Длина волны. Скорость волны.
план-конспект урока по физике (11 класс)

Длина волны. Скорость волны.

Тип урока: решение учебной задачи

Задачи: обеспечить усвоение знаний о понятиях «длина волны» и  «скорость распространения волн»; формировать умение вычислять длину волны и скорость ее распространения

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

1.     Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

- Мне очень нравится, как вы относитесь к урокам физике!

- Что бы вы поменяли бы в организации наших уроков?

- Кто объяснит, почему у нас на уроках не принято проявлять неуважение друг к другу?

Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке.

Прием «Я контролирую свои мысли»:

- Я на уроке …физики

-Я сосредотачиваюсь на изучении физики

- Мне нужно перестать думать о…

- Мои мысли только о физике, потому что…

Формировать навыки самоорганизации

2.     Проверка домашнего задания

Организует самопроверку домашнего задания.

Организует проверку домашнего задания:

- В какой среде могут распространяться упругие продольные воны?

а.     Только в твердых телах

б.     Только в жидкостях

в.     Только в газах

г.      В твердых телах, жидкостях и газах

Заполняют таблицу:

Задания

Решил правильно/ неправильно

Не смог решить потому, что…

 

 

 

 

 

 

Ответ: г

 

Умение оценивать свои достижения

3.     Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи

Предлагает учащимся перечислить основные понятия, изученные на предыдущих уроках.

Вопрос запуска постановки учебной задачи:

- Знаете ли вы, что такое длина волны? Понимаете ли вы значение понятия «скорость распространения волны»?

Формулирует учебную задачу:

- Исследовать понятия «скорость распространения волны» и «длина волны»  

Называют понятия:

- Колебательное движение, свободные колебания, амплитуда, период, частота, фаза колебаний, затухающие колебания, резонанс, вынужденные колебания

Осознают важность решения поставленной учебной задачи

Развивать навыки целеполагания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00038194-e6e17e43.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Длина волны. Скорость волны.

Тип урока: решение учебной задачи

Задачи: обеспечить усвоение знаний о понятиях «длина волны» и  «скорость распространения волн»; формировать умение вычислять длину волны и скорость ее распространения

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

- Мне очень нравится, как вы относитесь к урокам физике!

- Что бы вы поменяли бы в организации наших уроков?

- Кто объяснит, почему у нас на уроках не принято проявлять неуважение друг к другу?

Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке.

Прием «Я контролирую свои мысли»:

- Я на уроке …физики

-Я сосредотачиваюсь на изучении физики

- Мне нужно перестать думать о…

- Мои мысли только о физике, потому что…

Формировать навыки самоорганизации

  1. Проверка домашнего задания

Организует самопроверку домашнего задания.

Организует проверку домашнего задания:

- В какой среде могут распространяться упругие продольные воны?

  1. Только в твердых телах
  2. Только в жидкостях
  3. Только в газах
  4. В твердых телах, жидкостях и газах

Заполняют таблицу:

Задания

Решил правильно/ неправильно

Не смог решить потому, что…

Ответ: г

Умение оценивать свои достижения

  1. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи

Предлагает учащимся перечислить основные понятия, изученные на предыдущих уроках.

Вопрос запуска постановки учебной задачи:

- Знаете ли вы, что такое длина волны? Понимаете ли вы значение понятия «скорость распространения волны»?

Формулирует учебную задачу:

- Исследовать понятия «скорость распространения волны» и «длина волны»  

Называют понятия:

- Колебательное движение, свободные колебания, амплитуда, период, частота, фаза колебаний, затухающие колебания, резонанс, вынужденные колебания

Осознают важность решения поставленной учебной задачи

Развивать навыки целеполагания

  1. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока.

Организует совместное с обучающимися формулирование целей и задач урока:

- Внимательно прочитайте тему урока

- Все ли слова из темы урока вам знакомы?

- Что от вас ожидается сегодня на уроке?

- Что можно запланировать изучить сегодня на уроке?

Записывают в тетрадь тему урока.

Учувствуют в формировании целей и задач урока:

- Усвоить суть понятий «длина волны» и «скорость распространения волны»

- Научится вычислять длину волны и скорость ее распространения

Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу

  1. Мотивирование к учебной деятельности

Способствует обсуждению мотивационных вопросов:

- Почему для меня важно изучить скорость распространения волн?

Отвечают на мотивационные вопросы.

Создают условия для успешной учебной деятельности

Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации

  1. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала

Организует обсуждение проблемных вопросов:

- Будут ли колебания в упругой среде распространяться мгновенно?

- Если нет, то, как определить скорость волны?

Организует исследование схемы процесса распространения в пространстве поперечной волны.

 Вводит понятие «длина волны».

- Распространение между ближайшими друг к другу точками колеблющимися в одинаковых фазах, называется длинной волны.

Длина волны обозначается греческой буквой  λ («лямбда»):

Где  ʋ- скорость волны

       T- период колебаний

Длина волны зависит от частоты колебаний источника, порождающего эту волну, и от скорости распространения волны:

 

Где  ν- частота колебаний

Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов.

Испытывают определенные трудности при ответах на вопросы.

Образуют исследовательские группы.

Исследуют процесс распространения в пространстве поперечной волны.

Делают записи в рабочей тетради.

Задают вопросы учителю

Выражать свои мысли в соответствии с задачей. Умение проводить исследования

  1. Закрепление изученного материала

Организует беседу по вопросам:

- Что называется длинной волны?

- За какое время колебательный процесс распространяется на расстояние, равное длине волны?

Отвечают на вопросы

Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений

  1. Решение заданий

Организует самостоятельную работу:

Задание 1: С какой скоростью распространяется волна в океане, если длина волны равна 270 м, а период колебаний равен 13,5 с?

Задание 2: Определите длину волны при частоте 200 Гц, если скорость распространения волны равна 340м/с.

Самостоятельно решают задания.

Развитие умений самостоятельно принимать решения

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися, способствует размышлению обучающихся вопросами:

- Можно ли сказать, что я понимаю, что такое длина волны?

- Могу ли я объяснить связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом?

-Достиг ли я поставленных целей и задач урока?

-С какими трудностями я столкнулся при изучении нового материала на уроке?

Подводят итоги своей работы на уроке.

Проводят самооценку и рефлексию.

Отслеживать цель учебной деятельности

  1. Домашнее задание

§ 29 учебника.

Помогает учащимся выбрать задания из учебника, задачника, рабочей тетради. Обращает внимание на возможности и способности учащихся

Выбирают задания, которые будут решать дома.

Записывают домашнее задание

Формировать навыки  самоорганизации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике "Длина волны. Скорость распространения волн."

повторить причины распространение поперечных и продольных волн...

Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость распространения волны. Решение задач.

Уроки по физике на тему "Механические волны", Общее определение волны, определение механической волны, виды волн,свойства волн, характеристики волн, подборка заданий для определения длины волны, скоро...

Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Волновые явления. Распространение волн. Харак-теристики волны: длина волны, скорость волны»

УРОК Цель урока: 1) Объяснить механизм возникновения колебаний частиц в среде          2) Дать определение механических волн. Виды механической волны:...

Урок физики "Длина волны. Скорость распространения волн."

Ввести понятия длина и скорость волны, научить обучающихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны....

Презентация к уроку физики в 9 классе "Длина волны. Скорость распространения волн"

Презентация предназначена для использования в качестве наглядного материала при объяснении новой темы...