Конспект урока "Изопроцессы"
план-конспект урока по физике (10 класс)
10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Изопроцессы" | 108 КБ |
Презентация к уроку "Изопроцессы" | 327.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Изопроцессы.
Цели урока:
Образовательные: выяснение условий выполнения изопроцессов; выяснение теоретической зависимости между двумя термодинамическими параметрами при неизменном третьем; практическое доказательство полученного закона.
Воспитательные: Умение планировать и анализировать свою деятельность, воспитание бережного отношения к техническим средствам обучения и мебели кабинета, организованности на уроке, формирование умения рационального использования своего времени.
Развивающие:
- развивать логическое мышление
- развивать познавательный интерес;
- развивать умения проведения компьютерного эксперимента;
- продолжить работу над развитием интеллектуальных умений: выделение главного, анализ, умение делать выводы.
Оборудование и материалы: мультимедиа - проектор, экран, доска, мел, раздаточный материал ( листы с условиями задач, решаемых на уроке, с компьютерной лабораторной работой, с инструкцией по выполнению компьютерной лабораторной работы, карта-практикум для ознакомления с компьютерной моделью)
Задачи урока:
- Выяснить:
- Что называется изопроцессом;
- Какие изопроцессы возможны.
- Дать определение и вывести математические выражения для каждого изопроцесса.
- Виртуальное подтверждение полученного закона.
- Научиться применять газовые законы при решении задач.
Тип урока - изучение нового материала.
План урока.
№ п/п | Этапы урока | Время Мин. | Приемы и методы |
1 | Организационный момент. | 1мин | Сообщение темы урока. |
2 | Постановка задач урока. | 2 мин |
|
3 | Составление плана урока | 1 мин |
|
4 | Подготовка к восприятию нового материала | 3 мин
| Фронтальная беседа по вопросам прошлого урока. |
5 | Изучение нового материала | 6 мин |
|
6 | Знакомство с компьютерной моделью «Изотермический процесс» | 5 мин |
|
7 | Виртуальное подтверждение законов «Бойля-Мариотта» | 9 мин |
|
8 | Решение расчетной задачи на закон Бойля-Мариотта, с последующей экспериментальной проверкой с помощью компьютерной модели «Изотермический процесс». | 7 мин |
|
9 | Подведение итогов урока | 2 мин |
|
10 | Домашнее задание. | 2 мин |
(тема сообщения и Д/З для всех учащихся проецируется на большом экране). |
Ход урока.
Организационный момент | ||
Учитель: На протяжении нескольких последних уроков мы с вами изучаем основные положения и закономерности «Молекулярно-кинетической теории идеального газа». Сегодня мы приступаем к изучению заключительной темы данной главы | Сл. №1 | |
И так открываем тетради, записываем число и тему ,ближайших 2х уроков: «Изопроцессы». | Сл. №2 | |
Постановка задач урока. | ||
Учитель: Но прежде чем приступить к изучению нового материала я предлагаю сформулировать задачи урока. В ходе фронтальной беседы учащиеся формулируют задачи 2-х уроков, после того как задачи сформулированы один ученик обобщает сказанное, зачитывая текст слайда проецируемого на большой экран. Задачи:
4. Научиться применять газовые законы при решении задач. | Сл. №3 | |
Составление плана урока | ||
Учитель: Решением данных задач мы будем заниматься несколько уроков. А сегодня мы изучим только 1 изипроцесс. В ходе фронтальной беседы в соответствии с задачами учащиеся составляют план урока. Обобщая сказанное, один ученик зачитывает текст 4-го слайда презентации. | ||
План урока.
| Сл. №4 | |
Подготовка к восприятию нового материала | ||
Учитель: На прошлом уроке мы с вами вывели уравнение состояния идеального газа связывающее между собой три макроскопических параметра данной массы газа. Фронтальная беседа по вопросам:
| ||
Изучение нового материала | ||
1. Учитель сообщает, какие процессы называются изопроцессами. Учитель: Многие процессы изменения состояния газа в природе и в тепловых машинах происходят так, что один из трех макроскопических параметров (объем, давление или температура) остается (или специально поддерживается) постоянным. Два других параметра при этом изменяется. Такие процессы называются изопроцессами. | ||
Ученик зачитывает текст слайда презентации. Изопроцесс - процесс, при котором один из макроскопических параметров состояния данной массы газа остается постоянным. | Сл. №5 | |
2. Учащимся предлагается выяснить какие изопроцессы возможны. Используя записи на доске и материал слайда учащиеся самостоятельно называют какие изопроцессы возможны. ( процессы протекающие при:
(на доске учителем ведется запись в каждой колонке T-const, V-const, P – const) 3. Учитель сообщает, какой изопроцесс называется изотермическим. | ||
4. Ученик зачитывает определение изотермического процесса. Изотермический процесс – процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянной температуре. | Сл. №6 | |
Учитель сообщает, что данное выражение назвали законом Бойля – Мариотта. P1*V1 = P2*V2 закон Бойля – Мариотта 7. Ученик зачитывает текст слайда, где дается определение данного закона. | Сл. №7 | |
8. Затем учащимся предлагается, используя равенство P*V= const ответить на вопрос. В какой зависимости находятся P и V? После того как учащиеся сообщают, что данные величины находятся в обратно пропорциональной зависимости, перед ними ставится вопрос.(P=const/V) Что это значит? (это значит при уменьшении объема, давление газа увеличивается, а при увеличении объема давление уменьшается). | Сл. №8(1) | |
Далее учащимся предлагается ответить на вопрос. Что является графиком такой обратно пропорциональной зависимости? (гипербола). После ответа учащихся на экране выводится иллюстрация данного графика. Затем учитель сообщает, что график для данного процесса называется ИЗОТЕРМА. (на экране выводится текст определения изотермы и один из учащихся его зачитывает) | Сл. №8(2) Сл. №8(3) | |
Знакомство с компьютерной моделью «Изотермический процесс» | ||
1. Объяснение учителя. Учитель: Наглядно изотермический процесс можно увидеть с помощью компьютерной модели «Изотермический процесс». (объясняется, как работать с данной моделью процесс объяснения проецируется на большой экран). 2.Самостоятельная работа учащихся на ПК с целью ознакомления с моделью. (Все садимся за компьютеры и используя карту - практикум в течении 5 минут знакомимся с данной моделью). Приложение№1
| ||
Виртуальное подтверждение законов «Бойля-Мариотта» | ||
Учитель: А теперь я вам предлагаю с помощью компьютерной модели экспериментально проверить правильность закона Бойля – Мариотта. Но прежде нам нужно:
1. Формулируется цель компьютерного экспериментя. После того как учащиеся сформулировали цель, она проецируется на экране. 2.Затем учащиеся составляют инструкцию по выполнению компьютерного эксперимента. Ученики сами моделируют эксперимент, определяют какие физические величины необходимо измерить во время эксперимента, для решения поставленной задачи, полученные результаты заносят в таблицу, а после расчета проводят анализ полученных результатов. Выработанная инструкция проецируется на экране и для удобства раздается в распечатанном виде.(Приложение№2)
| Сл. №9(1) Сл. №9(2) | |
Решение расчетной задачи на закон Бойля-Мариотта, с последующей экспериментальной проверкой с помощью компьютерной модели «Изотермический процесс». | ||
Учащимся заранее раздаются карточки с текстами задач, которые сначала решаются в тетради и на доске, а затем правильность полученного ответа проверяется с помощью компьютерной модели. (Приложение№4) | ||
Подведение итогов урока | ||
Учитель: И так давайте подведем итог нашей работы. Что мы узнали сегодня на уроке? В ходе фронтальной беседы учащиеся сообщают, какая работа была проделана, что они узнали нового, а затем удин ученик обобщает сказанное зачитывая текст слайда:
| Сл. №10 | |
Д/З 1.§53 до закона Гей – Люссака. Построить изотерму в осях р, Т; V, T. 2. Найти материал и подготовить сообщение по вопросу «Почему изотермический процесс назвали законом Бойля – Мариотта. (материал можно найти в Интернете) | Сл. №11 |
Приложение №1
Карта – практикум.
- Двойным кликом запустить модель «Изотермический процесс».
- Нажать кнопку «старт» и наблюдать за автоматическим выполнением изотермическим процессом.
- Нажать кнопку «старт» и ч/з 1 секунду нажать кнопку на панели инструментов «остановить все», а затем, нажимая кнопку «выполнять по шагам» наблюдать пошаговое выполнение процесса.
- Нажав кнопку «продолжить все» запустить автоматический режим выполнения процесса.
- нажать кнопку «старт» через 1 секунду кнопку «выбор» установите температуру 350К, а затем запустите автоматический режим выполнения процесса кнопкой «старт».
Приложение №2
Инструкция
- Используя кнопку выбор установить температуру эксперимента.
- Записать значения давления и объема p1 и V1 в начале процесса.
- Запустить компьютерную модель с данными параметрами.
- Через 2 секунды нажать кнопку стоп и записать значения давления p2 и объема V2 в конце процесса.
- Вычислить p1 *V1 и p2 *V2.
6. Найти их разность. Если разность равна 0 - это доказывает справедливость закона Б-М.
Приложение 3.
Фамилия имя: ____________________________________________
Компьютерная лабораторная работа
Название: Изучение изотермического закона
Цель: __________________________________________________________
_______________________________________________________________
Оборудование: компьютер, мультимедийный диск «Открытая физика»
Т = _________
P1 | V1 | P2 | V2 | P1* V1 | P2* V2 | P1* V1- P2* V2 |
Вывод:____________________________________________________________________
Приложение №4
Изотермический процесс.
- При сжатии газа при постоянной температуре Т= 250 К его объем уменьшился с 40л до 30 л, а давление повысилось на 17кПа. Найти первоначальное давление газа.
(реализуйте это состояние в компьютерном виде)
- При расширении объем газа увеличился 15 л до 25 л, давление газа при этом изменилось на 65 кПа. Найти давление в начале и в конце изотермического процесса при температуре 270С.
(правильность решения проверить при помощи компьютерной модели)
- В результате изотермического сжатия давление газа изменилось с 84кПа до 147 кПа. Найти конечный объем газа если первоначальный 35 л.
(правильность решения проверить при помощи компьютерной модели)
Минина Людмила Анатольевна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изопроцессы
Задачи Выяснить: Что называется изопроцессом; Какие изопроцессы возможны. 2. Дать определение и вывести математические выражения для каждого изопроцесса. 3. Правильность полученного закона проверить экспериментально. 4. Научиться применять газовые законы при решении задач.
План урока Актуализация теоретического материала. Выяснить, что называется изопроцессом. Выяснить какие изопроцессы бывают. Проверить экспериментально правильность полученного закона. Подведение итогов. Домашнее задание.
Изопроцесс - процесс, при котором один из макроскопических параметров состояния данной массы газа остается постоянным.
Изотермический процесс – процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянной температуре. T - const
Закон Бойля – Мариотта pV - const Для газа данной массы при постоянной температуре произведение давления газа на его объем постоянно:
Изотерма – график изменения макроскопических параметров газа при изотермическом процессе.
Цель: экспериментальная проверка закона Бойля – Мариотта путем сравнения параметров газа в двух термодинамических состояниях. Инструкция 1.Используя кнопку выбор установить температуру эксперимента. 2. Записать значения давления и объема p 1 и V 1 в начале процесса. 3. Запустить компьютерную модель с данными параметрами. 4. Через 2 секунды нажать кнопку стоп и записать значения давления p 2 и объема V 2 в конце процесса. 5. Вычислить p 1 * V 1 и p 2 * V 2. 6. Найти их разность. Если разность равна 0 - это доказывает справедливость закона Бойля - Мариотта.
изопроцесс - процесс при котором один из макроскопических параметров состояния данной массы газа остается постоянным; процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянной температуре называется ИЗОТЕРМИЧЕСКИМ; графиком данного процесса является парабола и называется ИЗОТЕРМОЙ; математическое выражение называется законом Бойля – Мариотта
Домашнее задание: 1. § 53 до закона Гей – Люссака. Построить изотермы в осях p, Т ; V,T. 2. Найти материал и подготовить сообщение по вопросу: «Почему изотермический процесс назвали законом Бойля – Мариотта?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...