Презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Атмосферное давление"
презентация к уроку по физике (7 класс)
Презентация к уроку Атмосферное давление 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Атмосферное давление 7 класс | 1.24 МБ |
Технологическая карта урока по теме Атмосферное давление | 16.12 КБ |
Раздаточный материал (текст по теме История открытия атмосферного давления | 35.43 КБ |
Подробный план урока | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема: Почему газета удержала линейку?
Атмосфера - воздушная оболочка Земли Состав атмосферы неоднороден. Более 90 % атмосферы расположены в нижнем 20 км слое над поверхностью Земли. Плотность атмосферного воздуха зависит от высоты над поверхностью Земли. Наибольшая плотность на поверхности Земли составляет 1,29 кг/куб. м
h = 5,5 км h = 40 км h = 400 км h = 0 км
Сформулируем тему урока Атмосферное давление
Цели урока Выяснить что такое атмосферное давление? Узнать факты из истории открытия атмосферного давления. Убедиться на опытах в существовании атмосферного давления
Задание 1. «История открытия атмосферного давления» Внимательно прочитайте текст и заполните таблицу. Работу выполняем в парах. Время – 7 минут.
Опыт торричелли . 760 мм
Проверим ответы № Вопрос Ответ 1. В каких единицах предложил измерять давление Торричелли? Как называется прибор для измерения давления? В мм ртутного столба, Прибор – ртутный барометр 2. Какова предельная высота подъема воды насосами, изготовленными средневековыми мастерами? 10 м 3. Можно ли с помощью прибора Торричелли предсказывать погоду? Да можно, при изменении погоды, высота столба ртути изменяется 4. Опишите, как устроен прибор для измерения давления, придуманный Торричелли. Трубка длиной, запаянная с одного конца, наполнена до краев ртутью и погружена открытой частью в чашу с ртутью 5. Почему ртуть не выливается из трубки полностью? Давление столба ртути на поверхность ртути в трубке равно атмосферному давлению на поверхность ртути в открытой части чаши Критерии оценки: 5 – нет ошибок, 4 – 1 ошибка, 3 – 2 ошибки.
Задание 2. эксперименты Опыт 1. Модель ртутного барометра. Используя описание ртутного барометра, приведенное в тексте, с помощью стакана и пробирки с водой, продемонстрируйте модель водяного барометра. Опыт №2. Действует ли атмосферное давление снизу вверх? Возьмите в одну руку стакан с водой, накройте его листом картона и, плотно прижав лист картона к краям стакана, переверните стакан дном вверх. Удерживая стакан за дно одной рукой, аккуратно отведите ладонь, придерживающую картон. Объясните полученный результат.
Величина атмосферного давления Атмосферное давление равное 760 мм рт.ст . означает, что на каждый квадратный метр земной поверхности давит столб воздуха массой 10 тонн. Вопрос: почему живые организмы не расплющивает таким давлением?
Дыхательная гимнастика Благодаря чему человек дышит?
Имплозия – внутренний взрыв
Что такое атмосферное давление? Давление которое атмосфера оказывает на поверхность Земли и все тела находящиеся на ее поверхности называется атмосферным давлением
Проверь себя Задание 4. Проверь себя. Воздушную оболочку Земли называют: а) литосфера; б) гидросфера; в) атмосфера. Давление, которое оказывает атмосфера на поверхность Земли и все тела, расположенные на ней называют: а) природным; б) атмосферным; в) воздушным. Прибор для измерения давления называется: а) термометр; б) барометр ; в) психрометр. Атмосферное давление измеряют в: а) метрах; б) мм ртутного столба; в) ньютонах. Какое вещество использовал в своих опытах Торричелли: а) воду; б) ртуть; в) спирт. Критерии оценки: 5 – нет ошибок, 4 – 1 ошибка, 3 – 2 ошибки.
рефлексия Домашнее задание: Материал п. 42, 44, На 4 - упр. 21 № 1,2. На 5 – подготовить письменное сообщение об опытах Герике и Паскаля
Предварительный просмотр:
Атмосферное давление. История открытия атмосферного давления.
Цель урока: получение представлений о природе атмосферного давления, знакомство с историей открытия явления
Задачи урока: формировать и развивать на уроке личностные, метапредметные и предметные результаты у обучающихся.
Личностные УУД: развивать коммуникативные навыки работы в парах.
Метапредметные УУД: умение работать с текстом, проводить опыты и делать выводы, логически объяснять, доказывать свою точку зрения.
Предметные УУД: доказать существование атмосферного давления путем практического эксперимента.
Тип урока: урок новых знаний.
Технологии | методы | Виды деятельности | оборудование |
Проблемного изложения | Проблемное изложение с использованием групповой формы работы | Фронтальная парная работа учащихся, самостоятельная парная работа учащихся | Тетради, мультимедийный проектор, стаканы, пробирки, емкость для воды,металлическая банка, спиртовка |
ИКТ | Объяснительно- иллюстративный | Фронтальная | ПК, мультимедийный проектор
|
№ | Время | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Примечание |
1 | Организационный | Приветствие, представление | Настрой на работу | |||
1 | Постановка проблемы | Демонстрация опыта | Объяснение увиденного | Метапредметные – умение выстраивать логические связи | Слайд 1 | |
1 | Актуализация опорных знаний | Вопросы : что такое атмосфера?(вспомним из географии) | Ответы на вопросы | Метапредметные –умение выстраивать логические связи | Слайд 2,3 | |
1 | Формулировка темы | Наводящие вопросы: воздух-атмосфера, воздух- давление | Формулирование темы, запись в тетрадь | Регулятивные – формулировка темы и целей урока на основе выдвинутой проблемы Познавательные – умение строить логическую цепь рассуждений | Слайд 4 | |
1 | Целеполагание | Формулировка целей совместно с учащимися | Формулирование целей урока | Коммуникативные – коллективное обсуждение проблемы, выражение своих мыслей | ||
7 | Изучение нового материала | Раздает текст | Работа с текстом, заполнение таблицы | Познавательные – самостоятельное приобретение новых знаний, регулятивные – умение анализировать текст, коммуникативные – работа в парах | Слайд 6 Желтые бланки (в парах) | |
3 | Контроль выполнения | Обсуждает с учащимися текст | Проверяют правильность, самопроверка | Регулятивные –самоконтроль учебной деятельности | Слайд 7,8 | |
5 | Фронтальный эксперимент | Консультирование по ходу выполнения, визуальный контроль Работа в группах | Выполнение опытов, объяснение наблюдаемых явлений фронтально | Познавательные – самостоятельное приобретение новых знаний, регулятивные – умение анализировать текст, коммуникативные – работа в группах | Слайд 9 | |
2 | Постановка проблемы | Почему человек и другие организмы не чувствуют атмосферное давление | Рассуждения с помощью наводящих вопросов учителя | Метапредметные – умение выстраивать логические связи коммуникативные – коллективное обсуждение проблемы, выражение своих мыслей | Слайд 10 | |
1 | Физпауза | Дыхательная гимнастика | Выполняют за учителем | Слайд 11 | ||
1 | Постановка проблемы как человек дышит. | Опыт с шприцем. | Рассуждения с помощью наводящих вопросов. | Метапредметные – умение выстраивать логические связи коммуникативные – коллективное обсуждение проблемы, выражение своих мыслей | ||
2 | Что такое имплозия | Опыт с банкой | Рассуждения по вопросам учителя | Слайд 12 | ||
2 | Обобщение и систематизация | Что такое атмосферное давление | Формулируют определение | Регулятивные – умение анализировать и обобщать, коммуникативные – умение налаживать дискуссию | Слайд 13 | |
2 | Контроль знаний | Раздает тесты | Работа с тестом, взаимопроверка работ | Регулятивные – самоконтроль | Слайд 14 | |
1 | Рефлексия | На бланках | Оценивают деятельность на уроке | Регулятивные – оценочная деятельность |
Предварительный просмотр:
Задание 1. Прочитайте текст и заполните таблицу:
В 17 веке один итальянский мастер построил насос для обеспечения водой садов с фонтанами в замке герцога Тосканского во Флоренции. Поршень насоса должен был затягивать воду на высоту более 10 м. Как ни старались поднять этим насосом воду, ничего не получалось. Вода поднималась за поршнем на высоту 10 м (34 фута), а дальше поршень отходил от воды, и под ним образовывалась пустота.
Объяснить это явление смог Эванджелиста Торричелли (1608-1647), итальянский физик, впервые доказавший существование атмосферного давления. Опыт Торричелли был осуществлен в 1643 году. Вместо воды Торричелли взял ртуть, что позволило использовать короткую стеклянную трубку длиной около 1 м. Трубку, запаянную с одного конца, наполнили ртутью и, закрыв пальцем (чтобы ртуть не вылилась раньше времени), перевернув, опустили в широкую чашу с ртутью. После того, как трубку открыли, часть ртути из нее вылилась, и в ее верхней части образовалось безвоздушное пространство. При этом высота столба ртути в трубке оказалась равной примерно 760 мм (если отсчитывать ее от уровня ртути в чаше).
Результаты этого опыта Торричелли объяснил следующим образом. На поверхность ртути, расположенную внутри трубки, оказывает давление столб ртути, а на поверхность ртути в открытой части чаши действует атмосферное давление. Так как ртуть из трубки не вытекает в чашу, следовательно, эти давления одинаковы.
Наблюдая за уровнем ртути в трубке, Торричелли заметил, что он изменяется при перемене погоды. Значит, прибор отмечает изменение давления воздуха, показывает его изменяющуюся тяжесть. Тяжесть по-гречески «барос», и прибор Торричелли стали называть ртутным барометром. С тех пор, высоту ртутного столба, выраженную в миллиметрах, приняли за единицу измерения атмосферного давления, а величину, равную 760 мм рт. ст. стали считать нормальным атмосферным давлением.
Заполните таблицу
№ | Вопрос | Ответ |
В каких единицах предложил измерять давление Торричелли? Как называется прибор для измерения давления? | ||
Какова предельная высота подъема воды насосами, изготовленными средневековыми мастерами? | ||
Можно ли с помощью прибора Торричелли предсказывать погоду? | ||
Опишите, как устроен прибор для измерения давления, придуманный Торричелли. | ||
Почему ртуть не выливается из трубки полностью? |
Задание 2. Эксперименты.
Опыт 1. Модель ртутного барометра.
Используя описание ртутного барометра, приведенное в тексте, с помощью стакана и пробирки с водой, продемонстрируйте модель водяного барометра.
Вывод: Вода не вытекает из пробирки, потому что давление столба воды внутри пробирки на поверхность ______________ атмосферного давления на поверхность воды в открытой части стакана.
Опыт №2. Действует ли атмосферное давление снизу вверх?
Возьмите в одну руку стакан с водой, накройте его листом картона и, плотно прижав лист картона к краям стакана, переверните стакан дном вверх. Удерживая стакан за дно одной рукой, аккуратно отведите ладонь, придерживающую картон. Объясните полученный результат.
Вывод: Вода остается в стакане, потому что атмосферное давление действует не только на верхнюю часть стакана, но и на ______________. Давление столба жидкости, находящегося внутри стакана, ____________ атмосферного давления.
Задание 2. Эксперименты.
Опыт 1. Модель ртутного барометра.
Используя описание ртутного барометра, приведенное в тексте, с помощью стакана и пробирки с водой, продемонстрируйте модель водяного барометра.
Вывод: Вода не вытекает из пробирки, потому что давление столба воды внутри пробирки на поверхность воды ______________ атмосферного давления на поверхность воды в открытой части стакана.
Опыт №2. Действует ли атмосферное давление снизу вверх?
Возьмите в одну руку стакан с водой, накройте его листом картона и, плотно прижав лист картона к краям стакана, переверните стакан дном вверх. Удерживая стакан за дно одной рукой, аккуратно отведите ладонь, придерживающую картон. Объясните полученный результат.
Вывод: Вода остается в стакане, потому что атмосферное давление действует не только на верхнюю часть стакана, но и на ______________. Давление столба жидкости, находящегося внутри стакана, ____________ атмосферного давления.
Задание 3. Физминутка.
Сделаем дыхательную гимнастику. Выясним, что помогает человеку делать вдох.
Опыт 3: Почему вода попадает в шприц? Если поршень вытягивать из шприца, то давление воздуха внутри ________________, и _________________ давление заталкивает воду внутрь шприца.
При дыхании роль поршня выполняют мышцы грудной клетки, которые ___________ объем легких, тем самым давление в них по сравнению с атмосферным становится ________________, и воздух устремляется в легкие.
Опыт 4: Что произойдет с банкой?
При кипении воды банка наполняется горячим паром. При попадании в холодную воду объем пара ________________и _________________ давление ______________ банку.
Данное явление называется имплозия в переводе с англ. – взрыв, направленный внутрь
Задание 3. Физминутка.
Сделаем дыхательную гимнастику. Выясним, что помогает человеку делать вдох.
Опыт 3: Почему вода попадает в шприц? Если поршень вытягивать из шприца, то давление воздуха внутри ________________, и _________________ давление заталкивает воду внутрь шприца.
При дыхании роль поршня выполняют мышцы грудной клетки, которые ___________ объем легких, тем самым давление в них по сравнению с атмосферным становится ________________, и воздух устремляется в легкие.
Опыт 4: Что произойдет с банкой?
При кипении воды банка наполняется горячим паром. При попадании в холодную воду объем пара ________________и _________________ давление ______________ банку.
Данное явление называется имплозия в переводе с англ. – взрыв, направленный внутрь
Фамилия, имя ________________________________________________
Задание 4. Проверь себя.
- Воздушную оболочку Земли называют:
а) литосфера;
б) гидросфера;
в) атмосфера.
- Давление, которое оказывает атмосфера на поверхность Земли и все тела, расположенные на ней называют:
а) природным;
б) атмосферным;
в) воздушным.
- Прибор для измерения давления называют:
а) термометр;
б) барометр;
в) психрометр.
- Атмосферное давление измеряют в:
а) метрах;
б) мм ртутного столба;
в) ньютонах.
- Какое вещество использовал в своих опытах Торричелли:
а) воду;
б) ртуть;
в) спирт.
Фамилия, имя ________________________________________________
Задание 4. Проверь себя.
- Воздушную оболочку Земли называют:
а) литосфера;
б) гидросфера;
в) атмосфера.
- Давление, которое оказывает атмосфера на поверхность Земли и все тела, расположенные на ней называют:
а) природным;
б) атмосферным;
в) воздушным.
- Прибор для измерения давления называют:
а) термометр;
б) барометр;
в) психрометр.
- Атмосферное давление измеряют в:
а) метрах;
б) мм ртутного столба;
в) ньютонах.
- Какое вещество использовал в своих опытах Торричелли:
а) воду;
б) ртуть;
в) спирт.
Задание 5. Оцените свою работу на занятии:
Работа с текстом | Эксперименты | Проверка знаний |
В каждом столбце таблицы поставьте баллы:
0 – было скучно;
1 – было интересно, но остались непонятные моменты.
2 – было интересно, узнал много нового.
Задание 5. Оцените свою работу на занятии:
Работа с текстом | Эксперименты | Проверка знаний |
В каждом столбце таблицы поставьте баллы:
0 – было скучно;
1 – было интересно, но остались непонятные моменты.
2 – было интересно, узнал много нового.
Задание 5. Оцените свою работу на занятии:
Работа с текстом | Эксперименты | Проверка знаний |
В каждом столбце таблицы поставьте баллы:
0 – было скучно;
1 – было интересно, но остались непонятные моменты.
2 – было интересно, узнал много нового.
Задание 5. Оцените свою работу на занятии:
Работа с текстом | Эксперименты | Проверка знаний |
В каждом столбце таблицы поставьте баллы:
0 – было скучно;
1 – было интересно, но остались непонятные моменты.
2 – было интересно, узнал много нового.
Предварительный просмотр:
Атмосферное давление.
- Формулирование темы урока слайд 1
Опыт с газетой и палкой.
- Вопрос:
Почему газета удержала палку?
Что находится вокруг над газетой?
Как в географии называют воздушную оболочку Земли? Слайд 2, 3
- наибольшая масса воздуха сконцентрирована у поверхности Земли в слое от 0 до 4,5 км, здесь его плотность равна 1,29 кг/куб. метр.
- на высоте 9 км плотность равна 0,65кг/куб. м
На высоте 15 км – 0,34кг/куб.м
Более 90% всей воздушной оболочки расположено в тропосфере (слое высотой 20 км)
- А теперь давайте выстроим логическую цепочку:
Если воздух удерживает газету, значит он действует на нее своим_________(весом).
А если воздух имеет вес, то он оказывает на газету ___________ (давление)
Сформулируем тему урока: 4
Атмосферное давление – что это????
Задачи урока: слайд 5
История вопроса
Опытное подтверждение атмосферного давления.
- Обратимся к историческому материалу (работа в парах). Слайд 6
Прочитайте текст и ответьте на вопросы. (5 минут)
Обсудим и проверим ответы слайд 6,7, 8
Слайд 9
Проверим на опытах утверждения Торричелли. Слайд 8
Опыт № 1. Берем пробирку с водой, закрываем пальцем отверстие, переворачиваем вверх дном и помещаем закрытый конец пробирки в воду. Отрываем пробирку. Поясните полученный результат.
Что происходит с водой?
Что удерживает воду в пробирке?
Опыт №2. Постараемся ответить на вопрос , действует ли атмосферное давление снизу вверх?
Пробирки и стаканы, лист картона.
Сделаем выводы:
- Вода не вытекает из пробирки, потому что _____________________________
- Вода остается в стакане, потому что атмосферное давление действует не только на верхнюю часть стакана, но и ___________________________________________________
Слайд 10
Давление,равное 760 мм рт. ст. настолько велико, что на каждый квадратный метр земной поверхности давит столб воздуха массой 10 тонн.
Почему же тогда мы не ощущаем это давление?
Человек не ощущает атмосферное давление потому, что в организме человека тоже содержится ___________, давление которого равно ____________________ давлению.
Слайд 11
Давление в жизни:
Физпауза. Дыхательная гимнастика (Вдохи и выдохи)
А как мы дышим?
Давайте наберем воду в шприц. Кто или что заставляет воду заливаться в шприц?
ПО такому же принципу происходит дыхание человека.
Слайд 12
Банка плющим.
Кто или что расплющило банку? Почему?
Слайд 13
Что такое давление?
Слайд 14
Тестирование.
- Воздушную оболочку Земли называют _________________________
- Давление, которое оказывает атмосфера Земли на ее _____________________ и все ______________, расположенные на ее поверхности, называется ____________________________________.
- Прибор для измерения давления называется _____________________
- В каких единицах измеряется атмосферное давление?
- Приведите примеры проявления атмосферного давления в повседневной жизни: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики 7 класс "Давление. Единицы давления"
Презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов". Эту работу можно использовать на первом уроке по этой теме. На слайдах даётся определение данной физической вел...
презентация к уроку физики 7 класса "Атмосферное давление"
Презентация к уроку с использованием опытов...
Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"
Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...
Презентация к уроку в 7 классе по теме "Давление. Единицы давления"
Презентация к изучению нового материала по теме "Давление. Единицы давления". В презентацию включена исследовательская работа, которую проводят ученики. Результаты оформляются в тетради....
Презентация к уроку физики по теме «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли»
На уроке учащиеся знакомятся с примером определения атмосферного давления, с физическим содержанием опыта Торричелли....
Презентация к уроку в 7 классе по теме «Давление газа»
Презентация по теме "Давление газа" в 7 классе к учебнику А,В, Перышкина. Составлена в соответствие с требованиями ФГОС. Позволяет методически грамотно и наглядно преподнести учебный м...
План-конспект урока физики 7 класс "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли".
План-конспект урока физики 7 класс "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли". Также представлена презентация к данному уроку...