учебно-исследовательский проект "Автомобиль-твой друг !?..."
проект по физике (9, 10, 11 класс)

Лебедева Елена Алексеевна

Проблемы использования автотранспорта являются составной частью экологической безопасности страны. В работе исследуется влияние автомобилей, движущихся по прилежащим улицам на здоровье учащихся школы.В ходе реализации проекта использовались различные формы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekta.docx40.88 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

“Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1 им. П.П.Корягина”

Учебно- исследовательский проект

         Выполнили: Сушков Ярослав

                                           Клиппенштейн Герман

                                Чубов Александр

Руководитель проекта учитель физики  Лебедева Е.А.

р.п.Благовещенка

2017 г.

Содержание

  1. Информационная характеристика образовательного проекта ……………3
  2. Описание проблемы…………………………………………………………4
  3. Цель и задачи проекта, объект и предмет исследования………………….5
  4. Этапы реализации проекта………………………………………………….6
  5. Заключение…………………………………………………………………..11
  6. Основные виды ресурсов проектной деятельности……………………….13
  7. Список используемых источников…………………………………………14
  8. Приложения

I. Информационная характеристика образовательного проекта

             Сегодня мы много говорим об охране окружающей среды. Каждый понимает это по -своему.  Автомобиль стал в наше время не роскошью, а средством передвижения и мы уже просто не представляем свою жизнь без автомобилей. А автомобили, как известно являются самыми главными «загрязнителями» окружающей среды.  Мы решили рассмотреть, как же проезжающие мимо школы автомобили влияют именно на наше здоровье, на здоровье учащихся нашей школы. Выбранная тема очень актуальна, еще и потому, что 2017 год объявлен годом экологии. Данная проблема достаточно хорошо освещается в средствах массовой информации, но одно дело, когда мы слышим о том, что происходит где- то и с кем-то и то, что происходит именно с нами.

II. Описание проблемы

2017 г объявлен  годом экологии.

Проблемы экологической безопасности автомобильного транспорта являются составной частью экологической безопасности страны. Значимость и острота этой проблемы растет с каждым годом. В среднем один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы около 5 т кислорода, выбрасывая при этом с отработанными газами более 1 т оксида углерода и других вредных веществ. Если это умножить на число автомобилей в мире, то можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автоматизации.

Общее количество автомашин в мире превысило 500 млн. штук, в том числе в Российской Федерации 56 млн. штук. Выбросы в атмосферу от автотранспорта составляют 22 млн.т/год.

Ежегодно 22 сентября во многих странах мира проводится Всемирный День без автомобиля, девиз которого - «Город как пространство для людей, пространство для жизни».Всемирный День без автомобиля. С экологической точки зрения, транспорт занимает первое место по вкладу в загрязнение атмосферы. По данным World Energy Council, около 17% глобального выброса парниковых газов попадает в окружающую среду из-за работы автотранспорта.

Современная экологическая ситуация показывается, что «благодаря» научно- техническому прогрессу человек начинает оказывать все более значимое негативное влияние на природу. 

Выхлопные газы влияют на все живое.

Растениям наибольший вред наносит сернистый газ, он накапливается в растениях, из-за чего происходит процесс пожелтения листьев, причем довольно быстро, растение теряет полностью все листья и погибает.

Пятна нефти, которые так красиво переливаются в лучах солнца, очень опасны в повседневной жизни. Бензин, дизельное топливо, мазут смывается дождями с поверхности дорог, после чего они попадают в грунтовые воды, которые служат основным источником питьевой воды для человечества на всей планете. Кроме этого, эти воды часто используются для поливки полей и для питья животным на фермах.

Крайне негативно автомобиль влияет на биосферу и на здоровье человека. С каждым днем автомобилей в городах и поселках становится больше.

При попадании выхлопных газов в организм человека, больше всего страдают органы дыхания, что впоследствии может вызвать ряд опасных, как острых, так и хронических заболеваний. Так же увеличение врожденных хронических заболеваний у детей, таких как астма, аллергия, бронхит, гайморит и др. врачи связывают с все более ухудшающимися экологическими условиями и загрязненностью воздуха в городах.

Цель проекта:  

Оценить, степень влияния автомобильной дороги на жизнь и здоровье учащихся школы

Задачи проекта:

  • познакомиться со спектром вредных воздействий автомобильного транспорта изучив соответствующие  источники литературы;

  • изучить планировку пришкольной территории и рассчитать ее удаленность от автомобильной дороги;

  • изучить состояние зеленой защитной полосы пришкольной территории;

  • провести опрос учащихся об их отношении к автомагистрали;

  • сделать выводы, дать рекомендации.

Сроки реализации проекта:

ноябрь 2016г. - март 2017г.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно-подготовительный

• Формирование групп учащихся.

• Составление плана работы.

• Формулирование вопросов для исследований.

• Подбор информационных ресурсов для проекта .

2 этап. Обучающий

• Введение в проблематику проекта с помощью вводной беседы учителя.

• Выявление предварительных знаний детей по теме проекта

• Формулирование проблемных и частных вопросов проекта, тем исследований.

• Определение этапов работы над проектом.

• Планирование исследований (Цели, гипотеза, методы).

• Знакомство с критериями оценки работ.

3 этап. Исследовательский. Работа по группам.

• Проведение исследований. Сбор информации, а именно:

- Анкетирование учащихся школы:

Среди 100 учащихся нашей школы была проведена анкета, которая включала в себя следующие вопросы:

Рядом с территорией нашей школы проходит проезжая часть .

Как Вы считаете, насколько проезжающие мимо школы машины влияют на наше здоровье?

- Чувствуете ли вы , выходя из школы запах отработанного горючего?

-Слышите ли вы, сидя на уроках звук проезжающих мимо школы автомобилей?

-Мешает ли вам визг тормозов у «лежачих полицейских»?

-Ощущаете ли вы дискомфорт во время занятий на спортплощадке из- за выхлопов  подъезжающих к стоянке автомобилей?

- Приходилось ли вам испытывать головную боль, недомогание из-за воздействия выхлопных газов  во время работы на пришкольном участке?

- Анализ анкет, выполненных  учащимися:

Результаты анкетирования показали, что из 100 опрошенных учащихся около 6 %  ощущают запах выхлопных газов, но только  в ветреную погоду, при выходе из школы;

 звук проезжающих мимо школы автомобилей слышен только в угловых кабинетах при открытых окнах, но это не отвлекает от занятий;

визг тормозов у лежачих полицейских не слышен, т.к. скорость движения на этом участке ограничена до 20 км/ч, и водителям, практически не приходится тормозить у искусственных препятствий;

а вот на уроках физкультуры в зимнее время, ощущается запах отработанного горючего от автомобилей, работающих в режиме автопрогрева с автостоянки;

 работе на пришкольном участке проезжающие автомобили абсолютно не мешают.

- Самостоятельный поиск информации в сети Интернет.

- Работа с печатными материалами.

- Проведение опытов:

Исследование территории школы

Территория школы занимает жилой квартал. Рядом с нашей школой проходит 4 улицы (улицы Ленина, Комсомольская, переулки Школьный и Чапаевский), по которым открыто автомобильное движение (имеются ограничения только в движении грузовых автомобилей)

Наиболее оживленный переулок Чапаевский. А так- как ветры у нас преобладают юго- западные и вход в школу обращен именно в эту сторону, мы и решили рассмотреть именно это направление. (приложение 1)

Исследование проезжей части пер. Чапаевский

Результаты исследований проезжей части  показали:

1) Ширина проезжей части переулка Чапаевский составляет 6,5 м
2) Движение двустороннее
3) Светофоры отсутствуют.  

4) Средняя интенсивность движения в среднем 22 транспортных ед/ч (местом наблюдения была выбрана входная зона школы)
         5)В утренние, обеденные и вечерние часы здесь можно наблюдать достаточно интенсивное движение автотранспорта. Напротив входа в школу стоят знаки «ограничение скорости движения до 20 км/ч», а так же имеются две искусственные неровности, на которых водители снижают скорость до минимума.(приложение 2-4)   Как известно, автомобиль на малых оборотах потребляет большее количество топлива, а следовательно и выброс в атмосферу отработанных газов значительно больше. Выбросы при малых скоростях движения автомобилей и торможении в 3–5 раз больше, чем при больших скоростях.

Исследование снежного покрова на территории школы

У нас, к сожалению, нет возможности исследовать состав воздуха с помощью специальных реактивов, поэтому мы воспользовались другими методами.

Снег – один из наиболее информативных и удобных индикаторов загрязнения воздушной среды. На его запыленность оказывают влияние природные факторы и особенно ветровой режим. После появления устойчивого снежного покрова стеклянной трубкой мы отбирали пробы по всей глубине снежной толщи. Таких проб брали 4, через каждые 20 м (у проезжей части и на протяжении дорожки, ведущей к центральному входу в школу). (приложение 5-8). Пробы помещали  в полиэтиленовый пакет, а в помещении давали снегу растаять. (приложение 9-12) Даже на глаз видно, что растаявшая вода имеет разную степень прозрачности  и консистенцию.

Весь объем растаявшего снега фильтровали через предварительно взвешенный фильтр, который после высушивания также взвешивали. Разница в массе показала пылевое загрязнение снега. (приложение 13). В 48 м от входа в школу находится служебная стоянка для автомобилей работников школы. В холодное время года автомобили работают в режиме автопрогрева, однако юго- западный ветер относит выхлопные газы и они, практически не доходят до входной зоны школы. (приложение 14)

Исследование зеленых насаждений на территории школы

Значительную роль в нейтрализации и ослаблении негативных воздействий выхлопных газов на наш организм играют зеленые насаждения.  

Исследование территории школы показало:

На территории нашей школы произрастают более 200  деревьев и кустарников. Ширина защитной полосы на границе территории школы составляет около 3 метров, а у центральной аллеи 6 м. Расстояние между мелколиственными деревьями составляет 1,5, а между широколиственными-3 м. Расстояние от проезжей части до входа в школу- 78м. (приложения 15-18). Выявили, что из произрастающих на пришкольной территории деревьев наибольшее количество вредных веществ улавливает береза (32 кг в год, липа-26 кг в год, дуб-24 кг в год, рябина-212 кг в год, ель-17 кг в год, вяз 11 кг в год) (приложение 19)

-Сохранение результатов в формате Word.

Самостоятельные исследования учащихся:

В ходе осуществления проекта среди учащихся 7-х классов был проведен фестиваль рисунков «Сохраним нашу Планету»(приложение 20) ,  а учащиеся старших классов выполняли макеты автомобилей и зданий будущего, которые позволили бы как можно меньше загрязнять окружающую среду. Самые интересные работы были представлены на выставке «Энергосбережение будущего» (приложения 21-24)

Работа в рамках внеклассных мероприятий

Для учащихся 7 классов была проведена деловая игра «Путешествие в страну Энергосбережения» (приложение 25-28)

• Изучение методических материалов, предлагаемых к проекту.

• Составление плана презентации.

• Оформление результатов исследований с помощью выбранного инструмента презентаций.

• Выводы по работе

• Самооценивание презентаций участниками проекта.

• Взаимооценка работ друг у друга.

IV этап. Итоговый.

                Защита проекта.


V этап. Итоговая рефлексия

    Презентация результатов проекта (конференция с обсуждением полученных выводов).

VІ. Заключение

В своей работе мы хотели выяснить, сказывается  ли на самочувствии учащихся нашей школы влияние движущихся мимо автомобилей. Мы понимаем, что количество автотранспорта в  стране, и  в мире будет увеличиваться, ведь автомобиль – это не роскошь, а лишь средство передвижения. Но если человек не будет задумываться об ответственности за окружающую среду, то может наступить экологический кризис.

  Мы считаем, что данную работу нужно продолжить, так как количество выбросов зависит от времени года и летом оно гораздо больше.  

Мы понимаем, что количество автотранспорта в  стране, и  в мире будет увеличиваться, ведь автомобиль – это не роскошь, а лишь средство передвижения. Но если человек не будет задумываться об ответственности за окружающую среду, то может наступить экологический кризис.

Благодаря тому, что школьный двор имеет такие большие размеры и на пришкольной территории произрастает большое количество зеленых насаждений, выхлопные газы автомобилей, движущихся мимо территории школы, практически не оказывают вредного влияния на здоровье учащихся нашей школы. Однако, в связи с ремонтом изгороди, дорожек на пришкольном участке и благоустройством территории в  прошлом году было выпилено много тополей, а тополь лучше других деревьев поглощает вредные вещества, образующиеся при сгорании топлива, хотелось бы хотя бы частично восстановить зеленые насаждения.

Реализация данного инновационного проекта позволила:

  • расширить наши знания о взаимодействии общества с природными системами;
  • способствовала приобретению опыта принятия  решений по реальному вкладу в изучение и охрану местных экосистем;
  • позволила нам познакомиться с основными энергосберегающими процессами, технологиями;
  • дала возможность пропагандировать экологические и энергосберегающие идеи среди сверстников, взрослых, старших товарищей.
  • почувствовать свою значимость

Этот проект был использован для проведения факультативного занятия по физике в 8 классе. Материалы этого проекта можно использовать для проведения уроков экологии, ОБЖ, физики, классных часов.

Как сказал Антуан де Сент – Экзюпери « Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда»

 Мы- будущее нашей страны и кому, как не нам задумываться о будущем нашей Планеты

   

Основные виды ресурсов проектной деятельности

Интеллектуальные:

  • Квалифицированные специалисты: учителя физики, химии, биологии, географии, математики, информатики;
  • Знания учащихся в области физики, химии, биологии, географии, математики, информатики;
  • Креативность, творчество учителей и учащихся.

Информационные:

  • Проект N 493730-4 (Вносится депутатами Государственной Думы) РФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН  Специальный технический регламент  "О требованиях к автомобильным бензинам и дизельному топливу"

  • Постановление Администрации Алтайского края от 28.12.2009 г, № 549 Об утверждении долгосрочной целевой программы «О требованиях к автомобильным бензинам и дизельному топливу» на 2011-2015 г.г. и на перспективу до 2020 года
  • Учимся экономии и бережливости: Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору для учащихся 2–10 классов общеобразовательных учреждений;

Технологические:

  • технология КТД;
  • технология учебной деловой игры;
  • информационные технологии;
  • игровые технологии

Материально-технические:

  •  компьютеры;
  • выход в сеть Интернет;
  • принтер;
  • ксерокс;
  • школьный сайт;
  • школьная газета.

Список используемых источников

Бранзенбург Т. Автомобили .- М.: «Планета детства», «Издательство Астрель», АСТ 2002 (Что, где, когда)

Высоцкая М.В. Элективные курсы «Экология» 9 кл. Издательство «Учитель».- Волгоград 2007

Мусскин  С.А Книга «100 Великих чудес техники» - М. «Вече» 2003

Пёрышкин  А.В Физика  8 кл. – М.: Дрофа 2001

Рыженков  А.П. Физика. «Человек окружающий мир» 8 кл.- М.: Просвещение  1998

Раздел науки и техники  «Древо познания» Универсальный иллюстрированный справочник. - М.: МСИСТ Лимитед 2005

Энциклопедия «Всё обо всём. Машины» - М.: «Планета детства», «Издательство Астрель», АСТ 2002

Хельмисс М  Автомобили - М.: «Планета детства», «Издательство Астрель»,  АСТ 1999. (Все обо всем)

Б. Небел «Наука об  окружающей среде»:  Издательство  Москва «Мир» 1993г



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно - исследовательский проект Автомобиль- твой друг!?... МБОУ Благовещенская СОШ №1 им. П.П.Корягина 2017 г. Выполнили: Сушков Ярослав Клиппенштейн Герман Чубов Александр

Слайд 2

Цель проекта Оценить, степень влияния автомобильной дороги на жизнь и здоровье учащихся школы - познакомиться со спектром вредных воздействий автомобильного транспорта по источникам литературы; - изучить планировку пришкольной территории и рассчитать ее удаленность от автомобильной дороги; - изучить состояние зеленой защитной полосы пришкольной территории; - провести опрос учащихся об их отношении к автомагистрали; - сделать выводы, дать рекомендации. Задачи проекта

Слайд 3

Заболевания органов дыхания учащихся нашей школы Бронхиальная астма- 8 учащихся Аллергия- 2 учащихся Хронический тонзилит - 30 учащихся

Слайд 4

План-схема пришкольной территории п ер. Чапаевский у л. Ленина пер. Школьный у л. Комсомольская

Слайд 5

Проезжая часть пер.Чапаевский

Слайд 6

Забор проб снега у проезжей части пер.Чапаевский

Слайд 7

Образцы талой воды

Слайд 8

Зеленые насаждения на территории школы

Слайд 9

Зелёная защитная полоса пришкольной территории Измерения Полученные результаты, м Санитарно-гигиенические требования (не менее), м Ширина защитной полосы (из деревьев и кустарников ) -на границе территории -у входа в школу 3 6 1,5 6 Расстояние от стен школы до деревьев 18 10 Расстояние между деревьями -мелколиственными -широколиственными 1,5 3 5-6 8-10

Слайд 10

Поглощение деревьями вредных примесей (в кг/г) берёза липа дуб рябина ель вяз 32 26 24 21 11 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия, основанного на применении учебно-исследовательской деятельности

Представленную разработку рекомендуется использовать на уроке обществознания в 9 классе. Данный макет урока отражает основные методы учебно-исследовательской деятельности, которые можно эффективно исп...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.

В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...

Учебно- исследовательская работа « Лук- наш зеленый друг»

детский проект 5 класса  "лук- наш зеленый друг"...