Понятийно-терминологическая игра по теме «Тепловые явления» «Устами восьмиклассников» Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности В. А. Сухомлинский Игра позволяет развивать универсальные учебные действия у обучающихся как способ достижения метапредметных результатов обучения физики.В широком смысле — это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного присвоения нового социального опыта. В узком смысле — это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Таким образом: УУД — это разносторонние и многофункциональные учебные действия интегративного характера, направленные на достижение образовательных, а также социально значимых и жизненно важных целей Игра — один из видов коллективной работы. Участие в игре оказывает сильное эмоциональное воздействие на школьников, несопоставимое с воздействием других по форме обучения. Игра требует от ее участников большой самостоятельности, инициативы, стимулирует соревновательность. Новые возможности проведения игр открывают компьютеры: в них можно заложить разнообразную информацию в виде текста, статистических материалов. Цель игры: - Изучить ключевые понятия и важнейшие термины, раскрывающие сущность тепловых явлений и роль этих явлений в природе и быту.
- повысить интерес учащихся к предмету;
- развивать познавательные способности учащихся;
- развивать навыки общения, коллективного взаимодействия;
Задачи игры: - Повысить познавательную активность и коммуникационные способности обучающихся в процессе обучения.
- выявить учащихся, увлеченных предметом, имеющих стабильные знания.
- Привить навыки организации и проведения дискуссии на основе метода действия малых групп.
- Научить самостоятельно проводить анализ понятийного аппарата по темам учебного курса.
- Научить адекватно оценивать интеллектуальный потенциал и уровень подготовки по учебному курсу.
Организация игры: обучающиеся подразделяется на дискуссионные подгруппы по восемь человек в каждой, а затем выделенные подгруппы активно включаются в дискуссии. 1.Объяснялки На этом этапе каждой подгруппе предлагается дать определение (устно) ключевых понятий по изучаемой теме: Необходимо объяснить одно из понятий, используя вначале правильные, но не однозначные определения (см приложение 1) (Теплопроводность.Конвекция.Излучение. Плавление.Отвердевание.Кипение.Испарение.Конденсация) Участники игры поочередно устраивают друг другу миниэкзамен: воспроизводят своими словами определение того или иного понятия, отвечают на вопросы, касающиеся основных признаков изучаемых понятий. 2 Показалки Необходимо продемонстрировать опыт, эксперимент (можно представить презентацию) , который должен объяснить соперник Оценивается и презентация и ответ соперников 3 Узнавалки Необходимо описать личность ученого по схеме Интересный факт из жизни ученого Место жительства и работы. Научное достижение. (Джоуль, Дизель, Цельсий, Кельвин, ) 4 Реклама прибора (устройства, материалов, приспособлений) 5 Агитвыступление (спич) На этом этапе каждая подгруппа в течение следующих 10 минут составляет связный текст о учете и применении тепловых явлений , (Парниковый эффект. Ночной бриз. Теплоизоляционные материалы. Теплый дом). В экспертную комиссию от каждой подгруппы приглашается один из участников. Экспертная комиссия оценивает в соответствии с вышеназванными критериями доклад каждой подгруппы.
Протокол
|
| I команда | II команда | III команда |
| Раунд и критерии оценивания |
|
| вопрос | ответ | вопрос | ответ | 1 | Объяснялки Физическое явление. 1. Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение) 2. Условия, при которых протекает явление. 3. Связь данного явления с другими. 4. Объяснение явления на основе научной теории. 5. Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)
|
|
|
|
|
|
| 2 | Показалки Физический опыт. 1. Цель опыта 2. Схема опыта 3. Условия, при которых осуществляется опыт. 4. Ход опыта. 5. Результат опыта (его интерпретация)
|
|
|
|
|
|
| 3 | Узнавалкибиография,изобретения, факты из жизни
|
|
|
|
|
|
| 4 | Реклама прибора (устройства, материалов, приспособлений) Прибор, механизм, машина. 1. Назначение устройства. 2. Схема устройства. 3. Принцип действия устройства 4. Правила пользования и применение устройства.
|
|
|
|
|
|
| 5 | Агитвыступление (спич) • количество использованных понятий, вошедших в термино- карту; • точность в употреблении понятий, количество правильно использованных понятий; • занимательность текста и исполнительское мастерство прочтения.
|
|
|
|
|
|
|
По итогам проведения игры участникам, успешно справившимся с заданиями, выставляется общая оценка по конкретной теме занятий. |