Урок для 7 класса. Физика: Плавание тел. Условия плавания тел
план-конспект урока по физике (7 класс)

Береснева Наталья Евгеньевна

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_7_klass-plavanie_tel._usloviya_plavaniya_tel.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

 «Плавание тел. Условия плавания тел»

Проектирование урока в соответствии с требованиями

ФГОС основного общего образования

Проект урока по теме: Условие плавания тел

Предмет: Физика

Класс: 7

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель урока: выяснить условия, при которых тела тонут и плавают внутри жидкости 

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Метапредметные УУД:

- умеет различать различные виды рекламы;

- формирует навыки творческого подхода к поставленной проблеме;

- анализирует воздействия рекламы на потребителя и его потребности.

Предметные:

- усваивает новые термины: реклама,

- знает разновидности рекламы;

- находить и отбирать необходимую информацию;

- познакомиться с технологиями манипулирования в рекламе;

- развивать умение анализировать рекламный текст.

Источники информации:

Ход урока

  1. Этап мотивации к учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обеспечивает готовность класса к  уроку.

Создает положительный психологический настрой.

- Начать сегодняшний урок я предлагаю вам с разгадывания кроссворда, который у вас  лежит на столе. Разгаданное слово запишите на доске.

- Давайте теперь составим из полученных слов тему урока. Запишите её в тетрадь.

- Теперь предлагаю вашему вниманию опыт: с погружением яйца и картофеля в  чистую воду, соленую воду. Попробуйте сформулировать ваш вопрос к увиденному?

- На ваших столах лежат листы с таблицей № 1, во втором столбце поставьте галочку напротив той цели урока, которую вы перед собой поставите.

- Давайте посмотрим, кто выбрал 1 цель- поднимите руки, кто - 2, а кто – 3.

- Скажите, что мы должны сделать, чтобы ответить на вопрос и осуществить нашу цель урока?

- План урока:

      1. Теоретическое обоснование проблемы

       2. Экспериментальное подтверждение

Включаются  в учебную деятельность, готовятся к восприятию нового материала.

- Записывают на доске разгаданные слова: условии, плавания, тел

Тема урока: «Условие плавания тел»

- Почему сначала тело плавает, а затем тонет?

- Выбирают цель

1-_________________человек

2-_________________человек

3-_________________человек

- выдвинуть гипотезу и доказать её, можно экспериментально

  1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Чтобы добиться поставленных целей, давайте вспомним, какая сила, действует на полностью погруженное в жидкость тело?

- От чего зависит сила Архимеда?

- Предлагаю освежить в памяти те формулы, с которыми мы уже работали. На доске они все рассыпались       (Приложение 1)

- Еще раз проговорите, от чего зависит сила Архимеда?

-У меня два тела (два  яйца от киндер сюрприза), какие они?

- Я правильно вас поняла: если объём тел одинаковый, то и сила Архимеда будет одинаковой? (демонстрация опыта – один - плавает, другой утонул)

Возможные ответы учащихся:

- выталкивающая или сила Архимеда

- от плотности жидкости и объема тела

- Собирают формулы по символам

- от плотности жидкости и объема тела

- одинаковые, равные (по цвету, объему)

- Да

  1.  Этап постановки проблемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Теперь возьмем ещё два тела, деревянный брусок и металлический. Что про них можно сказать?

- А можно предположить, как бруски расположатся в воде?

- Прикрепите на доске макет, характеризующий ваше предположение.

- У вас эти бруски тоже есть на столе давайте проверим.

- А кто-нибудь может ответить на вопрос почему так?

- А какие силы ещё действуют на бруски?

- Напомните мне, пожалуйста, куда направлены сила тяжести и сила Архимеда (на доске стрелки разного цвета).

- Мы знаем, что сила тяжести зависит от массы тела, а масса тела от чего зависит?

- Тогда можно получить формулу Fтяж= mg = ρт g Vт

- Итак, FА =ρж g Vт    и        Fтяж =ρт g Vт, следовательно можно будет сравнить ρж  и ρт.

- Деревянный будет плавать, металлический утонет

- Сила тяжести

- От плотности и объема тела

  1. Этап построения и реализации проекта выхода из затруднения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Предлагаю вам в парах, вспомнить  правила взвешивания, цену деления и заполнить таблицу № 2 с величинами измерения

 учащиеся вспоминают правила, проводят измерения и заполняют таблицу № 2 (Приложение 2)

  1. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Если все закончили, то давайте сравним полученные результаты и сделаем выводы (заполнить таблицу №3)

- По заполненной таблице озвучивают свои результаты

  1. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Хочу вернутся к формулам по плотности тоже можно сравнивать. Возьмите карточку с таблицей № 4 заполните как поведут себя в ртути (в воде) разные вещества.

 

-  Давайте вернемся к нашей цели урока,  таблица №1, поставьте в последнем столбике  галочку, если вы добились какой-то цели?

- задание выполнятся по вариантам

- Самооценка, достигли цели ту которую отмечали  или достигли другую

  1. Этап домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Записывают домашнее задание в дневники и тетради.

Приложение 2.

Таблица №1

Цель урока:

1

Закрепить знания по теме «Архимедова сила»

2

Выяснить условия, при которых тела тонут и плавают внутри жидкости

3

Выяснить условия, при которых тела тонут и плавают внутри жидкости, и проверить опытным путем эти условия

Приложение 2.

Повтори:

  1. Взвешиваемое тело кладут на правую чашку весов.
  2. Мокрые тела взвешивать нельзя!
  3. Вспомните, что 1 мл = 1  см³ = 0,000001 м³.

ХОД РАБОТЫ

  1. Определите выталкивающую силу, действующую на тело. Для этого измерьте объём воды в мензурке   и  объём после помещения в неё пробирки , вычислите объём тела V, а затем рассчитайте величину выталкивающей силы .

Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

  1. Выньте тело из воды, протрите его и определите на рычажных весах её массу m  с точностью до 1 г. Рассчитайте силу тяжести Fтяж, действующую на тело, которая равна весу Р тела в воздухе. Результат запишите в таблицу.
  2. определите выталкивающую силу и силу тяжести в соответствии с пунктами 1- 3 с другим телом.
  3. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу. Отметьте, когда тело тонет, всплывает в воде.

                                                           Таблица № 2

опыта

, см3

,

см3

Объём пробирки

,

см3

Н

m, кг 

Н

Поведение

пробирки

в воде

1

всплывает

2

тонет

                                                            Таблица № 3

 Условия плавания тел

Поведение тела

Знак сравнения

Знак сравнения

Тонет

FА               Fтяж

ρж             ρт

Всплывает

      FА               Fтяж

ρж             ρт

Плавает = «висит»

FА               Fтяж

ρж             ρт

Таблица № 4

В РТУТИ

Вещества

Плавают

Тонут

Платина

Сталь

Свинец

Медь

Иридий

Таблица № 4

В ВОДЕ

Вещества

Плавают

Тонут

Сосна

Пробка

Олово

Фарфор

Лёд

3.Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с лабораторным оборудованием.

- Ребята при выполнении лабораторной работы вы должны помнить:

- нельзя рабочий стол загружать лишними вещами,

- работайте аккуратно, чтобы не разлить жидкость из сосудов,

- пользуйтесь салфеткой для вытирания поплавка от лишней влаги,

- если насыщенный раствор поваренной соли попал на кожу, обязательно помойте это место с мылом,

- выполняя замеры по определению объёма жидкости, совмещайте уровень глаз с уровнем жидкости, для получения более точных результатов,

- поплавок в сосуд с жидкостью опускайте аккуратно, держа его за ниточку, стараясь не расплескать жидкость и не разбить сосуд,

- в случае непредвиденной ситуации немедленно дайте об этом знать учителю.

- Ребята работа выполняется на предложенных вам листах – исследования. Подпишите свои работы в указанном месте и обязательно отметьте, с какой жидкостью вы работаете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока 11 класс физика Волновые явления

уроу 11 класса презентация по волновому движению...

Урок физики по теме: "Плавание тел. Условия плавания тел".

Изучения темы "Плавание тел. Условия плавания тел. " на уроках физики в 7 классе по программе и учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник. Учебная деятельность учащихся на уроках по данной теме организован...

Мастер-класс. Формирование УУД на уроке физики при изучении темы " Плавание тел. Условия плавания тел."

В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди,  которые могут самостоятельно принимать решения. «Человек образованный ...

Технологическая карта урока. 8 класс. Физика.

Технологическая карта урока. 8 класс. Физика. Тема: Работа электрического тока....

Урок-презентация по теме "Архимедова сила. Условие плавания тел"

Решение задач по теме "Архимедова сила. Условие плавания тел."...

Рабочий лист к уроку 8 класс «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций»

Рабочий лист к уроку по химии в 8 классе «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций». Технология проблемного обучения....