Учебный проект
проект по физике (8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Проект
Разработчики проекта: Потапова И.И., учитель физики,
учащиеся 8 – 10-ых классов
с. Кижинга, 2018 г.
Проект: «Звездное небо»
Земля дает человеку пищу и тепло, небо — понятие о вечном.
Актуальность проекта
Звёздное небо – великая книга природы. Кто сумеет её прочитать, перед тем раскроются несметные сокровища космоса. Непосвящённому в секреты астрономии даже трудно представить, какое богатство материальных форм, какое неистощимое творчество природы скрыто за теми замысловатыми узорами из звёзд, которые древние назвали созвездиями.
Связи с тем, что:
- астрономия как учебный предмет не входит в перечень базовых предметов, обязательных для изучения в школе
- астрономия не изучается в нашей школе
- ежегодно по астрономии проводятся районные, республиканские олимпиады и конференции
- по результатам, опроса проведенного в школе, выявился большой интерес у учеников к предмету
поэтому был разработан проект «Звездное небо»
Цель проекта: ознакомление учащихся с некоторыми созвездиями, галактиками, наиболее яркими звездами и изучение Луны; наблюдение суточного движения звездного неба; определение сторон света по Полярной звезде; понятие об угловых измерениях и координатах звезд; оценка светимостей нескольких звезд.
Задачи проекта:
- Расширить познавательный кругозор и интерес учащихся к астрономии;
- способствовать развитию логического и аналитического мышления, творческого потенциала учащегося;
- сформировать в процессе работы поисковые и исследовательские навыки;
- создание электронного учебника по астрономии;
- оформление стенда «Звездное небо» ( на 2 этаже школы).
Оборудование: Карта звездного неба, подвижная карта звездного неба,
планшетки с названиями звёзд, созвездий, планет и их спутников;
ученический телескоп, бинокль, фонари, компьютер, проектор, ресурсы сети Интернет, литература.
Содержание и этапы реализации проекта
«Звездное небо исчезло из нашей жизни, когда в начале 90-х из школьных программ убрали астрономию, а из новостей вычеркнули события, происходящие во Вселенной. Жизнь без неба оказалась страшной, пустой и лишенной смысла.
Вид проекта:
По времени – долгосрочный.
По наличию ресурсов – реальный.
По целям и задачам – инновационный, комбинированный.
По профилю знаний – межпредметный (информатика, физика).
По сфере деятельности и основным задачам – учебно-исследовательский.
Участники проекта: учащиеся 8-10 классов
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Проведение опроса учащихся, с целью выявление значимости астрономии для них.
- Создание группы из числа учеников 8-10 классов, заинтересованных в изучении астрономии.
- Обсуждение цели, задач и конкретных направлений проекта.
- Сбор материалов и изучение литературы.
Основной этап:
- Организация деятельности проекта по направлениям.
- Проведение дневного занятия: «Общее знакомство со звездным небом», Вечернее наблюдение звездного неба.
- Поездка в г. Улан-Удэ в астрономическую обсерваторию БГУ на «Ночи открытых дверей»
- Проведение серий дневных занятий и вечерних наблюдений в разное время года.
- Создание электронного учебника по астрономии
- Оформление стенда «Звездное небо»
- Поездки в г. Улан-Удэ в астрономическую обсерваторию БГУ в разное время года; консультации и занятия со старшим преподавателем кафедры космической физики БГУ Лилией Мироновой Васильевной.
- Участие учащихся в НПК и олимпиадах.
Заключительный этап:
- Анализ реализации проекта и оценка его результативности.
- Планирование отсроченных результатов.
Ожидаемый результат проекта:
- Приобретение знаний учащимися по основам астрономии
- Уметь учащимся ориентироваться по звездам и применять свои знания в жизни
- Участия учащихся в различных конкурсах по астрономии
- Выпуск календарей, буклетов
- Создание электронного учебника по астрономии
- Оформление стенда «Звездное небо»
Астрономические наблюдения
Занятие «Общее знакомство со звездным небом»
Цель: - ознакомление учащихся с некоторыми созвездиями и наиболее яркими звездами;
Примерный план наблюдения:
1. Введение в астрономию
2. Знакомство с основными созвездиями и наиболее яркими звездами
3. Мифы и легенды в астрономии
4. Работа с картой
5. Показ презентации «Звездное небо»
Вечернее наблюдение «Общее знакомство со звездным небом»
Цель:
- ознакомление учащихся с некоторыми созвездиями и наиболее яркими звездами;
- наблюдение суточного движения звездного неба;
- определение сторон света по Полярной звезде;
- оценка светимости нескольких звезд.
Примерный план наблюдения:
1. Ориентировка на небе по ПКЗН, отыскание наиболее ярких созвездий и Полярной звезды, определение по ней сторон горизонта.
2. Наблюдение Полярной звезды
3. Наблюдение суточного вращения неба невооруженным глазом.
4. Изучение контуров основных наиболее ярких созвездий и их расположение относительно горизонта. Оценка яркости 2-3 звезд: Альтаир, Вега, Денеб, Альдебаран, Бетельгейзе, Сириус и т.д.
5. Наблюдение Млечного Пути
Вечернее наблюдение «Наблюдение Луны и планет в телескоп»
Цель: - умение практически использовать ПКЗН;
- изучение поверхности Луны и ее движения относительно звезд;
- обратить внимание на тени лунных гор, форму и число кратеров, светлые лучи от кратеров Тихо и Коперник, видимость освещенных гор за терминатором;
- наблюдение планет, спутников Юпитера (если видны);
Примерный план наблюдения: (Наблюдение проводится в первой четверти Луны).
- Ориентировка на звездном небе по подвижной карте и определение положения Луны относительно звезд (30мин).
- Рассмотрение рельефа Луны в телескоп (30мин).
- Повторное определение положения Луны относительно звезд (10мин).
- Наблюдение планет, если они видны (20мин).
Вечернее наблюдение «Наблюдение звездных скоплений, туманностей и галактик»
Цель: - ознакомление учащихся с некоторыми созвездиями и наиболее яркими звездами;
- наблюдение положения планет (если есть);
- наблюдение выбранных объектов (в зависимости от видимости);
Примерный план наблюдения: Наблюдать в безлунную ночь.
1. Ориентировка на звездном небе по ПКЗН, изучение контуров основных созвездий (20мин).
2. Показ положения планет и демонстрация их в телескоп (20мин).
3. Наблюдение в телескоп двойных звезд (Алькор и Мицар, εЛиры и др.), туманность Ориона, галактику М31 Андромеды и так далее (30мин).
Наша поездка в астрономическую обсерваторию БГУ
на «Ночи открытых дверей»
В Астрономической обсерватории Бурятского государственного университета, которая обладает самым большим в Сибири и на Дальнем Востоке телескопом, прошли “Ночи открытых дверей” со 2 по 5 апреля. Мероприятие проводилось в рамках проекта “100 часов астрономии”, посвященного Международному году астрономии-2009.
Жители Бурятии проявили огромный интерес к звездному небу. За три ночи в телескоп БГУ посмотрело более тысячи человек: большие группы школьников Улан-Удэ и районов республики, обычные горожане, гости из соседней Тывы, США и Монголии. При этом запись на посещение обсерватории закончилась за два дня до начала акции - не успели пройти предварительную регистрацию около полутора тысяч человек. Главный организатор акции в университете, старший преподаватель кафедры космической физики БГУ Лилия Миронова сказала: “Всех желающих, к сожалению, принять мы просто не смогли. Ночи для этого оказались слишком короткими”.
Нам в этом плане повезло. Мы, группа участников проекта, имели возможность наблюдать просторы Вселенной. Мы наблюдали за звездами, планетами через телескопы. Помимо главного телескопа на астрономической площадке были выставлены небольшие зеркальные и линзовые телескопы, на которых студенты физико-технического факультета показывали нам небесные объекты и рассказывали про созвездия и звезды.
Забыть такое невозможно. Оставшись с небом один на один, человек меняется безвозвратно. Пожалуй, не получится сказать по этому поводу лучше, чем сделал это когда-то знаменитый Циолковский: «Восторг от созерцания Вселенной увеличит ваше здоровье, удлинит жизнь и даст силу терпеть превратности судьбы… Вас ожидают счастье, совершенство, беспредельность…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля
В нашей школе первый год преподавался предмет "Проектная деятельность".Надеюсь, что доклад "Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля", который сопро...
Учебный проект: «Формирование компетентности здоровьесбережения на уроках математики в средней школе» 1) Тема проекта: «Математика здоровья»
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из...
Учебный проект "Честь и совесть человека". Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций.
Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций. Мы попробовали провести грань между понятиями "честь" и "совесть"...

Планирования учебного исследования и учебного проекта для 5-9 классов (естественнонаучные дисциплины)
Предложенный кейс поможет спланировать учебное исследование и учебный проект для предметов естественнонаучного цикла. Представлены этапы, методы исследовательской деятельности. Для учебного проекта - ...
Методическая разработка «Учебный проект: от « школы знаний» к «школе деятельности», проект по технологии "Фитодизайн интерьера"
Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5-7 классов...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»
Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»...

«Педагогический учебный проект как одна из разновидностей учебных проектов»
Цель данного педагогического проекта: показать на примере занятия «Газетные иллюстрации» в курсе «Основы журналистики» возможности обучения обучающихся с помощью ИКТ (интеракти...