Исследовательская деятельность учащихся по физике с использованием информационных технологий в условиях реализации ФГОС
статья по физике (9, 10, 11 класс)
Информационные технологии, основная цель которых- личностный рост и развитие творческого потенциала учащихся, есть совокупность личностно-ориентированных технологий, применяемых в организации деятельности школьников на уроках в зависимости от задач и целей обучения.
Исследование таких технологий дает возможность осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, формировать информационную культуру, умение обрабатывать информацию, готовить учащихся к будущей профессии...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность учащихся по физике с использованием информационных технологий в условиях реализации ФГОС.
Информационные технологии, основная цель которых- личностный рост и развитие творческого потенциала учащихся, есть совокупность личностно-ориентированных технологий, применяемых в организации деятельности школьников на уроках в зависимости от задач и целей обучения.
Исследование таких технологий дает возможность осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, формировать информационную культуру, умение обрабатывать информацию, готовить учащихся к будущей профессии.
Одним из способов развития личности являются учебные исследования. Прочные знания необходимы, но важно, чтобы эти знания не стали самоцелью, чтобы они превратились в способ развития личности, создали условия для совершенствования способностей.
Учебные исследования как способ развития личности важны для формирования позитивной мотивации изучения физики, для развития интереса к предмету и формирования исследовательских навыков и практической компетенции учащихся, с этой целью использую долгосрочные научные проекты в работе с детьми. Наличие современного оборудования, чувствительных датчиков, милли- и микро- приборов (A,V,W ), лабораторий позволяет резко расширить диапазон исследований в разных разделах физики.
Учащимся предлагаю перечень тем научных работ, обсуждаем методику их выполнения, и даю возможность выбрать одну из тем для работы. Часто ученики сами предлагают темы исследований, которые их заинтересовали. Каждая тема содержит краткое описание проблемы, практическое задание и список литературы ( или других источников информации). Этих данных достаточно для погружения в тему и возникновения интереса к ней.
Структура любой работы должна выглядеть следующим образом:
- Постановка задачи
- Обзор литературы по данной теме (для чего? Что сделано? Должна быть научная новизна – посмотреть в Интернете, что есть по данному вопросу)
- Проведение самих исследований ( эксперимент, теории)
- Обработка результатов (оценка точности данных). Если нет погрешности – это не работа. Как оценивались погрешности?
- Представление результатов.
- Выступление.
Методы проведения эксперимента разрабатывается самими учащимися и под руководством учителя. Обсуждается необходимое оборудование, техника проведения эксперимента, расчеты, выводы. При необходимости предлагаю изменить технологию эксперимента или провести параллельно дополнительное исследование, оказываю помощь в обработке полученных данных – помощь консультативная.
От выбора темы, а зачастую, от наличия оборудования, в значительной мере зависит эффективность и успех научной работы учащихся.
При этом неотъемлемыми условиями подбора тем научных работ, я считаю, должны быть:
а) обязательное наличие в работе учащихся элементов творчества и их собственных научных исследований. Работа не должна быть репродуктивной или скопированной из Интернета;
б) тема работы должна быть очень интересной, а ее результаты должны иметь практическое значение, которое демонстрируется во время защиты работы ( выбор тем экспериментального характера, изготовление приборов и оборудования, разработка и постановка эксперимента);
в) темы должны опираться на уже изученный материал или тот, который будет изучаться, но допускается опережающее освоение необходимого материала для работы ( под руководством учителя)
г) работа должна иметь достаточный объем ( должна быть развернутой);
д) работа должна предоставлять возможность для защиты на разных конкурсах работ по физике.
Не всегда удается достигнуть намеченных результатов ( целей) по разного рода причинам – недостаток оборудования, времени, не совсем точный результат ( расплывчатость работы ) или вовсе результаты исследования отрицательны, уровень работы не соответствует критериям представления работы на конкурс.
Обязательно нужно учитывать и возраст ( класс) детей, принимающих участие в исследовательской работе. Работы учеников 7-9 классов можно и нужно демонстрировать в классах, на уроках для популяризации предмета. Работы учеников 10-11 классов позволяют проводить более серьезные исследования, которые можно представить на конкурс.
Совсем не обязательно заниматься исследовательской деятельностью после уроков. Часто исследовательские работы предлагаю учащимся в виде домашнего задания, что способствует развитию у них таких умений и навыков:
- Интеллектуальных ( умение сравнивать, выделять главное, обобщать, исследовать и оформлять результаты эксперимента),
- Предметных ( умение соединять теорию с практикой, применять физические знания для анализа явлений, обеспечивать понимание принципа действия приборов и устройств, овладевать инструментальными методами исследования как в процессе постановки физических опытов, так и при эксплуатации и ремонте многочисленных объектов бытовой техники),
- Организационно-познавательных ( умение определять функциональное назначение прибора или инструмента, соблюдать правила эксплуатации и ТБ при работе с техническими объектами),
- Трудовых ( навыки овладения ручным инструментом при подготовке опытов)
Если уже говорить о самостоятельной исследовательской деятельности, то можно предложить учащимся задание по исследованию на уроке с обязательными последующими выводами работы – например, при выполнении л/р в 8 классе « Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее участках » - пусть сами включают амперметр в различные участки и сделают вывод. А ведь самая большая проблема у детей практически во всех лабораторных работах6 « А что писать в выводе?» Или предложить им в л/р 9 класса «Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от его длины» исследовать эту зависимость не только от длины маятника, но и от массы и амплитуды колебаний.
Многое можно предложить ученикам сделать дома.
Система домашних экспериментальных заданий нацелена на решение ряда проблем:
- Физическое осмысление опыта;
- Раскрытие функциональных зависимостей в физических законах и закономерностях, путем измерения физических величин;
- Осознание возможности управления физическими процессами с помощью объектов бытовой техники;
- Измерение параметров реальных технических устройств не только бытового назначения и проведение расчетов
- Актуализация технических и технологических знаний
- Осознание и понимание физических явлений и законов и др.
Приведу примеры заданий для самостоятельного ( домашний эксперимент) выполнения:
- Кипение (видеосъемка, объяснение)
- Расчет стоимости электроэнергии за время выполнения домашних заданий
- Определение собственного давления на пол, стоя на одной ноге.
- Определение собственной мощности (при ходьбе, езде на велосипеде, подъеме на какой-то этаж)
- Определение центра тяжести любого элемента домашнего инвентаря ( терки, совка, большой ложки и т.д.)
- Определение жесткости пружины безмена.
- Определение удельной теплоемкости картофелины (яйца, и др)
- Определение максимальной скорости мяча при бросании в горизонтальном направлении.
- Зависимость дальности полета мяча от угла бросания.
- Определение периода движения, линейной и угловой скорости, центростремительного ускорения при движении на «гигантских шагах»
- Зависимость индуктивности катушки от геометрических параметров и рода материала катушки и провода.
Работать учащиеся могут даже в группах. При необходимости можно взять некоторые приборы из кабинета – термометр, милли- и микроамперметры, вольтметры. Батарейки есть у всех. Ведь не весь же класс работает…
После проверки и доработки каждого задания проводится конференция ( часть урока), где читаются краткие доклады ( презентации ), обсуждаются полученные результаты и их практическое применение.
Не всегда исследовательская деятельность носит экспериментальный характер. Есть работы теоретические – не связанные непосредственно с самим экспериментом. Это работы по астрономии. Например, в прошлом учебном году была представлена работа на тему «Астероидная опасность». В этом году ребят очень заинтересовал вопрос колонизации Марса.
Некоторые работы связаны с огромным количеством опросов, анкет, анализом полученных данных – на основе которых делаются выводы – подтверждающие или опровергающие наши стереотипы ( « IQ и цвет волос. Блондинки…», «Левши…», «Очкарики-ботаники…»)
Есть работы, требующие поиска, обработки огромного количества материала, например, «Вклад российских ученых в победу в ВОВ».
Иногда учащиеся выбирают тему исследований ( проектов), не входящих в программу изучения физики в школе, я опять имею в виду астрономию. Отказать в этом ученику нельзя – если есть желание изучить данный вопрос – пожалуйста. Но дети повзрослели. Багаж знаний возрос. Оптимизм поубавился. Учитывая уровень технического и научного потенциала землян, развитие нанотехнологий, робототехники, программного обеспечения и т.д. и т.п ребята «прогнозируют» ход событий на ближайшие 100-200 лет. Это их право, их выбор, их видение проблемы, решать которую все равно прндётся если не им, то их детям, внукам и правнукам. И что самое главное – это они понимают… Но работа всегда носит реферативный характер – в конечном итоге – презентация на эту тему. Но и такие работы нужно поощрять, поддерживать, помогать, направлять.
Защиты работ проводятся на конференциях. Если защита проходит в классе, на уровне школы – то проводим ее аналогично защите дипломных работ ВУЗов, что позволяет учащимся чувствовать себя уверенней, не «теряться» при общественных слушаниях, готовит их к обучению в высших учебных заведениях.
Список работ, выполненных учащимися:
- Исследование удельной теплоемкости вещества от агрегатного состояния.
- Конструирование и сборка УКВ-тюнера.
- Расчет, сборка цветомузыкальной установки для проведения школьных вечеров.
- Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.
- Исследование зависимости мощности излучения нити лампы накаливания от температуры.
- Акустический туман.
- История развития средств связи. Работа переросла в театрализованный урок.
Часть работ будет переделана на более серьезном оборудовании, с применением чувствительных датчиков, видеосъемки, обработки полученных данных с применением специальных программ, расширяющих возможности расчетов, построения разного рода зависимостей и т.д. ( многие школы приобрели новое лабораторное оборудование, которое тоже надо осваивать, использовать, а не складывать в подсобках и показывать как достижение научного прогресса)
Темы работ могут быть исследовательские ( экспериментальные), теоретические, вычислительные ( вводя новые параметры – отслеживать поведение тела или системы ).
Примерные темы работ, которые учащиеся предложили:
- Определение показателя преломления крыльев насекомых.
- Определение разрешающей способности глаза.
- Определение пробы золотых украшений.
- Исследование коэффициентов поверхностного натяжения воды-дистиллированной, кипяченой, водопроводной, отстойной, минеральной.
- Определение влаги в хлебобулочных изделиях.
- Колонизация Марса.
- Физики и атеизм.
При выполнении работы основываемся на работу ДФМН зав. Кафедрой методики обучения физики проф. Ляпцева А.В
И в заключнии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС
Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Гульчеевой Риты Петровны
Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...
Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах и конференциях. Поэтому необходимо совершенствовать работу с одарёнными детьми. Таким образо...
Использование информационных технологий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка
Статья...
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. "Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения?Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у ве...
Формирование познавательной активности на уроках математики путем использования современных информационных технологий в условиях реализации ФГОС
Средства информационных технологий способствуют развитию интереса к процессу обучения, повышению учебной мотивации и работоспособности, развитию операций мышления (анализ, синтез, сравнение), внимания...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка с использованием информационных технологий в условиях реализации ФГОС.
Главная цель моей работы – обучение ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю...