Техника безопасности.
материал по физике

Правила Тб в кабинете физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iot_-dlya_uchitelya_fiziki.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ №____

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

  1. Общие требования охраны труда

1.1. К самостоятельной работе учителем физики (далее - учитель) допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При работе учитель должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка,

установленные режимы труда и отдыха, должностные обязанности.

1.3. При работе в должности учителя физики возможно воздействие на работников

следующих опасных и вредных факторов:

- повышенное психоэмоциональное напряжение;

- значительная голосовая нагрузка;

- статическая нагрузка при незначительной общей мышечной двигательной нагрузки;

- зрительное утомление при длительной работе с документами, тетрадями;

- высокая плотность эпидемиологических контактов;

- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности кабинетов, рабочего места;

- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании в кабинетах и других помещениях;

- вредные химические вещества, выделяемые при горении сухого горючего;

низкочастотные электрические и магнитные поля.

1.4. Учитель обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и направления эвакуации при пожаре.

1.5. При несчастном случае учитель обязан немедленно сообщить об этом директору и/или специалисту по ОТ.

1.6. В процессе работы учитель обязан соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.7. Учитель должен соблюдать требования к спецодежде (халат х/б, белый) при выполнении экспериментов, лабораторных и практических работ.

1.8. Учитель, допустивший невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергается внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2 Требования по охране труда перед началом работы

2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников.

2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть

надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками- корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3. Убедиться в безопасности рабочего места, проверить на устойчивость и исправность

мебель, убедиться в устойчивости находящихся в сгруппированном виде методических материалов, тетрадей, в свободности проходов и выхода из учебного кабинета.

2.4. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете.

2.5. Проверить собранность оборудования в шкафах, целостность лабораторного оборудования и его наличие.

2.6. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное их освещение и отсутствие световых пятен повышенной ярости.

2.7. Провести проверку работоспособности персонального компьютера, удостовериться в

исправности ТСО, оргтехники в учебном кабинете.

2.8. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах

и провести сквозное проветривание кабинета.

2.9. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-24°С.

2.10. Перед началом учебных занятий в кабинете физики учитель проверяет:

- сохранность рабочих мест обучающихся, их состояние, наличие порядка;

- собранность и целостность оборудования в шкафах;

- целостность и рабочее состояние электропроводки, подведенной к рабочим столам учеников и к демонстрационному столу учителя, электророзеток;

- сохранность и целостность окон.

2.11. Перед началом каждой лабораторной работы с демонстрацией опытов учитель:

- до урока располагает на рабочих столах обучающихся лабораторное оборудование в необходимом количестве и в установленном порядке;

- до урока проверяет исправность используемого оборудования, осуществляет и проверяет безопасные режимы и приемы проведения опытов, демонстраций и экспериментов;

- в начале урока проводит инструктаж с учащимися, обучает безопасным правилам и методам проведения лабораторных работ и экспериментов;

- не оставляет обучающихся без присмотра на перемене перед и после урока.

2.12. Учителю при проведении демонстрационных опытов и лабораторных работ запрещается приступать к работе:

- без проверки состояния оборудования, приспособлений, электрических розеток, вилок, приборов освещения, средств индивидуальной защиты;

- при отсутствии вентиляции, системы водоснабжения и электропитания;

- при плохом самочувствии;

- самостоятельно ремонтировать неисправное электрооборудование.

2.13. Систематически проводить инструктажи с обучающимися по охране труда: знакомить с

инструкцией по охране труда для обучающихся в кабинете физики, проводить инструктажи при выполнении практических, лабораторных и экспериментальных работ, о чем делается запись в соответствующих журналах учета проведения инструктажей.

3 Требования по охране труда во время работы

3.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников.

3.2. Во время работы следует соблюдать порядок в учебном кабинете, не загромождать свое рабочее место и места обучающихся, а также эвакуационные выходы.

3.3. Следить за тем, чтобы не загромождались проходы между рабочими местами обучающихся, пути эвакуации, не позволять ученикам оставлять в проходах свои вещи. Не загромождать и не устраивать вешалки на выходе из кабинета.

3.4. Посадку обучающихся производить за рабочие столы, соответствующие росту, в соответствии с требованиями СанПиН.

3.5. Обучающимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и

вторыми столами. Обучающимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами.

3.6. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы, не располагать тетради, учебники и иные предметы.

3.7. Соблюдать безопасность при работе с электрическим током. Подавать напряжение на

рабочие места не более 42В.

3.9. Поддерживать дисциплину и порядок во время занятий, не разрешать ученикам самостоятельно уходить с места проведения занятий без разрешения учителя.

3.10. Во время перерывов между занятиями при отсутствии обучающихся периодически проветривать учебный кабинет.

3.11. Не оставлять обучающихся в учебном кабинете одних без контроля. Не оставлять обучающихся без присмотра во время проведения лабораторных и практических работ. Контролировать, чтобы обучающиеся не использовали в эксперименте посторонние

предметы.

3.12. При работе со стеклянным оборудованием необходимо:

- использовать стеклянные трубки с оплавленными краями;

- подбирать для соединения резиновые и стеклянные трубки только одинаковых диаметров, концы трубок смачивать водой или смазывать вазелином;

- использовать в опытах стеклянную посуду без трещин и сколов;

- не допускать резких изменений температуры стеклянного оборудования и механических ударов по нему;

- вставлять пробки в стеклянные трубки или вынимать их с легким прокручиванием;

- горлышко пробирки или колбы при нагревании в них жидкостей, направлять в сторону от себя, но не в сторону другого человека.

3.13. При проведении опыта, в случае вероятности разрыва сосуда вследствие нагревания

или откачивания воздуха, на учительском демонстрационном столе со стороны обучающихся должен быть установлен защитный экран, а учитель должен надеть защитные очки.

Если сосуд разорвался, запрещается убирать осколки стекла руками. Для этого используют щетку и совок. Таким же образом убирают металлические опилки используемые при наблюдении силовых линий магнитных полей.

3.14. Не закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой, пока она не остынет;

запрещено брать сосуды с горячей жидкостью незащищенными руками.

3.15. Для измерения напряжения и силы тока, измерительные приборы необходимо соединять проводниками с надежной неповрежденной изоляцией, имеющими одно-, двухполюсные вилки. Присоединяют вилки к схеме одной рукой, другой рукой не прикасаются к шасси, корпусу прибора и другим электропроводящим предметам.

Особого внимания требует выполнение работы с печатными схемами, для которых характерны небольшие расстояния между соседними проводниками печатной платы.

3.16. Включать выпрямители только с нагрузкой.

3.17. Не оставлять без присмотра включенные электро- и радиоустройства.

3.18. При эксплуатации источников высокого напряжения  необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

- не прикасаться к деталям и проводникам руками или токопроводящими предметами;

- перемещать высоковольтные соединительные проводники или электроды шарикового разрядника с помощью исправной изолированной ручки;

- после окончания работы необходимо разрядить конденсаторы, соединив их выводы

разрядником или гибким изолированным проводом.

3.19. Электрооборудование включать строго последовательно от общего выключателя к выключателям разветвленных цепей.

3.20. Не допускать принятия обучающимися пищи и напитков в кабинете физики.

3.21. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.

3.22. Не допускать обучающихся к самостоятельному включению и выключению приборов, ТСО, персонального компьютера и другой оргтехники.

3.23. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.

4 Требования по охране труда в аварийных ситуациях

4.1. Не приступать к работе при плохом самочувствии или внезапной болезни.

4.2. При получении травмы учитель обязан прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность директора (или лицо,

его замещающее) и обратиться в медицинский кабинет.

4.3. При получении травмы иным лицом (работником или обучающимся) необходимо оказать

ему первую доврачебную помощь, транспортировать пострадавшего в медицинский кабинет или вызвать медицинского работника на место несчастного случая, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 103 и сообщить о произошедшем директору. Принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не связано с опасностью для жизни и здоровья людей. При расследовании несчастного случая сообщить известные обстоятельства произошедшего случая.

4.4. В случая появления задымления или возгорания в ученом кабинете, учитель обязан немедленно прекратить работу, отключить электросеть, принять меры к эвакуации обучающихся из здания школы, сообщить о пожаре директору школы (или лицу его

замещающему) и в ближайшую пожарную часть по телефону 101. При отсутствии явной угрозы жизни приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения. Электропроводку под напряжением необходимо тушить огнеупорным покрывалом или углекислотным огнетушителем, а обесточенную электропроводку разрешатся тушить песком, водой или другими имеющимися огнетушителями.

4.5. При аварии (порыве) в системе отопления, водоснабжения в учебном кабинете необходимо вывести обучающихся из помещения учебного кабинета и сообщить о произошедшем заместителю директора по АХР.

4.6. Учитель обязан известить непосредственно директора школы (или лицо его замещающее) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся и работников

школы. А также известить заместителя директора по АХР о неисправности используемого оборудования и инвентаря, первичных средств пожаротушения.

4.7. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, Инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

5. Требования по охране труда по окончании работы

5.1. Учитель следит за сохранностью оборудования, проверяет сохранность и состояние оборудования и приборов после выполнения лабораторных работ.

5.2. Отключение электрического оборудования производить в обратном порядке включения: от выключателей разветвленных цепей к общему выключателю.

5.3. Собрать приборы и материалы у обучающихся после окончания лабораторной работы, проверить их исправность.

5.4. Проследить, чтобы обучающиеся по окончании работы привели свое рабочее место в порядок и вымыли руки с мылом.

5.5. Внимательно осмотреть учебный кабинет. Убрать документацию, методические пособия, демонстрационный материал, приборы в место для хранения, привести в порядок рабочее место.

5.6. Выключить персональный компьютер и другую оргтехнику, все демонстрационные приборы и технические средства обучения.

5.7. Проветрить помещение учебного кабинета, закрыть окна, фрамуги, вымыть руки, закрыть кран водопровода и выключить свет.

5.8. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения.

5.9. Закрыть учебный кабинет на ключ.

5.10. Обо всех недостатках, отмеченных во время работы, сообщить директору или заместителю директора по АХР.

Разработал:

______________            ___________              _______________________     ____________

          (Должность)                             (Подпись)                                      (Расшифровка подписи)                                             (Дата)

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Инструкцию изучил и обязуюсь выполнять:

№ п/п

Ф.И.О.

Должность

Дата

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока: Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники

Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники....

Буклет по технике безопасности "Правила безопасности во время весенних каникул"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7794613","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"340","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7794614","at...

«Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности»

Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я реши...

Инструктажи по технике безопасности №1 Безопасность на дороге и транспорте

В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности./Сайрус/...

Инструктажи по технике безопасности №3 Безопасность при общении с животными

За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие расплачиваться./Уинстон Черчилль/...