Техника безопасности.
материал по физике
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКЦИЯ №____
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
- Общие требования охраны труда
1.1. К самостоятельной работе учителем физики (далее - учитель) допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При работе учитель должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка,
установленные режимы труда и отдыха, должностные обязанности.
1.3. При работе в должности учителя физики возможно воздействие на работников
следующих опасных и вредных факторов:
- повышенное психоэмоциональное напряжение;
- значительная голосовая нагрузка;
- статическая нагрузка при незначительной общей мышечной двигательной нагрузки;
- зрительное утомление при длительной работе с документами, тетрадями;
- высокая плотность эпидемиологических контактов;
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности кабинетов, рабочего места;
- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании в кабинетах и других помещениях;
- вредные химические вещества, выделяемые при горении сухого горючего;
низкочастотные электрические и магнитные поля.
1.4. Учитель обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и направления эвакуации при пожаре.
1.5. При несчастном случае учитель обязан немедленно сообщить об этом директору и/или специалисту по ОТ.
1.6. В процессе работы учитель обязан соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.7. Учитель должен соблюдать требования к спецодежде (халат х/б, белый) при выполнении экспериментов, лабораторных и практических работ.
1.8. Учитель, допустивший невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергается внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
2 Требования по охране труда перед началом работы
2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть
надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками- корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Убедиться в безопасности рабочего места, проверить на устойчивость и исправность
мебель, убедиться в устойчивости находящихся в сгруппированном виде методических материалов, тетрадей, в свободности проходов и выхода из учебного кабинета.
2.4. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете.
2.5. Проверить собранность оборудования в шкафах, целостность лабораторного оборудования и его наличие.
2.6. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное их освещение и отсутствие световых пятен повышенной ярости.
2.7. Провести проверку работоспособности персонального компьютера, удостовериться в
исправности ТСО, оргтехники в учебном кабинете.
2.8. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах
и провести сквозное проветривание кабинета.
2.9. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-24°С.
2.10. Перед началом учебных занятий в кабинете физики учитель проверяет:
- сохранность рабочих мест обучающихся, их состояние, наличие порядка;
- собранность и целостность оборудования в шкафах;
- целостность и рабочее состояние электропроводки, подведенной к рабочим столам учеников и к демонстрационному столу учителя, электророзеток;
- сохранность и целостность окон.
2.11. Перед началом каждой лабораторной работы с демонстрацией опытов учитель:
- до урока располагает на рабочих столах обучающихся лабораторное оборудование в необходимом количестве и в установленном порядке;
- до урока проверяет исправность используемого оборудования, осуществляет и проверяет безопасные режимы и приемы проведения опытов, демонстраций и экспериментов;
- в начале урока проводит инструктаж с учащимися, обучает безопасным правилам и методам проведения лабораторных работ и экспериментов;
- не оставляет обучающихся без присмотра на перемене перед и после урока.
2.12. Учителю при проведении демонстрационных опытов и лабораторных работ запрещается приступать к работе:
- без проверки состояния оборудования, приспособлений, электрических розеток, вилок, приборов освещения, средств индивидуальной защиты;
- при отсутствии вентиляции, системы водоснабжения и электропитания;
- при плохом самочувствии;
- самостоятельно ремонтировать неисправное электрооборудование.
2.13. Систематически проводить инструктажи с обучающимися по охране труда: знакомить с
инструкцией по охране труда для обучающихся в кабинете физики, проводить инструктажи при выполнении практических, лабораторных и экспериментальных работ, о чем делается запись в соответствующих журналах учета проведения инструктажей.
3 Требования по охране труда во время работы
3.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников.
3.2. Во время работы следует соблюдать порядок в учебном кабинете, не загромождать свое рабочее место и места обучающихся, а также эвакуационные выходы.
3.3. Следить за тем, чтобы не загромождались проходы между рабочими местами обучающихся, пути эвакуации, не позволять ученикам оставлять в проходах свои вещи. Не загромождать и не устраивать вешалки на выходе из кабинета.
3.4. Посадку обучающихся производить за рабочие столы, соответствующие росту, в соответствии с требованиями СанПиН.
3.5. Обучающимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и
вторыми столами. Обучающимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами.
3.6. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы, не располагать тетради, учебники и иные предметы.
3.7. Соблюдать безопасность при работе с электрическим током. Подавать напряжение на
рабочие места не более 42В.
3.9. Поддерживать дисциплину и порядок во время занятий, не разрешать ученикам самостоятельно уходить с места проведения занятий без разрешения учителя.
3.10. Во время перерывов между занятиями при отсутствии обучающихся периодически проветривать учебный кабинет.
3.11. Не оставлять обучающихся в учебном кабинете одних без контроля. Не оставлять обучающихся без присмотра во время проведения лабораторных и практических работ. Контролировать, чтобы обучающиеся не использовали в эксперименте посторонние
предметы.
3.12. При работе со стеклянным оборудованием необходимо:
- использовать стеклянные трубки с оплавленными краями;
- подбирать для соединения резиновые и стеклянные трубки только одинаковых диаметров, концы трубок смачивать водой или смазывать вазелином;
- использовать в опытах стеклянную посуду без трещин и сколов;
- не допускать резких изменений температуры стеклянного оборудования и механических ударов по нему;
- вставлять пробки в стеклянные трубки или вынимать их с легким прокручиванием;
- горлышко пробирки или колбы при нагревании в них жидкостей, направлять в сторону от себя, но не в сторону другого человека.
3.13. При проведении опыта, в случае вероятности разрыва сосуда вследствие нагревания
или откачивания воздуха, на учительском демонстрационном столе со стороны обучающихся должен быть установлен защитный экран, а учитель должен надеть защитные очки.
Если сосуд разорвался, запрещается убирать осколки стекла руками. Для этого используют щетку и совок. Таким же образом убирают металлические опилки используемые при наблюдении силовых линий магнитных полей.
3.14. Не закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой, пока она не остынет;
запрещено брать сосуды с горячей жидкостью незащищенными руками.
3.15. Для измерения напряжения и силы тока, измерительные приборы необходимо соединять проводниками с надежной неповрежденной изоляцией, имеющими одно-, двухполюсные вилки. Присоединяют вилки к схеме одной рукой, другой рукой не прикасаются к шасси, корпусу прибора и другим электропроводящим предметам.
Особого внимания требует выполнение работы с печатными схемами, для которых характерны небольшие расстояния между соседними проводниками печатной платы.
3.16. Включать выпрямители только с нагрузкой.
3.17. Не оставлять без присмотра включенные электро- и радиоустройства.
3.18. При эксплуатации источников высокого напряжения необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
- не прикасаться к деталям и проводникам руками или токопроводящими предметами;
- перемещать высоковольтные соединительные проводники или электроды шарикового разрядника с помощью исправной изолированной ручки;
- после окончания работы необходимо разрядить конденсаторы, соединив их выводы
разрядником или гибким изолированным проводом.
3.19. Электрооборудование включать строго последовательно от общего выключателя к выключателям разветвленных цепей.
3.20. Не допускать принятия обучающимися пищи и напитков в кабинете физики.
3.21. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.
3.22. Не допускать обучающихся к самостоятельному включению и выключению приборов, ТСО, персонального компьютера и другой оргтехники.
3.23. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
4 Требования по охране труда в аварийных ситуациях
4.1. Не приступать к работе при плохом самочувствии или внезапной болезни.
4.2. При получении травмы учитель обязан прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность директора (или лицо,
его замещающее) и обратиться в медицинский кабинет.
4.3. При получении травмы иным лицом (работником или обучающимся) необходимо оказать
ему первую доврачебную помощь, транспортировать пострадавшего в медицинский кабинет или вызвать медицинского работника на место несчастного случая, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 103 и сообщить о произошедшем директору. Принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не связано с опасностью для жизни и здоровья людей. При расследовании несчастного случая сообщить известные обстоятельства произошедшего случая.
4.4. В случая появления задымления или возгорания в ученом кабинете, учитель обязан немедленно прекратить работу, отключить электросеть, принять меры к эвакуации обучающихся из здания школы, сообщить о пожаре директору школы (или лицу его
замещающему) и в ближайшую пожарную часть по телефону 101. При отсутствии явной угрозы жизни приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения. Электропроводку под напряжением необходимо тушить огнеупорным покрывалом или углекислотным огнетушителем, а обесточенную электропроводку разрешатся тушить песком, водой или другими имеющимися огнетушителями.
4.5. При аварии (порыве) в системе отопления, водоснабжения в учебном кабинете необходимо вывести обучающихся из помещения учебного кабинета и сообщить о произошедшем заместителю директора по АХР.
4.6. Учитель обязан известить непосредственно директора школы (или лицо его замещающее) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся и работников
школы. А также известить заместителя директора по АХР о неисправности используемого оборудования и инвентаря, первичных средств пожаротушения.
4.7. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, Инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.
5. Требования по охране труда по окончании работы
5.1. Учитель следит за сохранностью оборудования, проверяет сохранность и состояние оборудования и приборов после выполнения лабораторных работ.
5.2. Отключение электрического оборудования производить в обратном порядке включения: от выключателей разветвленных цепей к общему выключателю.
5.3. Собрать приборы и материалы у обучающихся после окончания лабораторной работы, проверить их исправность.
5.4. Проследить, чтобы обучающиеся по окончании работы привели свое рабочее место в порядок и вымыли руки с мылом.
5.5. Внимательно осмотреть учебный кабинет. Убрать документацию, методические пособия, демонстрационный материал, приборы в место для хранения, привести в порядок рабочее место.
5.6. Выключить персональный компьютер и другую оргтехнику, все демонстрационные приборы и технические средства обучения.
5.7. Проветрить помещение учебного кабинета, закрыть окна, фрамуги, вымыть руки, закрыть кран водопровода и выключить свет.
5.8. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения.
5.9. Закрыть учебный кабинет на ключ.
5.10. Обо всех недостатках, отмеченных во время работы, сообщить директору или заместителю директора по АХР.
Разработал:
______________ ___________ _______________________ ____________
(Должность) (Подпись) (Расшифровка подписи) (Дата)
ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Инструкцию изучил и обязуюсь выполнять: | |||||||
№ п/п | Ф.И.О. | Должность | Дата | Подпись | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока: Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники
Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники....
Инструкция. По технике безопасности и обеспечению безопасности образовательного процесса при проведении тренировок на скалодроме с использыванием страховочной веревки.(высотой от пяти метров)
данная статья предназночается для пидогогов дополнительного образования трениров и инструктаров по скалалазанию...
Буклет по технике безопасности "Правила безопасности во время весенних каникул"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7794613","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"340","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7794614","at...
Инструкция по технике безопасности при работе с безопасности при работе с электровыжигателем.
Типовая инструкция по ТБ на уроках технологии....
«Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности»
Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я реши...
Инструктажи по технике безопасности №1 Безопасность на дороге и транспорте
В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности./Сайрус/...
Инструктажи по технике безопасности №3 Безопасность при общении с животными
За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие расплачиваться./Уинстон Черчилль/...