Механическая работа
методическая разработка по физике (7 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока с компьютерной поддержкой
Предмет: физика, урок изучения нового материала.
Тема: Механическая работа.
Продолжительность: 1 урок, 40 минут.
Класс: 7 класс.
Технологии: презентация PowerPoint, интерактивная доска SMART Board.
Конспект урока:
Цели урока: Познакомить учащихся с работой как новой физической величиной и выяснить ее физический смысл.
Задачи урока:
Обучающая: Познакомить учащихся понятием механическая работа, научиться решать задачи по данной теме.
Развивающая: Способствовать формированию у учащихся коммуникативных навыков. Способствовать развитию проводить наблюдения, анализировать их и делать выводы.
Воспитывающая: Повысить интерес к физике. Воспитание коллективизма и уважения к другим.
План урока:
- Повторение материала по теме «Силы в природе»
- Сообщение темы урока
- Изучение нового материала
- Пример решения задач
- Домашнее задание
Ход урока:
1. Повторение материала по теме «Силы в природе»
Слайд 1.
1. Что такое сила?
- Мера взаимодействия тел между собой. Векторная величина.
2. Какие виды сил мы уже изучили?
- Сила тяжести, упругости, трения, Архимеда.
3. Как направлена сила тяжести?
- Вертикально вниз.
2. Сообщение темы урока.
Для того чтобы узнать тему нашего урока, разгадаем кроссворд.
Слайд 2.
Вопросы:
1. Эта величина измеряется в годах, неделях, месяцах… (время).
2. Пример сообщающихся сосудов (чайник).
3. Аппарат, используемый для исследования морских глубин (батискаф).
4. Прибор для измерения силы (динамометр).
5. Единица длины (метр).
6. Состав молекулы (атом).
Ключевое слово: РАБОТА
(Так как в уроке используется на интерактивной доске SMART Board, то ответы учащиеся на доске записываются с помощью прилагаемых маркеров. При неправильном ответе, можно стереть ответ и написать правильный)
Слайд 3.
В обыденной жизни слово «работа» мы называем всякий полезный труд рабочего, ученого, учащегося.
Понятие работы в физике иное, - это физическая величина. И изучают, прежде всего, механическую работу.
Слайд 4.
Запишем тему нашего урока: Механическая работа.
3. Изучение нового материала.
Слайд 5.
Исторически термин работа ввел французский ученый Ж. Понселе. Для него работа, как понятие, была связана с деятельностью человека.
Слайд 6.
При подъеме камня механическая работа совершается мускульной силой рук.
Слайд 7.
Поезд движется под действием силы тяги электровоза, при этом совершается механическая работа.
Слайд 8.
Вывод: механическая работа совершается тогда, когда тело движется под действием приложенной к нему силы. Запишем вывод в тетрадь.
Механическая работа прямо пропорциональна силе и обратно пропорциональна пройденному пути. Поэтому механическая работа равно произведению силы на путь.
Слайд 9.
Запишем в тетрадь формулу механической работы и выделим ее в рамочку.
Слайд 10.
Единицу работы называют джоулем в честь английского ученого Джоуля (1818 – 1889). Распишем формулу с единицами измерения.
А – [Дж] – механическая работа, F – [Н] – сила, S – [м] – путь.
Рассмотрим возможные варианты в расчете механической работы.
Слайд 11.
Если направление движения силы совпадает с направлением действия силы, то сила совершает положительную работу (записываем это в тетрадь).
Рассмотрим пример. Девочка ловит мячик, который летит вниз. На мячик действует какая сила? Правильно – сила тяжести, направленная вниз. Мячик проходит путь S пока летит в руки из верхней точки. Тогда механическая работа будет равна A = F×S (записываем в тетрадь).
Слайд 12.
Если направление движения тела противоположно направлению силы, то данная сила совершает отрицательную работу (записываем в тетрадь).
Рассмотрим следующий пример. Девочка подбрасывает вверх мячик. На мячик, как мы уже говорили, действует сила направленная вертикально вниз. Мячик движется вверх и проходит путь S. Значит направление перемещения (пути) и силы не совпадают. Тогда механическая работа будет равна A = - F×S (записываем в тетрадь).
Отрицательную работу обычно совершает силы трения и сопротивления.
Слайд 13.
Если под действием силы тело не перемещается, то есть S=0, работа силы также равна нулю (записываем в тетрадь).
Пример: человек пытается сдвинуть огромный камень, но тот не перемещается, а значит не проходит никакой путь. Механическая работа равна A=0 (записываем в тетрадь).
4. Теперь рассмотрим пример решения задач по теме «Механическая работа».
(Можно работать на меловой или маркерной доске, а можно и на самой интерактивной доске, перейдя в режим SMART Notebook)
Условие задачи. При помощи подъемного крана подняли груз массой 2500 кг на высоту 12 м. Какая работа при этом совершена?
Дано: m=2500 кг h=12 м | СИ | Решение: 1) Запишем формулу работы: A = F×S, где F – сила, которую нужно приложить чтобы равномерно поднимать груз вверх. По модулю эта сила будет равна силе тяжести груза. 2) Запишем формулу силы тяжести: Fт = m×g 3) Путь, пройденный грузом, будет равен высоте: S = h 4) С учетом 2) и 3) получаем расчетную формулу: А = m×g×h 5) Подставим числовые данные: А = 2500 кг × 9,8 Н/кг × 12 кг ≈ 300000 Дж ≈ 300 кДж Ответ: А ≈ 300 кДж |
А - ? |
5. Домашнее задание.
Слайд 14.
Открываем дневники и записываем: § 53, задачи № 662, 670.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс Механическая работа Сам. работа
В работе проверяется знание и умение вычислять механическую работу, кинетическую и потенциальную энергию тела....
Механическая работа. Единицы работы.
План-конспект урока физики в 7 классе на тему "Механическая работа. Единицы работы". Есть презентация к плану....
Контрольная работа для 7 класса по физике "Механическая работа. Простые механизмы. Энергия".
Составлена мной....
Презентация к уроку по теме : Механическая работа. Единицы работы.
Первый урок при изучении темы «Работа и мощность. Энергия». Тип урока : открытие нового знания.Цель урока: открытие, систематизация и расширение знаний обучающихся ....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическая работа. Единицы работы» 7 класс
Базовый учебник «Физика», 7 класс, А.В. Пёрышкин...
Открытый урок по физике "Механическая работа. Единицы работы"
Задачи урока:Знать: определения механической работы, обозначения физических величин; выяснить, когда совершается положительная работа, отрицательная и равная нулю; формулы: для нахождения работы...