Использование ИКТ в преподавании физики
материал по физике

 Беспалова Татьяна Михайловна

Обобщение опыта по теме "Использование ИКТ в преподавании физики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_0.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Использование

информационно-коммуникационных технологий

в преподавании физики.

Беспалова Татьяна Михайловна

учитель физики МКОУ Каратабанской СОШ Еткульского района

Многие учителя широко используют элементы ИКТ в своей повседневной практике. Педагоги, имеющие в своем распоряжении технические средства сопровождения урока и обладающие определенными навыками работы с компьютерными программами, самостоятельно пытаются подобрать электронные информационные материалы для собственных уроков и выстроить их в соответствии со своими методическими разработками. В результате появляются коллекции информационных источников, а также разнообразные учебные материалы для конкретных уроков, выполненные с помощью технологий компьютерной презентации. Как и все учителя-предметники я испытывала недостаток практического материала для проведения уроков, так как материал, данный в учебнике не всегда отвечает запросам учащихся. После появления электронных ресурсов начала их использовать при проведении уроков. Использование качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.

На уроках в основной школе работа с ОЭР должна быть ориентирована на овладение умениями и навыками работы с различными источниками информации, использования полученных данных для решения конкретных учебных задач, а также на сочетание индивидуальных и групповых форм познавательной активности. С учётом психолого - возрастных особенностей учащихся основной средней школы, очень важно сочетать изучение текстовых материалов с использованием всего спектра мультимедийных возможностей ОЭР, в том числе ролевых игр, анимаций.

В старшей школе основную роль приобретает формирование умений и навыков разнообразной работы с самой информацией. Причём, для базового уровня обучения это, прежде всего, овладение навыками поиска и систематизации специальной информации, работы с конкретным материалом, представленным в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), умение целенаправленно подбирать сведения для аргументации своей позиции в ходе полемического обсуждения тех или иных проблем.

В своей работе я использую тестовый контроль. Для этого я использую разнообразные тестовые программы. Большинство современных репетиторов-тренажеров позволяют не только экспортировать имеющиеся в их базе тесты в другую оболочку, но и генерировать собственные тесты, дополняя и развивая определенные умения и навыки. Современные тренажерные и тестовые системы обеспечивают возможность настройки учителем управляющего сценария в соответствии с различными методиками и индивидуальными особенностями учащегося.

Виртуальные лаборатории помогают мне при проведении практических работ. Виртуальные лаборатории обеспечивают визуализацию хода моделируемых процессов и результатов моделирования; возможность построения произвольных моделей с использованием сборки системы из компонентов, задания параметров; возможность экспорта результатов моделирования в форме информационного источника.

Применение информационных технологий на уроке требовало разработки новых методик проведения уроков, лабораторно-практических работ.

Широкое применение мультимедиа-технологий в учебном процессе предполагает аккумулирование мультимедийных учебных и контролирующих программных продуктов в форме создания медиатеки по предмету.

При обучении физике я использую ИКТ на этапе

– усвоения новых знаний и способов действий;

– закрепления новых знаний и способов действий;

– контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

Использование информационно – компьютерных технологий на этапе усвоения новых знаний и способов действия.

В зависимости от цели и содержания материала учебные занятия могут проводиться в разных формах. Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего, технология проектного обучения.

Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные лекции. В ходе такой лекции организуется совместное размышление учителя и учащихся, направленное на решение учебной проблемы. В этом случае дидактической целью является изучение нового материала посредством демонстрации образца всех этапов исследования. Методическая суть лекции в том, что школьники, получая блок новой учебной информации, следят за логикой поиска решения проблемы. В процессе этого они проходят весь цикл научного исследования. Тем самым у школьников формируются основы проблемного мышления на уровне знаний – представлений. Их перевод на уровень умений осуществляется на семинарских занятиях. Предлагаемые электронные учебные издания содержат большое количество лекций с использованием мультимедийных технологий. В таких лекциях проблемы по данной теме рассматриваются с различных точек зрения, приведены примеры научных исследований.

Кроме готовых лекций в электронных ресурсах я разрабатываю и свои наглядные лекции с использованием ИКТ в виде презентаций. Во время проведения лекций – презентаций учащиеся легче усваивают основной учебный материал. В начале презентаций предусмотрены задания на актуализацию знаний школьников.

Использование информационно-компьютерных технологий на этапе закрепления новых знаний и способов действий.

На этапе закрепления новых знаний и способов действия можно выделить следующие приемы и методы работы: компьютерные наблюдения, лабораторно-практические работы, тренировочные упражнения.

Наблюдением называется длительное целенаправленное восприятие определенных объектов с фиксацией тех изменений, которые в них проявляются. Наблюдения  являются эффективным средством накопления фактов и формирования у учащихся конкретных представлений, служащих опорой для необходимых обобщений. Главную роль в нем играет познавательная деятельность учащихся, направленная на фиксацию явления, раскрытие внутренних объективных связей и зависимостей и выявление сущности явлений. Компьютерное наблюдение использую во время объяснения нового материала. Например, изучая тему «Кипение» в 8 классе можно наблюдать процесс кипения: образование пузырьков, всплывание их вверх под действием выталкивающей силы, уменьшение размеров пузырьков, опускание вниз под действием силы тяжести. Видеозаписи делают курс привлекательным и делают занятия живыми и интересными. К каждому явлению дано пояснение. Это пояснение можно не только прочитать на экране дисплея, но и прослушать.

Экспериментальные задачи-исследования – задачи, для решения которых необходимо поставить соответствующие параметры и пронаблюдать. Для этой цели я использую учебный компьютерный курс «Открытая физика». Для каждого эксперимента представлены: компьютерная анимация, графики, численные результаты. Изменяя параметры и наблюдая результат компьютерного эксперимента, учащийся может провести интерактивное физическое исследование по каждому эксперименту.

К тренировочным упражнениям следует отнести следующие виды упражнений: пробные упражнения, упражнения по образцу, упражнения по инструкции, упражнения по заданию, творческие упражнения и расчетные задачи с последующей компьютерной проверкой.

Пробные упражнения - это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их использую тогда, когда новый материал усвоен непрочно и учащиеся могут допустить ошибки в его применении.

Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От пробных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложность и трудность выполнения которых постепенно нарастает.

Упражнения по образцу - это задание с полной ориентировочной основой действия: учащиеся знают, как выполнить его и какие результаты можно получить. Эти упражнения несложны по содержанию и нетрудны по выполнению.

Упражнения по инструкции выполняются по указаниям о порядке осуществления действий, самостоятельных работ, применения отдельных операций и их последовательности. Упражнения по инструкции, как и упражнения по образцу, имеют воспроизводящий характер, но отличаются большей степенью самостоятельности учащихся и более сложными по содержанию заданиями. К таким задачам я отношу расчетные задачи с последующей компьютерной проверкой.

Расчетные задачи с последующей компьютерной проверкой - задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ.

Упражнения по заданию являются заключительным звеном тренировочных упражнений, формирующих навыки. Эти упражнения не могут выполняться ни по образцу, ни по инструкции, ибо каждое задание имеет свою ситуацию, свои приемы и определенную последовательность действий.

Творческие упражнения различаются между собой дидактической целью, степенью самостоятельности учащихся, уровнем творчества. Для решения творческих заданий у учащихся должны быть сознательные знания и навыки успешного применения их на практике. В отличие от тренировочных упражнений, для творческих заданий не предусматривается готовый материал. Его нужно найти, придумать, создать. Такие задания я даю в конце изучения темы, на уроках обобщения и повторения.

Лабораторные работы – эффективные ресурсы программы создают удобную техническую базу для реализации многочисленных лабораторных работ, носящих творческий, исследовательский характер. Ученику при выполнении лабораторной работы предстоит провести исследование, попытаться подметить какие-то  закономерности, высказать в этой связи собственные гипотезы, экспериментально проверить их справедливость.

Использование информационно-компьютерных технологий на этапе контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

Важное место в образовательном процессе занимает организация опроса учащихся и контроля за полученными знаниями, умениями и навыкамиВ своей работе я реализую различные подходы и формы проверки знаний и умений школьников. Один из основных видов проверки – это тестирование.

Первый вид тестов – на заполнение пропусков в истинных утверждениях или в верно сформулированных определениях. Учащимся вместо многоточий следует вписать одно-два слова, которые они считают недостающим. Такие тесты можно использовать  как в бумажном носителе, так и в электронном варианте. Предлагаю учащимся взаимопроверку с помощью компьютерного ключа.

Второй вид тестов – тест на установление истинности предложенного утверждения и правильности сформулированного определения. Учащиеся должны не просто дать ответ «да» или «нет», а проявить умение рассуждать, делать соответствующие выводы, отличать верное предложение от неверного. Такие виды тестов я предлагаю учащимся выполнить в электронном варианте, а проверку осуществлять с помощью обсуждения правильного решения, обосновывая правоту.

Третий вид тестов предлагает на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный ответ, предполагающий отказ от выполнения задания. Количество ответов ограничено тремя наиболее значимыми, так как набор ответов должен быть легко обозримым для учащихся. Нужно внимательно прочитать текст задания и предложенные на него ответы и выбрать верный ответ.

В электронных пособиях подобран богатый материал для проведения программированного опроса. Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. Эту форму можно использовать в письменном виде, то есть решение тестовых заданий с выбором правильного ответа.

В своей работе часто приходится пользоваться не только готовыми тестами, но и разрабатывать тесты самой. Для этого я использую программу «Test AS MS Office».

Применяя методики, описанные в работе, я заметила следующие изменения в обучении школьников:

  • Повысилась мотивация учащихся к обучению физике;
  • Выросло качество сформированности общеучебных умений и навыков;
  • Выросла абсолютная и качественная успеваемость учащихся;
  • Учащиеся стали участвовать в различных проектах, создавать презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД по теме: «Использование информационных технологий в процессе преподавания физики в школе».

Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информ...

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Использование метода проектов в преподавании физики

Проектная деятельность становится частью учебного процесса образовательных учреждений....

Из опыта использования современных технологий преподавания физики на базовом уровне.

Автор статьи делится опытом преподавания физики в старших классах при изучении науки на базовом уровне....

" Использование метода проектов в преподавании физики"

В презентации рассказано о способах, методах работы учащихся над исследовательскими проектами. Показаны способы обработки результатов исследования, используя компьютерные технологии....