Законы сохранения в механике
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (10, 11 класс)

Халикова Альфия Каримовна

Нередко учащиеся, хорошо зная закон сохранения импульса и закон сохранения энергии по отдельности, испытывают затруднения при необходимости использовать эти законы вместе в рамках одной задачи. Рассмотрим несколько конкретных примеров совместного применения этих законов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Законы сохранения в механике.

Нередко учащиеся, хорошо зная закон сохранения импульса и закон сохранения энергии по отдельности, испытывают затруднения при необходимости использовать эти законы вместе в рамках одной задачи. Причем чаще всего ускользает от внимания закон сохранения импульса. Хотя бывает и наоборот.

Рассмотрим несколько конкретных примеров совместного применения этих законов.  

Задача №1.

В брусок массой М, висящий на параллельных нитях длиной l, попадает горизонтально летящая пуля массой m и застревает в нем. В результате удара каждая нить отклоняется на угол α. Найдите начальную скорость пули.

Угол отклонения нити α связан с высотой h, на которую поднимается брусок:

h = l (1-cosα),

А высоту h можно связать с потенциальной энергией бруска и пули в конечном состоянии:

Ep = (M+m)gh.

Выполняется ли в данной ситуации закон сохранения механической энергии? Другими словами, равна ли энергия системы в конечном состоянии её начальной энергии, т.е. кинетической энергии пули   ? ответ, конечно, отрицательный. Ведь мы знаем, что при неупругом ударе часть механической энергии переходит во внутреннюю.

Рассмотрим промежуточное состояние системы – сразу после окончания удара, когда пуля уже застряла в бруске, но нити ещё вертикальны. Энергия системы в этом состоянии представляет собой просто кинетическую энергию бруска с пулей:

Ek =

где u – их общая скорость. После того, как неупругий удар уже закончился, энергия больше теряться не будет, и можно записать

Ep = Ek

или

 = (M+m)gh

Скорость u можно связать с начальной скоростью пули с помощью закона сохранения импульса:

mv = (M+m)u

Из последних двух уравнений, с учётом выражения для h, имеем

v = 2 (1+ ) sin

 Заметим, что в этой задаче законы сохранения и импульса работают не одновременно, а как бы по очереди.

Задача №2.

Два шарика, сделанные из одного материала и имеющие массы m1 и m2, движутся навстречу друг другу со скоростями v1 и v2. На сколько возрастёт температура шариков после лобового абсолютно неупругого удара, если удельная теплоёмкость шариков с? Начальные температуры шариков были одинаковы.   

Изменение температуры шариков определяется увеличением их внутренней энергии:

ΔEвн = c (m1+m2) Δt

Иногда учащиеся считают, что в результате удара вся кинетическая энергия системы переходит во внутреннюю. При этом забывают, что шарики не смогут остановиться после удара, т.к. это противоречило бы закону сохранения импульса (начальный импульс системы не равен нулю). Значит, при подсчете энергии надо учесть и кинетическую энергию шариков в конечном состоянии.

Обозначим скорость слипшихся шариков через v и запишем законы сохранения энергии и импульса, точнее – проекции импульса на направление движения первого шарика:

 +  =

m1v1 – m2v2 = (m1+m2) v

Решая совместно полученные три уравнения, находим искомое увеличение температуры:   

Δt = 

Задача №3.

На бруске длиной l и массой M, расположенном на гладкой горизонтальной поверхности, лежит маленькое тело массой m. Коэффициент трения между телом и бруском µ. С какой скоростью должна двигаться система, чтобы после упругого удара бруска о стенку тело упало с бруска?

Удар бруска о стенку приведет к тому, что его скорость скачком изменится на противоположную. Скорость же тела за время удара измениться не успеет, и оно начнет скользить по бруску.

Найдем, на какое расстояние х переместится тело относительно бруска до окончания скольжения. x > l  - условием падения тела с бруска. С расстоянием х связана работа силы трения скольжения

Aтр = -µmgx,

которая, в свою очередь, равна изменению кинетической энергии системы:

Aтр =  – (+ )

Здесь u – скорость бруска с телом в тот момент, когда тело останавливается относительно бруска. Эту скорость можно найти из закона сохранения импульса

Mv – mv = (m+M) v.

Решая совместно все три уравнения, получаем

x =

Условие x > l позволяет найти искомую скорость:

v = ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Законы сохранения в механике"

В этой презентации упор сделан на практическое применение законов сохранения импульса и энергии, и решение тестов на эту тему...

Подготовка к ЕГЭ "Законы сохранения в механике"

Презентация «Законы сохранения в механике » составлена в соответствии с требованиями к ЕГЭ по физике 2013 года  и предназначена для подготовки выпускников к экзамену. Состоит из теоретической и п...

Материал для диагностики учебных достижений по физике в 10-м классе по теме «Законы сохранения в механике»

В диагностическом тесте проверялись следующие элементы знаний: импульс тела; импульс системы тел; закон сохранения импульса; работа силы; мощность; работа как мера изменения энергии; потенциальная эне...

Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике»

Контроль за знаниями и умениями обучающихся, приобретенных при изучении темы в виде игры "Морской бой", в ходе игры обучающимся предоставляются вопросы в виде теста....

Разработка комплекса ситуационных заданий по теме школьного курса физики «Законы сохранения в механике» на основе современных подходов к развитию интеллекта учащихся.

Подготовка первого варианта комплекса ситуационных заданий по теме школьного курса физики «Законы сохранения в механике», нацеленных на формирование когнитивного и метакогнитивного опыта учащихся....

Методические материалы к проведению уроков по теме «Законы сохранения в механике» при изучении физики в 10 классе на базовом уровне

Методические материалы к проведению уроков по теме «Законы сохранения в механике» при изучении физики в 10 классе на базовом уровне...

Обобщающий урок по теме "Законы сохранения в механике"

Интерес к физике у большинства обучающихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках кажд...