ИР "Испарение"
творческая работа учащихся по физике (8 класс)

Колеганова Светлана Николаевна

Исследовательская работа "Испарение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ir_isparenie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Белозеровская основная общеобразовательная школа

Исследовательская работа «Испарение»

                                                                         

                                                                      работу провела

                                                                             ученица 8 класса

                                                                             Куканкова Нина

2008 г.

На одном из уроков физики мы проходили тему «Испарение». Изучив суть процесса испарения с поверхности жидкости теоретически, я решила проверить на практике, что скорость испарения зависит от площади поверхности, от температуры жидкости, а также от рода жидкости. Поставив себе такую цель, я подошла к учителю и попросила мне помочь подобрать опыты для подтверждения теоретических данных. Она мне предложила еще раз внимательно прочитать § 16 учебника и на следующий день принесла фен. Поразмыслив и обдумав все, я составила список того, что мне необходимо для проведения опытов.

Приборы и материалы: листы бумаги, пипетка, веер, сушилка, фен, одежка для кукол, прищепки, вода, одеколон., три блюдца, пузырек, мерный стаканчик, термометр, фломастер, банка, банка с крышкой, часы с секундной стрелкой.

После этого я снова подошла к учителю и объяснила, какие опыты мне нужно провести с моей точки зрения. Просмотрев все мои черновые варианты, мы совместно составили план моей работы.

План работы.

  1. Зависимости скорости испарения от площади поверхности жидкости. Опыт с листами и одеколоном.
  2. Зависимость скорости испарения от рода жидкости. Опыт с листочками, водой и одеколоном.
  3. Зависимость скорости испарения от ветра. Опыт с веером.
  4. Зависимость скорости испарения от температуры. Опыт с блюдцами и водой.
  5. Опыты с сушилкой.
  6. Испарение в закрытом сосуде и открытом сосуде.

Проблема стала в простых вещах: у меня нет фена, мне некому помочь сделать сушилку. Фен принесла мне учитель, а сушилку помог сделать одноклассник Сергей Паняев. Пока мне делали сушилку, я начала проводить другие опыты.

1. Зависимость испарения от площади поверхности жидкости.

ОПЫТ 1. Я взяла два листка бумаги и накапала на них с помощью пипетки одинаковое количество одеколона. Один лист я положила на стол, а другой подняла вертикально (одеколон растекся по листку, т.е площадь поверхности увеличилась). Засекла время и стала наблюдать за процессом испарения. Листок, который я держала вертикально, просох за 3 мин 25 с, а листок, который лежал на столе просох через 4 мин 10 с.

Вывод. Скорость испарения действительно зависит от площади поверхности жидкости.

ОПЫТ 2. Я поставила блюдце и пузырек с одинаковым количеством воды, которое отмерила мерным стаканчиком, в одно и тоже место (температура должна быть одинаковой). Засекла первоначальный уровень воды, отметив его фломастером. Через пять дней было видно, что в блюдце воды испарилось больше, чем в пузырьке (уровень воды уменьшился).

Вывод. Скорость испарения жидкости зависит от площади ее поверхности. Чем больше площадь поверхности, тем больше «быстрых» молекул находится на поверхности жидкости.

2. Зависимость скорости испарения от рода жидкости.

ОПЫТ 3. Я взяла два листка и накапала с помощью пипетки одинаковое количество воды и одеколона. Затем взяла веер и стала обмахивать веером. Листок, на котором была накапана вода просох через 5 мин, а листок, на котором был одеколон - просох за 2 мин 15 с.

Вывод. Скорость испарения зависит от рода жидкости. Такое летучее вещество, как одеколон испаряется быстрее, так как силы притяжения между его молекулами меньше, чем силы притяжения между молекулами воды.

3. Зависимость скорости испарения от ветра.

ОПЫТ 4. Я взяла два листка бумаги. Накапала на них с помощью пипетки одинаковое количество воды. Один отложила в сторону, а другой стала обмахивать веером. Время высыхания оказалось разным. Вода на листе, который обмахивался веером, высохла  приблизительно за 5 мин. А вода на листе, который лежал в стороне, высохла за 8 мин 35 с.

Вывод. Скорость испарения зависит от ветра, так как с ветром быстрее улетают «быстрые» молекулы.

4. Зависимость скорости испарения жидкости от температуры.

ОПЫТ 5. Я взяла два блюдца, отмерила мерным стаканчиком одинаковое количество воды. Замерила ее температуру. Она была равной 15 0 С. Я оставила одно блюдце в холодильник, а другое в теплое место. Фломастером заметила начальный уровень воды. Наблюдала за испарением воды в течение пяти дней. В блюдце, которое стояло в тепле, уровень воды уменьшился больше, чем в блюдце, стоящем в холодильнике. Температура воды в теплом месте была равной 210 С, а температура воды в холодильнике -  - 5 0С.

Вывод. Скорость испарения жидкости зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее происходит испарение.

5. Опыты с сушилкой.

На идею этого опыта меня подтолкнули слова, взятые из § 16 учебника: «Развешанное белье быстрее высыхает, чем скомканное». Со стиркой белья мы сталкиваемся все время в нашей повседневной жизни. Раньше я не задумывалась о том, почему и как сохнет белье. Мне было интересно проверить, что же на самом деле происходит. Для этого, я сшила штанишки для пупсика.

ОПЫТ 6. На сушилку повесила, смоченные в воде две пары штанишек. Но одни повесила в расправленном виде, а другие в скомканном. Температура воздуха в помещении была 150С. Расправленном виде штанишки высохли в течении  45 часов, а скомканные – 69 часов.

Вывод. Этот опыт подтвердил, что скорость испарения зависит от площади поверхности. Ведь скомкивая белье, я уменьшила площадь поверхности.

ОПЫТ 7. На сушилку повесила смоченные в воде штанишки. Включила фен и засекла время высыхания штанишек с помощью горячего воздуха. Они высохли за 5 мин 18 с.

Вывод. Скорость испарения зависит от температуры окружающей среды, а также от ветра. Ведь применив фен, я повысила температуру окружающего воздуха, а также применила ветер. Это подтверждает предыдущие опыты.

ОПЫТ 8. На сушилку повесила две пары штанишек. Одни смочила в воде, а другие в одеколоне. Опять включила фен и стала обдувать штанишки горячим воздухом. Штанишки, смоченные в одеколоне высохли за 4 мин 5 с, а, смоченные в воде – за 5 мин 30 с.

Вывод. Скорость испарения зависит от рода жидкости.

  1. Испарение в закрытом сосуде и открытом сосуде.

ОПЫТ 9. Для этого опыта я взяла две одинаковые банки и крышку. Налила до одинакового уровня воды. Сделала отметку фломастером на банках. Одну банку оставила открытой, а вторую закрыла крышкой. Поставила банки в теплое место. Через шесть дней снова сделала отметку уровня воды в банке. В открытой банке уровень воды уменьшился за счет испарения воды с поверхности, а в закрытой банке остался тот же. Наблюдая в течении пяти дней за закрытой банкой, я увидела, что на крышке скапливаются капельки воды. Это значит, что происходила конденсация водяных паров. Поэтому уровень воды в банке не изменился.

Вывод. Испарение происходит и в открытом и в закрытом сосуде. В открытом сосуде «быстрые» молекулы покидают жидкость совсем, поэтому уровень жидкости уменьшается. В закрытом сосуде пар, поднимаясь наверх, конденсируется, а значит, часть молекул возвращается в жидкость.

Наблюдения. Белье на морозе сохнет, а это значит, что лед тоже испаряется, несмотря на то, что это твердое вещество.

Примечание. Погрешность измерения термометра равна 10С.

С этой работой я должна выступить на одном из уроков физики.