Разработка открытого урока по физике
учебно-методический материал по физике
"Диффузия. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский агропромышленный техникум»
«РАССМОТРЕНО» на заседании ПЦК Протокол № от « » ______ __ г Председатель ПЦК __________/Куулар С.Э./ | «СОГЛАСОВАНО» Завуч по НМР ___________/Балчий-оол И.А./ «__» ________ _____ |
Мультимедийная разработка отрытого урока
на тему: «Диффузия. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»
Учебная дисциплина: ОУД.010 Физика
Разработала: преподаватель
Монгуш Белекмаа Мерген-ооловна
Балгазын 2020
План урока
№ | Название этапа | Время (мин) |
1 | Организационный момент | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | 2 |
3 | Мотивация. Целевая установка | 3 |
4 | Теория | 45 |
5 | Физкультминутка | 5 |
6 | Теория | 22 |
7 | Закрепление изученного материала | 5 |
8 | Подведение итогов урока | 2 |
9 | Рефлексия | 2 |
10 | Домашнее задание | 2 |
ХОД УРОКА
- Организационный момент (2 мин.)
Приветствие, психологический настрой обучающихся, проверка явки и их готовность к уроку, работа преподавателя с журналом.
Для того, чтобы наш урок стал интересным и запоминающимся приглашаю вас к сотрудничеству. А для начала давайте поделимся друг с другом своим настроением. (Ребята поднимают смайлики). Слайд №2.
2. Актуализация опорных знаний (2 мин.)
Преподаватель:
Расскажите более подробно о строении вещества отвечая на эти вопросы (осуществляется повторение работа по слайдам): Слайд №3.
Все вещества состоят из…(мельчайших частиц, атомов и ионов)
Между частицами вещества…(имеются промежутки) Слайд №4.
У одного и того же вещества молекулы…(одинаковые) Слайд №5.
Какое из утверждений верное? Слайд №6.
А. при нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах;
Б. при нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами.
Ответ: Б
- Мотивация. Целевая установка (3 мин.)
Черный ящик» с апельсином (фрукт с сильным запахом)
Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важном для жизни человека физическом понятии, но тему урока я вам предлагаю сформулировать самим. Слайд №7. Перед вами стоит черный ящик. Попробуйте отгадать «Что в этом ящике?» Вопросы:
Подсказка даю, какой фрукт находится в этом ящике?
Как вы это сделали, ведь ящик закрыт? (По запаху)
Давайте попробуем во всем этом разобраться.
Итак, тема нашего урока Слайд №8. «Диффузия. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах» Записываем (Запись в тетради)
Цель нашего урока Слайд №9. - познакомиться с явлением диффузии в жидкостях, газах и твердых телах, научиться объяснять его.
4. Теория (45 мин.)
Вы узнали, что лежит в черном ящике по запаху. Т.е. в результате своего непрерывного и беспорядочного движения молекулы аромата апельсина и молекулы воздуха перемешиваются и попадают в орган обоняния. Молекулы запаха апельсина проникли в воздух.
Наводящий вопрос:
Молекулы проникли…, молекулы перемешались.… В каком случае такое возможно?
Это возможно лишь в том случае, если молекулы движутся.
Явление, которое мы только что рассмотрели на примерах распространения молекул апельсина в воздухе называется диффузией.
Понятие диффузии.
Слайд №10. Диффузия - (от лат. diffusio – распространение, растекание) – это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого. Количественно описание процессов диффузии было дано немецким физиологом А.Фиком(англ) в 1855г.
Диффузия возможна потому что: Слайд №11.
Все тела состоят из частиц;
Между частицами есть промежутки;
Частицы находятся в непрерывном движении.
Диффузия наблюдается в газах, в жидкостях и в твердых телах. Слайд №12.
Скорость протекания диффузии в разных агрегатных состояниях и зависимость диффузии от температуры тела.
Давайте ребята, рассмотрим, как происходит диффузия в разных агрегатных состояниях вещества и от чего зависит скорость протекания диффузии.
Давайте попытаемся объяснить результаты следующего опыта:
Слайд №13. Эксперимент №1. ОПИСАНИЕ ОПЫТА: В два одинаковых сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной температуры. С вверху поместите несколько крупинок растворимого кофе.
Пронаблюдаете, что происходит (1 – 2 мин).
Слайд №14. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ : в обоих сосудах в диффузии участвуют одни и те же вещества, находящиеся в одних и тех же агрегатных состояниях.
Значит, скорость протекания диффузии должна быть одинакова?
Но результат опыта свидетельствует об обратном. Почему?
Сформулируем вывод, а вы запишите его в тетради:
Слайд №15. Вывод: в теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит и быстрее протекает диффузия.
Слайд №16. Эксперимент №2. ОПИСАНИЕ ОПЫТА №2: Возьмем сосуд с водой и насыпаем немного марганцовки. (Наблюдают за явлением.)
И мы видим, как окрашивается вода. Пока вся вода окраситься пройдет немного времени.
Сформулируем вывод, а вы запишите его в тетради:
Слайд №17. Вывод: мы видим, что в жидкостях движение молекул имеет определенный порядок, поэтому и диффузия происходит медленнее, чем в газах.
Слайд №18. Эксперимент №3. ОПИСАНИЕ ОПЫТА №3: Возьмем два куска разноцветного пластилина и разомнем их. Что произошло?
Правильно, цвета смешались. А если просто прижмем два куска пластилина друг к другу, то пройдут месяца или даже годы, пока эти два цвета перемешаются.
Сформулируем вывод, а вы запишите его в тетради:
Слайд №19. Вывод: Скорость протекания диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся вещества. Диффузия быстро происходит в газах, медленнее - в жидкостях и очень медленно - в твердых телах.
5. Физкультминутка (5 мин.)
Теперь немного отдохнём.
Учитель: предлагаю вам поиграть в игру «Я – молекула» (Ребята встают у своих мест. Им предлагается играть роль молекулы)
Учащиеся своим поведением показывают поведение молекул.
Учитель говорит:
1) В сосуде газ.
2) В сосуде жидкость.
3) Твердое тело.
4) В сосуде вода и краска
6. Теория (22 мин.)
Сайд №20. Применение диффузии. Рассмотрим процесс протекания диффузии в природе, быту и технике. Слайды №21-29.
В таблице запишите по несколько примеров в каждый столбик
В природе | В быту | В технике |
7. Закрепление изученного материала (5 мин.)
Ребята, проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Выполним следующий тест в тетрадях, задание вы видите у каждого на парте есть или на экране. (Учащиеся выполняют тест и осуществляют взаимопроверку)
Выполнение теста. Слайд №30.
1. К какому классу понятий относится диффузия?
А) к физической величине;
Б) к физической единице измерения;
В) к физическому явлению.
2.Что является причиной явления диффузии?
А) движение молекул;
Б) наличие промежутков;
В) размеры молекул.
3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро?
А) в газообразном
Б) в твердом
В) в жидком
4.Укажите пример диффузии в жидкостях.
А) запах духов распространяется в комнате.
Б) спирт растворяется в воде.
В) запах нафталина распространяется в воздухе.
5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела?
А) увеличение промежутков между молекулами
Б) увеличение беспорядочности движения молекул.
В) увеличение скорости движения молекул.
- А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. (На экран выводится ключ к тесту.) Проверьте и поставьте оценку за работу. За каждый правильный ответ ставим «плюсик», и подчитав их количество оцените работу. За 5 плюсиков – «5», за 4 – «4», и т.д. Это и будет оценка за урок.
Выставление оценок за урок в журнал.
Слайд №31. Ключ:
1 2 3 4 5
В А А Б В
8. Подведение итогов урока (2 мин.)
Слайд №32. Итак, мы познакомились с понятием диффузия. Что такое диффузия? Диффузия – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого. Причина диффузии – беспорядочное движение молекул.
И выяснили, что диффузия в разных состояниях различна. Наиболее быстро протекает в газообразном состоянии, средне – в жидкостях, и совсем медленно – в твердых телах.
Еще нужно отметить, что диффузия в теле с более высокой температурой протекает быстрее.
9. Рефлексия (2 мин.)
Слайд №33. В начале урока мы поделились друг с другом своим настроением с помощью смайликов. А давайте посмотрим, изменилось ли оно к концу урока? Для этого закрасьте одну часть круга, выберите один из вариантов ответа:
- Было легко и интересно
- Было трудно, но интересно
- Было трудно и неинтересно
(учащиеся закрашивают часть круга).
10. Домашнее задание (2 мин.)
Слайд №34. Задание на дом
1. нарисовать рисунок на тему: «Диффузия у меня дома»;
2. подготовить доклад на тему: «Применение диффузии в жизни человека».
Спасибо за внимание, было очень приятно с вами работать!
Используемая литература:
Слайд №35. 1. Семке А.И. «Нестандартные задачи по физике», Ярославль: Академия развития,2007.
2. Лукашик В.И. Задачник по физике 7-8кл. М.: Просвещение,2002.
3. Енохович А.С. Справочник по физике. М.: Просвещение, 1990.
4. Ольгин О. И. Опыты без взрывов. М.: Химия ,1986.
5. Ковтунович М.Г. «Домашний эксперимент по физике 7-11 классы». М.: Гуманитарный издательский центр, 2007.
6. Internet- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».
Темаурока: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...
Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».
Темаурока: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...
Разработка открытого урока по физике в 7 классе по теме "Способы уменьшения и увеличения давления"
Разработка содержит конспект урока и презентацию по данной теме....
Методическая разработка открытого урока по физике в 7-м классе, по теме "Мощность".
Методическая разработка открытого урока по физике в 7-м классе, по теме "Мощность"....
Методическая разработка открытого урока по физике на тему "Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»."
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Основные цели и задачи урока:1. Создание условий для усвоения учащимися понятия о механических колебаниях, включения их в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-955463-1507470374.jpg)
Разработка открытого урока по физике в 7 классе
Представлен сценарий проведения открытого урока в 7 классе по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/15/picture-978608-1513316638.jpg)
Методическая разработка открытого урока по физике
Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине ОУД.13 ФИЗИКА «Решение задач на закон Ома» демонстрирует возможности формирования общих компетенций студентов 1 ...