Атмосферное давление на различных высотах
план-конспект урока по физике (7 класс)

Булгакова Нина Ивановна

Атмосферное давление на различных высотах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx190.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Атмосферное давление на различных высотах

 Цель урока: продолжить формирование представлений об атмосферном давлении и узнать о связи атмосферного давления с высотой подъема над уровнем моря; объяснить, что причиной увеличения атмосферного давления с уменьшением высоты является сила притяжения к Земле; научить рассчитывать атмосферное давление с изменением высоты

Задачи: 1. Учить работать с учебником, выбирать главное.

2. Создать условия для поисковой деятельности.

3.Формировать умение разбираться в устройстве физических приборов.

4. Уметь устанавливать зависимость атмосферного давления от высоты.

Формирование УУД

Познавательные: Сравнивают устройство барометра-анероида и металлического манометра. Предлагают методы градуировки. Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Основные знания и умения

Наглядные пособия, ТСО

Учащиеся должны знать:

  1. Смысл физических величин: давление.
  2. Причину существования атмосферного давления.
  3. Причину и закономерность изменения атмосферного давления с высотой.

Учащиеся должны уметь:

  1. Использовать физические приборы для измерения атмосферного давления;
  2. Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  3. Приводить примеры практического использования физических знаний;
  4. Решать задачи на применение изученных физических законов;
  5. Осуществлять самостоятельный поиск информации.

  1. Презентация «Изменение атмосферного давления с высотой»
  2. Демонстрация опытов.
  1. Перевёрнутый стакан.
  2. Тяжёлая газета.
  3. Картезианский водолаз
  4. Бутылка с воронкой.
  5. Медицинские банки.

Учебная литература

  1. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений / А.В.Перышкин.-М.:Дрофа,2013.

Межпердметные связи

  1. Математика;
  2. География;
  3. Эколкогия.

Демонстрации

Оборудование

  1. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом
  2. Опыты.

  1. Мультимедийный проектор
  2. Компьютер
  3. Презентация «Изменение атмосферного давления с высотой»


План занятия

Время

Метод обучения

Содержание работы

Наглядные пособия, ТСО

1  мин

4  мин

1 мин

10 мин

3 мин

5 мин

5 мин

4 мин

5 мин

1 мин

1 мин

Беседа

Фронтальный опрос

Тематическая лекция

  Работа с учебником

   

Физминутка

Решение задач

Самостоятельная работа

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

  • Проверка домашнего задания:
  • Кроссворд;
  • Строение и принцип работы барометра-анероида;
  • Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
  • Объяснение опытов.

3. Мотивация учащихся на изучение новой темы.

4. Объяснение нового материала:

  • Как атмосферное давление изменяется с высотой:
  • Причины изменения атмосферного давления с высотой;
  • Зависимость изменения атмосферного давления от высоты;
  • Нормальное атмосферное давление;
  • Высотомер.
  • Просмотр видеосюжета.

5. Закрепление нового материала:

  • Решение задач
  • Самостоятельное решение задач.
  • Проверка понимания учащимися учебного материала, изученного на уроке.

6.Рефлексия

7.Объяснение домашнего задания.

Презентация

 «Изменение атмосферного давления в высотой»

Учебная литература.

Видеосюжет

Музыкальное сопровождение


№ п/п

Структурный элемент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Критерии личностно-ориентированного подхода каждого этапа

ЦОР, используемые на каждом этапе урока

1

Приветствие учителя

Учитель создает условия для достижения психологического комфорта учащихся на уроке, способствует быстрому вхождению класса в деловой ритм, создает условия для  формирования у учащихся умений быстрой мобилизации и ответственного отношения к учебе

Учащиеся формируют умения внутренней самоорганизации, ответственное отношение  к учебе, психологически настраиваются на урок, необходимый деловой и психологический контакт с учителем

Создание положительного эмоционального настроя учащихся на проведение урока

Проверка готовности учащихся к уроку

Организация внимания

2

Проверка домашнего задания

Учитель предлагает учащимся для проверки знаний материала урока заполнить кроссворд, рассказать принцип работы барометра-анероида и показать навыки измерения атмосферного давления; организует учащихся для самооценивания своих учебных достижений

Учащиеся проверяют свои знания, выполняя задания и отвечая на вопросы, оценивают уровень своих учебных достижений

Развитие умений реально оценивать уровень своих учебных достижений, выявлять пробелы в своих знаниях и намечать пути для их устранения.

Слайд 1

Слайд 2

3

Мотивация учащихся на изучение новой темы

Учитель сообщает учащимся о важности изучения атмосферы и ее свойств для жизнедеятельности человека

Учащиеся воспринимают новую для них информацию

Мотивация на изучение нового материала  способствует активной познавательной деятельности на уроке

Сообщение темы изучения нового материала

Учитель объявляет тему урока

Учащиеся записывают новую тему.

Слайд 3

Формулирование с учащимися цели и задач изучения нового материала.

Учитель в беседе с учащимися вырабатывает алгоритм изучения темы урока.

Учащиеся совместно с учителем формулируют алгоритм изучения темы.

Определяют план изучения нового материала, четко ставят перед собой цели изучения нового материала

4

Объяснение нового материала:

Учитель представляет учебный материал в виде лекции, сопровождая лекцию демонстрацией наглядного материала, представленного в виде презентации Power Point

Учитель предлагает учащимся найти определение в параграфе учебника.

Учащиеся конспектируют материал лекции в рабочих тетрадях.

Учащиеся выполняют поисковую работу.

Развитие умений конспектировать учебную информацию, анализировать предлагаемый учебный материал, развитие внимания.

Развитие умения самостоятельно добывать информацию.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

1.Как атмосферное давление изменяется с высотой:

2.Причины изменения атмосферного давления с высотой;

3.Зависимость изменения атмосферного давления от высоты;

4.Нормальное атмосферное давление;

5.Высотомер.

5.

Закрепление нового материала:

Учитель формулирует условие задач, организует деятельность учащихся по обсуждению и анализу условия и возможных путей решения задач.

Учащиеся учатся анализировать условие задачи и находить нужный ответ, используя знания теории.

Стимулирование учащихся к высказываниям, отсутствие у них страха ошибиться или дать неправильный ответ, самооценивание своих знаний

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

1.Решение задач

2. Самостоятельное решение задач.

3. Просмотр видеосюжета.

Работа над материалом просмотренного видеосюжета.

Учитель предлагает учащимся просмотреть видеосюжет «Загрязнение атмосферы» объясняя, что после просмотра учащиеся должны будут ответить на вопросы. Нацеливает учащихся на внимательный просмотр видеофрагмента.

Учащиеся сосредотачивают внимание на осознанном просмотре видеофрагмента, записывают некоторые основные сведения, положения, выводы

4. Проверка понимания учащимися учебного материала, изученного на уроке .

Учитель предлагает учащимся для проверки знаний материала урока выполнить тестовые задания, организует учащихся для взаимопроверки  учебных достижений

Учащиеся проверяют свои знания, выполняя тесты, оценивают уровень своих учебных достижений

6.

Этап рефлексии

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы (что я знал в начале урока, что узнал нового)

Учащиеся отвечают на вопросы

Учащиеся осознают, что новый изученный материала тесно переплетается с ранее известным. Создается целостная картина знаний по данной теме

7.

Этап информирования учащихся о домашнем задании

Учитель инструктирует учащихся о выполнении домашнего задания, дифференцирует домашнее задание в зависимости от уровня подготовки учащихся

Учащиеся получают инструктаж по выполнению домашнего задания, осознают цель выполненной домашней работы, производят запись в дневник.

В д.з. называется не только тема и объем домашнего задания, но и разъясняется как рационально организовать свою учебную деятельность во время выполнения домашнего задания.

Слайд 13


  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний учащихся.
  1. Проверка домашнего задания.
  2. Ученикам предлагается разгадать кроссворд. (Слайд 2.)

1.Единица измерения давления в Международной системе единиц (СИ).

2.Итальянский ученый, предложивший способ измерения атмосферного давления.

3. Физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму.

4.Физическая величина, характеризующая степень нагретости тел.

5.Одна из приставок, используемых в Международной системе единиц, получается в результате умножения исходной единицы на число 106, т.е. на один миллион.

6.Воздушная оболочка Земли.

7.Механизм для прессования.

  1. Правильно ответив на вопросы кроссворда, получаем ключевое слово «Барометр».

По вопросам к §45 ученики рассказывают об устройстве и принципе работы барометра-анероида. (Слайд 3).

  1. Как устроен барометр-анероид?
  2. Как градуируют шкалу барометра-анероида?
  3. Для чего необходимо систематически и в разных местах земного шара измерять атмосферное давление? Какое значение это имеет в метеорологии?

Учитель показывает опыты, а ребята с его помощью объясняют

Опыт 1. Перевёрнутый стакан.

Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. Накроем его листком бумаги так, как это показано на рисунке. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. Почему это происходит?

Опыт 2. Тяжёлая газета.

Положим небольшую деревянную линейку на край стола так, чтобы одна её половинка свешивалась над полом. Стоит нам слегка прикоснуться к её висящему концу рукой, как линейка тут же упадёт на пол.

Положим линейку опять на прежнее место и закроем газетой её конец, лежащий на столе. Тщательно разгладим газету таким образом, чтобы она плотно прилегала к столу и нашей дощечке, а также аккуратно примнём газету по краю дощечки.

Опыт 3. Картезианский водолазКартинки по запросу бутылка с воронкой опыт

Этому занимательному опыту около трехсот лет. Его приписывают французскому ученому Рене Декарту (по-латыни его фамилия - Картезий). Опыт был так популярен, что на его основе создали игрушку, которую и назвали «Картезианский водолаз».

 


Прибор представлял из себя стеклянный цилиндр, наполненный водой, в которой вертикально плавала фигурка человечка. Фигурка находилась в верхней части сосуда. Когда нажимали на резиновую пленку, закрывавшую верх цилиндра, фигурка медленно опускалась вниз, на дно. Когда переставали нажимать, фигурка поднималась вверх.
Рене Декарт 1596-1650 (Renatus Cartesius) и его водолаз

Опыт 4. Вода льется быстрее там, где нет пластилина

Опыт 5. Медицинские банки. 

Воздействие баночного метода на организм

  1. Стимулирует процесс кровообращения.
  2. Улучшает отток лимфы.
  3. Восстанавливает питание тканей.
  4. Снимает болевые синдромы/спазмы.
  5. Устраняет воспаления.
  6. Повышает иммунитет и мышечный тонус.
  7. Возвращает упругость кожи.
  8. Применяется при хронических заболеваниях дыхательных путей.
  9. Эффективен при простуде.

3. Мотивация познавательной деятельности учащихся при изучении новой темы.

Для формирования познавательного интереса к изучаемой теме, можно воспользоваться познаниями учеников о разнообразии рельефа Земной поверхности, из курса географии. Обратить внимание на то, что заселяя планету и исследуя ее, человек задавался вопросом, как и в зависимости от чего изменяются важные для жизнедеятельности человека такие физические величины как температура, влажность воздуха и атмосферное давление. Оказалось, что эти физические величины зависят не только от координат местности, а и от того, как высоко над уровнем моря она находится.

В ходе беседы, учитель подводит учеников к самостоятельному формулированию темы и целей урока. (Слайд №6).

  1. Изучение нового материала.     Тематическая лекция:

На непрерывно движущиеся молекулы газов, из которых состоит атмосфера, действует сила тяжести. Под действием силы тяжести верхние слои оказывают давление на ее нижние слои. Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле, согласно закону Паскаля передает производимое на него давление вышележащих слоев по всем направлениям. В результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха. Значит, чем ближе к поверхности Земли, тем больше атмосферное давление. Из-за быстрого убывания плотности атмосферы почти вся ее масса содержится в нижних слоях – тропосфере и стратосфере.

С увеличением высоты изменяется не только атмосферное давление, но и плотность воздуха. По результатам измерение на высоте около 5,5 км плотность воздуха уже в 2 раза меньше, чем у поверхности Земли.

Рассматривается и обсуждается график изменения атмосферного давления с высотой над поверхностью Земли. (Слайд№8).

Поисковая работа с учебником.

Найти в тексте §46 определение и значение нормального атмосферного давления и записать его в тетрадь.

(Слайд №9).

Экспериментально установлено, что у поверхности Земли при небольших изменениях высоты (в несколько сот метров) давление изменяется примерно на 1 мм.рт.ст. (1,33 гПа) каждые 12 м высоты. Конечно, расчеты на основании такой зависимости довольно приблизительные, но они помогают ориентироваться в пространстве, определять положение тех или иных объектов относительно уровня Мирового океана, принятого за условный нуль отсчета всех высот на Земле.

(Слайд №10).

Зная зависимость давления от высоты, можно по изменению показаний барометра определить высоту над уровнем моря. Высоту подъема измеряют высотомерами (механический, электронный). Конструктивно высотомер похож на анероид, он шкала его проградуирована в единицах высоты.

(Слайд №11).

  1. Закрепление изученного материала.

Полученные знания применяются для решения задач по определению высоты, зная показания барометра и по определению атмосферного давления на определенной высоте.

Задача №1. (Слайд №13).

Самая высокая точка планеты, гора Эверест, находится, примерно, на высоте 8 800 м над уровнем моря. Рассчитайте атмосферное давление на вершине горы.

Задача №2. (Слайд №14).

Вычислите примерную высоту телевизионной башни в Останкино. Атмосферное давление у ее подножия и вершины определите по рисунку.

Самостоятельная работа. «Составь мозаику».

Ученики получают задание решить задачу. Правильное решение задач приводит к появлению картинки.

(Слайд №15).

Альпинисты, поднимаясь в горы, три раза фиксировали показания барометра-анероида.

Определите на каких высотах, относительно уровня моря, были проведены измерения если барометр показал:

1 ряд: Р=510 мм.рт.ст.

2 ряд: Р=385 мм.рт.ст.

3 ряд: Р=260 мм.рт.ст.

При необходимости, правильное решение задач расписывается на доске.

Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала.

Тест. (Слайд №19, 20).

1.Для чего предназначены барометры?
А. Для измерения плотности.

Б. Для измерения атмосферного давления.
В. Для измерения массы.

Г. Для измерения объёма тел.

2.В каких единицах измеряется атмосферное давление?
А. Н              Б. кг       В. Па            Г. см

3.Чему равно нормальное атмосферное давление?
А. 670 мм рт.ст.         Б. 730 мм рт.ст.         

В. 760 мм рт.ст.         Г. 370 мм рт.ст.

4.При подъёме на какую высоту над поверхностью Земли атмосферное давление уменьшается

на 1 мм рт.ст.?
А. На 10 м             Б. На 12 м        В. На 11 м            Г. На 15 м

5.Выразите нормальное атмосферное давление 760 мм рт.ст. в Паскалях.
А. 760000         Б. 113000         В. 101300         Г. 133000

Вариант 2

1. Какова причина существования атмосферного давления?

1) Подвижность и хаотичность движения молекул    2) Их взаимодействие и притяжение к земле
3) Бес воздуха    4) Воздушные течения

2. Как изменяется плотность воздуха с изменением высоты над поверхностью Земли?

1) Увеличивается при подъёме   2) Не изменяется    3) Уменьшается с возрастанием высоты

3. Почему атмосферное давление нельзя рассчитать, как давление жидкости, по формуле р = gρh?

1) Потому что плотность воздуха очень мала
2) Из-за того, что 
h — слишком большая величина: несколько тысяч километров
3) Из-за размытости границы воздушной оболочки (неопределённости значения 
h) и изменения плотности воздуха с высотой

4. Кто и как впервые измерил атмосферное давление?

1) Галилео Галилей при наблюдениях в телескоп     2) Исаак Ньютон, когда изучал движение тел
3) Блез Паскаль при выяснении условий равновесия жидкостей
4) Эванджелиста Торричелли в опытах с трубкой, в которой ртуть устанавливается на определённом уровне

5. Как изменяется уровень ртути в трубке Торричелли при изменении атмосферного давления? 1)Не изменяется
2) Повышается при увеличении атмосферного давления и понижается при его уменьшении
3) Понижается в случае увеличения атмосферного давления и повышается, когда оно уменьшается
4) Среди ответов нет правильного

Взаимопроверка.

  1. Рефлексия.

Ученикам предлагается ответить на вопросы:

1)Что я знал в начале урока;                             2)Что я узнал нового в ходе урока.

  1. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(Слайд №13).

  • Прочитать §46. Отвечать на вопросы.
  • Решить Упр.23 (1-3).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики для 7 класса "Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах"

Презентация к уроку физики для 7 класса по теме "Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах"....

урок физики в 7 классе "Методы измерения атмосферного давления. Атмосферное давление на различных высотах."

В феврале 2013 года проведен открытый урок физики в 7 классе по теме «Методы измерения давления. Атмосферное давление на различных высотах». Это урок изучения нового материала комбинированного типа....

Урок Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

Урок, на котором закрепляют знания об атмосферном давлении; объясняют изменение атмосферного давления с изменением высоты на основании молекулярно-кинетических представлений; знакомится с устройством ...

Урок физики в 7 классе по теме: «Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах».

Презентация к уроку физики в 7 классе по теме: «Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах»....

Барометр- анероид. Измерение атмосферного давления на различных высотах

Образовательная цель урока: изучение устройства барометра-анероида, выяснение зависимости атмосферного давления от высоты.Деятельностная цель: понять принцип действия и устройство барометра-анеро...

План – конспект урока: Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

План – конспект урока в 7 классеТема урока: Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний....