Открытый урок в 6 классе на тему: "Алгоритм"
методическая разработка по информатике и икт (6 класс)

Монгуш Айлаана Семёновна

Разработка открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_algoritm.docx93.46 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока

Тема: Что такое алгоритм.

Класс: 6 класс

Базовый учебник: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Учебник для 6 класса»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов.

Цели урока:  

  • познакомиться с понятием  «Алгоритм»;
  • сформировать умения составлять, исправлять алгоритмы;
  • научить находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

Задачи:

  • создание условий для развития мышления, логики, познавательного интереса;
  • воспитание целеустремленности при достижении поставленной цели, ответственности за результаты своего труда, уважения к мнению товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты.

Познавательные:

  • сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений об алгоритмах;
  • умение работать с различными источниками информации, включая цифровые.

Регулятивные:

  • понимание смысла поставленной задачи;
  • умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные:

  • сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
  • умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
  • умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Предметные результаты:

  • Знание понятия алгоритм и его свойств
  • правильное составление алгоритмов;
  • применение новых знаний в новой ситуации;
  • пользоваться учебником для нахождения информации;
  • самостоятельно применять знания в решении задач.

Учебное оборудование:  компьютера, проектор, экран, раздаточный материал.

Ресурсы:

  • презентация «Алгоритм».
  • Флэш- ролики «Слепи снеговика», «Почисти ковёр», «Погладь рубашку», «Свойства алгоритмов». Единая коллекция ЦОР.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин
  2. Вводная беседа. Актуализация знаний – 3 мин
  3. Изучение нового материала – 10 мин
  4. Первичное осмысление и закрепление знаний. – 3 мин
  5. Физкультминутка – 2 мин
  6. Первичное закрепление изученного материала – 3 мин
  7. Самостоятельная работа по проверке усвоения материала. – 3 мин
  8. Создание мини-проекта. – 7 мин
  9. Рефлексия учебной деятельности – 1 мин
  10. Запись домашнего задания – 1 мин
  11. Подведение итогов урока – 2 мин

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада вас видеть. Сегодня я проведу у вас урок информатики.

Начать урок я хочу с ключа, который открывает все «замки» в душах людей. Знаете ли вы такой ключ?

Конечно, это улыбка. Подарите свою улыбку мне, своим друзьям-одноклассникам и всем гостям.

Ребята, вы, наверное, слышали поговорку «Дорогу осилит идущий»…, а информатику мыслящий! Пусть это будет девизом нашего урока.

Дорога познаний трудна, но интересна. Нам предстоит пройти много этапов. На каждом этапе вы будете приобретать новые знания и умения, а также попробуете оценить свою работу. Для этого у вас имеются «Дорожные карты» урока. Подпишите их.  

В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, по которым вы будете себя оценивать в баллах и в результате получите общую отметку за урок.  

Приготовились к уроку и настроились на него

Знакомятся с «Дорожной картой урока»

1 мин

2. Вводная беседа. Актуализация знаний

Кстати, ребята, а кто из вас смотрел мультфильм «Алиса в стране чудес»?

Помните ли вы разговор Алисы с Чеширским котом. Давайте посмотрим. (Видео)

- Вы не подскажите, куда мне теперь идти?
- Это зависит от того, куда ты хочешь? - ответил Кот.
- Мне, пожалуй, всё равно, лишь бы... - сказала Алиса.
- Тогда, дорогая, всё равно куда идти.. - заметил Кот.

- Как вы думаете, что имел в виду Кот? Да, ребята, эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия.

А как это сделать?

- Должна быть цель.

Нужно составить план действий

3 мин

3. Изучение нового материала

А детальный план действий– это и есть … Узнаете, разгадав ребус.

Вот мы и подошли к теме нашего урока «Что такое алгоритм».

- Какие цели мы поставим перед собой?

- Чтобы достичь результата, надо поставить цель и иметь план-действий. Но иногда бывает и такое.  Посмотрите фрагмент из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» и попробуйте ответить на вопрос: «Почему двое из ларца не смогли замесить тесто и нарубить дрова?». (Видео) 

Алгоритм

  • Узнать что такое алгоритм?
  • Научиться составлять алгоритм
  • Выполнить работу по составлению алгоритмов

2 мин

- Почему двое из ларца не смогли замесить тесто и нарубить дрова?

В информатике то, с чем надо работать называются исходными данными, а точные указания - конечная последовательность действий.

Впишите в «Дорожную карту урока» нужные слова на месте пропусков.

Не было точных указаний кому и что надо делать и с чем.

То, с чем надо работать называются … (исходными данными), а точные указания – это … (конечная последовательность действий).

3 мин

Исходя из целей нашего урока, мы должны узнать, что такое «алгоритм». А может быть кто-то уже может сказать, что такое «алгоритм»?

Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к результату.

1 мин

А где мы можем найти информацию о том, что такое алгоритм?

Работа с разными источниками информации.

Одна группа должна найти информацию об алгоритме в учебнике и словарях. Вторая группа – в сети Интернет. А третья группа должна найти информацию о том, почему алгоритм назвали «Алгоритмом» с помощью информационной карты?

Проверка.

Используя полученные знания о том, что такое алгоритм, заполните пропуски в «дорожной» карте урока.

Как вы думаете, кто является разработчиком алгоритма?

А исполнителем алгоритма?

Оцените свою работу в «Дорожной карте урока».

В учебнике, словарях, интернете.

Только человек.

Человек, роботы, машины, бытовая техника, и т. д.

Выставляют балл  в пункте «Поиск информации»  в «дорожной карте урока».

3 мин.

4. Первичное осмысление и закрепление знаний.

- Итак, ребята, мы получили новые знания о том, что такое «алгоритм». И оказывается, с понятием алгоритм мы сталкиваемся постоянно. У вас на столах карточки с примерами из жизни.

Выберите из них те, которые будут являться алгоритмами.

Почему оставшиеся примеры не являются алгоритмами?

Попробуйте привести свои примеры алгоритмов из вашей жизни.

Оцените свою работу в «Дорожной карте урока».

 Ребята, скажите, а физическая зарядка – это алгоритм? Докажите, почему?

Находят в примерах алгоритмы (Приложение3. Примеры из жизни.docx)

  • Купить хлеб
  • Нахождение площади треугольник
  • Рецепт бутерброда

Приводят примеры алгоритмов из своей жизни.

Выставляют балл  в пункте «Жизненные задачи»  в «дорожной карте урока».

3  мин

5. Физкультминутка
- Перед вами алгоритм для проведения физкультминутки. Давайте побудем немного исполнителями и постараемся точно выполнить все команды.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться, 
Три – в ладоши три хлопка, головой три кивка,
А четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – присесть, и встать

Семь – за парты сесть опять.
Вывод. Выполняя зарядку, мы тоже действуем согласно алгоритму.

Повторяют движения с экрана

2 мин

6.  Первичное закрепление изученного материала

Итак, мы познакомились с понятием «алгоритм» привели примеры алгоритмов из жизни. Сейчас мы попробуем сами создать алгоритм. Вам нужно создать один из предложенных алгоритмов:

  1. группа - слепи снеговика;
  2. группа - почисти ковёр;
  3. группа - погладь рубашку.

Не забудьте оценить свою работу в «Дорожной карте урока».

Выполняют одно задание на карточках:

  1. слепи снеговика (Приложение4.Слепи снеговика.swf);
  2. почисти ковёр (Приложение5.Почисти ковёр.swf);
  3. погладь рубашку (Приложение6.Погладь рубашку.swf).

Выставляют балл в пункте «Составление  алгоритма»  

3 мин

7.  Самостоятельная работа по проверке усвоения материала.

Чтобы проверить ваши знания, проведём самостоятельную работу, при выполнении которой вы будете пользоваться следующим алгоритмом:

  • Сесть за компьютер
  • Открыть папку «Алгоритм»
  • Открыть документ «Тест»
  • Пройти по ссылке
  • Ответить на вопросы
  • Оценить свою работу

Оцените свою работу в «Дорожной карте урока».

Отвечают на вопросы теста, который расположен на компьютерах.

Тест

Выставляют балл в пункте «Тест»

3 мин

8. Создание мини-проекта.

Ребята, я думаю, что вы все получили достаточно знаний и умений по работе с алгоритмами. И поэтому сейчас я предлагаю Вам создать небольшой творческий проект. Работая в группах, составьте алгоритм, который вы могли бы использовать в жизни. Перед вами чистый лист, маркеры и различные иллюстрации. Вы можете их использовать в своем проекте.

Учащиеся выполняют в группах творческий проект. Полученный проект они демонстрируют на доске и комментируют все шаги проекта.

7

9. Рефлексия учебной деятельности.     Ребята, наш путь подошёл к концу. Мы смогли преодолеть все препятствия и добиться результата. А какой результат у каждого из вас, вы узнаете, когда подсчитаете количество набранных вами баллов и поставите себе общую отметку за урок.

  • «5» - 9-10 баллов
  • «4» - 7-8 балов
  • «3» - 5-6 баллов

    Ребята, посмотрите, в конце нашего пути стоит дерево. Оно не простое, это дерево наших достижений. Давайте украсим это дерево плодами нашего труда. Тот, кто получил на уроке отметку «5», прикрепит на дерево красное яблочко, тот, кто получил «4» - желтый цветочек, а «3» - зеленый листочек.

- Я очень рада, что на нашем дереве созрело так много яблок. Значит, мы с вами сегодня поработали плодотворно.

Выставляют балл в пункте «Всего баллов» и выставляют оценку за урок на листке самооценки.

Приклеивают лепесток соответствующего цвета на доске.

1

10.  Домашнее задание

Составьте алгоритм приготовления вашего любимого блюда

Записывают домашнее задание в тетрадь

11. Подведение итогов урока

Итак, какая была тема урока? Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме:

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…

Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке, грамотно излагали свои мысли, могли договориться друг с другом. Спасибо за урок!

Что такое алгоритм.

Отвечают на вопросы

5. Первичное закрепление.
- А сейчас вам предстоит самим составить алгоритм. Нужно быть очень-очень внимательными. Перед вами сад, разбитый на клетки. Одна клетка – один шаг. Между некоторыми клетками стоят перегородки. Они обозначены на схеме красным цветом. Вы находитесь в левом нижнем углу. Ваша задача составить алгоритм быстрее всех, чтобы добраться в правый нижний угол и забрать букет в подарок маме. Для удобства можно стрелочками показать путь на рисунке. Приступаем!

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/15455_7150c81398d332da061d3224da54d6b9.jpg.jpg

(перед каждым - рисунок с лабиринтом, учащиеся составляют алгоритм в тетрадях)
- Давайте обменяемся тетрадями с соседом и проверим получившийся алгоритм.
- Оказывается алгоритмы составлять совсем не просто! Посмотрите какое большое количество шагов содержит наш вроде бы простенький алгоритм. 
6. Проверка усвоения новых знаний (тестирование).
- Я думаю, что тема сегодняшнего урока была достаточно легкой и понятной, для того, чтобы выяснить все ли вы поняли, мы ответим на несколько вопросов в форме тестирования.
- Поставьте себе по одному баллу за каждый верный ответ и получите оценку своим знаниям, полученным на уроке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по теме АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ по учебнику Л. Босовой

Презентация для обяснения темы "Алгоритмы и исполнители" по учебнику Л. Босовой, 6 класс...

Учебно-игровой урок в 6 классе по теме «Алгоритмы и работа с ними»

Повторительно-обобщающий игровой урок для закрепления пройденного материала по теме "Алгоритмы"....

Конспект урока информатики в 6 классе по теме "Алгоритм. Способы записи алгоритмов"

Технологическая карта урока информатики в 6 классе по теме "Алгоритм. Способы записи алгоритмов"...

Повторительно-обобщающий урок в 9 классе на тему: "Алгоритмы. Свойства. Виды алгоритмов"

Повторительно-обобщающий урок в 9 классе проводится после изучения темы "Алгоритм и его формальное исполнение"1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Алгоритмы. Свойства алгоритмов. В...

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»

Конспект урока по информатике на тему «Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «цикл»...