Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и средства обучения при организации различных видов уроков физики
Анализируя работу учащихся на уроках физики, считаю главным критерием успешности проведения урока должно стать участие в учебной деятельности всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. Согласно дидактической системе обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.
Использование различных методов обучения позволяет наиболее полно воздействовать на личность, наиболее обстоятельно рассмотреть изучаемый материал.
В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные.
Кейс-метод. Задаю ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности). Ученики исследуют ситуацию, предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.
Для более глубокого усвоения физических законов и повышения интереса к изучению предмета использую демонстрационный эксперимент. В качестве наглядности использую таблицы и плакаты, которые служат для ознакомления обучающихся с устройством сложных приборов и машин. Графики способствуют развитию мышления учащихся, побуждает их к исследованию явлений с количественной стороны.
Помимо основных методов обучения использую развивающие методы обучения. Для понимания цели и повышения мотивации изучения учебного материала использую элементы проблемного метода изучения нового материала. С помощью вопросов подвожу их к пониманию и усвоению новых знаний. Например: при изучении таких понятий как сила, работа и мощность, обучающиеся теряют интерес к предмету из-за чрезмерной абстрактности учебного материала. Поэтому урок на тему “Механическая работа и мощность” провожу следующим образом: приглашаю одного ученика (“спортсмен”) к доске, который поднимает гантель 10 раз. Остальные учащиеся засекают время выполнения упражнения. Затем вычисляем силу, работу и мощность по формулам. Результаты учащихся удивляют (человек развивает мощность 1 кВт за короткое время).
Другим методом нетрадиционных учебных занятий является учебная конференция.
Образовательное значение конференций состоит в том, что в процессе подготовки к ним учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой. На своих уроках я провожу конференции при изучении таких тем, как “Давление на дне морей и океанов”, “Исследование морских глубин”, “Плавание судов” (7 класс), “Развитие ракетной техники”, “Влажность воздуха”, “Биологическое действие радиации”, “Действие электрического тока на человека”. После прослушивания и обсуждения докладов обобщаю все, что узнали на конференции, оцениваем качество докладов совместно с учащимися.
Также на своих уроках использую эвристический метод — применяю разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, находить и принимать решения, развивать способности, учащиеся учатся общаться и создавать особую эмоциональную среду.
При обобщении пройденного материала использую учебное кино. Во время просмотра кинофильма активизацию работы учащихся осуществляю различными путями:
- перед показом задаю вопросы, ответы дают после просмотра;
- предлагаю объяснить явления, которые учащиеся увидят в фильме;
- отобрать из фильма опыты и примеры, не показанные на уроке;
- опрашиваю после просмотра фильма.
Все эти приемы позволяют активизировать внимание учеников во время просмотра, сделать целенаправленным их восприятие.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся являются организации самостоятельной учебной работы (решение задач, лабораторные работы и т.д.).
На своих уроках использую задачи различного вида: текстовые задачи, графические и задачи – рисунки.
Лабораторные работы прививают умения и навыки в обращении с измерительными приборами, приучают сознательно применять знания в жизни. Правильно организованные лабораторные занятия активизируют мысль учащихся, приучают их самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос.
Как правило, лабораторные работы выполняют по два человека. Каждый оформляет отчет. Но использую и следующую методику: работа в группах, каждый ученик отвечает за какой-то определенный элемент работы. Работу учащиеся выполняют в специальных тетрадях, где есть теоретические задания, порядок выполнения работы, таблица для результатов. Каждый получает свою роль:
- проектировщик;
- конструктор;
- техник;
- контролер.
Задания для каждого учащегося записано на инструкционных карточках
При выполнении следующей лабораторной работы роли меняются. Эта методика активизирует деятельность учащихся, повышает ответственность за работу.
В качестве контроля знаний использую тесты, которые составлены по каждой теме. В целях обеспечения контроля при тестировании использую методы самоконтроля и взаимоконтроля.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сам формулирую проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения.
Выбор метода зависит от многих условий:
цели обучения;
уровня подготовленности учащихся;
возраста учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности школы;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
Хорошие результаты дает работа в постоянных парах, которая помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом.
Также возможна работа в парах сменного состава. Такие формы организации урока позволяют взглянуть на ту или иную ситуацию с разных сторон. В таком случае определенная проблема может предстать в новом ракурсе. При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику сформировать положительную учебную мотивацию и включить школьников в решение проблемных ситуаций, используя для этого различные методы и средства обучения. Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры
В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики
laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения
Выбор методов, форм основывается на цели обучения, уровня возможности обучающихся, на их познавательном интересе, адекватных возрасту, устраняющих перегрузку и сохраняющих здоровье учащихся....
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...