Разработка открытого урока по физике
учебно-методический материал по физике
"Диффузия. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_diffuziya.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский агропромышленный техникум»
«РАССМОТРЕНО» на заседании ПЦК Протокол № от « » ______ __ г Председатель ПЦК __________/Куулар С.Э./ | «СОГЛАСОВАНО» Завуч по НМР ___________/Балчий-оол И.А./ «__» ________ _____ |
Мультимедийная разработка отрытого урока
на тему: «Диффузия. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»
Учебная дисциплина: ОУД.010 Физика
Разработала: преподаватель
Монгуш Белекмаа Мерген-ооловна
Балгазын 2020
План урока
№ | Название этапа | Время (мин) |
1 | Организационный момент | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | 2 |
3 | Мотивация. Целевая установка | 3 |
4 | Теория | 45 |
5 | Физкультминутка | 5 |
6 | Теория | 22 |
7 | Закрепление изученного материала | 5 |
8 | Подведение итогов урока | 2 |
9 | Рефлексия | 2 |
10 | Домашнее задание | 2 |
ХОД УРОКА
- Организационный момент (2 мин.)
Приветствие, психологический настрой обучающихся, проверка явки и их готовность к уроку, работа преподавателя с журналом.
Для того, чтобы наш урок стал интересным и запоминающимся приглашаю вас к сотрудничеству. А для начала давайте поделимся друг с другом своим настроением. (Ребята поднимают смайлики). Слайд №2.
2. Актуализация опорных знаний (2 мин.)
Преподаватель:
Расскажите более подробно о строении вещества отвечая на эти вопросы (осуществляется повторение работа по слайдам): Слайд №3.
Все вещества состоят из…(мельчайших частиц, атомов и ионов)
Между частицами вещества…(имеются промежутки) Слайд №4.
У одного и того же вещества молекулы…(одинаковые) Слайд №5.
Какое из утверждений верное? Слайд №6.
А. при нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах;
Б. при нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами.
Ответ: Б
- Мотивация. Целевая установка (3 мин.)
Черный ящик» с апельсином (фрукт с сильным запахом)
Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важном для жизни человека физическом понятии, но тему урока я вам предлагаю сформулировать самим. Слайд №7. Перед вами стоит черный ящик. Попробуйте отгадать «Что в этом ящике?» Вопросы:
Подсказка даю, какой фрукт находится в этом ящике?
Как вы это сделали, ведь ящик закрыт? (По запаху)
Давайте попробуем во всем этом разобраться.
Итак, тема нашего урока Слайд №8. «Диффузия. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах» Записываем (Запись в тетради)
Цель нашего урока Слайд №9. - познакомиться с явлением диффузии в жидкостях, газах и твердых телах, научиться объяснять его.
4. Теория (45 мин.)
Вы узнали, что лежит в черном ящике по запаху. Т.е. в результате своего непрерывного и беспорядочного движения молекулы аромата апельсина и молекулы воздуха перемешиваются и попадают в орган обоняния. Молекулы запаха апельсина проникли в воздух.
Наводящий вопрос:
Молекулы проникли…, молекулы перемешались.… В каком случае такое возможно?
Это возможно лишь в том случае, если молекулы движутся.
Явление, которое мы только что рассмотрели на примерах распространения молекул апельсина в воздухе называется диффузией.
Понятие диффузии.
Слайд №10. Диффузия - (от лат. diffusio – распространение, растекание) – это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого. Количественно описание процессов диффузии было дано немецким физиологом А.Фиком(англ) в 1855г.
Диффузия возможна потому что: Слайд №11.
Все тела состоят из частиц;
Между частицами есть промежутки;
Частицы находятся в непрерывном движении.
Диффузия наблюдается в газах, в жидкостях и в твердых телах. Слайд №12.
Скорость протекания диффузии в разных агрегатных состояниях и зависимость диффузии от температуры тела.
Давайте ребята, рассмотрим, как происходит диффузия в разных агрегатных состояниях вещества и от чего зависит скорость протекания диффузии.
Давайте попытаемся объяснить результаты следующего опыта:
Слайд №13. Эксперимент №1. ОПИСАНИЕ ОПЫТА: В два одинаковых сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной температуры. С вверху поместите несколько крупинок растворимого кофе.
Пронаблюдаете, что происходит (1 – 2 мин).
Слайд №14. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ : в обоих сосудах в диффузии участвуют одни и те же вещества, находящиеся в одних и тех же агрегатных состояниях.
Значит, скорость протекания диффузии должна быть одинакова?
Но результат опыта свидетельствует об обратном. Почему?
Сформулируем вывод, а вы запишите его в тетради:
Слайд №15. Вывод: в теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит и быстрее протекает диффузия.
Слайд №16. Эксперимент №2. ОПИСАНИЕ ОПЫТА №2: Возьмем сосуд с водой и насыпаем немного марганцовки. (Наблюдают за явлением.)
И мы видим, как окрашивается вода. Пока вся вода окраситься пройдет немного времени.
Сформулируем вывод, а вы запишите его в тетради:
Слайд №17. Вывод: мы видим, что в жидкостях движение молекул имеет определенный порядок, поэтому и диффузия происходит медленнее, чем в газах.
Слайд №18. Эксперимент №3. ОПИСАНИЕ ОПЫТА №3: Возьмем два куска разноцветного пластилина и разомнем их. Что произошло?
Правильно, цвета смешались. А если просто прижмем два куска пластилина друг к другу, то пройдут месяца или даже годы, пока эти два цвета перемешаются.
Сформулируем вывод, а вы запишите его в тетради:
Слайд №19. Вывод: Скорость протекания диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся вещества. Диффузия быстро происходит в газах, медленнее - в жидкостях и очень медленно - в твердых телах.
5. Физкультминутка (5 мин.)
Теперь немного отдохнём.
Учитель: предлагаю вам поиграть в игру «Я – молекула» (Ребята встают у своих мест. Им предлагается играть роль молекулы)
Учащиеся своим поведением показывают поведение молекул.
Учитель говорит:
1) В сосуде газ.
2) В сосуде жидкость.
3) Твердое тело.
4) В сосуде вода и краска
6. Теория (22 мин.)
Сайд №20. Применение диффузии. Рассмотрим процесс протекания диффузии в природе, быту и технике. Слайды №21-29.
В таблице запишите по несколько примеров в каждый столбик
В природе | В быту | В технике |
7. Закрепление изученного материала (5 мин.)
Ребята, проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Выполним следующий тест в тетрадях, задание вы видите у каждого на парте есть или на экране. (Учащиеся выполняют тест и осуществляют взаимопроверку)
Выполнение теста. Слайд №30.
1. К какому классу понятий относится диффузия?
А) к физической величине;
Б) к физической единице измерения;
В) к физическому явлению.
2.Что является причиной явления диффузии?
А) движение молекул;
Б) наличие промежутков;
В) размеры молекул.
3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро?
А) в газообразном
Б) в твердом
В) в жидком
4.Укажите пример диффузии в жидкостях.
А) запах духов распространяется в комнате.
Б) спирт растворяется в воде.
В) запах нафталина распространяется в воздухе.
5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела?
А) увеличение промежутков между молекулами
Б) увеличение беспорядочности движения молекул.
В) увеличение скорости движения молекул.
- А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. (На экран выводится ключ к тесту.) Проверьте и поставьте оценку за работу. За каждый правильный ответ ставим «плюсик», и подчитав их количество оцените работу. За 5 плюсиков – «5», за 4 – «4», и т.д. Это и будет оценка за урок.
Выставление оценок за урок в журнал.
Слайд №31. Ключ:
1 2 3 4 5
В А А Б В
8. Подведение итогов урока (2 мин.)
Слайд №32. Итак, мы познакомились с понятием диффузия. Что такое диффузия? Диффузия – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого. Причина диффузии – беспорядочное движение молекул.
И выяснили, что диффузия в разных состояниях различна. Наиболее быстро протекает в газообразном состоянии, средне – в жидкостях, и совсем медленно – в твердых телах.
Еще нужно отметить, что диффузия в теле с более высокой температурой протекает быстрее.
9. Рефлексия (2 мин.)
Слайд №33. В начале урока мы поделились друг с другом своим настроением с помощью смайликов. А давайте посмотрим, изменилось ли оно к концу урока? Для этого закрасьте одну часть круга, выберите один из вариантов ответа:
- Было легко и интересно
- Было трудно, но интересно
- Было трудно и неинтересно
(учащиеся закрашивают часть круга).
10. Домашнее задание (2 мин.)
Слайд №34. Задание на дом
1. нарисовать рисунок на тему: «Диффузия у меня дома»;
2. подготовить доклад на тему: «Применение диффузии в жизни человека».
Спасибо за внимание, было очень приятно с вами работать!
Используемая литература:
Слайд №35. 1. Семке А.И. «Нестандартные задачи по физике», Ярославль: Академия развития,2007.
2. Лукашик В.И. Задачник по физике 7-8кл. М.: Просвещение,2002.
3. Енохович А.С. Справочник по физике. М.: Просвещение, 1990.
4. Ольгин О. И. Опыты без взрывов. М.: Химия ,1986.
5. Ковтунович М.Г. «Домашний эксперимент по физике 7-11 классы». М.: Гуманитарный издательский центр, 2007.
6. Internet- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».
Темаурока: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...
Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».
Темаурока: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...
Разработка открытого урока по физике в 7 классе по теме "Способы уменьшения и увеличения давления"
Разработка содержит конспект урока и презентацию по данной теме....
Методическая разработка открытого урока по физике в 7-м классе, по теме "Мощность".
Методическая разработка открытого урока по физике в 7-м классе, по теме "Мощность"....
Методическая разработка открытого урока по физике на тему "Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»."
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Основные цели и задачи урока:1. Создание условий для усвоения учащимися понятия о механических колебаниях, включения их в...
Разработка открытого урока по физике в 7 классе
Представлен сценарий проведения открытого урока в 7 классе по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести"....
Методическая разработка открытого урока по физике
Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине ОУД.13 ФИЗИКА «Решение задач на закон Ома» демонстрирует возможности формирования общих компетенций студентов 1 ...