Лабораторная работа по физике 9 класс "Колебания и волны"
план-конспект занятия по физике (9 класс)

Волкова Ирина Александровна

новый подход к выполнению лабораторной работы. более деятельный. продуктивный. не жалко за такую роботу ставить отметку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_ia_tehn_karta_uroka.docx29.75 КБ
Файл kreterii_otsenivaniya.docx12.06 КБ
Файл laboratornaya_rabota_9_klass_no3.docx16.32 КБ
Файл lr_3.pptx117.81 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Заявка

на участие в дистанционном конкурсе

 «Педагогическое вдохновение»

Просим принять на конкурс методические материалы

по теме: Лабораторная работа по физике 9 класс " Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины "

____________________________________________________________________________

в номинации: Технологическая карта

_____________________________________________________________________________

Информация об участнике:

Фамилия: Волкова_______________________________________________________

Имя:  Ирина________________________________________________________________

Отчество: Александровна______________________________________________________

Должность: учитель  физики, информатики_____________________________________

Полное наименование образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дзержинская средняя школа №1 им. героя СССР Ракуса Д.И._________________________________________________________________

Адрес электронной почты: vvvolk.off1978@gmail.com

«___» января 2019г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дзержинская средняя школа №1 им. героя СССР Ракуса Д.И

Технологическая карта урока по физике

для 9 класса

тема: " Лабораторная работа

" Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины " ".

Автор: учитель физики, информатики

МБОУ ДСШ №1

Волкова Ирина Александровна

2019 г.

Пояснительная записка.

Технологическая карта урока физики в 9 класса по теме : "Колебания и волны"

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС нового поколения с использованием технологии Способ диалектического обучения. Форма урока: лабораторная работа.

Необходимость пересмотреть форму проведения лабораторной работы возникла давно. Для эффективного овладения учащимися навыками проведения лабораторной работы нужно отойти от стандартной формы, при которой ученики зачастую просто списывали тему, цели работы, оборудование, не осмысливая свою работу. Также подготовительный этап, предложенный авторами много лет назад, занимает большой промежуток времени, который целесообразнее направить на проведение опытов и расчетов.

Лабораторная работа, разработанная в логике СДО, позволяет учителю проверить знания учащихся по теме, а ученикам отработать навык проведения мини-исследований с выдвижением гипотезы и ее доказательству (опровержению) в ходе проведения работы.

В ходе проведения лабораторной  работы учащиеся самостоятельно определяют критерии  оценивания большинства заданий. Самооценка также включена в ход урока. Формы работы разные: индивидуальная, парная и групповая.

В результате проведения лабораторной работы получаем рабочий лист ученика с осмысленной и проработанной информацией. Учителю такой лист  позволит проверить усвоены ли учеником понятия, формул, физические величины, единицы измерения физических величин. Так же учителю видно, насколько ученик умеет самостоятельно формулировать цель работы, может выдвигать предположения, мыслить наперед.

Данный урок одобрен всеми учителями физики районного методического объединения  и получил положительные отзывы.

Впереди д модернизация всех лабораторных работ 7-11 классов.


Технологическая карта урока

     

       ФИО учителя: Волкова Ирина Александровна

Класс : 9

      УМК : А.В.Перышкин учебник по физике 9 класс "ДРОФА" 2016г.; Г.В.Глинкина/М.И.Ковель/М.А.Митрухина/В.Л.Зорина  учебно-методическое пособие СДО "КИПК" 2015г.

Предмет: физика

Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

Тип урока: Лабораторная работа

Место и роль урока в изучаемой теме: 3 урок по теме "Колебания и волны", в ходе которого исследуется зависимость основных физических величин данной темы

Цель: создать условия по изучению зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины, путем организации исследовательской работы на уроке.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

  • формулирует определение понятий: частота колебаний, период колебаний, свободные колебания;
  • выделяет родовой  и видовые признаки данных понятий;
  • использует необходимое оборудование для проведения л.р.
  • указывает обозначение и единицы физических величин: частота, период, длина, количество колебаний, время;
  • вычисляет частоту и период колебаний по формулам;
  • проводит эксперимент.
  • самостоятельно формулирует цели урока;
  • в диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • анализирует объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет подведение под понятие;
  • выстраивает логическую цепь рассуждений и приводит доказательства;
  • устанавливает причинно-следственные связи;
  • формулирует гипотезу и в ходе работы доказывает или опровергает  ее.
  • оформляет свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
  • высказывает свою точку зрения и приводит доказательство ее;
  • слушает и слышит других;
  • корректирует свою точку зрения;
  • договаривается и приходит к общему решению совместной деятельности;
  • задает вопросы.
  • работает над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  • проявляет самостоятельность в разных видах учебной деятельности.

Ход урока

     **Название  

       этапа урока                                                    

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный этап

Приветствие /настрой на работу/знакомство с индивидуальными рабочими листами /озвучивание темы урока

Знакомится с листом для работы и темой урока

Учащийся ознакомлен с рабочим листом/настроен на работу

2

Постановка цели и задач урока

Отработать навыки постановки цели урока. Сформировать умение самостоятельно разрабатывать критерии оценивания заданий.  

Индивидуальная работа

Дает задание на самостоятельную формулировку цели урока/обсуждает совместно с учащимися критерии для оценивания данного задания/вывод эталонный ответ на экран

Формулирует цель урока исходя из темы л.р./ предлагает варианты оценивания задания/ оценивает задание

Сформулирована цель л.р.самостоятельно учащимся/выбраны критерии для оценивания задания/учащиеся произвели самооценку задания  согласно выработанным критериям

Выбор критериев для оценки деятельности совместно учащиеся и учитель/оценка и самооценка деятельности учащегося

3

Актуализация знаний

Повторить основные понятия темы, физические величины и их обозначение.   Сформировать умение самостоятельно разрабатывать критерии оценивания заданий.  

Индивидуальная работа/ простая кооперация

Зачитывает условия 1 и 2 задания в рабочих листах на определение понятий и установление соответствие между физическими величинами и единицами физической величины/обсуждает совместно с учащимися критерии для оценивания данного задания/вывод эталонный ответ на экран

Выполняет 1 и 2 задание в рабочих листах самостоятельно/ предлагает варианты оценивания задания/ проверяет задание с соседом по парте(взаимопроверка) по эталону /оценивает задание

Выполнены 1 и 2 задания в рабочих листах/выбраны критерии для оценивания задания/учащиеся произвели самооценку задания  согласно выработанным критериям

Выбор критериев для оценки деятельности совместно учащиеся и учитель/оценка и самооценка деятельности учащегося

4

Выдвижение гипотезы

Отработать навык выдвижения предположений.   Сформировать умение самостоятельно разрабатывать критерии оценивания заданий.  

Индивидуальная работа/ простая кооперация

Зачитывает условия 3 задания в рабочих листах на выдвижение гипотезы  которую учащиеся докажут или опровергнут в ходе проведения опыта  /обсуждает совместно с учащимися критерии для оценивания данного задания/вывод эталонный ответ на экран

Выполняет 3 задание в рабочих листах самостоятельно/ предлагает варианты оценивания задания/ проверяет задание с соседом по парте(взаимопроверка) по эталону /оценивает задание

Выполнено 3 задание в рабочих листах/выбраны критерии для оценивания задания/учащиеся произвели самооценку задания  согласно выработанным критериям

Выбор критериев для оценки деятельности совместно учащиеся и учитель/оценка и самооценка деятельности учащегося

5

Проведение опытов /вычисление значений

Отработать навыки проведения опытов; продолжить развитие умения решать задачи.

Простая кооперация

Нацеливает учащихся на проведение опытов/напоминает про оборудование находящееся на партах/знакомит с критериями оценивания задания/ вывод эталонный ответ на экран

Проводит опыты совместно с соседом по парте/ производит расчеты/заполняет таблицу/ проверяет задание с соседом по парте(взаимопроверка) по эталону согласна предложенным учителем критериям /оценивает задание

Проведены опыты/результаты измерений занесены в таблицу/рассчитаны период и частота колебаний и занесены в таблицу/учащиеся ознакомлены с критериями оценивания задания/ учащиеся произвели самооценку задания согласно предложенным критериям

Представление критериев для оценки деятельности учителем /оценка и самооценка деятельности учащегося

6

Формулирование вывода

Отработать навык формулировки вывода.   Сформировать умение самостоятельно разрабатывать критерии оценивания заданий.  

Индивидуальная работа/ сложная кооперация

Подводит учащихся к формулировке вывода лабораторной работы исходя из той гипотезы которую записали учащиеся/обсуждает совместно с учащимися критерии для оценивания данного задания/вывод эталонный ответ на экран

Формулирует и записывает вывод/ предлагает варианты оценивания задания/ проверяет задание с соседом по парте, затем с группой ребят /сравнивают полученный вывод с эталоном /оценивает задание

Сформулирован и записан вывод в виде умозаключения  в рабочих листах/выбраны критерии для оценивания задания/учащиеся произвели самооценку задания согласно выработанным критериям

Выбор критериев для оценки деятельности совместно учащиеся и учитель/оценка и самооценка деятельности учащегося

7

Рефлексия

Отработать навык оценки и самооценки.

Индивидуальная работа

Подсчет общего количества максимальных баллов/вывод заявки на оценку/диагностика удач или неудач учащихся

Подсчитывает свой балл за работу/ соотносит свой балл с отметкой/объясняет в чем причина неудачи или рассказывает что помогло успешно справится с работой

Учащиеся вывели отметки за лабораторную работу исходя из заявки на оценку и полученных баллов за работу

Подсчет общего количества баллов , набранных учащимся/ выбор соответствующей отметки за работу

8

Домашнее задание

Формулировка домашнего задания

Записывает домашнее задание

Запись в дневнике домашнего задания

*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме.

** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.


Приложение 2

Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Цель работы:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 130 см, протянутой сквозь кусочек резины, часы с секундной стрелкой или метроном.

Ход работы:

1.  Запишите определение понятий в таблицу, распределив по ячейкам для каждого понятия - определяемое понятие, родовой и видовые признаки: частота колебаний, период колебаний, свободные колебания.

Определяемое понятие

Родовой признак

Видовые признаки

2. Установите соответствие между физическими величинами, обозначением физической величины и единицами физической величины(соедините стрелками) :

Частота

l

секунда

Период

Ʋ

секунда

Длина

N

Герцы

Количество колебаний

t

сантиметры

Время

T

3. Сформулируйте гипотезу в форме суждения (исходя из темы и цели лабораторной работы) которое докажете или опровергните в ходе проведения опыта.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.

Запишите результаты измерений в таблицу

№ опыта

Физическая величина

1

2

3

l, см

N

t, с

Т, с

Ʋ, Гц

Расчеты:

Т1=

Т2=

Т3=

Рассчитайте частоту колебаний маятника двумя способами (Ʋ= 1/Т и Ʋ= N/t)

Ʋ1=

Ʋ2=

Ʋ3=

Вывод в виде умозаключения (доказательство или опровержение гипотезы): ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания заданий лабораторной работы №3

Задание

Критерии оценивания / Баллы за выполненное задание

Максимальный балл

Цель работы

Запишите определение понятий в таблицу, распределив по ячейкам для каждого понятия - определяемое понятие, родовой и видовые признаки

Установите соответствие между физическими величинами, обозначением физической величины и единицами физической величины(соедините стрелками)

Сформулируйте суждение (исходя из темы и цели лабораторной работы) которое докажете или опровергните в ходе проведения опыта

Запишите результаты измерений в таблицу

Проведены по три измерения(расчета) всех физических величин и записаны в таблицу/ 0,5 балла за каждую заполненную ячейку таблицы

7,5 балла

Расчеты

Верно записана формула для расчета периода колебаний/ 1 балл

Верно произведены расчеты периодов для трех опытов/ 0,5 балла за каждый расчет

Верно произведены  расчеты частоты колебаний по двум формулам для каждого опыта/ 0.5 балла за каждый расчет

5,5 балла

Вывод в виде умозаключения (доказательство или опровержение суждения)



Предварительный просмотр:

Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Цель работы:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 130 см, протянутой сквозь кусочек резины, часы с секундной стрелкой или метроном.

Ход работы:

1.  Запишите определение понятий в таблицу, распределив по ячейкам для каждого понятия - определяемое понятие, родовой и видовые признаки: частота колебаний, период колебаний, свободные колебания.

Определяемое понятие

Родовой признак

Видовые признаки

2. Установите соответствие между физическими величинами, обозначением физической величины и единицами физической величины(соедините стрелками) :

Частота

l

секунда

Период

Ʋ

секунда

Длина

N

Герцы

Количество колебаний

t

сантиметры

Время

T

3. Сформулируйте гипотезу в форме суждения (исходя из темы и цели лабораторной работы) которое докажете или опровергните в ходе проведения опыта.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.

Запишите результаты измерений в таблицу

№ опыта

Физическая величина

1

2

3

l, см

N

t, с

Т, с

Ʋ, Гц

Расчеты:

Т1=

Т2=

Т3=

Рассчитайте частоту колебаний маятника двумя способами (Ʋ= 1/Т и Ʋ= N/t)

Ʋ1=

Ʋ2=

Ʋ3=

Вывод в виде умозаключения (доказательство или опровержение гипотезы): ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

18.12.2018г. Лабораторная работа №3 Тема : Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Слайд 2

Цель работы: в ыяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины. или о пытным путем узнать как зависит период и частота нитяного маятника от его длины.

Слайд 3

1. Запишите определение понятий в таблицу, распределив по ячейкам для каждого понятия - определяемое понятие, родовой и видовые признаки: частота колебаний, период колебаний, свободные колебания. Определяемое понятие Родовой признак Видовые признаки частота колебаний Число колебаний в единицу времени период колебаний Промежуток времени в течении которого тело совершает одно полное колебание свободные колебания колебания происходящие только начальному запасу энергии

Слайд 4

2. Установите соответствие между физическими величинами, обозначением физической величины и единицами физической величины(соедините стрелками) : Частота l секунда Период Ʋ секунда Длина N Герцы Количество колебаний t сантиметры Время T

Слайд 5

3. Сформулируйте гипотезу в форме суждения (исходя из темы и цели лабораторной работы) которое докажете или опровергните в ходе проведения опыта.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.

Слайд 6

Выполнение опыта

Слайд 7

Вывод в виде умозаключения ( доказательство или опровержение гипотезы): ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.

Слайд 8

Увеличивая длину нити маятника, период колебаний маятника увеличивается, а частота колебаний маятника уменьшается. Следовательно меняя длину маятника, мы изменяем его период и частоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по физике «Цифровые образовательные технологии проведения лабораторных работ по физике»

Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащего...

Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Бойля-Мариотта". Учитель физики Ефименко Ю.В.

В данной работе представлена инструкция для учащихся по проведению лабораторной работы.Лабораторная работа выполняется на основе демонстрационного оборудования....

Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Шарля". Учитель физики Ефименко Ю.В.

В работе представлена инструкция для учащихся 10 классов при выполнении  данной лабораторной работы. Работа выполняется на демонстрационном оборудовании....

Лабораторные работы по физике для 8 класса к учебнику А.В.Перышкина "Физика 8"

В материале представлены презентации некоторых лабораторных работ по физике №1,2,4,7,8, соответствующих учебнику "Физика. 8 кл. :/Перышкин А.В..- Дрофа, 2012."...

Лабораторная работа по физике в 11 классе по теме "Измерение длины световой волны"

Лабораторная работа  по физике в 11 класе "Измерение длины световой волны" с использованием лазерной указки и компакт-диска....

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ и учетом требований ГИА по физике

      Отличительной особенностью итоговой аттестации в 9 классе, по сравнению с 11 классом, является наличие не только теоретических вопросов и задач, но и практического эксперим...

Домашние лабораторные работы по физике и самодельные приборы по физике.

laquo;Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на     поверхности. Видеть их и помогать им,  раскрыться – высокая миссия учителя»....