План урока и презентация "Механическая работа. Единицы работы"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Мондич Евгения Викторовна

В разработку урока входит план урока, презентация и экспериментальное задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Номинация № 1 Современный урок физики в рамках ФГОС

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Невельска»

 Фамилия, имя, отчество учителя: Мондич Евгения Викторовна

Название УМК:  Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. -  5-е издание.- М.: Дрофа, 2016

Предмет:  физика

Класс: 7

Тема урока: Механическая работа. Единицы работы

Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок при изучении темы «Работа и мощность. Энергия». Основополагающая и фундаментальная роль урока в физике.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока: 

Образовательные:

  • сформировать понятие механической работы, на основе эксперимента рассчитать работу силы тяжести и силы трения;
  • продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента;
  • формировать умение обосновывать свои выводы.

Развивающие: 

  • сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
  • развивать умение анализировать учебный материал;
  • развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.

Воспитательные: 

  • воспитать умения и навыки коллективной  работы;
  • содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Оборудование:

 гири, тележка, динамометр,  линейка, компьютер, проектор, интерактивная доска, трибометр.

Планируемые результаты:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить  рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • развитие ИКТ–компетенции.

предметные:

  • знать: определение механической работы, условия совершения работы, формулу работы, единицы измерения работы;
  • уметь: решать задачи на применение формулы работы.

План урока

  • Организационный момент
  • Актуализация знаний
  • Объяснение нового материала
  • Решение задач
  • Подведение итогов урока
  • Постановка домашнего задания
  • Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

(в мин.)

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

2

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли  готовы к уроку? У вас должны быть на парте учебник, тетрадь, ручки, карандаши и дневник.

Итак, начнем сегодняшний урок.  

Эпиграфом к нашему уроку будут слова К. Ушинского: « Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет». Чтобы трудиться и получать от этого удовольствие нужно лучше изучить окружающий нас мир. Сегодня мы познакомимся с новой физической величиной, научимся её измерять. Прошу вас быть на уроке внимательными, активными, помогать учителю и друг другу.

Проверяют свою готовность к уроку

Принять цели познавательной деятельности

Саморегуляция (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

10

Учитель задает вопрос

 В обыденной жизни мы так не говорим. Мы называем различные действия человека или устройства одним словом. Например, мы говорим?

Ученики отвечают на вопрос учителя- работа. 

Ученики раз

Умение выражать мысли (К).

Планирование (Р).

Построение логической цепи (П).

Для определения темы урока давайте разгадаем кроссворд

Тема урока «Работа. Единицы измерения работы

 В физике также существует понятие «работа», но его смысл несколько отличается от привычного. Физика прежде всего, изучает физическую величину, которая называется «механической работой»

Прежде чем приступить к изучению механической работы необходимо вспомнить что такое сила. Как могут взаимодействовать тела?

Грузчики поднимают багаж на определённую высоту, используя силу своих мускулов

Автомобиль движется по автомагистрали благодаря работающему двигателю.

лист под действием силы тяжести падает на

поверхность Земли.

Во всех этих примерах совершается механическая работа.

Ученики отвечают на вопрос учителя:

 Сила тяжести. Сила трения, сила упругости

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К).

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися форм записи алгоритма

15

Действующие сила тяжести, сила давления пороховых газов и сила тяги вызывают увеличение скорости тела.

В тех случаях, когда сила изменяет значение скорости движения тела, говорят, что сила совершает механическую работу.

Механическая работа совершается и в том случае, когда сила действуя на тело уменьшает  скорость  его движения

Записывают в тетради

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (К).

Рефлексия способов и условий действия (П).

Однако можно представить себе случай, когда тело движется и без участия сил. Например, после выключения двигателя ракета, летящая в открытом космосе, продолжает движение по инерции. Молекула газа по инерции движется от одного столкновения до другого 

Фиксируют в  тетрадь В данном случае нет действующей на тело силы, и механическая работа не совершается.

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р).

 Если на тело действует сила, но оно при этом не движется, то механическая работа также не совершается.

Желая передвинуть шкаф мы с силой на него надавливаем

В басне  И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак» работа также не совершается, так как при присутствии сил: «Из кожи лезут вон», отсутствует перемещение: «а возу все нет ходу!».

Механическая  работа  - это физическая величина, прямо пропорциональная приложенной к телу силе и пройденному пути.

Единицы  измерения  работы

 Выводим единицу измерения

Рассматривают рисунки, анализируют

Фиксируют в  тетрадь выводы

В данном случае нет перемещения, и механическая работа не совершается.

Составляют опорный конспект Условия совершения работы

Записывают определение механической работы

Записывают формулу для расчета работы

Записывают единицы измерения работы

Общеучебные (П).

Джоуль изучал природу тепла и обнаружил её связь с механической работой. Это привело к теории сохранения энергии.

В честь Джоуля названа единица измерения механической работы и энергии — джоуль.

Работа может быть положительной и отрицательной

Работа силы тяжести.

а) если тело движется вверх, то А<0.
б) если тело движется вниз, то А>0.

Если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно движению тела, то эта сила работы не совершает- работа равна нулю.

Физкультминутка 

Мы в ракету дружно сели, (все приседают)

В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)

С притяжением Земли

Мы бороться не смогли.

Шлём вам всем большой привет, (помахать руками)

Опоздавшим места нет

(быстро сесть за парту).

Выполняют  упражнения  для  двигательного аппарата, рук

1

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции.

10

 Экспериментальное задание: определить работу при подъеме тела  и  при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние. Сравнить  полученные результаты и сделать  вывод  о том какая из работ больше.

Ход работы:

1.С помощью динамометра перемещаем брусок с грузом  равномерно вдоль линейки сначала по горизонтали, а затем по вертикали.

2. Замечают по динамометру силу, которая развивалась при этом.

3.  Зная силу тяги и путь, вычисляют работу для первого и второго случая      А=F∙S

4.Сравнить полученные результаты и сделать вывод

5. Решение задач.

Выполнение практической работы, заполнение таблицы

.

Выполняют упражнение.

Оценивание усваиваемого содержания (Л).

V. Итог урока (рефлексия деятельности) . Подведение итогов. Выставление оценок. Дом. задание

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

6

- Какую тему мы изучили на уроке?

- Какие два условия необходимы для совершения механической работы?

- От каких величин зависит совершенная работа?

- Что принимают за единицу работы?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание.

Прочитать § 55, выполнить упражнение 30

Учащиеся дают ответы на вопросы.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

- Механическая работа совершается в случае, когда на тело действует сила, и тело перемещается под действием этой силы

- Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути.

- За единицу работы принимают работу, совершаемую силой в 1Н, на пути, равном 1м.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет . К.Д.Ушинский

Слайд 2

Врач лечит продавец торгует кофемашина варит кофе Компьютер выполняет вычислительные функции грузчик грузит

Слайд 3

1. Основная единица пути в Международной системе (СИ). 2. Единица измерения массы. 3 . Прибор для измерения давления . 4. Физическая величина, характеризующая быстроту движения. 5 . Единица измерения силы. 6. Прибор для измерения физической величины, характеризующей взаимодействия тел. м е т р к и л о г р а м м б а р о м е т р с к о р о с т ь н ь ю т о н д и н а м о м е т р Определим ключевое слово урока

Слайд 4

Механическая работа. Единицы работы.

Слайд 5

Работа УМСТВЕННАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ Физика изучает физическую величину, которая называется «механической работой»

Слайд 6

Автомобиль движется по дороге благодаря работающему двигателю . Грузчики поднимают багаж на определённую высоту, используя силу своих мускулов. Листик под действием силы падает на поверхность Земли. Во всех этих примерах совершается механическая работа под действием сил

Слайд 7

Сила — физическая векторная величина , являющаяся количественной характеристикой меры взаимодействия тел. Под действием силы , тело может либо изменить скорость , либо деформироваться . Результат действия силы на тело зависит от её модуля , направления и точки приложения . Путь — это физическая величина, равная длине траектории, по которой двигалось тело, в течение данного промежутка времени. Путь обозначается буквой s . В СИ измеряется в метрах [s]=[ м ]


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

д тяж тяги Действующие сила тяжести, сила давления пороховых газов и сила тяги вызывают увеличение скорости тела. В тех случаях, когда сила изменяет значение скорости движения тела , говорят, что сила совершает механическую работу .

Слайд 2

Механическая работа совершается и в том случае, когда сила действуя на тело уменьшает скорость его движения

Слайд 3

Механическая работа не совершается

Слайд 4

х = Механическая работа - это физическая величина, прямо пропорциональная приложенной к телу силе и пройденному пути. , если и

Слайд 5

F т =1Н 1м Единицы измерения работы За единицу работы в СИ принимают работу, которую совершает сила в 1 Н на пути, равном 1 м (Джоуль)

Слайд 6

Джеймс Прескотт Джоуль ( 24 декабря 1818— 11 октября 1889) Джоуль изучал природу тепла и обнаружил её связь с механической работой. Это привело к теории сохранения энергии. В честь Джоуля названа единица измерения механической работы и энергии — джоуль .

Слайд 7

Работа может быть положительной и отрицательной. 1. Если направление силы и направление движения тела совпадают, совершается положительная работа. 2. Если направление силы и движения тела противоположны, совершается отрицательная работа.

Слайд 8

Работа силы тяжести. а) если тело движется вверх, то А<0. б) если тело движется вниз, то А>0.

Слайд 9

F тяж . S Если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно движению тела, то эта сила работы не совершает- работа равна нулю.

Слайд 10

Динамическая пауза. Мы в ракету дружно сели, (все приседают) В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх) С притяжением Земли Мы бороться не смогли. Шлём вам всем большой привет, (помахать руками) Опоздавшим места нет (быстро сесть за парту).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подумаем

Слайд 2

Совершилась ли работа? Шар катится по гладкой поверхности пола Кирпич лежит на земле Автопогрузчик поднимает груз Яблоко падает на землю

Слайд 3

Печальный дядя Боря, мечтая создать у себя в комнате уют, два часа толкал свой шкаф с пиджаками и брюками, но так и не смог сдвинуть его с места. Какую механическую работу совершил печальный дядя Боря? Ответ: Никакой механической работы печальный дядя Боря не совершил, потому что под действием приложенных к шкафу дяди Бориных сил шкаф с места не стронулся.

Слайд 4

Вычислите механическую работу , которую вы совершаете равномерно поднимаясь с первого этажа на второй этаж здания школы. Если высота одной ступени h = 15см , всего ступеней 26 штук. ( для решения задачи возьмите свой вес). Дано: h = 15см 26 штук Р = ? Н А-? СИ:

Слайд 5

1.С помощью динамометра перемещаем брусок с грузом равномерно вдоль линейки сначала по горизонтали, а затем по вертикали. 2. Замечаем по динамометру силу, которая развивалась при этом. 3. Зная силу и путь, вычисляем работу для первого и второго случая А= F∙S 4. Сравниваем полученные результаты и делаем вывод F т S Экспериментальное задание ЦЕЛЬ: определить работу, совершённую вашей рукой при горизонтальном перемещении тела и при его подъеме на такое же расстояние. :

Слайд 6

Рабочий лист Фамилия, имя учащегося ________________ Измерение работы при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние. Цель работы : рассчитать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути и вертикально. Ход работы Расчёт работы по преодолению силы трения при горизонтальном перемещении тела F тр (Н) S (м) А= F тр. · S (Дж) Расчёт работы по преодолению силы тяжести при подъеме тела по вертикали F тяж. (Н) S (м) А= F тяж. · S (Дж) Вывод : (Сравнить полученные результаты и сделать вывод о том какая из работ больше: совершенная при подъеме груза или при передвижении этого груза на такое же расстояние по горизонтальному пути).

Слайд 7

М еханическая работа — это физическая величина, пропорциональ-ная приложенной к телу силе и прой-денному телом пути: A = Fs . Основные выводы Единица работы в СИ — джоуль ( Дж ) . 1 Дж — эта работа, совершаемая силой 1 Н на пути 1 м. Механическая работа характеризует результат действия на тело силы на пройденном им пути.

Слайд 8

Домашнее задание. § 55, упр. №30 (1,2 –устно, 3,4 –письменно).

Слайд 9

Кто сегодня действительно совершил работу? Оцените свое эмоциональное состояние на уроке ПОЛУЧИЛ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ УРОКА ПОНЯЛ, НО УСТАЛ НЕ ПОНЯЛ МАТЕРИАЛ УРОКА



Предварительный просмотр:

Рабочий лист
 Фамилия, имя учащегося_______________________________________

Измерение работы при подъеме тела  и  при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние.
Цель работы
: рассчитать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути и вертикально.

Ход работы

  Расчёт работы по преодолению силы трения при горизонтальном перемещении тела

 F тр(Н)

       S(м)                      

А=Fтр.·S (Дж)

Расчёт работы по преодолению силы тяжести при подъеме тела по вертикали

 F тяж. (Н)

       S(м)                      

А=Fтяж. ·S (Дж)

Вывод:  (Сравнить  полученные результаты и сделать  вывод  о том какая из работ больше: совершенная при подъеме груза или при передвижении этого груза на такое же расстояние по горизонтальному  пути).

_________________________________________________________________________________________

Рабочий лист
 Фамилия, имя учащегося_______________________________________

Измерение работы при подъеме тела  и  при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние.
Цель работы
: рассчитать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути и вертикально.

Ход работы

  Расчёт работы по преодолению силы трения при горизонтальном перемещении тела

 F тр(Н)

       S(м)                      

А=Fтр.·S (Дж)

Расчёт работы по преодолению силы тяжести при подъеме тела по вертикали

 F тяж. (Н)

       S(м)                      

А=Fтяж. ·S (Дж)

Вывод:  (Сравнить  полученные результаты и сделать  вывод  о том какая из работ больше: совершенная при подъеме груза или при передвижении этого груза на такое же расстояние по горизонтальному  пути).

_________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме : Механическая работа. Единицы работы.

Первый урок при изучении темы «Работа и мощность. Энергия». Тип урока : открытие нового знания.Цель урока: открытие, систематизация и расширение знаний обучающихся ....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическая работа. Единицы работы» 7 класс

Базовый учебник «Физика», 7 класс, А.В. Пёрышкин...

Открытый урок по физике "Механическая работа. Единицы работы"

Задачи урока:Знать: определения механической работы, обозначения физических величин; выяснить, когда совершается положительная работа, отрицательная и равная нулю; формулы: для нахождения работы...

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...