Действие магнитного поля на проводник с током
план-конспект урока по физике (9 класс)
Конспект урока
Предмет: физика
Класс: 9
Тема урока: Действие магнитного поля на проводник с током
Место урока в теме: урок открытия новых знаний.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цель урока:
обеспечить усвоение учащимися понятия силы Ампера. Научить определять направление силы Ампера с помощью правила левой руки. Отработать навыки решения задач данного вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 55.5 КБ |
sila_ampera.ppt | 945 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: физика
Класс: 9
Тема урока: Действие магнитного поля на проводник с током
Место урока в теме: урок открытия новых знаний.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цель урока:
обеспечить усвоение учащимися понятия силы Ампера. Научить определять направление силы Ампера с помощью правила левой руки. Отработать навыки решения задач данного вида.
Задачи урока: формировать УУД:
Личностные:
содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения.
Метапредметные:
регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-находить вариант решения учебной задачи;
-оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;
коммуникативные:
-выражать свои мысли, обосновывая суждения;
-расширять кругозор, содействовать воспитанию интереса к физике, активности, мобильности, умению общаться, общей культуры;
-работать самостоятельно;
-работать в паре;
-развивать навыки взаимоконтроля;
познавательные:
-выполнять учебные действия в письменной и устной форме;
-осуществлять анализ объекта, делать выводы;
Предметные: знать определение силы Ампера, факторы, влияющие на величину силы и ее направление.
Планируемый результат: ученики научатся распознавать и объяснять действие магнитного поля на проводник с током, определять направление силы Ампера по правилу левой руки.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Методы:
А) по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
Б) по степени взаимодействия беседа;
В) по дидактическим задачам: изучение новой темы.
Г) по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский;
Средства обучения: учебник физика-9, презентация, выполненная в программе Power Point, лабораторное оборудование.
ХОД УРОКА
- Мотивация (1 мин)
В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова китайского философа Конфуция "Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь." Сегодня я вам буду о многом рассказывать, что-то показывать и вы сами сделаете открытия в ходе лабораторного эксперимента. У нас все получится.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Начиная разговор о магнитном поле, мы выяснили, что это особая форма материи посредством которой осуществляются электромагнитные взаимодействия.
Действует ли магнитное поле на движущиеся заряженные частицы?
Как называется сила с которой магнитное поле на них действует?
Как она направлена?
Что такое электрический ток?
Если ток - это направленное движение заряженных частиц, а на них действует сила Лоренца, то у вас должен возникнуть один закономерный вопрос. Какой? (действует ли магнитное поле на проводник с током?) Вспомните материал 8 класса, с каким экспериментом связано имя Андре-Мари Ампера? (эксперимент по взаимодействию проводников с током).
Я напомню вам его. ВИДЕОФРАГМЕНТ
Как взаимодействуют проводники с током?
А что если вместо одного из проводников взять постоянный магнит? Что в этом случае мы будем наблюдать? (учащиеся отвечают)
Подтвердим или опровергнем ваши предположения экспериментально.
3. Открытие новых знаний.
Фронтальный лабораторный эксперимент. (12 мин)
С уверенностью ответить на этот вопрос вы сможете выполнив лабораторный эксперимент.
Какие задачи сейчас стоят перед нами? (учащиеся формулируют задачи)
Наша первая задача сегодня исследовать действие магнитного поля на проводник с током и выяснить от чего зависит характер взаимодействия проводника с током и постоянного магнита. Какова цель нашей работы? В чем будет заключаться ваш эксперимент? Сколько экспериментов необходимо будет делать? Как будет выглядеть ваш отчет?(четыре рисунка)
О чем будет вывод, который вы должны сделать? С этой работой вы должны справиться за 10-12 минут, а дальше нас ждут еще новые открытия. ТБ. ВОПРОСЫ после лабораторного эксперимента:
1. От чего зависит характер взаимодействия проводника с током и постоянного магнита? (от направления тока и от расположения магнита, т.е. от направления магнитных линий магнитного поля) В этом мы уже убедились.
2. А вспомнив все что мы уже знаем об электромагнитном взаимодействии, сможете сказать, от чего может зависеть сила этого взаимодействия? (от силы тока, от направления магнитных линий магнитного поля)
Подтвердим или опровергнем ваши предположения экспериментально.
Демонстрационный эксперимент по рис 102 учебника
4. Новые теоретические знания (8 мин)
Итак, тема нашего урока? (действие магнитного поля на проводник с током) Не случайно я начала наш урок с имени великого ученого Андре -Мари Ампера, ведь именно он экспериментально и математически рассмотрел действие магнитного поля на проводник с током.
Какую бы еще задачу сегодня вы поставили перед собой исходя из результатов эксперимента? (Как определить направление силы Ампера)
Ещё одна наша задача сегодня выяснить как можно определить направление силы, действующей со стороны магнитного поля на проводник с током, а с законом по которому можно найти ее числовое значение мы познакомимся в 11 классе.
ТЕМА В ТЕТРАДЬ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ АМПЕРА
Определить направление силы Ампера можно по правилу левой руки
5. Закрепление первичных знаний (8 мин)
Магнитное поле создается постоянными магнитами. Как направлены силовые линии магнитного поля между полюсами? ( от северного к южному)
Как мы изображали силовые линии магнитного поля, если они направлены от нас? к нам?
6. Самостоятельная работа (7 мин)
по учебнику. § 36 упражнение 33 № 3. Один ученик выполняет на обратной стороне доски. Проверяем. Поднимаем руки у кого правильно.
7. Рефлексия содержания учебного материала ( 8 мин)
Сегодня вы открыли для себя новую физическую величину .
- Какую? (силу Ампера)
- А что вы о ней узнали? (выяснили от каких величин она зависит и как можно определить направление действия этой силы).
- Какую силу мы называем силой Ампера? (сила действующая со стороны магнитного поля на проводник с током)
- От каких величин она зависит? (от силы тока и от направления силовых линий магнитного поля)
- Как определить направление силы Ампера? (по правилу левой руки)
- Какие задачи мы ставили?
- Удалось решить поставленные задачи?
- Над чем еще надо поработать?
Наш урок связан с именем Андре - Мари Ампера. Почему одних учёных история вносит на свои страницы золотыми буквами, а некоторых стирает бесследно? Каждый, пришедший в науку обязан оставить в ней свой след. Но у каждого ученого свой путь в науке. У Ампера он был не простым. ВИДЕО
Ампер внес неоценимый вклад в развитие физики, что дало возможность не только развивать научные теории, но и получило весомую практическую ценность, которая будет рассмотрена на следующих уроках.
9. Домашнее задание; § 36 (1 мин)
Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лабораторный эксперимент
ВЫВОД: характер взаимодействия проводника с током и постоянного магнита зависит: 1. от направления тока в проводнике 2. от расположения магнита, т.е. от направления магнитных линий магнитного поля
Сила взаимодействия проводника с током и постоянного магнита зависит: 1. от силы тока 2. от интенсивности магнитного поля
Действие магнитного поля на проводник с током
Сила, с которой магнитное поле действует на проводник с током называется силой Ампера.
Определение направления силы Ампера Правило левой руки : если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь, а четыре пальца были направлены по току, то отогнутый на 90° большой палец покажет направление действующей на проводник силы Ампера.
Определить направление силы Ампера: N S F A
Определить направление силы Ампера: N S F A
Определить направление силы Ампера: N S F A
Определить направление силы Ампера: N S F A
Определить положение полюсов магнита, создающего магнитное поле. а) слева – северный полюс; б) слева – южный полюс. F а
Домашнее задание § 36
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа «Магнитное поле и его изображение. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Лоренца» в 12 вариантах. Физика 9 класс.
Данная самостоятельная работа поможет отработать навыки определения силы Ампера, силы Лоренца на уроках физики в 9 классе и в качестве повторения на уроках в 10 классах....
Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с токам.
Вводный урок раздела "Электромагнитное поле" по теме "Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током.", 9 класс. Урок разработан по технологии критического мышления с использовани...
"Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током"
Данная презентация используется на первом уроке по теме МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. В нее вошли опыт Эрстеда, опыты Ампера, дано определение магнитного поля, линии магнитной индукции, определение и формула ...
Презентация к уроку в 9,11 классе "Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца"
Презентация по теме "Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца" может быть использована при объяснении нового материала в 9 и 11 классе....
сайт-урок физики в 9 классе по теме: "Действие магнитного поля на проводник с током"
по ссылке https://sites.google.com/site/vypusknaarabotanesterokna/ можно пройти на сайт с уроком по физике. Материал можно использовать для подготовки к уроку, для проведения урока, дл...
Тест. Постоянные магниты.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.8 класс ( к учебнику А.В.Перышкина)
Тест. Постоянные магниты.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.8 класс.Содержит 2 варианта работы....
Интегрированный урок физики, информатики и искусства в 9 - м классе по теме: «Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки» из раздела «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ» с элементами экологического воспитания.
Структура технологической карты в соответствии с требованиями ФГООС по теме «Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки» из раздела «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ».Цель: формиро...