Физминутки
материал по физике

Физминутки  на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizminutki.docx82.04 КБ

Предварительный просмотр:

Физминутки на уроке физики

№ физминутки

Тема

Характеристика упражнения /

Описание упражнения

1.1. Механика

Инерция

Упражнение на укрепление мышц брюшного пресса и  формирование осанки.

Учащиеся становятся пассажирами в автобусе, а учитель-водитель. Учитель демонстрирует резкие повороты в сторону, учащиеся показывают с помощью наклонов туловища, в какую сторону по инерции они отклоняются.

Инерция,

I закон Ньютона, равновесие

Упражнение по формированию осанки.

Положить книгу на голову – медленно походить по классу. Почему у одних не получается, а у других книга долго сохраняет равновесие.

Условия плавания тел

Упражнение для ног.

Открывая таблицу плотностей учебника, учащимся предлагают встать, если тело данной плотности всплывает в другой, присесть, если тело тонет и  сидеть на месте, если тело находится в равновесии в указанной жидкости.

Давление на пол

Упражнение для ног и по формированию осанки.

Учащимся предлагаем:

  • увеличить давление на пол (взять любой предмет в руки, начать движение, идущий человек, отталкиваясь от опоры, оказывает на неё добавочное к весу давление – около 200 Па). (4, с. 15);
  • уменьшить давление в 2 раза (встать на одну ногу);
  • уменьшить давление в 100 раз (встать на цыпочки).

Волновые движения

Упражнение для ног.

Учащиеся по очереди встают со своих мест «верёвочкой». Затем с последних парт «направить» встречную волну и отметить место встречи 2-х волн.

Свободное падение тел

Общая двигательная активность.

Необходим лист и учебник. Ребята встают, отпускают их отдельно, а затем положив лист на учебник (или наоборот). Выясняют причины различного поведения тел.

Относительность движения

Общая двигательная активность.

Движение парами (относительно друг друга неподвижно), движение навстречу друг другу (скорости складываются)…

Путь и перемещение

Общая двигательная активность

Хождение по классу (2 шага = 1 метр) и возвращение на своё место. Чему равен путь и перемещение, средняя скорость  через 1 минуту.

Сложение векторов.

Сила трения покоя, сила трения скольжения.

Общая двигательная активность, упражнения для рук.

Сказка «Репка».

Учащиеся, играя роль дедки, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки, тянут канат, внутри которого остальные учащиеся. Усложнение задачи – силы направлены под прямым углом.

Законы Ньютона

Упражнение для кистей рук.

Проводится армрестлинг. Учащиеся соревнуются с соседом по парте.

Почему не выполняется III закон Ньютона?

Какой закон здесь применим?

Реактивное движение.

Закон Паскаля

Дыхательное упражнение.

«Ракета из воздушного шарика»

Надувание шарика и выпускание горловины из рук.

Почему шарик круглый?

Объясните движение шарика после отпускания.

Вес. Изменение веса тела на выпуклой и вогнутой поверхности

Упражнение для формирования осанки.

«Встань на лампочку» 

Центр тяжести

Упражнение по формированию осанки.

  • Сядем, плотно прижав спину к спинке стула и поставив ноги под прямым углом к сидению. А теперь попробуем встать, не наклоняя туловище вперёд. Почему не получается?
  • Встанем боком к стене, прижав плотно ногу и плечо к стене. Попробуйте поднять вторую ногу, не отрываясь от стены. Почему не получается?
  • Удержание карандаша в равновесии на острие стержня с помощью ножа.

Рычаги в теле человека

Укрепление мышц рук.

Учащимся предлагается, взяв в руки предмет,  увеличить или уменьшить плечо «рычага».

Энергия.

Внутренняя энергия. Закон сохранения энергии.

Упражнение для ног.

Учащимся представлен рисунок броска мяча. Учитель называет вид энергии (кинетическая, потенциальная, полная, внутренняя) и показывает на рисунке расположение мяча. Учащиеся, если энергия уменьшается на данном участке движения мяча,  то они приседают, если  увеличивается - учащиеся встают с места, если не изменяется - учащиеся остаются на месте.

1.2. Молекулярная физика

Агрегатное состояние вещества

Общая двигательная активность.

В зависимости от агрегатного состояния вещества, по указанию учителя представляют:

«Твердые тела (крепко держаться за руки, слегка покачиваясь на одном месте), жидкости (перескоки на крайних местах на партах), газы (хаотичное движение и сталкивание друг с другом) и снова твёрдые тела» и т.д. ….

Молекулы.

Хаос и порядок.

Общая двигательная активность.

Мы - молекулы жидкости (покачиваются на одном месте или прыгают), температура повышается (движения становятся быстрее), температура понижается (молекулы замедляют своё движение).

Атом

Упражнение для ног.

Учитель перечисляет утверждения об атоме, и если утверждение верно – учащиеся остаются сидеть на месте, если «неверно»- встают.

Например. Какие утверждения о строении атома верны:

  1. ядро атома состоит из протонов и электронов,
  2. сумма чисел протонов и нейронов в атоме называется атомным числом,
  3. число протонов и электронов в атоме одинаково,
  4. число нейтронов в атоме равно заряду ядра,
  5. протоны и нейтроны имеют одинаковый заряд,
  6. заряд атома имеет положительное значение.

1.3. Электростатика

Электризация тел.

Прообраз опыта Иоффе - Миллекена (определение заряда электрона)

Общая двигательная активность, ловкость.

  • Ватка «плавает» над наэлектризованной линейкой.

  • Шарики «приклеились» к стене.

1.4. Электричество и Магнетизм

Соединение цепей

Общая двигательная активность.

Учащиеся по указанию учителя становятся «частью электрической цепи» (резистор, источник тока, амперметр, лампочка, ключ и т.д.), составляют последовательные и параллельные цепи.

Сила Ампера

Упражнение для кистей рук.

На проекторе показан ряд рисунков, где неизвестно направление одной из величин (вектор магнитной индукции, сила тока, сила Ампера). С помощью правил правой и левой руки, учащиеся пытаются найти неизвестную величину.

На рисунке представлены различные случаи взаимодействия магнитного поля с током. Сформулировать задачу для каждого из приведенных случаев и решить ее.

а), б), в), г), з) — указать направление силы Ампера;

д) — определить направление тока в проводнике;

е), ж) — определить направление магнитного поля В. (8)

Сила Лоренца

Упражнение для кистей рук.

На проекторе показан ряд рисунков, где неизвестно направление одной из величин (вектор магнитной индукции, скорость частицы, сила Лоренца). С помощью правила левой руки, учащиеся пытаются найти неизвестную величину.

Проверка правила левой руки.

Правило Ленца

Упражнение для кистей рук.

С помощью правила правой и левой руки, учащиеся пытаются найти неизвестную величину (направление магн. поля, направление индукционного тока, притяжение или отталкивание).

На рисунке представлены различные случаи электромагнитной индукции. Сформулировать и решить задачу для каждого случая.

а), г) — определить направление индукционного тока;

б), д) — определить направление движения проводника с током в магнитном поле;

в) — определить положение магнитных полюсов;

е) — какого направления индукционный ток возникает в рамке, вращающейся по часовой стрелке;

ж) — определить знаки на клеммах соленоида.(8)

Заряженная частица в электрическом поле

Укрепление мышц брюшного пресса и  формирование осанки.

Учащимся предлагается побыть положительно или отрицательно заряженной частицей. Направление движение частиц показывать наклонами. Куда будет двигаться + частица, если доска будет положительно заряженной пластиной, а противоположная стена отрицательно.

Зависимость сопротивления проводников и полупроводников от температуры.

Общая двигательная активность.

  1. Мальчики – ионы атомов металлов (колеблются, покачиваясь на месте), девочки свободные электроны (двигаются между рядов). Если температура понижаются, учащиеся замедляют движение.
  2. Вы полупроводники, образовывайте ковалентные связи (берутся за руки по 4 человека, 4 руки свободны). Посчитать кол-во ковалентных связей. Повышается температура (ковалентные связи разрушаются, образуя новые связи)

Типы проводимости полупроводников. Влияние примесей.

Общая двигательная активность.

Учащиеся формируют валентные связи кремния и пятивалентного мышьяка, и моделируют возникновение свободных электронов и их перемещение.

Затем учащиеся формируют валентные связи кремния и трёхвалентный индий и моделируют возникновение «дырки» и её перемещение.

1.5. Оптика

Слепое пятно (гимнастика глаз)

Укрепление зрения.

32

Изобразите подобный рисунок, соблюдая масштаб, на листе бумаги. Держите рисунок на расстоянии 30 см от вашего правого глаза, закрыв левый, и смотрите на крестик, расположенный слева на рисунке. Медленно приближайте рисунок к глазу, не прекращая смотреть на крестик. Непременно наступит момент, когда чёрный круг справа бесследно исчезнет, хотя обе окружности будут отчётливо видны.

Линзы (собирающие и рассеивающие) (гимнастика глаз)

Укрепление зрения.

Рассматривание поочерёдно левым и правым глазом текста и предметов через линзы.

Тени и полутени

Закон отражения света

Укрепление зрения. Психоэмоциональная разрядка.

Игра с «солнечным зайчиком»

Дисперсия света

Укрепление зрения.

Получение радуги с помощью стеклянных призм.

Астрономия (Параллактическое смещение)

Дифракционная решётка

Укрепление зрения.

Закрыв один глаз, перед открытым глазом установить палец, закрыв им какой либо объект (лампа, часы). Не меняя положения пальца, закрыть открытый, открыть закрытый глаз «поменять глаза».

Поверхностное натяжение жидкости.

Интерференция света.

Укрепление зрения.

Мыльные пузыри – переливы цветов. Почему мыльные пузыри принимают форму шара (Закон Паскаля)?

Дифракционная решётка

Укрепление зрения.

Подумайте, как можно быстро изготовить дифракционную решетку?

Почему такая решетка считаться будет «грубой»?

Если посмотреть сквозь ресницы глаз на яркий свет, то можно наблюдать спектр. Ресницы глаз можно считать «грубой» дифракционной решеткой, так как расстояние между ресничками глаза достаточно большое.

Оптические иллюзии

Укрепление зрения.

Учащимся предлагается рассмотреть оптические загадки. Например:

  • Кто изображён на картинке?
  • Сколько кубов на картинке? 6 или 7?
  • Расскажите, что изменилось в картинке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физминутка "Прогулка по городу"

Двигательная физминутка для релаксации учащихся на уроках и внеклассных занятиях...

Физминутка для глаз, на уроках английского языка

Физминутка,которую я использую на уроках английского языка, хорошо подходит для глаз....

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Физминутка

Физминутка для восстановления работоспособности учащихся....

Рифмовки и физминутки на уроках английского языка.

В статье собраны рифмовки и физминутки, которые я использую на уроках английского языка. Их можно использовать как элемент здоровьесберегающих технологий. Кроме того они помогают решать фонетические з...

Физминутка.

   Последнее время в нашей школе увеличивается количество часто болеющих детей,  детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На ...

Физминутка "Облака- белокрылые лошадки"

Физминутка для детей младшего школьного возраста....