Ф. Физика: Справочные материалы: М.: Просвещение, 1991.
- Крикунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология. М.: Дрофа, 1995.
- Маркина Г. В. Физика 10 класс. Поурочные планы. Волгоград: «Учитель», 2000.
- Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика 10. М.: Просвещение, 2004.
- Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике. М.: «ВАКО», 2003.
- Спасский Б. И. Физика и ее развитие. М.: Просвещение, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды Ноябрьского региона"
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках при изучении темы «Тепловые двигатели».Задачи урока: 1.Образовательные: закрепление, обобщение и систематизация зн...
Урок по физике в 8 классе. Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды »
Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках при изучении темы «Тепловые двигатели».Задачи урока: 1.Об...
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
Без тепловых двигателей современная цивилизация немыслима. Все они при работе выделяют большое количество теплоты и выбрасывают в атмосферу вредные для растений и животных химические соединения....
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
Презентация для урока при изучении тепловых двигателей, ДВС, таровая турбина....
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. (Методическая разработка открытого занятия по физике)
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский монтажный техникум» Преподаватель: Блинова Г.И. Тепловые двигатели и охрана окружающей с...
Методическая разработка урока "Загрязнение и охрана окружающей среды" 10 класс
Методическая разработка урока "Загрязнение и охрана окружающей среды" 10 класс...