Разработка открытого урока по физике
учебно-методический материал по физике

Монгуш Белекмаа Мерген-ооловна

Открытый урок "Сила трения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sila_treniya.docx163.1 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский агропромышленный техникум»

«РАССМОТРЕНО»    

на заседании ПЦК    

Протокол №   от

«    » ______  __    г  

Председатель ПЦК

__________/Куулар С.Э./                                  

                                «СОГЛАСОВАНО»

                                 Завуч по НМР

            ___________/Балчий-оол И.А./

                       «__» ________    _____

Мультимедийная разработка отрытого урока

на тему: «Сила трения»

Учебная дисциплина: ОУД.010 Физика

                                                          Разработала: преподаватель

Монгуш Белекмаа Мерген-ооловна

                                                                                         

Балгазын 2020

План урока

Название этапа

Время (мин)

1

Организационный момент

2

2

Актуализация опорных знаний

2

3

Мотивация. Целевая установка

3

4

Теория

20

5

Физкультминутка

5

6

Теория

46

7

Закрепление изученного материала

5

 8

Подведение итогов урока

3

9

Рефлексия

2

10

Домашнее задание

2

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие, психологический настрой обучающихся, проверка явки и их готовность к уроку, работа преподавателя с журналом.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы наш урок начнем с загадки: Слайд №1.

Против лома нет приёма,

Если только другой лом.

Мерой действия приёма

Мы её всегда зовём.

В ньютонах выражается,

А как же называется?

Обучающиеся: Это – сила!

Учитель: Как вы думаете, почему я задала именно эту загадку?

Предполагаемые ответы учащихся: потому что на предыдущих уроках мы изучали силы.

2.        Актуализация опорных знаний (2 мин.)

Давайте попробуем вспомнить:

Слайд № 2

1.        Что такое сила? (мера взаимодействия тел )

2.        Какие силы вам известны? (-сила тяжести, -сила упругости)

Слайд № 3

3.        Продолжи фразу….Единица измерения силы…(Н)

Слайд № 4

4.        Подолжи фразу…Сила измеряется прибором…(динамометр)

  1. Мотивация. Целевая установка (3 мин.)

Какое физическое понятие объединяет все вопросы? Сила.

Запишем его в тетрадь, как начальное слово темы урока. А чтобы тема была полной, решите  кроссворд,  и  тема станет  известна! Слайд №5.

1. Единица силы. 2. Явление сохранение скорости тела при отсутствии действия на него других тел. 3. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. 4. Прибор для измерения силы, 5. Физическая величина. Характеризующая действие тел друг на друга, 6, Мельчайшая частица вещества.

Сегодня на уроке мы с вами изучим ещё одну силу, существующую в природе: силу трения. Запишем тему урока. Слайд №6. Какие цели поставим перед собой на уроке? Слайд №7.

•        определение силы трения; дадим определение этой силе

•        причины возникновения трения; выясним причины возникновения

•        виды сил трения; рассмотрим виды силы трения

•        способы уменьшения и увеличения силы трения; узнаем способы изменения этой силы

•        трения в природе и технике; выяснить роль силы трения в повседневной…

4.        Теория (20 мин.)

Слайд №8. Рассмотрим движение автомобиля с выключенным двигателем. На автомобиль не действуют ни какие силы, и он движется прямолинейно и равномерно по … (инерции). Что же мы имеем в действительности? Автомобиль останавливается. Значит, на него действует какая-то сила. Как направлена эта сила?

Учащиеся. Против движения.

Учитель. Почему вы так считаете?

Учащиеся. Молодцы, да, ребята если бы она была направлена в сторону движения, то скорость автомобиля возрастала бы. А так как скорость уменьшается, значит, сила направлена против движения. Эта сила и есть сила трения.

Дадим определение этой силе. Слайд №9.

Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого,

приложенная к движущемуся телу и направлена против движения, называется силой трения. И обозначается  F тр. Определение запишем в тетрадь.

Как вы думаете, ребята от чего зависит любая сила, в том, числе и сила трения?

Сила, как физическая величина, характеризуется: числовым значением, направлением точкой приложения.

 Результат силы трения тоже зависит оттого, к какому телу приложена эта сила, куда направлена и какое имеет числовое значение.

Давайте выясним, в чем же причина возникновения силы трения 

Учитель. Давайте выясним, в чем же причина возникновения силы трения. Слайд №10.

  • Шероховатость поверхностей.
  • При идеально гладких поверхностях возникает взаимное притяжение между молекулами соприкасающихся тел.

Учитель. При шероховатых поверхностях трение обусловлено главным образом первой причиной, а при очень гладких поверхностях сказывается молекулярная природа трения. Давайте запишем это в тетрадь.

Учитель. Проведем небольшой эксперимент, в результате которого выясним, какие виды силы трения бывают.

Учитель.  С помощью учебника создадим наклонную плоскость, расположим брусок на ней. Когда тело находится в покое на наклонной плоскости, оно удерживается на ней силой трения. Действительно, если бы не трение, то тело под действием силы тяжести соскользнуло бы вниз по наклонной плоскости.
      Слайд №11. Сила трения, возникающая между покоящимися друг относительно друга телами, называется
силой трения покоя.

 Сила трения покоя существует между любыми покоящимися телами. Она удерживает тела на наклонной плоскости.  При попытке сдвинуть тело сила трения покоя препятствует этому действию.

Сила трения покоя удерживает гвоздь, вбитый в доску, не дает развязаться банту на ленте и др. 

Учитель. Потяните за нить, прикрепленную к бруску. Старайтесь тянуть равномерно, параллельно поверхности стола.  Слайд №13. При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение, которое называют трением скольжения. Например, движение саней по снегу.

Учитель. Подложите под брусок карандаши, ручки, потяните за нить.
Слайд №15. Если одно тело не скользит, а катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называют
трением качения. Например, движение колес машины.

Учитель. А  сейчас запишем,  какие виды силы трения мы узнали. Слайд №16.

Учитель. Давайте сравниваем силы трения качения и силы трения скольжения. Какая из сил трения наибольшая, а какая наименьшая? 

Слайд №17. Демонстрация    ( При одном и том же углу наклона плоскости рассматриваем движение карандаша  трением качения и трением скольжения)

Учитель. Какая сила трения больше?  F тр. скольжения.  или F тр.качения

Учащиеся. Fтрения качения < F трения скольжения при прочих равных условиях.

5.        Физкультминутка (5 мин.)

        Теперь немного отдохнём.

Учитель: Прием «Покажи явление». Предлагаю смоделировать и показать силу трения -  скольжения: руками, теперь - ногами. А теперь силу трения покоя.

Молодцы,  продолжим!

6.        Теория (46 мин.)

А сейчас я вам предлагаю побывать в роли  исследователей,

Поделитесь на 3 группы. Каждой группе дано свое исследование: от чего зависит сила трения. Ваша цель: провести эксперимент и заполнить таблицу. Слайд №18.

Группа № 1

Сравните  силы: трения покоя, скольжения, качения.

Порядок выполнения работы.

Вычислите цену деления шкалы динамометра.

Ц.д. = ___________  = ___________

Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по деревянной доске.

 Для этого положите брусок на коврик, а на брусок - два груза;

 к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение.

Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по деревянной доске.

 Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра

Результат измерения силы запишите в таблицу.

Измерьте силу трения качения бруска.

Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по коврику при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в таблицу.

Сила трения
покоя

Сила трения
скольжения

Сила трения
качения

 

Сделайте вывод: какая сила больше:

а) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?

б) сила трения скольжения или сила трения качения?

Группа № 2

Изучите  зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Порядок выполнения работы:

Вычислите цену деления шкалы динамометра.

Ц .д. = _________________________________ =

Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по деревянной поверхности

б) по гладкой бумаге

в) по шероховатой поверхности

Результаты измерений запишите в таблицу.

Вид трущихся поверхностей

Сила трение скольжения, Н

Дерево по дереву

 

Дерево по гладкой бумаге

 

Дерево по шершавой поверхности

 

Сделайте вывод:

1) зависит ли сила трения скольжения:

а) от рода  трущихся поверхностей?

2.Двигаясь по разным поверхностям  сила трения (разная или одинаковая?)

б) от  шероховатости  трущихся поверхностей?

Чем шершавее поверхность ,тем сила трения (больше или меньше)

Группа № 3

Изучите  зависимость  силы трения скольжения от силы давления и независимости от площади трущихся поверхностей.

Порядок выполнения р боты:

Вычислите цену деления шкалы динамометра.

Ц .д. = ____________  =

1.Положите брусок большой гранью, а на него два груза и измерьте силу трения

скольжения бруска по линейке. Результаты запишите в таблицу.

2.Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груз и снова измерьте силу трения скольжения. Результаты запишите в таблицу.

Сила трения
при движении бруска на большой грани

Сила трения
при движении бруска на маленькой грани

 

Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения:

а) от массы груза? Чем больше масса груза, тем сила трения (больше или меньше?)

б) зависит ли сила трения от площади поверхности бруска при одинаковой массе?

А сейчас каждая группа презентует свои результаты .

Зачитайте ответы на поставленные вопросы в эксперименте. Дорогие ребята, вы по ходу выступления можете сделать замечание, похвалить, оценить деятельность группы.

(Слайд 19 с выводом от чего зависит сила трения)

Сила  трения:

зависит  от

не  зависит  от

1) рода  трущихся поверхностей;
2) силы, прижимающей тело к поверхности

1) площади соприкосновения тела с поверхностью

Учитель. Ребята , жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.

1. Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в пословицы и поговорки.
Например:

  •  Не подмажешь, не поедишь
  • Пошло дело как по маслу
  • Что кругло – легко катиться
  • Лыжи скользят по погоде
  • Нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.

(Слайды 20,21 с полезной и вредной силой трения, сила трения в природе)

http://festival.1september.ru/articles/621997/Image7205.gifhttp://festival.1september.ru/articles/621997/Image7206.gifhttp://festival.1september.ru/articles/621997/Image7207.gif

 

http://festival.1september.ru/articles/621997/Image7208.gifhttp://festival.1september.ru/articles/621997/Image7209.gif

Нам без трения, ребята,
и ни туда, и ни сюда! Слайд №22.

Слайд №23. (Видеоролик «Фиксики»)

7.        Закрепление изученного материала (5 мин.) Слайд №24.

        Я предлагаю вам проверить, насколько вы усвоили материал и ответим на вопросы теста:

Тест

1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

П. сила трения качения

У. сила трения скольжения

В. сила трения покоя

2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви

С. увеличивается

Д. не изменяется

Е. уменьшается

3. Как направлена сила трения при движении тела?

А. по движению

П. против движения

Н. не имеет направления

4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…

И. не изменяется

Е. уменьшается

У. увеличивается

5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?

К. 15 кН

Л. 300 кН

Х. 150 кН

ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ Слайд №25.

1        2        3        4        5

У        С        П        Е        Х

Проверим ответы. Кто получил кодовое слово “успех”?

8.        Подведение итогов урока (3 мин.)

        Учитель. Ребята ну а в конце нашего урока давайте подведем итог, что же мы сегодня узнали о силе трения? (Слайд №26,27)

.

9.        Рефлексия (2 мин.)

        Я попрошу вас, ребята  по очереди оценить свою работу на уроке. Возьмите  стикеры,  и выходя из класса, на картинку прикрепите, если  все поняли, в то место, где  есть сила трения.

img

10.        Домашнее задание (2 мин.)

Сочинить сказку: “Один день без силы трения”.

        Спасибо за внимание, было очень приятно с вами работать!

Используемая литература:

•        Справочник школьника. Физика. – м.: Филологическое общество “Слово”, Перышки А.В. Физика-7 Изд.– М.: Дрофа, 2004.

•        Зубкова Л.А. Сила трения. – Физика (ПС), 1998, № 2. Изд.дом Первое сентября – Физика№21 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».

         Темаурока:  «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...

Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».

         Темаурока:  «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...

Разработка открытого урока по физике в 7 классе по теме "Способы уменьшения и увеличения давления"

Разработка содержит конспект урока и презентацию по данной теме....

Методическая разработка открытого урока по физике в 7-м классе, по теме "Мощность".

Методическая разработка открытого урока по физике в 7-м классе, по теме "Мощность"....

Методическая разработка открытого урока по физике на тему "Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»."

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Основные цели и задачи урока:1. Создание условий для усвоения учащимися понятия о механических колебаниях,  включения их в...

Разработка открытого урока по физике в 7 классе

Представлен сценарий проведения открытого урока в 7 классе по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести"....

Методическая разработка открытого урока по физике

Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине ОУД.13 ФИЗИКА «Решение задач на  закон Ома» демонстрирует возможности формирования общих компетенций  студентов 1 ...