Конспекты уроков физики 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс)
Конспекты уроков по темам: что изучает физика; физические величины и измерения; физика и техника; строение вещества; диффузия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1chto_izuchaet_fizika.docx | 44.88 КБ |
2fiz_velichiny_i_izmerenie_7.docx | 15.26 КБ |
3fizika_i_tehnika_7.docx | 16.35 КБ |
4stroenie_veshchestva.docx | 28.39 КБ |
5diffuziya_7.docx | 20.3 КБ |
stroenie_veshchestva.molekuly_7.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Что изучает физика?
Цели урока:
- Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.
- Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.
- Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор.
- Выявить источники физических знаний.
- Заинтересовать ребят в изучении нового предмета.
Оборудование: коробок спичек, свеча, весы, барометр, секундомер, термометр, шарик, желоб, электрическая спираль, маятник, линза, экран, компас, набор магнитов, компьютер, проектор, презентация “Что изучает физика”.
Эпиграф к уроку:
“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.”
Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)
Методические приемы: лекция с элементами беседы.
Ход урока
I. Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем. Организационный момент
II. Изучение нового теоретического материала (лекция учителя)
1. Из истории физики.
Учитель: Сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета – физики. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что изучает физика, как она возникла, какое большое значение она имеет для понимания явлений природы и трудовой деятельности человека.
С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе.
Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса!
Он всего, всего боялся.
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто всё узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он Земли науку,
Кратко “физикой” назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал!
Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие “ФИЗИКА” ( от греческого слова “фюзис” - природа).
В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.
Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Главная задача физики – познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.
Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. Мы широко пользуемся электрическими приборами: плитками, чайниками, утюгами, пылесосами, холодильниками. Создание этих приборов стало возможным благодаря изучению электрических явлений и свойств различных материалов. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и сотовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике. Подумайте, представителям, каких профессий нужны знания по физике.
Учащиеся. Необходимы знания по физике представителям всех ведущих профессий: строителям, космонавтам, металлургам, конструкторам, инженерам, военным и т.д.
Учитель. Согласитесь – любопытно:
- Почему такой огромный и тяжелый океанский лайнер не тонет?
- Почему такой же огромный и тяжелый самолет, летает по воздуху?
- Почему на сотнях метров глубины в океане плавает подводная лодка?
- Как слово, сказанное в Москве, может услышать житель Владивостока?
Ответы на все эти вопросы дает именно физика.
Физика является интересной и, одновременно с этим, достаточно сложной наукой. Только постоянные усилия в изучении этой науки позволят вам глубоко понимать содержание и смысл законов, по которым развивается наш мир.
Изучение физики – это, в общем, бесконечный процесс, который можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.
Вопрос “почему?” - главный вопрос в физике. Задавайте его чаще себе, учителям, товарищам. Именно те, кого вопрос “почему” мучает всю жизнь, и становятся физиками.
Итак, приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию простых явлений окружающего мира методами физической науки. Желаю успеха в постижении тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики!
Откройте тетради, запишите тему урока: “Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты”.
Далее по ходу лекции учителя, учащиеся составляют опорный конспект (далее в тексте зеленый цвет шрифта).
Природа —> Физика —> Техника
Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах мира.
В XVIII веке М.В. Ломоносов ввел в русский язык слово “физика”, издал в переводе с немецкого первый учебник по физике.
2. Изучение терминологии.
Учитель. Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины.
Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.
Физическое тело – это каждый окружающий нас предмет. (Показ физических тел: ручка, книга, парта)
Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела. (Показ физических тел, состоящих из разных веществ)
Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.)
Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами. (Учитель показывает картинки природных явлений, а ученики отвечают – какое природное явление изображено на них). Учитель отпускает из поднятой руки спичечный коробок, дав ему упасть на стол. Какое явление здесь наблюдается? (Движение) Учитель зажигает спичку, свечу, зажигалку. Какое явление можно наблюдать? (Горение)
Среди большого разнообразия явлений в природе, физические явления занимают особое место. К ним относятся:
- Механические явления
- Электрические явления
- Магнитные явления
- Световые явления
- Тепловые явления
Физические величины - это измеряемые свойства тел или явлений. (Объем, температура, время, площадь, скорость, масса.) Физическую величину можно измерить, т.е. сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины. Каждая физическая величина измеряется в своих единицах. Например, единицей времени считается секунда, единицей длины – метр.
Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.
Какие приборы вы знаете? Учащиеся приводят примеры: линейка, секундомер, термометр, барометр (учитель демонстрирует приборы).
3. Игра “Отгадай загадку”.
- Сначала - блеск.
За блеском – треск,
За треском – плеск. (Молния, гром, дождь) - Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка кричит. (Эхо) - На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. (Барометр) - Что с земли не поднимешь? (Тень)
- Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились.
То остановились. (Весы) - Считает весь век,
А сам не человек. (Часы) - Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Термометр)
4. Обсуждение проблемы: какими методами, способами изучают физические явления.
Учитель. Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания?
Учащиеся. Многие первичные знания появляются из собственных повседневных наблюдений.
Учитель. Совершенно верно. Именно с наблюдений и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как Аристотель, Архимед, Демокрит, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.
Представьте себя на некоторое время учеными-физиками. Вам предстоит совершить какое-то научное открытие, изобрести что-нибудь. Сразу это возможно? Могут ли открытия рождаться без знаний?
Учащиеся. Необходимо изучить предшествующий опыт, нужно многократно наблюдать одно и то же явление, чтобы увидеть, как оно изменяется при различных обстоятельствах. Ученый сначала может только предполагать, догадываться о том, как может происходить то, или иное явление в новых условиях, но ему необходимо проверить и доказать предположения. Для этого ученый прибегает к опытам и измерениям.
Учитель. Совершенно верно. Изучение явлений – это достаточно долгий и тернистый путь – от гипотез, догадок, интуиции, наблюдений, через опыты к выводам. То есть источником физических знаний являются наблюдения и опыты.
III. Проверка усвоения изученного материала
(Фронтальный опрос учащихся; предварительно учитель сообщает о разной степени сложности заданий и желает учащимся успехов в выполнении более высокого уровня сложности; количество заданий можно сократить).
Начальный уровень
1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.
2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.
3. Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из стекла, из резины, из пластмассы.
4. Какие из приведенных явлений являются механическими: движется автобус, плывет лодка, кипит вода.
5. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.
Средний уровень
1. Укажите, что относится к понятию “физическое тело”, а что к понятию “вещество”: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.
2. Какое из приведенных ниже слов обозначает физическую величину: алюминий, длина, килограмм, термометр, Земля?
3. Какое из приведенных ниже слов обозначает единицу физической величины: объем, температура, плавление, метр, скорость?
4. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.
5. Какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки?
Достаточный уровень
1. В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое?
2. Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений?
3. Какие наблюдения вы проводили в природе? Какие физические явления наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения?
Высокий уровень
1. Молоко продают в различной упаковке: бутылках, полиэтиленовых пакетах и бумажных коробках. Назовите достоинства и недостатки каждого из видов упаковки.
2. Влияет ли, по-вашему, функциональное назначение предмета(тела) на выбор вещества, из которого этот предмет (тело) изготовлен?
3. Обувь изготавливают из кожи, кожзаменителя, резины и специальных пластиков. Какие достоинства и недостатки имеет обувь каждого вида?
IV. Итоговое повторение
Закрепление изученного учебного материала по вопросам:
- Что такое физика?
- Что изучает физика?
- Почему физику считают одной из основных наук о природе?
- Какие физические термины вам известны?
- Какие методы и способы позволяют нам получить знания о явлениях природы?
По ходу ответов учащиеся зарисовывают в тетрадях схему.
V. Домашнее задание
§ 1-3 читать, ответить на вопросы в конце параграфов учебника (Перышкин А.В. Физика. 7 кл. –М.: Дрофа, 2002).
В предлагаемые таблицы напишите по три примера.
Тело | Вещество | Явление |
|
|
|
Механические явления | Тепловые явления | Звуковые явления | Электрические явления | Световые явления | Магнитные явления |
|
|
|
|
|
|
VI. Рефлексия
- Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?
- Какие понятия должны запомнить?
- Что понравилось на уроке? Почему?
- Что не понравилось?
Предварительный просмотр:
«ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ»
Тип урока: комбинированный урок.
Уровень образования: базовый
Оборудование: проектор, линейка, измерительный цилиндр, термометр
Цель: ознакомление с понятием физической величины, единицами некоторых физических величин в СИ, формирование навыков измерения некоторых физических величин, дать представление о точности измерений.
Задачи: обучающая – формировать знания о роли и месте эксперимента в научном познании, о погрешностях измерений, формировать экспериментальные умения; развивающая – расширять кругозор, развивать логическое мышление при определении цены деления шкалы прибора; воспитательная – создать условия для положительной мотивации при изучении физики, сообщая интересные сведения.
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Постановка цели и задачи, мотивация учебной деятельности
- Актуализация знаний.
- Первичное усвоение знаний
- Закрепление
- Контроль усвоения знаний, обсуждение ошибок и их коррекция.
- Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
- Рефлексия.
1. Организационный момент
2.Проверка домашнего задания.
Запишите в тетради ответы на вопросы:
1)Опишите, какими физическими явлениями сопровождается выстрел из артиллерийского орудия?
2) Какие из приведенных ниже слов обозначают физическое тело: радуга, вода, автомобиль, ртуть?
3)Какие из приведенных ниже слов обозначают вещество: конфета, мёд, линейка, молоко? (Обсуждение ответов)
3. Постановка цели и задачи, мотивация учебной деятельности
- Как называются предметы, находящиеся на демонстрационном столе? (Приборы)
- Для чего они нужны? Что нужно знать для работы с приборами? Как определить ширину тетради? (Ученики отвечают на вопросы, пытаются сформулировать цель и тему урока. Записывают в тетради тему урока)
4. Актуализация знаний.
- Как определить ширину тетради? (см и мм)
5.Первичное усвоение знаний
Физической величиной называют количественную характеристику физического тела или явления.
В нашем случае количественной характеристикой является – ширина (20 см)
Физическая величина – это то, что можно измерить, например длина, высота и т.д. Измерить какую-нибудь величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу
Существует Международная система единиц – СИ (система интернациональная), согласно этой системы мы измеряем каждую величину в определенных единицах измерения (м, с, кг и т.д.)
Существует огромное количество приборов, со многими мы познакомимся в процессе обучения. Некоторый приборы вы используете каждый день, даже не задумываясь о том, какую физическую величину вы сейчас измеряете. Каждый из приборов измеряет свою физическую величину.
Задание классу: дополните предложения (что измеряет прибор):
линейка для измерения……..,часы……….., градусник медицинский…….., мензурка……..
Прежде чем приступить к любым измерениям, нужно определить чему равно одно деление на шкале прибора, т.е. узнать цену деления.
Чтобы определить цену деления, нужно найти два ближайших штриха шкалы, около которых написаны числовые значения. Затем из большего значения вычесть меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.
Погрешность измерений ( равна половине цены деления шкалы)
Работа в парах: определить цену деления двух линеек и сравнить их погрешности. Вывод: Чем меньше цена деления, тем меньше погрешность и больше точность измерения
Формула для учета погрешности: А = а∆𝒂
𝑨 – измеряемая величина
𝒂 – результат измерений
∆𝒂 - погрешность измерений
- Как вы думаете, зачем нужно знать погрешность измерения?
6. Закрепление
Определить цену деления шкалы приборов и их погрешность, задание выполняем по двум вариантам в тетради.
7.Контроль усвоения знаний, обсуждение ошибок и их коррекция.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
§ 4, 5. Упражнение 1 на стр.10, задание 1 на стр. 12
Предварительный просмотр:
Физика и техника
Тип урока: комбинированный
Форма урока: смешанная
Цели урока:
- Образовательная: сформировать у учащихся представление о взаимосвязи науки и техники. Показать роль физики в развитии научно- технического прогресса. Ознакомить учащихся с основными этапами становления физики как науки.
- Воспитательная: воспитание интереса к изучению физики.
- Развивающая: развитие умения анализировать полученную информацию, логически и творчески мыслить.
Задачи урока:
Сформировать у учащихся представление и взаимосвязи науки и техники путем подготовки докладов. Закрепить полученные знания. Применять на уроке педагогические технологии метод проектов. Работа в парах.
Деятельность учащихся на уроке: речевая, слушанье, выступление, анализ информации.
Необходимое оборудование и материалы: ноутбук, проектор, презентации учащихся.
Ход урока
Ответить на вопросы
-Что изучает физика?
-Как вы понимаете слова «тело», «вещество»?
-Чем отличается наблюдение от опытов?
-Какой формулой необходимо пользоваться для определения цены деления прибора
- Какой формулой необходимо пользоваться при определении физических величин с учетом погрешности?
Эпиграф к уроку:
Научившись добывать огонь, человек заложил первый камень в основание большой науки.
1.Организационный момент
2. Изучение теории.
Развитие физики сопровождалось изменением представлений людей об окружающем мире. Отказ от привычных взглядов, возникновение новых теорий, изучение физических явлений характерно для физики с момента зарождения этой науки до наших дней.
Большое значение имеют открытия в области физики для развития техники. Так, например, двигатель внутреннего сгорания, придавший в движение автомобили, тепловозы, речные и морские суда, был создан на основе изучения тепловых явлений.
Современное кино, телевидение, радио, магнитная запись— всё это возникло после того, как были изучены многие звуковые, световые и электрические явления. В свою очередь, развитие техники влияет на развитие науки. Так, например, усовершенствованные машины, точные измерительные и другие приборы используются учеными при исследовании физических явлений. После того как были созданы современные приборы и ракеты, стало возможным глубже изучить космическое пространство.
Подобных примеров можно привести множество. Открытия, сделанные в науке, есть результат упорного труда многих ученых разных стран.
Что же было у истоков науки физики? (Доклады учащихся).
Рассмотрим некоторые этапы развития физики. Возникновение физической теории связано с именем выдающегося английского физика и математика Исаака Ньютона. Обобщив результаты наблюдений и опытов своих предшественников (И. Кеплера, Г. Галилея), Ньютон создал огромный труд «Математические начала натуральной философии». В этой работе ученый изложил важнейшие законы механики, которые были названы его именем. Законы Ньютона привели к бурному развитию представлений о механическом движении.
Дальнейшее развитие физики определилось изучением тепловых и электромагнитных явлений. Стремление ученых проникнуть в глубь тепловых процессов привело к зарождению идей о молекулярном строении вещества.
Исследования электромагнитных явлений коренным образом изменило научную картину мира. Оказалось, что нас окружают физические тела и поля. Общую теорию электромагнитных явлений создал Джеймс Максвелл. Теория Максвелла объяснила природу света помогла разработке новых технических приборов и устройств, основанных на явлениях электромагнетизма.
Новый этап бурного развития физики научался в XX в. Возникли и стали развиваться новые направления: ядерная физика, физика элементарных частиц, физика твердого тела и др. Возросла роль физики и ее влияние на технический и социальный прогресс. Свой вклад в развитие современной физики внесли видные ученые России: М. Г. Басов, П. П. Капица, Л. Б. Ландау, Л. И. Мандельштам, А. М. Прохоров и др.
Ярким подтверждением связи науки и Техники явился огромный прорыв в области Изучения космоса. Так, 4 октября 1957 г. В Нашей стране был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля ; 1961 г. Юрий Алексеевич Гагарин стал первым космонавтом, облетевшим земной шар. 21 июля 1969 г. впервые была осуществлена Посадка на Луну американского космического корабля с астронавтами на борту: Нейлом Армстронгом и Эдвином Олдрином. Большой вклад в научную и техническую разработку космических полетов сделал Сергей Павлович Королев. Здесь названы лишь основные этапы развития физики и перечислены немногие из выдающихся людей науки, сделавших важные Открытия, благодаря которым развивалась эта наука.
3. Итог урока
1. Какое значение имеет физика для техники? Покажите это на примерах.
2. Каких ученых вы знаете? Какие открытия ими были сделаны?
4.Рефлексия.
5.Домашнее задание
§ 6.
Предварительный просмотр:
Строение вещества
Класс: 7 класс.
Цель урока: Ввести в мир строения вещества.
Задачи урока:
- Обучающие: познакомить учащихся со строением вещества. Ввести новые понятия: “молекула”, “атом”. Познакомить учащихся со свойствами молекул. Показать необходимость изучения данной темы и использование знаний по теме на практике.
- Развивающие: развивать у учащихся познавательный интерес. Расширять их кругозор, память, воображение. Развивать умение думать, делать выводы, сравнивать, размышлять. Применять полученные знания в новой ситуации. Формирование информационной компетентности.
- Воспитательные: формирование у учащихся научной картины мира и мировоззрения. Продолжать формировать положительную мотивацию к учению. Коммуникативные умения, дисциплинированность. Прививать интерес к изучению физики.
Тип урока: урок изучения нового материала, с использованием презентации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Повторение ранее изученного материала: тест по теме: “Физические явления”
1. Что из перечисленного является физическим телом?
1. вода
2. ложка
3. камень
4. солнце
5. чай
6. дождь
7. бумага
8. ураган.
2. Что из перечисленного является веществом?
1. бумага
2. дерево
3. железо
4. карандаш
5. верёвка
6. воздух
7. ручка
8. стекло.
3. Какие слова обозначают физические величины?
1. часы
2. скорость
3. метр
4. линейка.
4. Какие явления относятся к механическим?
1. полёт птицы
2. солнечное излучение
3. падение капель дождя
5. Какие явления относятся к физическим?
1. радуга
2. пожелтевшие листья
3. падение капель дождя.
Деятельность учителя на уроке | Деятельность ученика |
2. Повторение ранее изученного материала: 1). Работа с тестом. 2). Самоконтроль | 1. Учащиеся работают с тестом. 2. Выполнив его, сверяют ответы с ответами учителя (они записаны на доске). 3. Сами выставляют себе оценки (потом учитель переносит их в журнал) |
3. Изложение нового материала: (рассказ учителя сопровождается презентацией и беседой с учениками) 1)Мы с вами знаем, что в физике, окружающие нас тела – камень, Луна, дома, столы... Как называются? 2) Из чего же состоят все физические тела? 3) А из чего состоят все вещества? (развиваю у учащихся интерес, мотивирую их на новую тему) |
Ответ на вопрос.
Ответ на вопрос.
Ответы учащихся разные |
4)Записываем тему урока: “Строение вещества. Молекулы”. О чём мы сегодня будем говорить на нашем сегодняшнем уроке? | Учащиеся записывают в тетради тему урока. Ответы учащихся разные, но я их подвожу к цели урока. |
5)На вопрос из чего состоят все тела, учёные задумывались в глубокой древности, т. к. нужно было заниматься строительством: строить храмы, пирамиды, развивалось мореплавание, возделывались земельные участки. А для этого нужно было знать, как ведут себя тела, вещества в тех или иных условиях. Нужны были сведения о свойствах различных материалах и т.д. Учёные того времени поставили вопрос: “Из чего состоят все окружающие нас тела?” А как вы думаете, в чём важность этого вопроса? Сплошные они или построены, из каких то очень маленьких частиц, которые не возможно увидеть, но о существовании которых на основе наблюдений они догадывались (об учёных и их высказываниях о строении веществ). |
Учащиеся слушают учителя.
Ответы разные учеников.
Запись в тетрадь. 2500 лет назад Демокрит: “Все вещества состоят из частичек” |
6)Рассмотрим с вами опыт: В сосуде с водой растворили маленькую крупинку синей гуаши. Через некоторое время вода в ней станет синей. Отольём немного окрашенной воды в другой сосуд и дольём в него чистую воду. Раствор во втором сосуде будет окрашен слабее, чем в первом. Затем из второго сосуда снова отольём раствор уже в третий сосуд и дольём его вновь чистой водой. В этом сосуде вода будет окрашена ещё слабее, чем во втором сосуде. Вопрос: Какой вывод можно сделать после этого опыта? Вывод: в воде растворяли маленькую крупинку гуаши и только её мизерная часть попала в третий сосуд, то можно предположить, что вещество состоит из очень маленьких частиц Вопрос: Какую гипотезу подтверждает этот опыт? |
Учащиеся пытаются дать ответ, т.е. сделать вывод.
Учащиеся дают ответ. Делают запись в тетрадь. |
7)Ещё раз повторяем: 1. Из чего состоят физические тела? 2. Из чего состоит вещество? 3. Из чего состоят частицы вещества? |
|
8) А частичка вещества состоит из очень маленьких частичек. Это было доказано современной наукой. Эту маленькую частичку назвали “молекула”. Вопрос: Что такое “молекула”? | Запись – молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества. |
9) Представим себе размеры молекулы. Из-за малых размеров, молекулы невидимы вооружённым глазом или в обычный микроскоп. Но при помощи специального прибора – электронного микроскопа можно рассмотреть и даже сфотографировать молекулы более крупные. Подсчитано, что в объёме 1см3 воздуха находится около 27 1018 молекул. | Запись в тетради: Сравнение: молекула – яблоко – Земля. Запись: электронный микроскоп.
Работа с учебником. Запись в тетрадь. |
10)Молекула состоит ещё из более мелких частиц – атомов. Слово “атом” означает – неделимый. Строение атома вы будете изучать на уроках химии в 8 классе и на уроках физики в 9 классе. Самая маленькая частица воды – молекула воды. Она состоит из трёх атомов: двух атомов водорода и одного атома кислорода. |
Атом – “неделимый”.
Запись в тетрадь. |
11)Огромный вклад в ХVIII веке в развитие учения о строении вещества внёс русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов – “Физические тела разделяются на мельчайшие части”. | Запись: М.В.Ломоносов. Думают |
12) Вопрос: Как вы думаете, для чего мы изучаем строение вещества? Возникновение представлений о строении вещества позволило не только объяснить многие явления, происходящие вокруг нас, но и предсказать, как они будут протекать в тех или иных условиях. Появилась возможность влиять на происхождение явлений, т. е. помогать управлять этими явлениями. Зная строение тел, мы ответим на вопросы: почему при нагревании твёрдые тела превращаются в жидкости, а жидкости – в газ? Почему каучук упругий, а воск мягкий? Почему две капли воды сливаются в одну, но в тоже время два стальных шарика при ударе отскакивают друг от друга. На эти и другие вопросы мы ответим; зная строение вещества. | Дают свои ответы. |
4. Закрепление нового материала: № 1. Почему стальной шарик свободно проходящий через кольцо, после нагревания застревает в кольце? А почему шарик не может пройти сквозь кольцо, что произошло? Да, это правильно. Вещество состоит из частиц, между которыми есть промежутки. И если частицы удаляются друг от друга, то и объём тела увеличивается. И наоборот, когда частицы сближаются, объём тела уменьшается. № 2. Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет очень заметно похудела. Священники в панике: Кто-то украл золото? Или это чудо, знамение? Что произошло? № 3. Почему брюки протираются? № 4. Почему обувь изнашивается? |
Учащиеся думают, дают ответы на задачу. Делают вывод о свойствах молекул. Запись: есть промежутки между молекулами Учащиеся отвечают, высказывают своё мнение. |
5. Рефлексия урока: 1. Что вы нового узнали на этом уроке? 2. Вам это в жизни пригодиться? 3. На уроке вам было интересно работать, слушать учителя, смотреть презентацию? 6. Домашнее задание: п.7,8 |
|
План-конспект урока: “Строение вещества. Молекулы”
(запись в тетради учащихся).
Предварительный просмотр:
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Цели урока:
- образовательная: дать объяснение процесса диффузии, раскрыть особенности этого явления.
- воспитательные: воспитывать познавательный интерес, любознательность, активность, аккуратность при выполнении заданий и интерес к изучаемому предмету; развитие коммуникативных способностей учащихся, при работе в группах
- развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять и обобщать результаты экспериментов; развитие воображения, логического мышления и зрительной памяти; развитие монологической речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке
Задачи урока: сформировать понятие о диффузии в жидкостях, твердых телах и газах; в целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль физического эксперимента и наблюдений в физике; развивать умения выделять общие признаки явлений.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: (15 шт.) пробирка с ватой, смоченной нашатырным спиртом (можно спиртом) и закрытые пробкой; лист бумаги; сосуды с холодной и горячей водой; пробирка с кристаллами перманганата калия, закрытая пробкой; пипетка; медный купорос.
Ход урока
1.Организационный момент
Современному человеку нельзя обойтись без знаний основ физики, чтобы иметь правильное представление об окружающем нас мире. Сегодня вы много узнаете о законах природы, покорите еще одну вершину «Знаний». Джина «Познания», однажды выпущенного на волю, невозможно опять вернуть в пустую, заплесневелую бутылку. Да мы и не будем пытаться делать это. Пусть будет свободным, как полет вашей мысли и фантазии!
2. Повторение
Объясните увеличение (уменьшение) объема тела при нагревании (охлаждении) с помощью гипотезы о строении вещества. Все тела состоят из мельчайших частиц, между которыми существуют промежутки. При нагревании и охлаждении тел их размеры изменяются в связи с тем, что частицы удаляются друг от друга или сближаются друг к другу.
Как проверить достоверность гипотезы? Почему все тела нам кажутся сплошными? Частицы вещества очень малы и не видны невооруженным глазом.
Пример №1: в 1 см³ любого газа при нормальных условиях (0° С и 760 мм рт. ст.) содержится около 2,7 • 1019 молекул.
Пример № 2: если взять число кирпичей, равное числу молекул в 1 см3 газа при нормальных условиях, то, будучи плотно уложены, эти кирпичи покрыли бы поверхность всей суши земного шара слоем высотой 120 м, т. е. высотой, превосходящей почти в четыре раза высоту 10-этажного дома.
Что такое молекула? Молекула – мельчайшая частицы вещества, сохраняющая его химические свойства.
Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества? Молекулы одного и того же вещества одинаковы и не зависят от состояния вещества.
3. Новая тема
Задание № 1 . Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной нашатырным спиртом. Закройте пробирку. Что вы почувствовали? Как можно объяснить распространение запаха спирта с точки зрения молекулярного строения вещества? (анимация) Если открыть пробирку с ватой, смоченной нашатырным спиртом, то мы почувствуем запах, который распространяется по классу. Это происходит, потому что молекулы спирта постоянно движутся. Движение молекул нельзя обнаружить ни в лупу, ни в микроскоп. Двигаясь в воздухе, молекулы спирта сталкиваются с молекулами газов, входящих в состав воздуха (азотом, кислородом, углекислым газом). При этом они постоянно меняют направление движения, и беспорядочно перемещаясь, разлетаются по комнате. Поэтому, двигаясь очень быстро, молекулы спирта доносят запах до разных концов довольно медленно.
Задание № 2. На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного холодной воды из сосуда и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Что вы наблюдаете? Объясните происходящее явление с точки зрения молекулярного строения вещества. При обсуждении результатов опыта внимание учащихся я обращаю на появление окрашенного пятна в форме круга, подтверждающего беспорядочное движение молекул марганца.
Вывод: Мы с вами знаем, что все тела состоят из отдельных частиц (молекул), между ними есть промежутки. Частицы движутся беспорядочно и хаотично. При своем движении молекулы марганца проникают в промежутки между молекулами воды. В физике это явление названо диффузией (лат. diffusio — распространение, растекание, рассеивание). ДИФФУЗИЯ – это взаимное проникновение молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого вещества в результате их хаотического движения и столкновений друг с другом.
Сделайте вывод, где происходит диффузия быстрее: в газах или в жидкостях? Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях. Как вы думаете, почему? Частицы газа далеко удалены друг от друга. Между ними существуют большие промежутки. Сквозь эти промежутки легко перемещаются частицы другого вещества. Поэтому диффузия в газах протекает быстро. Частицы в жидкости «упакованы» так, что расстояние между соседними частицами меньше их диаметра, Сами частицы могут перемещаться по всему занимаемому жидкостью объему сосуда. При смешивании двух разных жидкостей, частицы первой жидкости проникают в промежутки между частицами второй жидкости. Перемешивание жидкостей происходит медленно.
Происходит ли диффузия в твердых телах? В твердых телах диффузия происходит, но медленнее, чем в жидкостях. В твердых телах расстояния между частицами совсем маленькие. Они такие же, как размеры самих частиц. Проникновение через такие малые промежутки частиц другого вещества крайне затруднено и поэтому происходит очень медленно. Запах духов, как известно, ощущается на довольно большом расстоянии. Объясняется это тем, что пары духов легко диффундируют в воздухе. Капли жидкого красителя в воде также легко диффундируют по всему сосуду. Намного труднее наблюдать диффузию в твёрдом теле. По этой причине изучение диффузии в твёрдых телах стало одним из наиболее интересных исследований в физике наших дней. Как и во многих других областях человеческой деятельности, в данном случае умение предшествовало знанию. Столетиями рабочие сваривали металлы и получали сталь нагреванием твёрдого железа в атмосфере углерода, не имея ни малейшего представления о происходящих при этом диффузионных процессах. Лишь в 1896 году началось научное изучение проблемы. Английский металлург Вильям Роберте – Аустин в простом эксперименте измерил диффузию золота в свинце. Он наплавил тонкий диск золота на конец цилиндра из чистого свинца длиной в 1 дюйм (2,45 см), поместил этот цилиндр в печь, где поддерживалась температура около 200 °С, и держал его в печи 10 дней. Затем он разрезал цилиндр на тонкие диски и измерил количество золота, которое продиффундировало (проникло) в каждый срез свинца. Оказалось, что к «чистому» концу через весь цилиндр прошло вполне измеримое количества золота, в противоположном направлении, в глубь золотого диска, продиффундировал свинец. Роберте – Аустин обнаружил, что нагретый металл диффундирует в другой конец, когда они тесно прижаты друг к другу. Известен опыт, в котором гладко отшлифованные пластины свинца и золота пролежали друг на друге 5 лет. За это время золото и свинец продиффундировали (проникли) друг в друга на расстояние около 1 мм.
Задание № 3. Проделайте опыт, описанный в задании 2, но на этот раз смочите бумагу горячей водой. В каком случае диффузия происходит быстрее: при выполнении задания 2 или сейчас? Сделайте вывод, как зависит скорость диффузии от температуры: «Чем выше температура, тем… проходит диффузия». – Почему при более высокой температуре диффузия происходит быстрее? Процесс диффузии ускоряется с увеличением температуры. Это происходит потому, что с увеличением температуры увеличивается скорость движения молекул. Таким образом, явление диффузии протекает по-разному при разной температуре: чем выше температура вещества, тем быстрее происходит диффузия. – Давайте обобщим все то, о чем мы говорили на уроке (слайд 18). Явление диффузии можно объяснить лишь в том случае, если считать, что: Все вещества состоят из частиц. Между частицами имеются промежутки. Частицы вещества находятся в постоянном движении. Явление диффузии имеет важные проявления в природе, используется в науке и на производстве. Воздух, как известно, представляет собой смесь газов. Однако вследствие диффузии на одной высоте от Земли состав атмосферы оказывается достаточно однородным. Диффузия играет важную роль в питании растений, переносе питательных веществ, кислорода в организме человека и животных. Она широко используется в пищевой промышленности при консервировании овощей и фруктов, при засолке огурцов.
Диффузия нашла применение в электронной промышленности. С ее помощью изготавливают многие полупроводниковые приборы. Диффузия используется и при выплавке стали. Для придания стальным деталям значительной прочности их помещают в специальные печи, где, находясь в разогретом состоянии, они насыщаются углеродом. Атомы углерода проникают в поверхностный слой металла и повышают его прочность. Порой диффузия бывает вредным и даже опасным явлением. Горючий природный газ, например, которым мы пользуемся дома для приготовления пищи, не имеет ни цвета, ни запаха, поэтому трудно сразу заметить его утечку. А при утечке за счёт диффузии газ распространяется по всему помещению. Между тем при определённом соотношении газа с воздухом в закрытом помещении образуется смесь, которая может взорваться, например, от зажжённой спички. Газ может вызвать и отравление людей. Чтобы сделать поступление газа в помещение заметным, на распределительных станциях горючий газ предварительно смешивают с особыми веществами, обладающими резким неприятным запахом, который легко ощущается человеком даже при весьма малой его концентрации. Такая мера предосторожности позволяет быстро заметить накопление газа в помещении, если
образовалась его утечки.
4.Домашняя работа: §9, задание 2
Предварительный просмотр:
Строение вещества. Молекулы.
Класс: 7.
Цели:
- Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы»
- Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
- Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма проведения: Исследовательская работа.
Оборудование: Тарелка с водой, подсолнечное масло, 3 пробирки с водой, одна из которых с подкрашенной водой, сосуд с горячей водой, демонстрационный термометр.
Демонстрации:
1.Растекание капли масла по поверхности воды.
2. Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.
План занятия:
1. Организационный этап. 1 мин.
2. Этап постановки целей и задач урока. 4 мин.
3. Этап повторения знаний. 8 мин.
4. Этап исследовательской работы учащихся. 15 мин.
5. Этап обобщения и закрепления изученного материала. (компьютерные модели) 13 мин.
6. Рефлексия. 2 мин.
7. Заключительный этап. 2 мин.
Ход урока:
I. Организационный этап.
II. Этап постановки целей и задач урока.
Проблемная ситуация
Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной,
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
писал русский поэт Ф.И. Тютчев, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.
Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:
*если капнуть каплю краски в стакан с водой, то …;
*если открыть флакон с духами, то …;
*если нагреть лед, то ….
Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.
Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили на предыдущих уроках. А теперь ответьте на такой вопрос: «Одинаково ли будет себя вести капля подсолнечного масла, помещенная на поверхность воды и на поверхность стола? Почему вы так считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете?». Еще один вопрос: «Предположим, вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его изготавливать? Почему вы выбрали именно эти материалы?».
Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявляемым к нему требованиям.
III. Этап получения новых знаний.
Учитель: Мы с вами каждый день наблюдаем окружающие нас предметы: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?
Ученик: Только кажутся?
Учитель: Тогда скажите, из чего они состоят?
Ученик: Из отдельных частичек.
Учитель: А что удерживает их друг возле друга?
Ученик: Притяжение.
Учитель: Как вы думаете, а между частичками есть пространство, или они расположены вплотную друг к другу?
Ученик: Есть.
Учитель: А где на ваш взгляд промежутки между этими частичками больше, в твердых телах или в газах?
Ученик: В газах.
Учитель: Почему вы так думаете?
Ученик: Потому что они легче сжимаются.
Учитель: А при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки между ними?
Ученик: Промежутки.
Учитель: Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1.Все тела состоят из отдельных частичек.
2.Между этими частичками существует притяжение.
3.Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между частичками.
IV. Этап исследовательской работы учащихся.
Учитель: Что ж, теперь давайте проведем небольшие исследования, чтобы ответить на вопрос: «Каков размер частиц и есть ли расстояние между ними?»
Учитель дает указания по проведению исследовательских работ.
Исследовательская работа №1.
В первой пробирке окрашенная жидкость. Отлейте из сосуда половину окрашенной жидкости в другую пробирку с чистой водой. Повторите эту операцию 2-3 раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в трех пробирках при помощи цветовой шкалы и запишите результат и свои наблюдения в тетради.
Исследовательская работа №2.
Капнем каплю растительного масла на поверхность воды. Проследим за ее поведением. Оценим размер масляного пятна. Сделайте соответствующий вывод о размерах частиц масла.
Учащиеся выполняют исследовательскую работу, делают вывод по ней, после чего делают доклад о проделанной работе и ее результатах.
Учитель проводит консультационную индивидуальную работу.
V. Этап обобщения и закрепления нового материала.
Учитель: Таким образом, мы можем сделать еще один очень важный вывод:
Размеры частиц, из которых состоят все тела, малы.
Мы выяснили, что все тела состоят из частиц. А как эти частицы называются?
Ученик: Молекулы.
Учитель: Как вы думаете, молекулы – самые маленькие частицы или они состоят из более мелких частичек?
Ученик: Нет, молекулы также состоят из частиц.
Учитель: Как эти частицы называются?
Ученик: Атомы.
Учитель: Скажите, в состав молекулы входит один атом, два или более? И от чего зависит это количество?
Ученик: В состав молекулы может входить много атомов, это зависит от вещества.
Учитель: А, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет?
Ученик: Нет.
Учитель: Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет?
Ученик: Да.
Учитель: Почему?
Ученик: Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде.
Учитель: Выводы
1.Молекулы состоят из атомов.
2.Молекулы различных веществ различны.
Работа в группах
1 группа: Одинаков ли состав молекул и объемы холодной и горячей воды? Как изменяются промежутки между частицами медной заклепки при нагревании и охлаждении?
2 группа: Одинаков ли состав молекул у чугуна и стали? Чем можно объяснить увеличение длины проволоки при нагревании?
3 группа: Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул? Зачем на стыке между рельсами делается зазор, из-за которого слышен перестук колес?
Компьютерные модели: «Модель атома», «Молекулы в газах, жидкостях и твердых телах».
VI. Рефлексия.
VII. Заключительный этап.
Учитель:
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
Домашнее задание: § 7,8, ответить на вопросы после параграфов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"
Конспект урока физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...
Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)
Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...
Конспект урока физики с презентацией по теме "Лазеры", 11 класс
Конспект урока в 11 классе по базовой двухчасовой программе, учебник Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, «Физика-11» для базового уровня – М.: Илекса, 2007 г. В презентации, используемой в качестве сопр...
Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».
Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....
План-конспект урока физики в 8 классе (комбинированный урок) Электрическое напряжение.
Дидактическая цель: создать условия для приобретения учащимися блока новой учебной информации, развития их познавательного интереса к физике, формирования общих учебных умений. Цели урока:образов...
конспект урока физики в 7 классе "физика и техника"
План-конспект урока физики в 7 классе "Физика и техника"...
Конспект урока физики в 11 классе+ презентация к уроку
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Треки частиц...