Проблемное обучение на уроках физики
статья по физике (11 класс)

Татаренкова Людмила Петровна

Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся,  овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemnoe_obuchenie_.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ  физики

Татаренкова  Людмила Петровна

МКОУ «Возовская СОШ »,  п. Возы, Поныровский район, Курская облась

     В основе проблемного обучения лежит учебная проблема,  сущность которой - диалектическое противоречие между известными  ученику знаниями и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно.  Это противоречие служит движущей силой творческого усвоения знаний.

Проблемное обучение, как и вообще обучение, - двусторонний процесс. Оно включает, с одной стороны, проблемное преподавание, с другой- проблемное учение.

     Проблемное преподавание- это деятельность учителя по постановке  учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, управлению учебной деятельностью учащихся в решении учебных проблем.

Проблемное учение- это организованная деятельность учащихся по усвоению  знаний, в ходе которой они участвуют в поисках решения выдвинутых перед ними проблем.

     Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся,  овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера.

Для осуществления проблемного обучения необходимы следующие условия:

-наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для учащихся;

-умение учителя создавать проблемную ситуацию;

-постепенное планомерное развитие у учащихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы её решения;

- специальная система подготовки учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов.

     Возможно несколько способов выдвижения проблем. Рассмотрим   некоторые из них.

1.Выдвижение проблемы в связи с изучением новых явлений, установлением новых экспериментальных фактов, не укладывающихся в рамки прежних представлений.

2.Выдвижение проблемы на основе демонстрации опыта при изучении явления, которое может быть объяснено учащимися на основе ранее полученных знаний.

3.Выдвижение проблемы в связи с поисками нового метода измерения физической величины.

4.Постановка вопроса, требующего установления связи между явлениями или величинами, характеризующими явления.

5.Постановка проблемного вопроса с целью привлечения имеющихся у учащихся знаний к решению задач практического характера.

     Способы создания проблемной ситуации могут быть самыми разнообразными. В таблице представлены некоторые проблемные ситуации, которые можно использовать на уроках физики.

                                                                Таблица

Тема урока

Проблемная ситуация

Гипотезы учеников

Выход из проблемной ситуации

Явление электромагнитной индукции.

Можно ли получить ток в проводнике без источника тока?

Нет, нельзя.

Демонстрация опыта с движением проводника в магнитном поле.

Масса тела.

Можно ли определить массу деревянного шарика, имея в распоряжении только измерительный цилиндр с водой?

Нет, нельзя.

(Учащиеся определяли массу с помощью рычажных весов)

Учитель предлагает решить эту задачу с помощью мензурки, которую учащиеся использовали только для измерения объёма тела.

Свободное падение тел

Демонстрация опыта: падение двух листов бумаги - смятого и гладкого. Почему мятый лист падает быстрее,  чем расправленный?

Ученики выдвигают гипотезы.

Демонстрация опыта с трубкой Ньютона.

Практическое применение тепловых явлений.

Учитель обращается с вопросом: «Что надо сделать, чтобы охладить молоко летом, не имея холодильника?»

Ученики выдвигают свои предположения.

Ученикам предлагают самим найти способ её решения, используя ранее приобретённые знания.

Строение вещества.

Тела не сплошные, а состоят из частиц, между которыми есть промежутки.

При демонстрации опыта по смешиванию воды и спирта ученики не могут выдвинуть необходимую гипотезу.

Демонстрация вспомогательного опыта: на дно  стеклянной высокой ёмкости насыпать фасоль, а  сверху на него- пшено. Если сосуд потрясти, суммарный объём этих сыпучих тел уменьшится.

     Проблемное обучение как современная образовательная технология наиболее актуальна для предметов естественнонаучного цикла, в том числе и физики. В проблемном обучении учитель подобен опытному дирижеру, организующему  этот исследовательский поиск. Создавая проблему, он вскрывает путь ее решения, рассуждает вместе с учениками, высказывает предположения,  обсуждает их вместе с учениками, опровергает возражения, доказывает  истинность. Иначе говоря, учитель демонстрирует учащимся путь научного мышления, заставляет учеников следить за диалектическим движением мысли к истине. В другом случае роль учителя может быть минимальной – он предоставляет школьникам возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем .

     Таким образом, в условиях проблемного обучения развитие активности в умственной деятельности учащихся можно характеризовать как переход от действий, стимулируемых заданиями учителя, к самостоятельной постановке вопросов; от действий, связанных с выбором уже известных путей и способов, к самостоятельным поискам решения задач и дальше – к выработке умения самостоятельно  видеть проблемы и исследовать их.

                                               Литература:

1. Усова А.В. Методика преподавания физики .-М.: Просвещение,1990.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2001.

2. Крохина Н.П. Проблемное обучение на уроках физики// Физика. Всё для учителя. 2012. №7,8

3. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Проблемное обучение на уроках физики"

Постановка проблемы и пути её разрешения важные вопросы обучения физики....

Проблемное обучение на уроках физики

"Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем"- Л.Питер. А кое-что старое - это проблемный метод обучения учащихся на уроке. Эффективность этого метода доказана теоретиками,...

К вопросу о проблемном обучении на уроках физики

Предлагается новый вид котроля учащихся по темам...

Проблемное обучение на уроках физики.

Необходимость использования проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся. Способы создания проблемных ситуаций. Цели, задачи и условия для осуществления проблемного обучен...

проблемное обучение на уроках физики

Презентация содержит материал по созданию проблемных ситуаций при изучении нового материала по физике...

использование элементов проблемного обучения на уроках физики

Применение метода проблемного обучения и элементов проблемного обучения на уроках физики. Материал представлен в виде презентации с  примерами , взятыми из уроков....