Презентация "Электростатика"
методическая разработка по физике (10 класс)
План конспект урока
Тема урока: "Электростатика"
Дата: | Класс: 10 | Предмет: Физика | |||
Тема: Электростатика | |||||
Цель (дидактическая): обеспечить систематизацию изученного материала по теме электростатика (образовательная); развития элементов творческой деятельности(воспитательная); воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах (воспитательная) | |||||
Формировать УУД: Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные: умение задавать вопросы; Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. | |||||
Тип: урок актуализации знаний и умений. | |||||
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, конденсатор разборный, штативы изолирующие, соединительные провода, шаровой и конусообразный кондукторы на изолирующих штативах, палочка для электризации с куском меха, электрометр. | |||||
Методы обучения: рассказ. | |||||
Способ организации: традиционный. | |||||
Ресурсное обеспечение: | |||||
Технологическая карта урока: | |||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
1-3 мин. | Проверяет наличие учебных принадлежностей на столах учащихся. Налаживает дисциплину. | Эмоционально настраиваются на работу. |
| ||
2-4 мин. | Проверяет домашнее задание | Отвечают на вопросы, беседуют с учителем |
| ||
25-35 мин. | Задает вопросы, в случае надобности помогает ученикам. Поощряет хоровые ответы, но оценивает индивидуальные особо правильные ответы в накопительной системе. Оценивает ответы учеников. Показывает видеоролики. Показывает эксперимент. | Отвечают на вопросы. Решают задачи. Смотрят видеоролики и объясняют явления. В случае надобности фиксируют себе в тетрадь определения и термины. Разгадывают ребусы. | Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. | ||
1 мин. | Дает домашнее задание и комментарии к нему. | Записывают домашнее задание, получают консультацию. | Коммуникативные: умение задавать вопросы.
| ||
1 мин. | Организует рефлексию. | Рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности испытали. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. | ||
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка наличия учебных принадлежностей на столах учеников, налаживание дисциплины, проверка отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: как вы справились с домашним заданием? В ходе беседы учитель проверяет выполненное учениками домашнее задание.
III. Постановка цели и задач урока.
Слайд 1.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит подготовить к контрольной работе, которая будет на следующем уроке по разделу "Электростатика". Откройте тетради, на полях запишите сегодняшнее число и тему урока "Электростатика. Повторение".
IV. Актуализация знаний.
Учитель: сегодня мы с вами повторим изученный материал, в виде игры. Задания будут различными, они будут как индивидуальными, так и групповыми. Итак, первое задание "Почта" это игра на верное распределение определений с их формулировкой. Данное задание дается одному ученику, которому необходимо верно сопоставить 5 определений, его ответ оценивается.
Слайд 2.
- Элементарные... частицы, которые неделимы на более простые.
- Электромагнитные... взаимодействия между заряженными частицами
- Точечный заряд... ни формы, ни размеры заряженных тел существенно не влияют на их взаимодействие
- Радиосвязь... передача информации с помощью электромагнитных волн
- Силовые линии электрического поля...линии напряженности
Учитель: следующее задание "Угадай ученого". На слайде изображено три ученых, одному ученику необходимо назвать имена каждого, Затем сопоставить их с картинками, которые появляются позднее, ответ оценивается.
Слайд 3.
Шарль Кулону необходимо присвоить крутильные весы, Джеймсу Максвеллу электромагнитные волны, а Майклу Фарадею опыт с индукционным током.
Слайд 4.
Учитель: сейчас я включу вам видеоролик, который вы сначала посмотрите без звука, затем я спрошу кого-то и этот ученик должен будет объяснить наблюдаемое явление.
Ученикам включается видео без звука, и затем на оценку предлагается рассказать, что именно они наблюдали. Ответ оценивается. Видео предлагается на тему "Действие электрического поля на электрические заряды". Примерный ответ ученика: в опыте металлическая гильза подвешена на штативе, к ней подносят эбонитовую палочку. Пока она не наэлектризована гильза остается неподвижной. Сообщив палочке электрический заряд, если палочку поднести к гильзе, палочка сначала притягивается к гильзе, но после касания будет отталкиваться. Затем, это же видео просматривается со звуком и ответ ученика оценивается.
Слайд 5.
Учитель: ответьте на следующие вопросы.
Ученикам предлагается ответить на оценку на следующие вопросы к слайду:
- Какие заряды изображены на рисунках? (положительный и отрицательный)
- Почему в одном случае они притягиваются, а в других отталкиваются? (в одном случае они одноименные, а в другом разноименные)
- Что за линии изображены на рисунках? (силовые)
- Однородно ли электрическое поле на рисунках? (нет)
Слайд 6.
Учитель: сейчас я включу вам видеоролик, который вы сначала посмотрите без звука, затем я спрошу кого-то и этот ученик должен будет объяснить наблюдаемое явление.
Ученикам включается видеофрагмент без звука и на оценку, просмотрев видеоролик, один из учеников отвечает какое явление он наблюдал и что происходило. Это можно, как и в предыдущем видео, делать нажимая своевременно на паузу, пока ученик отвечает и в случае необходимости задавать вопросы. Видеофрагмент дается на тему "Делимость электрического заряда". Ученик должен объяснить почему на том или ином электроскопе находится какой-то заряд.
Учитель обращает внимание учеников на демонстрационный стол, где заранее приготовлены электрометр демонстрационный, шаровой и конусообразный кондукторы на изолирующих штативах, палочка для электризации с куском меха.
Учитель: сейчас я вам продемонстрирую опыт, а вы мне ответите, что именно вы наблюдали.
Учитель, не комментируя своих действий совершает следующие действия: соединив электрометр с шаровым кондуктором на изолирующем штативе, затем наэлектризовав эбонитовую палочку о кусок меха, подносит её к шаровому кондуктору. Электрометр покажет, возникшую разность потенциалов. Передвигая палочку по поверхности металлического шара, разность потенциалов не изменится. Далее, заменяем шаровой кондуктор, на конусообразный. Повторив те же действия, что и в предыдущем случае, разность потенциалов будет изменяться.
После того, как ученик прокомментирует все действия учителя, учитель задает следующие вопросы:
- почему, когда на штативе был шаровой кондуктор, разность потенциалов оставалась постоянной? (потому что площадь неизменна)
- почему при конусообразном кондукторе разность потенциалов изменялась? (с уменьшением площади разность потенциалов увеличивается, т.е. заряд усиливается)
Учитель: сейчас я раздам карточки с задачами трем ученикам на каждом ряду, та команда, которая решит быстрее и правильнее всех, получит отличные оценки. Раздаю карточки, а в это время приступаю к следующему заданию, в тот момент, когда на следующем задании 5 учеников ответят, команды уже должны решить задачи. Чтобы в случае пробелов в знаниях зафиксировать определения, данные в следующем задании себе в тетрадь.
Задача №1. В некоторой точке поля на заряд 2 нКл действует сила 0, 4 мкН. Найти напряженность поля в данной точке.
Дано q=2 нКл F=0,4 мкН E−? | СИ: | Решение:
|
Ответ:
Задача №2. При перемещении заряда между точками с разностью потенциалов 1 кВ электрическое поле совершило работу 40 мкДж. Чему равен заряд?
Дано: q−? | СИ: | Решение: |
Ответ:
Задача №3. С какой силой взаимодействуют два заряда по 10 нКл, находящиеся на расстоянии 3 см друг от друга.
Дано: | СИ: | Решение: |
Ответ:
Слайд 7.
В качестве небольшого развлечения детям дается небольшая игра "Поле чудес", три ученика выбирают карточки, которые сначала не отображаются, выходят к доске, чтобы написать формулу и единицы измерения впоследствии, а затем увидев термины им необходимо ответить на следующие вопросы:
- дать определение для данной величины
- её единицы измерения
- формулу для вычисления
Ответы учеников сравниваются с таблицей, которая выводится на слайд, сверив ее ученики получают соответствующие оценки. Остальные фиксируют себе в тетрадь, в случае если забыли формулировку, либо формулу.
Слайд 8.
Аналогичное задание.
Слайд 9.
Учитель: предлагаю вам решить ребусы. Итак, какое слово на первой картинке? Ответ: вакуум. Второе слово это атом.
Учитель: скажите, в каком определении мы сегодня с вами столкнулись с понятием вакуума? (Закон Кулона)
Учитель: говорили мы сегодня про атом? (Да, это было в самом начале, когда мы говорили про элементарные частицы)
Слайд 10.
Учитель: Какое слово на первой картинке? (Сила)
Какое слово на второй картинке? (Энергия)
С какой силой мы познакомились в разделе электростатики? (Силой Кулона)
Про какие виды энергии мы узнали в данном разделе? (Электростатическую и энергию заряженного конденсатора)
11 слайд.
Учитель: давайте обобщим информацию, полученную вами на уроках о конденсаторах. Эта работа, будет групповой, каждый ряд по три парты объединяется в команду, задание выполняется на листке бумаги. Сейчас я вам буду диктовать различные понятия и вы должны объединить по признакам: относятся ли они к конденсаторам или нет. Одна карточка может следовать из другой, как вы видите на слайде, ориентируясь на кластер, изображенный на слайде, вы нарисуете свой, и подпишите на листке фамилии учеников, которые были в вашей команде. Если вы не знаете, куда отнести данное слово, или считаете его лишним, вы записываете его в стороне. Затем, вы сдаете свои листки и мы проверяем результат. Итак, начнем:
- электроемкость
- энергия конденсатора
- 1 Ф
- виды конденсаторов
- переменной емкости
- электролитический
- диэлектрик
- бумага
- медь
- воздух
- параллельное соединение
- последовательное соединение
- сила
- техника
- клавиатура
- лампа вспышка для фотоаппарата
- холодильник
- частота
Учитель: итак, давайте проверим как нужно было расположить слова на данном кластере.
В тот момент, когда остается последнее не заполненное окно, учитель обращает внимание учеников на демонстрационный стол, где заранее приготовлен сборный конденсатор, соединенный с электрометром.
Учитель: сейчас я вам продемонстрирую опыт, а вы мне ответите, что именно вы наблюдали.
Учитель, не комментируя своих действий совершает следующие действия: касается наэлектризованной палочкой пластины конденсатора, электрометр покажет разность потенциалов между пластинами. Затем, раздвигая пластины, разность потенциалов увеличится, т.е. электроемкость будет уменьшаться с увеличением расстояния между пластинами.
Учитель: объясните данный опыт, в ходе беседы ученики приходят к выводу, что увеличивая расстояния между пластинами электроемкость уменьшается.
Учитель: какую формулу мы можем получить из данного утверждения?
Ответ:
После ответа учитель может открыть последнее окошко.
У вас должны были остаться три лишних слова: медь, сила, частота.
V. Домашнее задание
12 Слайд.
Домашнее задание: повторить главу 14 "Электростатика" в учебнике Мякишева, подготовиться к контрольной работе, решив задачи в учебнике Рымкевича под номерами 705, 708, 728, 731,742, 749, 771, 774.
VI. Рефлексия
13 Слайд.
В конце урока дети рисуют в тетради лестницу состояний, на которой необходимо нарисовать человечка на ступени, отражающей эмоциональное состояние в начале и конце урока. Ступени отражают следующие состояния:
- Очень плохо
- Плохо
- Хорошо
- Прекрасно
- Уверен в своих силах
14 Слайд.
На уроке был использован учебник Мякишева 10 класс и задачник А.П. Рымкевича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektrostatika.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почта Элементарные взаимодействия между заряженными частицами Электромагнитные ни формы, ни размеры заряженных тел существенно не влияют на их взаимодействие Точечный заряд частицы, которые неделимы на более простые Радиосвязь линии напряженности Силовые линии электрического поля передача информации с помощью электромагнитных волн
Угадай учёного Шарль Кулон Джеймс Максвелл Майкл Фарадей
Видеофрагмент
Ответьте на вопросы: Какие заряды изображены на рисунке? Почему в одном случае они притягиваются, а в других отталкиваются? Что за линии изображены на рисунках? Однородно ли электрическое поле на рисунках?
Видеофрагмент
Кулоновская сила Заполните таблицу Определение Сила взаимодействия двух точечных зарядов в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними Отношение работы поля при перемещении положительного заряда из одной точки в конечную к величине этого заряда Единица измерения [ Н ] Ньютон [ В ] Вольт Формула для вычисления Разность потенциалов
Заполните таблицу Электроемкость Напряженность Определение Отношение силы, с которой поле действует на точечный заряд, помещенный в эту точку, к этому заряду Отношение заряжов одного из проводников к разности потенциалов между ними Единица измерения [ В / м ] или [ Н / Кл ] Вольт / метр или Ньютон / Кулон [ Ф ] Фарад Формула для вычисления
Ребус Атом Вакуум
Ребус Сила Энергия
Кластер Конденсатор энергия электроёмкость 1 Ф виды соединения техника диэлектрик бумага воздух виды переменной ёмкости электролитический
Домашнее задание: повторить главу 14 «Электростатика» учебник Г.Я. Мякишева ; решить задачи в задачнике Рымкевича под номерами 705, 708, 728, 731,742, 749, 771, 774.
Нарисуй эмоциональное состояние в начале и конце урока
Спасибо за внимание!
Ссылки https://www.youtube.com/watch?v=eR4Lxlb9Zhk https://www.youtube.com/watch?v=WPoCymhB8f8