Конспект урока "Испарение"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Испарение и конденсация»
Учитель: Таборская Виктория Владимировна
Предмет: физика
Учебник: Перышкин А.В., физика 8 класс, М.Дрофа,2006.
Класс- 8 (20 человек)
Тема урока: «Испарение и конденсация»
Цель: ученик усвоивший понятие испарение.
Тип урока: урок новых знаний
Формы работы учащихся: групповая и фронтальная.
Задачи:
- в личностном направлении (воспитывающие) - воспитывать бережное отношение к природе.
- в метапредметном направлении(развивающие) - Уметь объяснять природные явления (образование тумана, росы и др.) на основе знаний об испарении и конденсации; развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли) и коммуникативные способности, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, литературы.
- в предметном направлении (образовательные) – дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; Углубить и конкретизировать представление учащихся о молекулярном строении вещества; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
Оборудование:
вата, стеклянные пластины- 20 шт., пипетка, сосуды с маслом, водой, спиртом, духи, электрическая лампа – 2шт, бумажный веер, рычажные весы, сосуды с горячей водой и холодной, ватные диски, стакан с водой и крышкой.
Жетоны «Мордашки» -20 шт, Жетоны-«Семафор»- 20шт.
Этапы урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Мотивационное начало урока. Формулирование темы и целей урока. (2 мин)
- Подготовка к восприятию новой темы.(1 мин)
- Освоение нового материала(26 мин )
- Применение полученных знаний. (12 миин)
- Информация о домашнем задании.(1 мин)
- Подведение итогов. Рефлексия.(2 мин)
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
действия | содержание | действия | содержание |
Технология «Мордашки» | Здравствуйте, ребята! «Мордашки» Поднимите «мордашку», соответствующему своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает своё состояние и делится с этим учителем, что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. | Поднимают карточки | |
Предлагает игру | Игра «Да» и «Нет» говорите. Учитель говорит «Давайте поиграем в Да-Нетку, вот Вам предложение: Вот она была – и нету». Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да, и нет». Отгадка: испарение жидкости. | Отгадывают | Предлагают вопросы. |
сообщает | Озвучивание темы урока: два первых процесса мы рассматривали на прошлом уроке, сегодня изучаем «Испарение и обратный процесс конденсация» | Записывают себе в тетрадь | «Испарение и конденсация» |
Проводит эксперимент | Опыт: на рычажных весах уравновешиваются два сосуда с холодной и горячей водой равной массы. | наблюдают | |
Задает вопрос | Останутся ли в равновесии весы через некоторое время? | отвечают | Равновесия весов нарушается, т.к. масса горячей воды через некоторое время становится все меньше массы холодной воды. |
Задает вопрос | А почему это происходит? | отвечают | Происходит испарение. Молекулы покидают жидкость. |
Предлагает провести опыт и ответить на вопросы | Проведем эксперимент: подышите на стекло.
| Проводят опыт, отвечают на вопросы | Описывают наблюдаемое явление. |
Задает вопрос | Когда-нибудь наблюдали ли вы данные явления в природе? Где? | отвечают | Мокрое белье сохнет, лужи на улице высыхают и т.д. |
Задает вопрос | Ребята, скажите, пожалуйста, к какому результату мы должны прийти? | отвечают | Возможный ответ: в конце урока мы должны объяснить явления испарения и конденсации, и узнать от каких факторов они зависят. |
Предлагает ответить на вопросы | Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1.Каковы основные положения МКТ строения вещества? 2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? 3. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое? 4. Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящихся в любом агрегатном состоянии? | отвечают | 1)все тела состоят ил молекул и атомов; атомы и молекулы находятся в непрерывном движении; частицы взаимодействуют с друг другом. 2) в твердых, жидких и газообразных. 3) нет, молекулы не изменяются, изменяются лишь промежутки между ними при переходе из одного состояния в другой 4) нет, с разными скоростями, быстрее всего в газах, медленнее всего в твердых телах. |
Делает вывод | Парообразование это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное, которое подразделяется на испарение и кипение. Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с испарением. | Записывают определение в тетрадь | Парообразование это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное. |
Предлагает | Вернемся к первому эксперименту. Постараемся объяснить его. И попробуем построить модель явления испарения. Пусть у нас имеется сосуд, в которой находится некоторая жидкость, изобразите в тетради молекулярную модель этой жидкости. Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно близко. Теперь с помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул. Рассмотрим молекулу, находящуюся у поверхности жидкости и внутри неё. | Слушают, рисуют в тетради модель | |
Задает вопрос | Каким молекулам легче покинуть жидкость? | отвечают | Те молекулы, которые на поверхности жидкости, они самые быстрые. |
сообщает | Жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия у которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами. | Слушают | |
Задает вопрос | А что образуется над жидкостью в результате её испарения? | Отвечают | пар |
предлагает | Постарайтесь дать определение испарению. | Отвечают, записывают в тетрадь | Испарение-это парообразование, происходящее с поверхности жидкости |
Сообщает | Испарение происходит медленно при любой температуре. Давайте это запишем. | Слушают, записывают в тетрадь. | Испарение происходит при любой температуре. |
Предлагает в парах провести опыт | Опыт: смочите ватный диск спиртом и протрите тыльную сторону ладошки. Что вы чувствуете? | отвечают | холод |
Обсуждение | Давайте обсудим: 1)Если жидкость покидают самые быстрые молекулы, то какие молекулы остаются внутри ее? 2)Что происходит с кинетической энергией молекул, оставшихся в жидкости? 3)Что будет происходить с внутренней энергией жидкости? | Отвечают | 1) более медленные 2) уменьшается 3) уменьшается |
сообщает | Быстрое испарение спирта дает возможность «заморозить» кожу больного, сделать ее не чувствительной к боли. Это часто делают спортсменам при ушибах и растяжениях. | Слушают | |
Задает вопрос | Проблемный вопрос: Почему вода в открытом сосуде к концу дня не замерзает? | отвечают | Предлагают варианты ответов |
В результате обсуждения приходят к ответу: вода постоянно получает энергию от окружающего воздуха. Это происходит потому, что температура воздуха немного выше, чем у испаряющейся воды. | |||
сообщает | Эти знания можно применять при оказании первой медицинской помощи, если у больного жар, то тогда на лоб ему кладут смоченный водой платок. Если у братика или сестренки поднялась температура, а мама на работе, то вы должны сделать описано в памятке «Оказание первой помощи больному ребенку». | Слушают, знакомятся с памяткой | |
Предлагает практическую работу в группах | Творческое задание: «Господа научные сотрудники! Наша лаборатория изучает процесс испарения. Перед нами стоит задача: исследовать от каких факторов зависит испарение жидкости – рода жидкости, температуры, свободной поверхности, наличия ветра. Свои результаты вы должны представить нам.» Работа в группах: класс делится на 4 экспериментальные группы. Они получают карточки с заданием. Цель работы в группах: определить факторы, от которых зависит скорость испарения. 1 группа: зависимость от рода жидкости 2 группа: от площади свободной поверхности 3 группа: от температуры жидкости 4 группа: от наличия или отсутствия ветра Экспериментальное задание 1 Оборудование: стеклянные пластинки(2 шт). сосуды с жидкостями: масло, вода, духи. Ход работы: на две чистые пластины нанесите при помощи ватной палочки пятна в следующей последовательности: масло, вода, духи. Наблюдая за процессом испарения данных веществ, сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости Экспериментальное задание 2 Оборудование: 2 стеклянные пластины. Пипетка, сосуд со спиртом, электрическая лампа Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта, одну из пластин поместите под электрической лампой Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры Экспериментальное задание 3 Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, веер. Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле. Обмахивайте веером одну из пластин. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от наличия ветра Экспериментальное задание 4 Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, эл. лампа Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта. Вращая одну из стеклянных пластин в слегка наклонённом положении, распределите каплю спирта на максимальной площади. Обе пластины поместите под электрическую лампу. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади свободной поверхности | Работают в группах | Результат: 1 группа: зависимость от рода жидкости 2 группа: от площади свободной поверхности 3 группа: от температуры жидкости 4 группа: от наличия или отсутствия ветра Выступают по своему результату. |
Заслушивание экспериментальных групп с докладом о результатах исследований. | |||
Записывает на доску результаты работ. | Скорость испарения зависит от:
| Записывают в тетрадь | Скорость испарения зависит от:
|
Предлагает обсудить. | Оборудование: стакан с горячей водой и крышка. Пусть на столе стоит стакан с водой. 1)Что происходит с жидкостью? 2)Изменяется ли масса жидкости? Теперь закроем стакан крышкой. 3)Будет ли теперь изменяться масса жидкости? | отвечают |
|
сообщает | Почему масса жидкости при этом не изменяется? Вместе с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших её, снова возвращается в жидкость. Довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость. Наступает так называемое динамическое равновесие между паром и жидкостью. А пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром. Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией. | Слушают, определения записывают в тетрадь | Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром. Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией. |
предлагает | Послушаем сообщение ученика | слушают | Мини-сообщение: Конденсацией пара объясняется образование облаков. Пары воды, поднимаясь над землёй, образуют в верхних, более холодных слоях воздуха облака, состоящие из мельчайших капелек воды. Выпадение росы в утренние часы. Испарение имеет большое значение в жизни животных. Затруднение испарения нарушает теплоотдачу и может вызвать перегревание тела. Говоря о практическом применении явлений испарения и конденсации, можно отметить, что быстроиспаряющиеся жидкости нашли применение в работе холодильного оборудования. Фреон, аммиак, испаряясь, отбирает от стенок холодильника тепло, вызывая их охлаждение. В жарких странах принято хранить воду в глиняных кувшинах: вода в них всегда прохладная, так как происходит постоянное её испарение через стенки сосуда, а так как глина плохо проводит тепло, теплообмен с окружающей средой слаб. При поездке летом очень просто получить из тёплой воды достаточно холодную. Для этого бутылку с водой можно завернуть в сырую марлю и выставить в окно движущегося поезда. Через 15-20 минут вода будет холодной. Космические аппараты покрывают специальным быстроиспаряющимся веществом для отвода тепла. При прохождении через атмосферу планеты корпус аппарата в результате трения нагревается, и покрывающее его вещество начинает испаряться. Испаряясь, оно охлаждает космический аппарат, спасая его тем самым от перегрева. |
предлагает | Согласны ли вы со следующими утверждениями ( да / нет): 1. Испарением называется переход молекул из жидкости в пар? (да). 2. Испарение происходит только при очень высокой температуре? (нет) 3. Если нет притока энергии к жидкости из вне, то ее температура при испарении понижается? (да) 4. Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане? (нет) 5. Чем выше температура жидкости, тем медленнее идет процесс испарения?( нет) 6. Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость? (да) | Отвечают письменно | |
Меняются тетрадями и производят взаимопроверку. Ответ на доске | |||
Закрепление материала | |||
Игра семафор | Игра семафор: Учащимся выдаются двухцветные жетоны: желтый и зеленый цвет сторон. При опросе ученики поднимают «Семафор» зеленой или желтой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Зеленый цвет – «Знаю», желтый –«Я не знаю!». Учитель четко объясняет ученикам, что каждый из них свободен, отказаться от ответа по любому вопросу – для этого есть желтый сигнал. Но если показал зеленый – будь добр ответить. Качественные задачи:
| Поднимают карточки | |
Читает сказку | Проверим, как вы усвоили сегодняшний материал Сказка «Хитрый князь» Захотел Иван жениться на царевне. Он знал, что многие сватались к ней, но никто не мог решить задачи, которые она задавала, каждому жениху. А всех кто не справлялся с задачами, выгоняли из царства вон. Иван решился и пришел к царевне красавица говорит: «Вот тебе первая задача: сделай так, чтобы то, что тебя окружает, но невидимо стало видимым». «Это пара пустяков, - отвечает Иван, Дай – ка зеркальце, я сделаю так… а ты посмотри в него».
| Слушают сказку | |
Задает вопрос | Что сделал Иван? И что могла увидеть царевна? | отвечают | Иван подышал на холодное зеркальце, и царевна увидела невидимые капельки воды, находящиеся в окружающем воздухе, - они сконденсировались на стекле. |
Читает сказку | Удивилась царевна и молвит: «»Хорошо ты справился с первой задачей, посмотрю, что будет со второй. Вот тебе кувшин с водой. Сделай так, чтобы через пять минут вода испарилась». «Нет ничего проще, - ответил Иван. – Это часто делают слуги в вашем дворце». | Слушают сказку | |
Задает вопрос | Что имел в виду Иван? | отвечают | Иван предложил разбрызгать воду по полу. |
Читает сказку | «Умен ты и образован, добрый молодец! Видно, судьба выйти мне за тебя замуж, - молвила напоследок царевна». | Слушают сказку | |
Задает ДЗ | Домашнее задание: §16, 17 Упражнение: 9 (1-4) письменно. Дома посмотреть на чайник, в котором бурно кипит вода, и обратить внимание на то, где начинается струя белого водяного тумана. | Записывают ДЗ в тетрадь | |
Прием роль «Подводящего итог» | Учитель выбирает ученика, которому отведена роль - «Подводящего итог». Его роль – сказать какая мысль (вывод, результат,…) на уроке была, по его мнению, главной. В классе висит «Лист Роли». Перед уроком желающие записываются в этот лист. | слушают | Один из учеников подводит итог уроку |
Технология «Мордашки» | «Мордашки» Поднимите «мордашку», соответствующему своему настроению после урока. Если улыбок стало больше – урок удался! | Поднимают карточки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...