Современные образовательные технологии на уроках физики
статья по физике (7, 8, 9 класс)

Остроухов Владимир Васильевич

В докладе рассмотрены вопросы использования современных образовательных технологий (технология проблемного обучения) на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_problemnogo_obucheniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской 

области основная  общеобразовательная школа пос.Шумовский

муниципального района  Большечерниговский Самарской области

Современные педагогические технологии на уроках физики

(технология проблемного обучения)

Учитель физики Остроухов В.В.

Современные образовательные технологии на уроках физики

Актуальность проблемы

В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла.

  • Такое явление в условиях научно-технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным.
  • Одни  ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем.
  • Другие  считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач.
  • Третьи  жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами.
  • Нередко высказывается мысль, что это достаточно специальные предметы, которые не нужны ста процентам населения, а потому их следует изучать в школе по выбору.

Экспертиза нынешнего состояния курса физики показывает:

– слабую мировоззренческую, политехническую и гуманитарную направленность (он мало способствует развитию мышления, нравственному и эстетическому воспитанию, формированию диалектического подхода к окружающему миру); 
– явно недостаточную ориентацию на жизненно важные проблемы, и прежде всего на проблемы экологического образования; 
– недостаточную мотивированность (не знакомые с общей картиной, учащиеся часто не понимают, зачем изучаются те или иные частные вопросы; кроме того, многие понятия начинают формироваться слишком поздно, без 
учета возрастных интересов учащихся);
– отсутствие подхода, учитывающего интересы и способности учащихся (в результате чего для одних школьников курс физики оказывается слишком сложным, а для других, напротив скучен и неинтересен).

Когда благому просвещенью

Отдвинем более границ,
         Со временем (по расчисленью
 Философических таблиц.
               Лет через пятьсот) дороги верно
      У нас изменятся безмерно:
       Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.
           Мосты чугунные чрез воды
      Шагнут широкою дугой,
           Раздвинем горы, под водой
             Пророем дерзостные своды.

А.С. Пушкин

Прозорливость поэта не может не восхищать современников. Далеко и высоко шагнул научно-технический прогресс. Человек поднялся в космос, опустился в глубокие воды океана, проник в атом, обуздал стихию вод и ветров, научился общаться на больших расстояниях с помощью электромагнитных волн.

Наше время – время перемен. Новые веяния пришли с новым 21-м веком и в российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.

Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Успех во многом зависит от мастерства учителя. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов. Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.

Особенно важна в настоящее время проблема развития творческих способностей учащихся, ведь сейчас первостепенной задачей стало воспитание ученика творческой личностью средствами каждого учебного предмета. Человеку нашего века необходимо многое: и поэзия Пушкина, и чарующая музыка Бетховена, Грига, Шопена, и самая поэтическая из всех научных теорий мира – теория относительности Эйнштейна, и космонавтика, и бионика, и микроэлектроника, и строгость математических и физических формул. Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого.

Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных.

Под этим понятием я подразумеваю, такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.

В нашей школе имеются компьютеры, есть доступ к Интернету, все больше компьютеров приобретается в семьях учащихся. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

Стараясь повысить эффективность уроков, использую инновационные технологии: проблемного обучения, зачетную систему, элементы технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии.

Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваться хороших результатов:

  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Научно-исследовательская и проектная деятельность
  • Интерактивное обучение
  • Решение творческих задач

Технология проблемного обучения.

Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую свою или заимствую сконструированную другими исследовательскую задачу, а ученик ищет способ ее решения. Проблемные задания разной степени сложности, у каждой свое поле поиска. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления. Проблемное задание отличается тем, что я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, порождая у учащихся стремление разобраться и устранить их.

Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности.

Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес.
В зависимости от характера постановки проблемы, различают несколько типов ситуаций. В процессе объяснения нового материала я чаще всего применяю ситуации несоответствия и неожиданности.

Мною накоплены, обобщены и систематизированы задания проблемной направленности по различным разделам курса физики. Например, если школьник занимается туризмом, то в реальных условиях похода он может получить целостное представление о физических законах, которые позволят ему обеспечить безопасность в экстремальных ситуациях; какой котелок и как надо расположить над костром, чтобы вода закипела быстрее; какой узел надо завязать на веревке, чтобы обеспечить надежную страховку; каких размеров и какой массы должна быть печка, чтобы обеспечить безопасность при совершении лыжного похода и др.

Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке.

Степень познавательной активности учащихся на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.

При использовании данной технологии я реализую принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень.

Каждый свой урок я выстраиваю таким образом, чтобы усвоение материала шло на 3 уровнях: репродуктивном, конструктивном и творческом.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках физики.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических проце...

Современные образовательные технологии на уроках физики

Многолетняя практика свидетельствует о том, что традиционные формы обучения отдельных учебных дисциплин не позволяет развить ключевые, базовые компетентности, включающих практические умения, навыки и ...

Использование современных образовательных технологий на уроках физики: здоровьесберегающие технологии.

С целью повышения эффективности обучения физике регулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемного обучения, ра...

Выступление на РМО учителей физики Тема «Современные образовательные технологии на уроках физики»

Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды к...

Использование современных образовательных технологий на уроках физики

С целью повышения эффективности обучения физике регулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемного обучения, ра...

«Использование современных образовательных технологий на уроках физики»

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю: 1) отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и нав...

Выступление на ШМО: "Современные образовательные технологии на уроках физики"

quot;Современные образовательные технологии  на уроках физики"...