Рабочая программа
рабочая программа по физике (10 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработано на основе нормативных документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании»№273-ФЗ от 29.12.2012 г(п.2 ст 28, п.3 ст 28, п.6 ст 28, п.9 ст.2) «Об образовании в Российской Федерации);
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897)
3. Приказ Минобрнауки №15 от 26.01.2017 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (с изменениями 2017);
4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Ябоганская СОШ»,
5. Положения о рабочей программе МБОУ «Ябоганская СОШ».
6. Учебного плана МБОУ «Ябоганская СОШ» на 2019- 2020 учебный год.
Данная рабочая программа разработана на основании «Программы среднего общего образования. Физика. 10-11 классы. Базовый уровень». Автор программы В.А. Касьянов и реализуется в учебниках В.А. Касьянова «Физика10. Базовый уровень» и «Физика11. Базовый уровень».
Согласно учебному плану МБОУ «Ябоганская СОШ» предмет физика относится к области естественнонаучного цикла и на его изучение в 10-м классе отводится 70 часов (35 учебных недель), из расчета 2 часа в неделю.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Учебно-методический комплект
1. Касьянов, В.А. Физика. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ В.А. Касьянов.– М.: Дрофа, 2016. 2. Поурочные планы по учебнику В.А. Касьянов. 10 класс. 2002 год. М.:Дрофа.
2. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Тематическое и поурочное планирование.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2002.
3. Рымкевич А.П.. Задачник по физике 9-11 класс, М.: Просвещение , 1990г.
4. Тесты по физике:10 кл.:к учебнику В.А. Касьянова. Физика 10 класс. С.С. Меркулова, С.П. Прокофьева.-2-е изд.-М.: Изд. Экзамен, 2004г.
1. http:www.ivanovo.ac.ru/phys каталог ссылок на ресурсы о физике
2. http:www.history.ru/freeph.htm бесплатные обучающие программы по физике
3. http:phdep.info.ru лабораторные работы по физике
4. http:physics.nad.ru анимация физических процессов
5. http:www.elmangn.chalmers.se/eigor физическая энциклопедия
В результате изучения физики ученик должен знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
- смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь:
- описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
- описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
- применять полученные знания для решения физических задач;
- определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
- измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
- приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды;
- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Содержание программы
Физика в познании вещества, поля, пространства и времени (2 ч)
Что изучает физика. Органы чувств как источник информации об окружающем
мире. Физический эксперимент, теория. Физические модели. Идея атомизма.
Фундаментальные взаимодействия.
Механика (31 ч)
Траектория. Закон движения. Перемещение. Путь и перемещение. Средняя путевая скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость движения тел. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение тел. Одномерное движение в поле тяжести при наличии начальной скорости. Баллистическое движение. Кинематика периодического движения. Вращательное и колебательное движение материальной точки.
Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Применение законов Ньютона. Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела при гравитационном и упругом взаимодействиях. Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновения. Движение тел в гравитационном поле. Космические скорости. Динамика свободных колебаний. Колебательная система под действием внешних сил, не зависящих от времени. Вынужденные колебания. Резонанс. Постулаты специальной теории относительности.
Относительность времени. Замедление времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Взаимосвязь энергии и массы.
Молекулярная физика (24 ч)
Строение атома. Масса атомов. Молярная масса. Количество вещества.
Агрегатные состояния вещества. Распределение молекул идеального газа в пространстве. Распределение молекул идеального газа по скоростям. Температура. Шкалы температур. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение Клапейрона-Менделеева. Изопроцессы. Изотермический процесс. Изобарный процесс. Изохорный процесс. Внутренняя энергия. Работа газа при расширении и сжатии. Работа газа при изопроцессах. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики для изопроцессов. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики. Распространение волн в упругой среде. Периодические волны. Звуковые волны. Эффект Доплера.
Электродинамика (10 ч)
Электрический заряд. Квантование заряда. Электризация тел. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Равновесие статических зарядов. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электростатического поля. Принцип суперпозиции электростатических полей. Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости. Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Измерение разности потенциалов. Электрическое поле в веществе. Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле.
Распределение зарядов по поверхности проводника. Электроемкость уединенного проводника и конденсатора. Соединение конденсаторов. Энергия электростатического поля. Объемная плотность энергии электростатического поля.
Повторение (3ч)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
Физика в познании вещества, поля, пространства и времени (2 ч) | |||
1 | Что изучает физика. Эксперимент. Закон. Теория. | 07.09 | |
2 | Идея атомизма. Фундаментальные взаимодействия | 09.09 | |
Механика (31 ч) | |||
3 | Траектория. Закон движения. Перемещение | 14.09 | |
4 | Средняя скорость | 16.09 | |
5 | Равномерное прямолинейное движение | 21.09 | |
6 | Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением | 23.09 | |
7 | Свободное падение тел | 28.09 | |
8 | Кинематика периодического движения | 30.09 | |
9 | Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного падения» | 05.10 | |
10 | Контрольная работа №1 «Кинематика материальной точки» | 07.10 | |
11 | Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона | 12.10 | |
12 | Второй и третий законы Ньютона | 14.10 | |
13 | П.р. «Законы Ньютона» | 19.10 | |
14 | Закон всемирного тяготения | 21.10 | |
15 | Сила тяжести | 26.10 | |
16 | Сила упругости | 28.10 | |
17 | Сила трения | 05.11 | |
18 | Применение законов Ньютона | 09.11 | |
19 | Контрольная работа №2 «Динамика материальной точки» | 11.11 | |
20 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | 16.11 | |
21 | Решение задач | 18.11 | |
22 | Работа силы. Мощность. | 23.11 | |
23 | Потенциальная энергия | 25.11 | |
24 | Кинетическая энергия | 30.11 | |
25 | Закон сохранения механической энергии | 02.12 | |
26 | Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновение | 07.12 | |
27 | Контрольная работа №3 «Законы сохранения» | 09.12 | |
28 | Движение тел в гравитационном поле | 14.12 | |
29 | Динамика свободных колебаний | 16.12 | |
30 | Постулаты СТО | 21.12 | |
31 | Относительность времени | 23.12 | |
32 | Релятивистский закон сложения скоростей | 28.12 | |
33 | Взаимосвязь массы и энергии | 13.01 | |
Молекулярная физика. Термодинамика. (21 ч) | |||
34 | Масса атомов. Молярная масса | 18.01 | |
35 | Агрегатные состояния вещества | 20.01 | |
36 | Температура | 25.01 | |
37 | Основное уравнение МКТ | 27.01 | |
38 | Решение задач | 01.02 | |
39 | Уравнение Клапейрона-Менделеева | 03.02 | |
40 | Решение задач | 08.02 | |
41 | Изопроцессы | 10.02 | |
42 | Лабораторная работа №4 «Изучение изотермического процесса» | 15.02 | |
43 | Решение задач | 17.02 | |
44 | Контрольная работа «МКТ идеального газа» | 22.02 | |
45 | Внутренняя энергия. | 24.02 | |
46 | Работа газа при изопроцессах. | 29.02 | |
47 | Первый закон термодинамики | 02.03 | |
48 | Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики | 07.03 | |
49 | Фазовый переход пар-жидкость. Испарение. Конденсация | 09.03 | |
50 | Насыщенный пар. Влажность воздуха Кипение жидкости | 14.03 | |
51 | Поверхностное натяжение. Лабораторная работа №5 «Определение поверхностного натяжения воды методом отрыва капель» | 16.03 | |
52 | Кристаллизация и плавление твердых тел Структура твердых тел. | 21.03 | |
53 | Механические свойства твердых тел | 30.03 | |
54 | Решение задач | 04.04 | |
55 | Контрольная работа №4 «Молекулярная физика. Термодинамика» | 06.04 | |
56 | Механические волны. Звуковые волны | 11.04 | |
57 | Эффект Доплера | 13.04 | |
Электродинамика (10 ч) | |||
58 | Электрический заряд. Квантование заряда | 18.04 | |
59 | Электризация тел. Закон Кулона | 20.04 | |
60 | Напряженность и линии напряженности электростатического поля | 25.04 | |
61 | Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля | 27.04 | |
62 | Электрическое поле в веществе. Диэлектрики в электростатическом поле. | 02.05 | |
63 | Проводники в электростатическом поле | 04.05 | |
64 | Электроемкость уединенного проводника и конденсатора | 09.05 | |
65 | Лабораторная работа № 5 «Измерение электроемкости конденсатора с помощью гальванометра» | 11.05 | |
66 | Энергия электростатического поля. Решение задач по теме «Электродинамика» | 16.05 | |
67 | Контрольная работа №5 «Электродинамика» | 18.05 | |
Повторение (3ч) | |||
68 | Повторение «Механика. Молекулярная физика» | 23.05 | |
69 | Повторение «Молекулярная физика. Термодинамика» | 25.05 | |
70 | Итоговая контрольная работа | 30.05 |
График контрольных и лабораторных работ
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Лабораторные работы | Контрольные работы |
1 | Физика в познании вещества, поля, пространства и времени | 2 | ||
2 | Механика | 31 | №1 «Измерение ускорения свободного падения» | №1 «Кинематика материальной точки» №2 «Динамика» №3 «Законы сохранения» |
3 | Молекулярная физика | 2 | №2 «Изучение изотермического процесса» | №4 «МКТ идеального газа» №5 «Термодинамика» |
4 | Электродинамика | 10 | №6«Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов» №7 «Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов | |
5 | Повторение | 3 | Итоговая |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Ишминой А.Г.
по физике в 10 классах
на 2019- 2020 уч. год
№ урока по тематическому планированию | Причина корректировки | До корректировки | Способ корректировки | После корректировки | ||
Тема | Кол-во часов | Тема | Кол-во часов | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...