Урок-соревнование "Восхождение на пик механики"
методическая разработка по физике (9, 10 класс)
Цель: закрепить ранее изученный материал в решении расчетных, графических, качественных, комбинированных задач; развивать умения и навыки применения материала в решении нестандартных и практических задач, интерес к изучаемому предмету; воспитывать трудолюбие, быстроту, ловкость, смекалку.
Оборудование: планшет с горным пейзажем с нанесенным маршрутом и привалами, флажок, дидактический материал. Урок-соревнование проводится с использованием дидактической игры.
В каждом классе игра имеет многоцелевой характер, поскольку в ней реализуется комплекс дидактических задач. Игровое поле состоит из красочного планшета, на котором изображен горный пейзаж с нанесенным на него маршрутом восхождения и привалами. Привалы пронумерованы - их 10; старт обозначен флажком. Сбоку на планшете находятся карманы (тоже пронумерованы), в которых помещены карточки с заданиями для каждого привала. На некоторых привалах команду ожидает сюрприз - неудача. Так на карточке написано: « Туман, снегопад, команде вернуться на базу» или « Ожидается сход лавины, срочно спуститься на один переход»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voshozhdenie_na_pik_mehaniki_.ppt | 744 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: закрепить ранее изученный материал в решении расчетных, графических, качественных, комбинированных задач; развивать умения и навыки применения материала в решении нестандартных и практических задач, интерес к изучаемому предмету; воспитывать трудолюбие, быстроту, ловкость, смекалку. Оборудование: планшет с горным пейзажем с нанесенным маршрутом и привалами, флажок, дидактический материал. Урок-соревнование проводится с использованием дидактической игры. В каждом классе игра имеет многоцелевой характер, поскольку в ней реализуется комплекс дидактических задач. Игровое поле состоит из красочного планшета, на котором изображен горный пейзаж с нанесенным на него маршрутом восхождения и привалами. Привалы пронумерованы - их 10; старт обозначен флажком. Сбоку на планшете находятся карманы (тоже пронумерованы), в которых помещены карточки с заданиями для каждого привала. На некоторых привалах команду ожидает сюрприз - неудача. Так на карточке написано: « Туман, снегопад, команде вернуться на базу» или « Ожидается сход лавины, срочно спуститься на один переход»
Класс делится на две команды: « Эрудит» и « Квант», и капитаны команд, которые представляют свои команды и принимают важные решения (замену игроков или задания выполняют сами). «Эрудит» - эти ребята умные, достойные и талантливые. «Квант» команда веселых, активных, находчивых, толковых. Игра проводится под девизом: «Один за всех и все за одного» Пусть кипит работа Сильней соревнованье. Успех решает не судьба, А ваше знанье! Мы, играя, проверяем, Что умеем и что знаем. Урок проводится с привалами: 1. Блиц-турнир 2. Найди ошибку(формулы) 3. Реши задачу 4. Поиск(экспериментальные задачи) 5. Графики 6. Задачи-шутки 7. Погружение 8. Эрудит 9. Средняя скорость 10. Тесты 11. Под ведение итогов урока На каждом привале выполняется задание участниками. Если участники выполняют задание правильно, то получают «5», если с помощью команды, то получают жетон. Команда, выполнившая задание первой - тоже жетон. Побеждает та команда, которая первой доставит флажок на пик.
«Механика – древнейшая наука, но не устаревшая» Эмблема урока
Рекорды Гинесса на уроках физики 10 класс «Основы кинематики» Самые быстрые и самые медленные птицы Наиболее быстрыми из летающих птиц считаются утки и гуси, а такие виды, как красногрудый крохаль, гага, нырок североамериканский и гусь со шпорами, могут иногда развивать скорость до 108 км/ч, спасаясь от опасности. Белогрудый стриж, живущий в районах Азии, и альпийский стриж развивают чрезвычайно высокую скорость во время брачных танцев в воздухе и боев с соперниками - до 170 км/ч. Однако можно сказать, что в прямом полете скорость у половины летающих птиц не превышает 64 км/ч. Минимальную скорость в горизонтальном полете, не превышающую 8 км/ч, имеет американский лесной петух. Самые быстрые из летающих насекомых В 1926 г. американским ученым было сделано сообщение, что он наблюдал полет оленьего овода со скоростью 1316 км/ч на высоте 3657 м. Однако это маловероятно. Действительно, для полета с такой скоростью овод должен иметь мощность равную 1,5 л.с, а для ее выработки он должен был бы поглощать за 1 с количество пищи, равное 1,5 массы его собственного тела. Если бы даже это было возможно, овод был бы расплющен атмосферным давлением или сгорел бы в результате трения о воздух. Современные исследования показали, что средняя скорость полета любого насекомого (включая оленьего овода) составляет 39 км/ч, а максимальная - на коротких дистанциях- 58 км/ч.
1. Блиц-турнир (капитаны) 1. Сколько м в 1 км? 2. Сколько с в 1 часе? З. Что больше: 10 м/с или 36 км/ч? 4. Ускорение: величина векторная или скалярная? 5. Чему равна длина траектории? 6. Чему равно ускорение свободного падения? 7. Как называется движение, если скорость не меняется? 8. Что показывает счетчик пути в автомобиле: путь или перемещение? 9. Чему равна скорость, если тело покоится? 10. Чему равно ускорение, если тело движется равномерно?
2. Формулы («Исправь ошибку»-1 человек из команды) Не зная формул, пропадешь, Когда в мир знаний ты войдешь.
3. Реши задачу. (1 человек из команды) Энрико Ферми: « Знать физику — это значит уметь решать задачи». Автомобиль «Москвич», двигаясь из состояния покоя, через 250м развивает скорость 20 м/с. С каким ускорением он движется? Сколько времени длится разгон? Дано: Решение: V 0 x =0 Sx =( Vx 2- V 0 x 2)/2 ax Sx =250 м Vx =20 м/с ax =( Vx 2- V 0 x 2)/2 Sx ах — ? ах=(400-0)/2*250=400/500=0,8 t — ? Sx = axt 2/2 t =25 с Ответ: 0,8м/с2; 25 с
4. Поиск (экспериментальные задачи - команда) 1. Мальчик, стоя на балконе пятиэтажного дома уронил орех и решил определить ускорение свободного падения. И очень скоро определил. Как? (Ответ: измерив высоту и время падения по формуле S = g t 2/2 ) . 2.Скала наконец была покорена. Робинзон стоял на ее вершине, внизу шумело море. «Какова высота этой скалы? Надо ее определить.», — подумал он. Как? (Ответ: измерив t по часам падения камня до уровня моря и по формуле S = g t 2 /2 вычислить высоту скалы). 3.С помощью установки (желоб, шарик, измерительная лента, часы) определить ускорение, с которым скатывается шарик? a = 2 S / t 2
5. Графики . (команда) Задание: а) обозначить оси; б) записать формулы.
6. Задачи – шутки (капитаны) 1 . Белку с орехами в лапках посадили на гладкий горизонтальный стол и толкнули вдоль него. Приблизившись к краю стола, белка почувствовала опасность. Она знала законы движения Ньютона и, пользуясь одним из них, предотвратила свое падение на пол. Каким образом? (ответ: выбросила вперед орехи) 2. «Если он не погасил фары, то я не погашу свои», - так рассуждают некоторые водители. Аналогию с каким законом механики здесь можно провести? (ответ: с третьим законом Ньютона. Действие равно противодействию) 3. Часто на борту грузовика имеется надпись: «Не уверен — не обгоняй». Имеет ли эта фраза физический смысл?
7 . Комбинированные задачи «Погружение» (1 человек из команды) 1. Автомобиль, массой 6 т проезжает с выключенным мотором до полной остановки 15 м, под действием силы тормозящей 300Н. Сколько времени длилось торможение? 2. Велосипедист, прилагая силу в 5 Н, до полного разгона проезжает путь 50 метров. Какую скорость он имеет в конце пути, если его масса вместе с велосипедом 100 кг?
8. Эрудит (команда) 1. Выехав рано из города на ровное и пустынное шоссе, шофер решил устроить первую остановку ровно через час. Как ему выполнить свое намерение, не глядя на часы? Радиоприемник в машине отсутствует. (ответ: по спидометру и счетчику пути, то есть шофер должен поддерживать скорость постоянной и дождаться увеличения километража на величину, численно равную этой скорости). 2. «Мировой рекорд» по прыжкам в высоту среди животных принадлежит маленькой южноафриканской антилопе. На какую высоту прыгнет антилопа, если она отталкивается от Земли вверх со скоростью 12 м/с? (ответ: 7,2 м) 3. Установлено, что человек может безопасно для жизни прыгнуть с высоты 2 м. С какой скоростью он достигнет при этом земли? (ответ: 6,3 м/с)
9.Средняя скорость (задачи барона Мюнхаузена – капитаны) Когда моя лошадь подворачивает ногу, я взваливаю лошадь на плечо, и мы продолжаем движение, но медленнее: когда я на лошади, мы движемся со скоростью Vi =120 км/ч, а когда лошадь на мне, со скоростью V 2=30 км/ч. Чему равна наша средняя скорость, если: 1. Я еду полпути, а потом несу лошадь. 2. Я еду половину времени, а потом несу лошадь?
Тесты Вариант I (1 человек из команды) Основы кинематики 1.Какая единица длины принята основной в Международной системе? а) 1с; б) 1 мин; в) 1ч; г) 1 сут; д) 1 год 2.Какие из перечисленных ниже величин векторные? 1)скорость 2)ускорение 3) путь а) только 1; б) только 2; в) только 3; г) 1 и 2; д) 1 и 3; е) 1,2,3 3. В какой из двух задач, приведенных ниже, можно считать шар материальной точкой? 1) измерить время свободного падения шара радиусом I см с высоты 100м. 2) рассчитать архимедову силу, действующую на этот шар, погруженный в воду. а) только в первой задаче; б) только во второй задаче; в) в обеих задачах; г) ни в первой, ни во второй задачах. 4.По графику, представленному на рисунке, определите скорость движения велосипедиста через 3 с после начала движения. а) 3 м/с; б) 9 м/с; в) 0; г) 27 м/с; д) среди ответов а - г нет правильного.
Тесты Вариант II (1 человек из команды) Основы кинематики 1. Какая единица длины принята основной в Международной системе? а) 1 мм; б) 1 см; в) 1м; г) 1км; д) 300000км. 2.Какие из перечисленных ниже величин скалярные: 1) скорость 2) путь 3) перемещение а) только 1; б) только 2; в) только 3; г) 1 и 2; д) 2 и 3; е) 1,2,3. 3. В какой из двух задач, приведенных ниже, можно рассматривать Землю как материальную точку? 1) рассчитать период обращения Земли вокруг Солнца. 2) рассчитать линейную скорость движения точек поверхности Земли в результате ее суточного вращения. а) только в первом случае; б) только во втором случае; в) в обоих случаях; г) ни в первом, ни во втором случаях. 4.По графику, представленному на рисунке, определите скорость движения велосипедиста через 2 с после начала движения. а) 2 м/с; б) 6 м/с; в) 3 м/с; г) 12 м/с; д) среди ответов а - г нет правильного.
11. Подведение итогов урока. Физика! Какая емкость слова! Физика – для нас не просто звук. Физика – опора и основа всех без исключения наук.
12. Домашнее задание. В одной системе координат постройте по два графика скорости: 1) а) V 0 x =2 м/с, а x =1,5 м/с2 б) V 0 x =4 м/с, а x = - 2 м/с2 2) а) V 0 x =3 м/с, а x =1,5 м/с2 б) V 0 x =5 м/с, а x = 0 м/с2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация по физике по теме "Релятивистская механика"
Данная презентация может быть использована при изучении раздела "Релятивистская механика" в 10 классе на этапе объяснения нового материала....
10 класс Силы в механике. Сам. работа.
4 варианта по 4 задания, два из которых в виде теста, два в виде расчетных задач....
Игра по станциям по теме"Механика"
"Игра по станциям"- внеклассное мероприятие,которое проводится в рамках недели физики. В игровой форме учащиеся повторяют систематизируют свои знания по теме:"Механика"....
Презентация урока "Законы сохранения в механике"
В этой презентации упор сделан на практическое применение законов сохранения импульса и энергии, и решение тестов на эту тему...
Методическая разработка урока физики в 10 классе "Механика и безопасность дорожного движения"
Как побудить наших детей к уважительному отношению не только к себе и собственному благополучию, но и к сохранению жизни и здоровья окружающих их людей? Как заставить задуматься о необход...
Презентация к уроку "Механика и безопасность дорожного движения"
Презентация к уроку физики в 10-м классе "Механика и безопасность дорожного движения"...
Контрольная работа по теме "Механика"
Применение данного ресурса в качестве тематического контроля предполагается на этапе проверки знаний по теме; форма работы – фронтальная. Двухчасовая контрольная работа в 13 вариантах по теме «Механик...