«Использование социальной сети «ВКонтакте» при подготовке к экзаменам»
статья по физике (11 класс)
Предварительный просмотр:
«Использование социальной сети «ВКонтакте» при подготовке к экзаменам»
Учитель: Кулешова Татьяна Алексеевна
В век информационных технологий тяжело представить себе человека, который не пользуется возможностями сети интернет. В этом смысле подрастающее поколение порой идет на шаг впереди взрослых. Широкое распространение в интернете получили так называемые социальные сети - онлайн-платформы, которые люди используют для общения, создания социальных отношений с другими людьми, имеющими схожие интересы или офлайн-связи (Википедия). Наиболее известные из них – это «Facebook» и «Twitter» во всем мире и «Одноклассники» и «ВКонтакте» в России.
Подавляющее большинство обучающихся в настоящее время имеют аккаунты (один или несколько) в социальной сети «ВКонтакте», благодаря простому и понятному интерфейсу сайта. Дети проводят там массу времени, общаясь, просматривая картинки и видео или просто бесцельно листая новостную ленту. Большинство классных коллективов имеют так называемые «беседы» в сети «Вконтакте» для решения организационных или любых других вопросов. Такое массовое использование социальной сети дает возможности для привлечения этого цифрового ресурса к образовательной деятельности.
На основе полученного мною опыта работы с социальной сетью «ВКонтакте» можно выделить немало преимуществ:
1. Ученики чувствуют себя "на своей территории" и общаются более охотно.
2. Можно общаться в режиме быстрых сообщений, когда собеседники одновременно в сети.
3. В социальной сети "ВКонтакте" есть сообщества с полезной информацией к экзамену (подборки формул по темам, тренировочные и реальные КИМы, видео физических опытов и разборов заданий ЕГЭ), это ускоряет обмен информацией с учениками в рамках одного ресурса.
4. Есть возможность задавать вопросы учителю по мере возникновения, а не в определённое время урока или консультации
5. Обмен "мемами" (см. Приложение 2) по предмету в неформальном общении с учениками позволяет воздействовать на эмоциональную составляющую процесса запоминания физических формул и закономерностей.
6. Соревновательный момент, когда ученики отправляют в общую беседу результаты выполненных работ
7. Облегчение контроля выполнения заданий. Ученики "на виду" у учителя, в любой момент можно напомнить им о сроках сдачи заданий или поторопить с выполнением.
8. Лёгкое обсуждение организационных моментов, таких, как время консультации. Не нужно никого искать по школе, достаточно написать сообщение.
Коммуникация в сети «ВКонтакте» с учениками 11 класса, которые в 2018-2019 учебном году готовились сдавать экзамен по физике, оказалась весьма эффективной формой работы.
Работа по подготовке к сдаче ЕГЭ по физике проводилась в несколько этапов. На начальном этапе ученикам важно понимать, для чего им нужен экзамен, и какого уровня они хотят достигнуть в процессе подготовки. Здесь важно, чтобы поставленные цели были адекватны и сопоставимы со способностями выпускников. Целесообразно начинать этот этап ещё в 9-10 классе, тогда к началу последнего года обучения мы с большой долей вероятности получим мотивированных на учёбу и подготовку к экзаменам детей. На этом этапе мотивации ученики ищут информацию о нужных им специальностях и соответствующих учебных заведениях. У большинства вузов есть свои сообщества "ВКонтакте", где есть возможность узнать необходимую информацию, контакты, получить некоторое представление об учебном заведении.
После того, как ученик определился с местом (местами) дальнейшей учебы и узнал проходной балл по предмету, он сопоставляет свои возможности с поставленной целью. К началу 2018-2019 учебного года оказалось, что никто из намеревающихся сдавать ЕГЭ по физике одиннадцатиклассников не набирает минимум для поступления на выбранные ими специальности.
Здесь наступает следующий этап подготовки к экзамену, самый трудоемкий. Именно на данном этапе мы с учениками больше всего использовали социальную сеть "ВКонтакте". Каждый ученик 11 класса, выбравший ЕГЭ по физике, получил на руки таблицу (см. Приложение 1), куда были занесены баллы его тренировочного экзамена по каждому заданию. С другой стороны таблицы есть спецификатор тем по заданиям и количество возможных баллов. Раз в неделю ученики самостоятельно полностью решали один вариант ЕГЭ по физике с портала "Решу.Егэ", заносили полученные баллы в таблицу, фотографировали на телефон и отправляли в общую беседу "ВКонтакте". После двух-трех решенных вариантов становилось заметно, какие именно задания систематически вызывают затруднения, и соответствующая тема разбиралась на консультации. Посредством личных сообщений, вне общей беседы, обсуждались индивидуальные вопросы по заданиям. Было отрадно наблюдать прогресс по мере подготовки, когда количество итоговых набранных баллов медленно, но верно увеличивалось.
Таким образом, социальная сеть является не только развлечением, но и серьёзной поддержкой в подготовке к ЕГЭ. Выпускники 2019 года, с которыми мы активно использовали в работе сайт "ВКонтакте" сдали экзамен по физике практически на те же баллы, которые они получали за решенный еженедельный вариант в конце учебного года, доказав тем самым, что используемая система работы по подготовке к ЕГЭ может быть достаточно результативной.
Приложение 1
Таблица результатов тренировочных вариантов ЕГЭ
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
16 | |||||||||||||
17 | |||||||||||||
18 | |||||||||||||
19 | |||||||||||||
20 | |||||||||||||
21 | |||||||||||||
22 | |||||||||||||
23 | |||||||||||||
24 | |||||||||||||
25 | |||||||||||||
26 | |||||||||||||
27 | |||||||||||||
28 | |||||||||||||
29 | |||||||||||||
30 | |||||||||||||
31 | |||||||||||||
32 | |||||||||||||
Перв. | |||||||||||||
Втор. | |||||||||||||
Оценка |
1. Равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение по окружности (1 балл)
2. Законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения (1 балл)
3. Закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальные энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии (1 балл)
4 .Условие равновесия твердого тела, закон Паскаля, сила Архимеда, математический и пружинный маятники, механические волны, звук (1 балл)
5.Механика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков) 2 балла
6. Механика (изменение физических величин в процессах) 2 балла
7. Механика (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) 2 балла
8.Связь между давлением и средней кинетической энергией, абсолютная температура, связь температуры со средней кинетической энергией, уравнение Менделеева-Клапейрона, изопроцессы 1 балл
9.Работа в термодинамике, первый закон термодинамики, КПД тепловой машины 1 балл
10.Относительная влажность воздуха, количество теплоты 1 балл
11.МКТ, термодинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков) 2 балла
12.МКТ, термодинамика (изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) 2 балла
13.Принцип суперпозиции электрических полей, магнитное поле проводника с током, сила Ампера, сила Лоренца, правило Ленца (определение направления) 1 балл
14.Закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, конденсатор, сила тока, закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля – Ленца 1 балл
15.Поток вектора магнитной индукции, закон электромагнитной индукции Фарадея, индуктивность, энергия магнитного поля катушки с током, колебательный контур, законы отражения и преломления света, ход лучей в линзе 1 балл
16.Электродинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков) 2 балла
17.Электродинамика (изменение физических величин в процессах) 2 балла
18.Электродинамика и основы СТО (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) 2 балла
19.Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра. Ядерные реакции. 1 балл
20.Фотоны, линейчатые спектры, закон радиоактивного распада 1 балл
21.Квантовая физика (изменение физических величин в процессах; установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) 2 балла
22.Механика – квантовая физика (методы научного познания) 1 балл
23.Механика – квантовая физика (методы научного познания) 1 балл
24.Элементы астрофизики: Солнечная система, звезды, галактики 2 балла
Часть 2
25. Механика, молекулярная физика (расчетная задача) 1 балл
26. Молекулярная физика, электродинамика (расчетная задача) 1 балл
27. Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача) 1 балл
28. Механика – квантовая физика (качественная задача) 3 балла
29. Механика (расчетная задача) 3 балла
30. Молекулярная физика (расчетная задача) 3 балла
31. Электродинамика (расчетная задача) 3 балла
32. Электродинамика, квантовая физика (расчетная задача) 3 балла
Всего заданий – 32; из них по уровню сложности: Б – 19; П – 9; В – 4.
Максимальный первичный балл за работу – 52.
Общее время выполнения работы – 235 мин.
Приложение 2
«Мем» - (англ. Internet meme) — информация в той или иной форме (медиаобъект, то есть объект, создаваемый электронными средствами коммуникации, фраза, концепция или занятие), как правило, остроумная и ироническая (Википедия)
Мемы на тему физических явлений и законов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС для учителей "Индивидуальное дистанционное обучение школьников русскому языку и литературе в сообществе социальной сети «ВКонтакте»"
Возможности социальной сети "ВКонтакте" для обучения школьников....
Опыт проведения дистанционного сетевого учебного проекта по географии в социальной сети ВКОНТАКТЕ
Создание и проведение учебного проекта по теме "Африка" для учащихся 7 класса на базе соц. сети "ВКонтакте"...
Использование социальной сети ВКонтакте на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга.
В статье описывается опыт использования социальной сети ВКонтакте через создание школьной группы. Именно через нее учащиеся знакомятся с новыми интересными работами своих товарищей, получают задания о...
Школа успешного родителя при МБОУ Калевальская СОШ (ссылка на группу в социальной сети ВКонтакте)
В данной группе происходит обмен информацией между специалистами школы и родителями, посещающими занятия в "Школе успешного родителя".https://vk.com/club156678659...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «вКОНТАКТЕ» В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (обмен опытом)
Если у вас есть желание экономить время, которого у педагога так не хватает, если вы хотите привлечь к жизни школы как можно больше школьников и их родителей, если вы заинтересованы в повышении ...
Методика проведения уроков дистанционно с использованием ресурсов YouTube, социальной сети «ВКонтакте» и др.
Согласно методическим рекомендациям Минпросвещения по организации дистанционного обучения выбор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, остаётся за учеб...