Игра "Физический бой"
методическая разработка по физике (8 класс)

Внеклассное мероприятие, интеллектуальная игра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc412.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по физике в 8-х классах

Интеллектуальная игра "Физический бой"

Цель игры: Актуализация знаний обучающихся в предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

  1. повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественно-научного цикла;
  2. стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;
  3. научить применять знания в новой ситуации, а также грамотно объяснять происходящие физические явления;
  4. продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;
  5. формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать в группах, умения оценивать деятельность товарища.

Оборудование:  компьютер,  приборы для эксперимента.

Пояснительная записка:

  1. В игре участвуют несколько команд, в составе команды 5 учеников  8 класса
  2. Игрой руководит учитель-организатор, ему помогают ученики старших классов. Членами жюри могут быть как учителя, так и подготовленные заранее старшеклассники.
  3. Перед конкурсом каждая из команд получает задание в письменном виде и бланк для ответов. Бланк с ответами закодирован
  4. После выполнения каждого задания команды передают результаты своей работы через помощников учителя членам жюри.
  5. Итоги каждого конкурса проектируются на экран.

Ход игры

Учитель-организатор предлагает членам команд задания, используя компьютерную презентацию.

Конкурс №1. Лабиринт «Физические величины»

В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

рис.1

Ответы к конкурсу № 1: время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура, масса, путь, скорость, вес.

Конкурс №2. «Всем известный метр...»

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физическом кабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских...

Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.

Например: термометр – температура

Ответы к конкурсу №2:

  • динамометр – сила;
  • метр – длина;
  • спидометр – скорость;
  • барометр – атмосферное давление;
  • манометр – давление;
  • гигрометр, психрометр – влажность воздуха;
  • электрометр – электрический заряд;
  • амперметр – сила тока;
  • вольтметр – напряжение;
  • ваттметр – мощность и др.

Конкурс №3. «Физические загадки»

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

  1. Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)
  2. Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман) 
  3. Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают. (Реостат)
  4. Книги читают, а грамоты не знают. (Очки)
  5. Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)
  6. Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)
  7. Что с земли не поднимешь? (Тень)
  8. Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)
  9. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед)
  10. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

Конкурс №4. «Согласны ли вы с тем, что... »

Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

  1. ...удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? (да)
  2. ...холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? (нет)
  3. ...в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? (да)
  4. ...южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде? (нет)
  5. ...появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома? (нет)
  6. ...гигрометром измеряют влажность воздуха?(да) 
  7. … в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны? (нет)
  8. …обычно на колбе электрической лампы, которая светит у каждого из вас в квартире, указывают ее электрические параметры – силу тока, напряжение, мощность? (нет)

Конкурс №5. «Знатоки физики»

Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде):

  1. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой? (Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию)
  2. Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему? (Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг нее оболочку пара, этот пар и подбрасывает каплю вверх)
  3. Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? (Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.)
  4. Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды? (Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.)
  5. Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепели? (Изморозь, или иней, – вода в кристаллическом состоянии, она испаряется при любой температуре.) 
  6. Если в мае или в сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка? (Нет, потому что облака задерживают излучение Землей тепловых лучей, и сильного понижения температуры на поверхности Земли не происходит.)
  7. Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение года Арктикой, значительно больше, чем получаемой же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно? (Потому что в Арктике большая часть лучистой энергии, доставляемой солнечными лучами, не поглощается, а отражается снегом обратно.)
  8. Почему в мороз снег скрипит под ногами? (Ломаются сотни снежинок-кристалликов)
  9. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле? (При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.)
  10. Для чего во всех электроприборах желательно ставить предохранители? (Проще заменить предохранитель, сгоревший при превышении силы тока относительно допустимой, чем важную деталь, – сгорая, предохранитель размыкает электрическую цепь.)

Конкурс №6. Составим электрическую цепь.

Задача №1

Имеется оборудование: источник питания, амперметр, вольтметр, лампа на подставке, ключ, соединительные провода.

Составить схему электрической цепи, позволяющей измерить сопротивление лампочки. Произведя необходимые измерения , рассчитать сопротивление лампочки и мощность тока в ней. Найти работу тока в лампочке за 30 дней (в кВтч) и стоимость израсходованной электроэнергии при тарифе 2,6 рублей за 1 кВтч, предполагая, что она горит в течение всех суток.

Задача №2

Какое количество тепла пошло на приготовление в полярных условиях чая оленеводами из льда массой 2 кг, взятого при температуре -40°С, если учесть, что из чайника выкипело 200 г воды (потерями теплоты, затраченной на нагревание окружающих тел, пренебречь).

Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг °С,

Удельная теплоемкость льда 2100 Дж/кг °С,

Удельная теплота плавления льда 3,4×105 Дж/кг,

Удельная теплота парообразования 2,3×106 Дж/кг.

Конкурс №8. «Вспомним физические величины»

Написать формулы для расчета известных вам физических величин (7-8 класс).

Формулы, составленные из одинаковых физических величин, оцениваются как одна формула в 1 балл.

Например: ρ= m/V, m= ρV, V=m/ρ (1 б)

Конкурс №7. «Творцы физики»

(16 баллов) Ответы записывать в виде: Г. Галилей (1–3)

рис.2

  1. Французский физик и математик, который стал академиком в 39 лет. Ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие “электрический ток”. На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». (А. Ампер)
  2. Он открыл теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением. (Г. Ом)
  3. По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов. (Д. Джоуль)
  4. Он был рыцарем Почётного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрёл электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (А. Вольта)
  5. Английский физик, почетный член Академии наук СССР и многих других академий. Ему принадлежат слова: “Теперь я знаю, как выглядит атом!”? (Э. Резерфорд)
  6. Французский физик, в 1785 г., экспериментально открыл закон взаимодействия заряженных тел. В честь его названа единица электрического заряда. (Ш.Кулон)
  7. Русский физик – один из основоположников электротехники. Прославился открытием закона, определяющего тепловое действие тока. (Э. Ленц)
  8. Русский физик, академик. Построил первый электродвигатель, телеграфный аппарат, печатающий буквы. (Б. Якоби)

Ответы: Б.Якоби (1–8); А.Ампер (2–1); А.Вольта (3–4); Д.Джоуль (4–3); Ш.Кулон (5–6); Г.Ом (6–2); Э.Ленц (7–7); Э.Резерфорд (8–5)

Конкурс №9. Отгадайка

C:\Users\User\Desktop\phpUWD3nm_Igra-Erudit-SOSH31_3.pngСила

C:\Users\User\Desktop\phpUWD3nm_Igra-Erudit-SOSH31_5.pngОпыт

C:\Users\User\Desktop\phpUWD3nm_Igra-Erudit-SOSH31_2.pngАтом

C:\Users\User\Desktop\phpUWD3nm_Igra-Erudit-SOSH31_7.pngвакуум

Подведение итогов.

Жюри подводит подсчёт набранных очков за игру каждой командой, объявляет победителей.

Протокол результатов интеллектуальной игры «Физический бой»

Код команды

Количество баллов за конкурсы

Итого баллов

Место

1

2

3

4

5

6

7

8

Члены жюри:_________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________