Урок-мастерская "Поля"
методическая разработка по физике (9 класс)
Эта мастерская предназначена для старшеклассников, как обобщающий урок после изучения темы: «Магнитное поле тока», когда темы о гравитационном и электростатическом полях уже изучены в 10 классе по отдельности. Может проводиться как обобщающий урок в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_polya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерская «Поля. Единое поле»
Эта мастерская предназначена для старшеклассников, как обобщающий урок после изучения темы: «Магнитное поле тока», когда темы о гравитационном и электростатическом полях уже изучены в 10 классе по отдельности. Может проводиться как обобщающий урок в 9 классе.
Мастерская рассчитана на сдвоенный урок.
Организация
Ученики делятся на 4-5 групп и рассаживаются по группам.
I) Для них проводятся 4 демонстрации:
- Падение предмета с небольшой высоты.
- Отклонение стрелки электроскопа, когда к нему подносится заряженная эбонитовая палочка.
- Движение тела по горизонтальной поверхности, после того как его толкнуть.
- Притяжение к телу металлических предметов.
После демонстраций ученикам объявляется индивидуальное задание «Выделить из 4 опытов 1, который отличается от других способом взаимодействия»
II) Ученики в группах обсуждают получившиеся результаты деления. В группе ученикам необходимо прийти к какому-то единому критерию деления. Это задание им сообщается.
После обсуждения группы озвучивают свои мысли по вопросу выделения из группы опытов одного. И продолжают фразу: «Способ взаимодействия на расстоянии – это взаимодействие с помощью …». Продолжением должно прозвучать слово поля. Карточка (как подсказка к обсуждению) с этой фразой кладется на стол где-то к концу обсуждения перевернутой. Если ученики её сразу не прочтут и не включат в обсуждение, то учитель должен им предложить продолжить фразу, написанную на карточке.
III) Ученикам предлагается набор демонстраций с заданием разбить всё множество опытов на 3 группы, по виду полей, с помощью которых в опытах возникло взаимодействие и назвать их.
Результат:
Гравитационное : - Падение предмета с высоты
- Сообщение факта об отклонении луча света вблизи тел большой массы (планет)
- Напоминание о строении солнечной системы на плакате, демонстрирующем взаимодействие планет.
Электрическое: - Взаимодействие султанчиков заряженных от электрофорной машины (одноименно, разноименно)
- Вращение линейки на острие, если к ней поднести заряженную эбонитовую палочку
- Притяжение легких предметов к заряженной палочке
- Действие электростатического маятника.
- Заряжение электроскопа зарядом противоположным заряду палочки, не касаясь его палочкой.
Магнитное : - Взаимодействие двух магнитов.
- Расположение металлических опилок вблизи магнита
- Движение предмета по столу, если снизу двигать магнит.
- Поднесение магнита к электроскопу (нет взаимодействия!)
- Демонстрация действия компаса, магнитной стрелки на острие.
Ответ дается учениками один от группы.
- Учитель говорит о том, что если есть поле, то должен быть и источник поля. В группах дается индивидуальное задание: нарисовать изображение источника каждого поля. Группам раздаются листы, на которых они будут рисовать, карандаши и фломастеры. Результат после выполнения вывешивается на доске для каждого поля отдельно, так чтобы была возможность их всем рассмотреть. Все встают и знакомятся с результатами всех групп.
(Скорее всего, в работах будет допущена одна ошибка: в виде источника магнитного поля нарисуют магнит)
Учитель сообщает ученикам о том, что в работах есть ошибка и в помощь для её исправления демонстрируется опыт Эрстеда. После демонстрации задание немного меняется: Надо нарисовать изображение (символ) источника и использованием необходимых физических величин одно от группы.
Результат должен быть примерно таким:
m q,m. q, m v
Новые рисунки тоже вывешиваются под первыми.
- глядя на вывешенные рисунки группы, спрашиваются о том, возникают ли у них какие-нибудь вопросы.
Может возникнуть вопрос: Что гравитационное поле есть всегда?
Есть ли электрическое поле, когда есть магнитное?
Группы сами пытаются ответить на эти вопросы. (ответ ДА) - Далее в группах дается индивидуальное задание дать определение поля с указанием его свойств, начиная фразу со слов: «Поле-это…»
После обсуждения каждый ученик в группе читает, что у него получилось. Перед этим им в помощь еще раз демонстрируется работа электростатического маятника. (Поле совершает работу, – значит, оно обладает энергией). - После этого ученикам предлагается ознакомиться с определениями о поле, веществе, материи, которые существуют в науке, написанные на карточках. Дается задание ознакомиться с ними и выложить их в историческом порядке возникновения их в науке. Результат озвучивается для всего класса. См. Приложение 1
- Далее ученикам предлагается лист, на котором написаны фамилии и годы жизни ученых, которым принадлежат эти высказывания, и предлагается откорректировать получившуюся историческую цепочку формирования представления в науке представления о поле. . См. Приложение 2
- Рефлексия.
Читается утверждение:
«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, таков диалектический путь познания истины…»
И ученикам предлагается вопрос для рефлексии:
Можешь ли ты найти подтверждение или опровержение этому утверждению, просмотрев свой путь познания истины?
Ценность такого урока в обобщении отдельно изученных тем и в том, что ученики сами делают открытия, на которые их наводит учитель. Ученики учатся добывать знания из увиденного, осмысливать результаты, делать выводы.
Этот урок можно включить и изучение темы «Методы научного познания мира и физическая картина мира» в конце 11 класса, это будет один из способов чтобы ученики представили себе единую картину мира.
Приложение 1
- «Среда или пространство, окружающее магнит играет столь же существенную роль, как и сам магнит, будучи частью настоящей и полной магнитной системой»
- «Пространство- это пассивное вместилище тел и электрических зарядов»
- “Поле-это самостоятельный физический объект, передача возмущения в котором происходит от точки к точке с конечной скоростью».
- «Магнитные жидкости не свободны или не могут течь, как им электрические аналоги, и не связаны с отдельными молекулами»
- «Обыкновенная материя по отношению к электрической жидкости является как бы своеобразной губкой. Существует особая электрическая субстанция – электрический огонь, который является распространённым элементом, и тела до процесса электризации имеют равные количества этого элемента»
- «Тело движется не под действием других тел, а под действием пространства, именно оно указывает ему как двигаться. Гравитационное поле присуще всем частицам, теория относительности показывает, что источником тяготения может быть любая форма энергии, а не только масса»
- «Взаимодействие между телами осуществляется через поле. Поле – совокупность квантов. Фотон – квант электромагнитного поля. Каждый тип взаимодействия имеет своего переносчика»
Приложение 2
- Майкл Фарадей (1791-1867) – английский физик
- Исаак Ньютон (1643-1727) – английский математик, механик, астроном, физик
- Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879) - английский физик
- Шарль Огюстен Кулон (1736-1806) – французский инженер и физик
- Бенджамин Франклин (1706-1790) – американский просветитель, государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации независимости США и Конституции.
- Альберт Эйнштейн (1879-1955)
- Ричард Феликс Фейнман (1918-1988) американский физик-теоретик
Гришина Наталья Александровна.