Конспект урока "Колебательное движение и его характеристики"
план-конспект урока по физике (9 класс)
Технологическая карта урока физики в 9 классе "Колебательное движение и его характеристики"
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Колебательное движение; характеристики колебательного
Тип урока : усвоение новых знаний.
Цель урока :
образовательная:
- познакомить учащихся с колебательным движением, его особенностями и характеристиками: амплитудой, периодом, частотой;
сформировать умение наблюдать и анализировать физические явления;
развивающая:
- развивать логическое мышление;
- стимулировать развитие умений аргументировать свой ответ;
воспитательная:
- вооружить учеников рациональным методологическим подходом к познавательной деятельности.
Оборудование: шарик на нити; груз на пружине.
Наглядное пособие: блок-схема, заготовленная для каждого ученика
План урока
Этапы | Время | Приемы и методы |
1. Организация начала урока | 1 мин | Приветствие, пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы |
2. Мотивация учебной деятельности | 5 мин | "Визитная карточка", Обсуждение: Что вызывает у Вас заинтересованность в изучении предложенной темы? |
3. Определение цели урока | 2 мин | Что мы будем изучать на уроке? Обсуждение и формулировка цели урока вместе с учениками. |
4. Усвоение новых знаний 5. Первичное закрепление знаний | 20 мин. | Беседа, демонстрации, записи на доске, заполнение блок-схемы. "Лишнее словосочетание". "Свои примеры", "Сортировки". Работа в парах, взаимопроверка. |
6. Контроль и самопроверка знаний | 7-8 мин. | "Цветная феерия" (штриховка блок-схемы разными цветами). Самостоятельная работа в малых группах (экспериментальное задание) |
7. Подбивание итогов урока | 7-8 мин. | Игра "Алфавит" или синквейн |
8. Рефлексия | 1 мин. | Дерево успеха: «наряди ёлку» (красный, жёлтый, синий шары) |
9. Информация о домашнем задании | 1 мин. | Комментарий учителя; записи на доске и в дневниках (обязательная часть, творческое задание " Трейлер ") |
Ход урока
- Организация начала урока
- Мотивация учебной деятельности
В Сибири относительно защиты диких пчел, которые строят свои ульи в дупле дерева, от медведя, лесники вешают на крепкой бечевке колоду. Ее размещают немного ниже дупла, именно на пути медведя. Медведь, влезая на дерево, отталкивает колоду в сторону.
Вопрос к классу 1. Что происходит дальше?
Действительно, колода возвращается и больно бьёт медведя. Это продолжается многократно, пока обессиленный медведь не падает с дерева.
Вопрос к классу 2. Как одним словом назвать движение, осуществляемое колодой?
Действительно. Это колебание. Оно и будет объектом нашего изучения на уроке.
1. Визитная карточка (оформляется на отдельном листе, зачитывается учеником или учителем).
· Колебания широко представлены как в живой, так и в неживой природе.
· Они проявляют себя и в масштабах атома, и в масштабах Вселенной.
· Колебания жизненно необходимы: благодаря им мы слышим, дышим, говорим.
· Они же могут стать причиной разрушений и катаклизмов;
· Знание о колебаниях необходимы специалистам при сооружении мостов и домов, судов и самолетов, радиотехнической и звуковой аппаратуры и так далее;
Вопрос к классу: Интересна ли вам предложенная тема, считаете ли вы ее важной, или вы отводите себе роль медведя?
- Формулировка цели урока
(Обсуждение и формулировка цели урока вместе с учениками)
Постановка учебной цели: в результате знакомства с физическим процессом колебаний, необходимо заполнить блок-схему, которая содержит основные виды колебаний, и их характеристики.
4. Этап усвоения новых знаний и первичное закрепление
Беседа
Колеблются деревья в лесу, пшеница в поле, струны музыкальных инструментов, мембрана телефона, ритмично сокращается наше сердце.
Упражнение
1. Приведите свои примеры колебаний.
2. Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание:
движение поплавка на поверхности воды; движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров.
(Предложенные словосочетания являются примерами колебаний, за исключением движения Луны - это вращательное движение).
Учитель. Шарик на нити, груз на пружине, колода на бечевке - это примеры колебательных систем. В начальный момент времени колебательная система находится в положении равновесия
Вопрос к классу. Как заставить шарик на нити осуществлять колебание? (отклонить шарик в сторону от положения равновесия).
Демонстрация 1. Колебание шарика на нити.
Вопрос к классу: Какая особенность у этого вида движения? Как двигается шарик? (Движения шарика периодически повторяются, шарик по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия)
Формулируем определение: Механические колебания - это периодически повторяемые движения, при которых тело по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия. (учащиеся заполняют блок 1)
Во время колебаний тело периодически отклоняется от своего положения равновесия. Это отклонение называют смещением, которое можно измерить.
Вопрос к классу: В каких единицах может быть измеренно смещение?
[x]= 1 м,
Максимальное отклонение тела от положения равновесия называют амплитудой колебаний (А)
[A]= 1м,
Колебание - это периодический процесс, и характеризуется периодом и частотой.
Вопрос к классу: Что называют периодом вращения? Что называют частотой?
2. Записать формулы определения Т, ν и связь между ними.
Период (Т) - время одного полного колебания
[T] = 1с Т = t/ N
Частота (ν) - количество колебаний за единицу времени
[ν] = 1Гц ν =N/t T = 1/ ν
Ученики заполняют блок 2.
Все колебания можно разделить на свободные и вынужденные.
Демонстрация 2. Колебание шарика на нити и поршня.
Вопрос к классу: Чем отличаются эти колебания? Какое, с вашей точки зрения, является свободным? Вынужденным? Почему?
(Шарик колеблется сам, без внешнего воздействия, эти колебания являются свободными; поршень колеблется в результате внешнего воздействия, его колебания является вынужденными).
Задание классу: Выберите из предложенных вариантов определение свободных и вынужденных колебаний.
1.Колебания, происходящие в колебательной системе за счет внутренних сил после выведения системы из положения равновесия - _________________
2.Колебания, происходящие в колебательной системе под действием периодических внешних сил - _______________________
Ученики заполняют блоки 3, 4.
Упражнение "Сортировки" (работа в парах, взаимопроверка): Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополните своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке;
движение цветка под действием ветра; движение автомобильных "дворников"; движение качели;
движение "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров.
Колебания могут затухнуть и быть незатухающими.
Вопрос класса: что произойдёт спустя некоторое время с колебаниями шарика на нити? Почему?
(Амплитуда колебаний будет уменьшаться и постепенно колебания прекратятся через наличие в системе трения).
Учитель. Такие колебания называются затухающими. Следовательно, свободные колебания затухают.
Вопрос классу: вынужденные колебания можно назвать затухающими? Почему?
(Нет. Их амплитуда остается постоянной, пока действует сила. То есть, они не затухают).
Запись в блоке 2, 3. Свободные колебания затухают, вынужденные колебания являются незатухающими.
Колебание можно записывать: прибор сейсмограф записывает колебания земной коры, которые передаются очень чувствительному самописцу. Кардиограф записывает колебание сердца, оставляя след на подвижной ленте бумаги.
6. Контроль и самопроверка знаний.
1. Вправа "Цветная феерия":
Заштриховать разными цветами элементы блок- схемы и показать учителю.
Красный - "все понятно";
Оранжевый - "почти все понятно"
Желтый - "50*50"
Зеленый - "кое-что понятно"
Синей - "ничего не понятно".
[Если преобладают красно-оранжевые тона, то можно переходить к следующему этапу.
Наличие сине-зеленых говорит учителю о необходимости повторить объяснение нужного блока].
2.Работа в группах. Экспериментальное задание
Класс разбивается на 3-4 группы (4-5 учеников в группе).
Задание группам записаны на отдельных листах.
7. Итог урока.
Подведение итога проводится в форме игры "Алфавит". В игре участвуют 5 учеников: по одному представителю от каждой группы. При затруднении игрок может брать помощь группы, но, при условии, что ответ будет показан жестами.
Например:
А- размах колебаний (амплитуда)
Б - колебание сердца, пульса (биение);
В - два вида колебаний (свободные и вынужденные);
Г - единица измерения частоты (герц);
Д - количество колебаний за 1 секунду, если период равняется 0,5 сек. (два);
Е* - количество колебаний за один период (одно);
Ж - десерт, который колеблется (желе);
З - свободные колебания называются (затухающими);
И - колеблется в швейной машинке (игла);
К - периодически повторяемые движения (колебания);
Л - осуществляет колебание на ветке дерева (лист);
М - осуществляет колебание в часах (маятник);
Н - название буквы, которая помечает частоту (ню);
О - еще один периодический вид движения (оборот);
П - время одного полного колебания (период);
Р - амплитуда по существу (размах)
С - единица измерения периода (секунда);
Т - причина угасания колебаний (трение);
У - колеблется с ответом около доски (ученик);
Ф - помогал записывать колебание на уроке (фломастер);
Х- период, амплитуда, частота - одним словом (характеристики);
Ц - возникают в океане в результате колебаний земной коры (цунами);
Ч - количество колебаний за единицу времени (частота);
Ш* - частота колебаний 1 герц, что это значит (1 колебание за секунду);
Щ - предмет гигиены, который осуществляет колебание утром и вечером (зубная щетка);
8. Рефлексия.
Дерево успеха
Нарядить ёлку
9. Домашнее задание
§ 23,24, 25
Создать трейлер «Колебания в моей жизни»
1. Визитная карточка
· Колебания широко представлены как в живой, так и в неживой природе.
· Они проявляют себя и в масштабах атома, и в масштабах Вселенной.
· Колебания жизненно необходимы: благодаря им мы слышим, дышим, говорим.
· Они же могут стать причиной разрушений и катаклизмов;
· Знание о колебаниях необходимы специалистам при сооружении мостов и домов, судов и самолетов, радиотехнической и звуковой аппаратуры и так далее;
1. Приведите свои примеры колебаний.
2. Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание:
движение поплавка на поверхности воды; движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров.
1. Приведите свои примеры колебаний.
2. Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание:
движение поплавка на поверхности воды; движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров.
1. Приведите свои примеры колебаний.
2. Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание:
движение поплавка на поверхности воды; движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров.
1. Приведите свои примеры колебаний.
2. Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание:
движение поплавка на поверхности воды; движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров.
Работа кореспондента
Нам стало известно, что в во вторник в вашем классе Состоялась прессконференция с участием представителей научного сообщества. Речь шла о колебательных системах. Нам бы хотелось взять у вас интервью для газеты «школьная жизнь».
Шарик на нити, груз на пружине, колода на бечевке - это примеры колебательных систем. В начальный момент времени колебательная система находится в положении равновесия
Вопрос . Как заставить шарик на нити осуществлять колебание? (отклонить шарик в сторону от положения равновесия).
Вопрос к классу: Какая особенность у этого вида движения? Как движется шарик? (Движения шарика периодически повторяются, шарик по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия)
Вопрос: Как же называется такой вид движения?
Механические колебания - это периодически повторяемые движения, при которых тело по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия.
Во время колебаний тело периодически отклоняется от своего положения равновесия. Это отклонение называют смещением, которое можно измерить.
Вопрос к классу: В каких единицах может быть измеренно смещение?
[x]= 1 м,
Вопрос к классу : А что такое амплитуда колебаний ?
Максимальное отклонение тела от положения равновесия называют …. (А)
[A]= 1м,
Колебание - это периодический процесс, и характеризуется периодом и частотой.
Вопрос к классу: Что называют периодомколебаний?
Вопрос к классу Что называют частотой?
2. Записать формулы определения Т, ν и связь между ними.
Период (Т) - время одного полного колебания
[T] = 1с Т = t/ N
Частота (ν) - количество колебаний за единицу времени
[ν] = 1Гц ν =N/t T = 1/ ν
Упражнение "Сортировки" (работа в парах, взаимопроверка): Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополните своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке;
движение цветка под действием ветра; движение автомобильных "дворников"; движение качели;
движение "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров.
Упражнение "Сортировки" (работа в парах, взаимопроверка): Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополните своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке;
движение цветка под действием ветра; движение автомобильных "дворников"; движение качели;
движение "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров.
Упражнение "Сортировки" (работа в парах, взаимопроверка): Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополните своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке;
движение цветка под действием ветра; движение автомобильных "дворников"; движение качели;
движение "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров.
Упражнение "Сортировки" (работа в парах, взаимопроверка): Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополните своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке;
движение цветка под действием ветра; движение автомобильных "дворников"; движение качели;
движение "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров.
- периодичность
2. неравномерное, колебательное
3.двигаться, повторяться, возврашаться
4.повторяющееся движение
5.процесс
механические колебания
вынужденные, внешние
затухают, возбуждаются, воздействуют
обладают периодичностью отклонения тела от положения равновесия
воздействия
- 1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- 2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- 3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
- 4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- 5 строка—одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект и презентация к уроку "Характеристика растений семейства Лилейные"
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме «Характеристика растений семейства Лилейные» для учащихся 7 класса, по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить характерные особенности семейства...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Конспект урока химии "Кислород, его характеристика. Получение кислорода"
Урок химии в 8 классе. это первый урок по теме "Кислород". Цель: конкретизировать знания учащихся о химическом элементе и простом веществе. Познакомить с историей открытия, физическими сво...
конспект урока "Движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность движения."
Данную работу можно использовать при изучении темы в 9 классе: «Кинематика». Материал предназначен для повторения и обобщения темы. Работу можно использовать в качестве повторения материал...
конспект урока "Движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность движения."
Данную работу можно использовать при изучении темы в 9 классе: «Кинематика». Материал предназначен для повторения и обобщения темы. Работу можно использовать в качестве повторения материал...
Механическое движение и его характеристики. 7 класс
Заготовка для конспекта урока...
Конспект урока «Движение тела, брошенного под углом к горизонту (баллистическое движение)»
Представлена содержательная часть урока, которая поможет в выборе того или иного материала для конструирования собственного урока...