Использование интерактивной доски в учебном процессе.
статья (11 класс) по теме

Вольская Тамара Сергеевна

Материалы методических объединений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_interaktivnoy_doski_v_uchebnom_protsesse.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивной доски Interwrite Board в учебном процессе 

   ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образования потому, что информатизация образования – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения.

Еще совсем недавно это казалось фантастикой: в школьном классе вместо обычной меловой доски висит большой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, передающему на доску изображение с помощью проектора. Сегодня в нашей школе – это реальность!

Объект, рассматриваемый в статье – интерактивная доска Interwrite Board и оценка эффективности использования ее в учебном процессе.

Электронная интерактивная доска – это панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором.

Доски Interwrite Board имеют в качестве поверхности пассивный электромагнетик. Т.е. доска является своего рода антенной, а электромагнитное поле излучает лишь специальный маркер. Маркер оснащается необслуживаемыми аккумуляторами с автоматической подзарядкой в неактивном режиме, что исключает дополнительные затраты. Применение технологии пассивного электромагнетика, обеспечивает высокую прочность конструкции доски и сохранение ее работоспособности даже при серьезном повреждении поверхности. Однако главное достоинство электромагнитных досок состоит в поддержке высокого разрешения (до 62000x46500 точек), которое позволяет достичь отличной четкости позиционирования пера, полного отсутствия запаздывания и большой скорости обработки его движения. Специальная матовая поверхность досок Interwrite Board хорошо рассеивает направленный агрессивный свет от проектора, что важно для комфортной работы с доской. Поскольку интерактивная доска призвана заменить обычную меловую или маркерную доску, она должна быть полнофункциональной. В этом плане в Interwrite Board учтены очень многие вещи: доска обладает высоким разрешением и полным отсутствием запаздывания движения маркера, что важно для точных построений на занятиях по геометрии, черчению и др.; кроме того, доска допускает применение обычных сухостираемых маркеров т.е. может использоваться в качестве маркерной доски; позволяет использовать традиционные чертежные инструменты, что крайне удобно и важно на занятиях по точным наукам; не боится механических повреждений. Инструкция по эксплуатации Interwrite Board дается в виде руководства пользователя “Быстрый старт” в печатном виде и на CD, где подробно изложены все необходимые сведения, включающие в себя подробный инструктаж по первым шагам работы с интерактивной доской, а также информацию для более опытных пользователей. Работу интерактивной доски Interwrite Board поддерживает полностью русифицированное программное обеспечение – Interwrite Workspace. Оно предоставляет возможность реализации любых педагогических приемов и имеет простой интуитивно понятный интерфейс, а библиотека цифровых образовательных ресурсов хорошо структурирована. Программный пакет Interwrite Workspace позволяет преподавателю готовиться к занятиям без подключения интерактивной доски. Это программное обеспечение имеет ряд дополнительных удобств: в частности, возможность делать примечания “внутри” приложений MS Office и сохранять все комментарии внутри редактируемых документов. Более того, записи так называемого конспекта урока и пометки поверх запускаемых приложений сохраняются в едином файле, не обременяя преподавателя лишними поисками. Кроме того, сохраненные конспекты можно перевести в общепринятые файловые форматы, что значительно упрощает обмен опытом с коллегами, использующими интерактивное оборудование других производителей. Немаловажен и еще один аспект работы с интерактивными досками: любая доска может работать в одном из двух режимов – в режиме рисования или в режиме “мыши”. Режим рисования позволяет воспользоваться маркером для создания эскизов, обводки фрагментов проецируемого с компьютера изображения, а также письма от руки. Режим “мыши” является в некотором смысле “вспомогательным” и служит для управления программами. Для смены режимов на панели доски, как правило, предусмотрена специальная кнопка.

Интерактивная доска, поступила в нашу школу год назад.

Весьма актуальными стали вопросы: Как и зачем?

(Т. е.целесообразность применения ИД в учебном процессе и формы применения интерактивной доски в учебном процессе.)

Отвечая на первый вопрос, можно руководствоваться в обучении принципами:

  1. сознательности и активности,
  2. наглядности,
  3. постепенности и систематичности знаний,
  4. упражнений и прочного овладения знания и навыками.

Для осуществления наглядности необходимо использовать:

  1. реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
  2. когда это невозможно, модели и копию предмета;
  3. картинки как изображение предмета или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

Что же дает интерактивная доска в совокупности с персональным компьютером с данной точки зрения?

Это интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности.

Интерактив – это поочередное взаимодействие сторон, где как стороны выступают учитель, ученик и используемый электронный образовательный ресурс. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного действия.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации ( multi – много, media – среда, способ, средство).

Такое “многосредие” приводит к качественному повышению эффективности образовательных ресурсов, которые вводятся в учебный процесс при помощи интерактивного устройства.

Устройство Interwrite Board выводит свойство мультимедийности на качественно новый уровень, включая в процесс восприятия “многосредовой” информации не 1 человека (как в случае работы ученика с ПК), а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения услышанного и увиденного.

Коммуникативность – это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, оперативность такого диалога, контроль за состоянием процесса. Другая сторона коммуникативности – возможность оперативной передачи информации участнику образовательного процесса, что более применимо в случае с интерактивным устройством.

Моделинг – имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром, т.е. тренинг поведения, моделирование действий человека.

Моделинг также реализуем при помощи интерактивной доски, но только при наличии соответствующего электронного образовательного ресурса, и в данном случае возможности доски делают процесс работы с моделью при помощи персонального компьютера не достоянием одного человека, а открывают этот процесс для группы учеников, предоставляя возможность как индивидуального, так и коллективного взаимодействия с моделью, обсуждения ее работы и получившихся результатов.

Говоря о производительности, можно сказать, что эта характеристика – прерогатива персонального компьютера. Но при работе с коллективом обучающихся, именно интерактивная доска на первых этапах позволяет повысить производительность процесса обучения, помогая учителю, обучающему, не тратить временной ресурс занятия на индивидуальную работу с учеником, а производить работу со всем коллективом в целом, что экономит время, позволяет рассмотреть наиболее важные для всех учащихся моменты, а следовательно – повышает производительность обучения.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что интерактивная доска реализует принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения. Интерактивная доска позволяет реализовать непосредственное наблюдение за предметами (процессами) посредством демонстрации фрагментов учебных фильмов и различных демонстрационных материалов.

Более обосновано применение интерактивной доски в том случае, если невозможно увидеть и пронаблюдать за реальным объектом – в этом случае с помощью определенного типа ЭОР (например “Виртуальный задачник по информатике для младших школьников ) ученику предоставляется возможность познания реальных объектов, процессов и явлений на примере моделей переправы, взвешивания, разъездов и др.).

Указанные достоинства интерактивной доски позволяют интенсифицировать образовательный процесс, использовать методики, ориентированные на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации, что проявляется в:

  1. незамедлительной обратной связи между пользователем (учеником, учителем) и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи ИД;
  2. визуализации учебной информации изучаемого объекта, процесса (наглядное представление на ИД объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса).
  3. компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и “виртуальных” (представление на интерактивной доске модели: математической, информационно-описательной, наглядной, адекватно оригиналу);
  4. автоматизации процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроль результатов усвоения.

Применение интерактивных досок в процессе обучения детей позволяет сделать этот процесс более увлекательным и наглядным. К тому же это устройство позволяет педагогу объединить в одном “лице” обычную школьную доску и экран, наподобие телевизора, для отображения различной информации. Необычная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты и так далее. По заданным программам интерактивная доска переключается на уроки, скажем, математики (с ее символами и набором линеек, транспортиров и так далее), географии (с географическими картами), правописания (показ правильной графики букв и цифр), биологии, химии и другие школьные предметы.

Электронные интерактивные доски достаточно привлекательны, чтобы выдержать конкуренцию с популярными среди учеников электронными устройствами (например, карманными играми, мобильными телефонами и MP3-плеерами). Они сосредотачивают учащегося на решении задачи, вызывая энтузиазм и создавая дополнительную мотивацию для посещения уроков. Электронные интерактивные доски более успешно, чем любое другое отвлекающее устройство или игра популяризируют среди учеников навыки работы с компьютерами, столь необходимые в XXI веке.

Обычно на запоминание учащимися пройденных материалов влияет множество факторов. Способность ученика запоминать и воспроизводить информацию зависит от ряда условий. Некоторые из них касаются степени вовлеченности учащегося в образовательный процесс и стимулов. И конечно же важно – привлечено ли внимание ученика к изучаемому материалу, поддерживается ли должный уровень внимания, способствующий усвоению.

Умение привлечь и удержать внимание учащихся является обязательным для педагога. Достижение этого – в переключении внимания при малейших признаках усталости учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал не тратя время и силы попусту.

Интерактивная доска с ее демонстрационно-наглядно-интерактивными возможностями – одно из средств поддержания и удержания интереса ученика.

Также успеху ученика в высшей степени способствует планомерное ведение записей и просмотр их в свободное от учебы время. Использование в учебе электронных интерактивных досок обеспечивает успешное запоминание учащимся информации и ее воспроизведение следующими способами:

  1. уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того, чтобы судорожно записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока.
  2. записанные на электронной интерактивной доске комментарии после урока могут быть распечатаны или отправлены по электронной почте. Таким образом у ученика появляются дидактические материалы, облегчающие процесс воспроизведения усвоенной на уроке информации.

Как электронная интерактивная доска может быть использована в среде обучения?

Технология работы с интерактивной доской сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Можно четко выделить три основных приема использования интерактивной доски на уроке:

  1. Управление компьютером, стоя у доски, на удалении от самого компьютера, не используя традиционные клавиатуру и мышь. Этот прием используется в основном на организационных моментах урока, при работе с файловой системой компьютера, для запуска приложения Windows, для просмотра содержимого CD или DVD-дисков, для начала сеанса в Интернет и т.д.;
  2. Совмещение использования электронных заготовок (слайдов, текстов, изображений и др.) с рукописным видом деятельности. Возможность делать надписи и пометки с помощью электронного карандаша (маркера) поверх электронной заготовки позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных блоках информации, добавлять новую информацию, вопросы и идеи к тексту, комментарии к диаграммам или изображениям на экране. Данный прием применяется в зависимости от типа и целей урока для актуализации знаний, для лучшего зрительного восприятия, для закрепления изученного материала и т.д. Сюда можно отнести такие виды деятельности, как вставка формул в текст, заполнение заготовленных таблиц, работа с понятиями, подписывание карт, рисунков и схем, др. Причем, все примечания, пометки и надписи можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.
  3. Работа с программным обеспечением, поставляемым непосредственно с интерактивной доской. В отличие от предыдущего приема, здесь к электронным маркерам добавляются дополнительные “электронные инструменты” для создания новых объектов и работы с ними. Объекты можно копировать и вставлять, вырезать и удалять с экрана, выделять и перемещать по рабочему полю, а действия с объектами можно отменять или возвращать. Это позволяет активно использовать упражнения и задания такого типа как классификация или группировка объектов, соединение или заполнение пропусков, сортировка или упорядочивание. Ученики могут экспериментировать с заданием, передвигать объекты, отменять свои действия и пробовать снова.

Электронные интерактивные доски обогащают процесс подготовки к занятиям:

  1. Они просты в использовании как для преподавателей, так и для учащихся, поэтому время от установки доски до начала использования ее возможностей (число которых в процессе осваивания многократно возрастает) предельно мало.
  2. Побуждают учителей включать в разрабатываемые уроки разнообразные электронные материалы. Преподаватели делают это с энтузиазмом, наблюдая рост отметок и прилежания учеников при работе с интерактивными досками.
  3. Учителя могут сохранять сделанные на уроке комментарии для использования их в других классах или в следующем учебном году. Интерактивная доска позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными.

Эффективное использование преподавателем всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Успех урока, конечно, не зависит от новых технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, и важно понимать, что эффективность работы с ней во многом зависит от того, как учитель применяет ее те или иные возможности.

Таким образом, интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, позволяющее поднять его на качественно новый уровень.

В нашей школе проведены семинары для учителей предметников школы, мастер-классы с использованием интерактивной доски для учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в учебном процессе

  Эффективное использование преподавателем всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Успех урока, конечно, не зависит от новых технологий и обору...

Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.

Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники д...

Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся.

Использования интерактивных технологий в учебном процессе.Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся. В современном мире для любой организации, в том числе и школы у...